Конспект урока русского языка по теме Имя числительное как часть речи ( 6 класс)

Конспект урока

Предмет: Русский язык Класс: 6
Тема урока: Имя числительное как часть речи.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цели урока:
1. Создать условия для формирования лингвистической компетентности:
- уметь определять морфологические признаки числительного;
- уметь определять синтаксическую роль в предложении;
- уметь отличать числительные от других частей речи с числовым значением;
2. Создать условия для формирования личностной компетентности:
- развивать личностные качества ребенка: критичность, положительную мотивацию, рефлексию;
-воспитывать любовь к слову, русскому языку;
-воспитывать уверенность в себе, самостоятельность;
3.Создать условия для формирования познавательной компетентности:
- учащиеся научатся находить числительное в тексте;
- научатся отличать числительное от других частей речи с числовым значением;
- научатся различать количественные и порядковые числительные.
- научатся выделять главное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, анализировать, логически излагать свои мысли.
4. Создать условия для формирования коммуникативной компетентности:
-учащиеся научатся использовать числительные в устной и письменной речи;
5. Создать условия для формирования регулятивной компетентности:
-формирование навыков контроля и самоконтроля;
- развивать умения определять цели обучения, планировать пути достижения этих целей;
Организационный момент.
Данный этап процесса обучения предполагает вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, настрой на предмет и тему урока, создание рабочего, творческого настроения.
Содержание данного этапа урока: объявление темы, постановка целей урока.
Формы организации работы учащихся: фронтальная.
Методы, используемые на данном этапе: словесные (слово учителя, беседа).
Задачи (для учителя):
- создать условия для включения учащихся в учебную деятельность;
Задачи (для учащихся):
- учиться ставить цели, которые следует достичь на уроке.

Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание













Отвечают на вопросы учителя




Записывают дату и тему урока.


Подбирают однокоренные слова.

Отвечают на вопросы учителя.




Формулируют цели урока.
Вступительное слово учителя (с элементами беседы):
- Здравствуйте, ребята! Сегодня нас с вами ожидает увлекательный и очень познавательный урок - урок-путешествие по новой теме.
- Ребята, а как вы думаете, зачем люди отправляются в путешествие?
- И мы с вами постараемся провести это время с пользой для себя, постараемся узнать что-то новое, чему-то научиться.
Определение темы и целей урока.
На экран выведены слова два, двойка, двойной, удвоить. Ребятам предлагается определить их принадлежность к какой- либо части речи. Они приходят к выводу, что слово два нельзя отнести ни к одной части речи, изученной ими ранее. Учитель предлагает записать дату и тему урока.

- Попробуйте подобрать однокоренные слова к слову числительное.
- От какого слова произошло слово числительное?
-
- Ребята, как вы думаете, что изучает эта часть речи.
- Прочитайте, пожалуйста, еще раз тему урока и скажите, какую цель сегодня мы должны постараться достичь, на какие вопросы мы должны ответить?
Учитель дополняет ответы:
-Все правильно, молодцы! Еще мы с вами сегодня узнаем об отличии числительного от других частей речи с числовым значением, познакомимся с количественными и порядковыми числительными и научимся их различать.







Изучение нового учебного материала.
На данном этапе урока происходит раскрытие основных, существенных признаков изучаемого явления, обучение школьников умению применять на практике полученные знания.
Ознакомление с новым речевым или языковым явлением, усвоение алгоритма применения.
Методы и приемы, используемые на данном этапе урока: наблюдение над языком, словесные(слово учителя, беседа), чтение теоретического материала учебника, практические (упражнения), проблемно- поисковые (исследование проблемного вопроса), самостоятельная работа.
Формы организации деятельности на уроке: фронтальная, индивидуальная.
Задачи (для учителя):
- организовать исследовательскую деятельность учащихся с целью наблюдения над именем числительным;
- создать условия для формирования у учащихся практического умения выделять в тексте числительное;
- создать условия для развития у учащихся творческих способностей.
Задачи (для учащихся):
- учиться ставить учебные задачи;
- решать учебные задачи, опираясь на помощь учителя и совместные наработки;
-узнать, о признаках имени числительного как части речи;
-учиться отличать числительное от других частей речи с числовым значением,
- учиться находить числительное в тексте; отличать числительное от других частей речи с числовым значением; различать количественные и порядковые числительные.


Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание

Выполняем задание вместе. Ответы учащихся:
- В первой колонке слова обозначают количество предметов и отвечают на вопросы сколько?, во второй- число и отвечают на вопросы сколько?, в третьей- порядок предметов при счете и отвечают на вопрос какой?











Ответы учащихся:
-Числительное –
это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число и порядок предметов при счете. Имена числительные отвечают на вопрос какой? и сколько? Изменяются по падежам.




Учащиеся заполняют таблицу и мы вместе проверяем.
-Сходство в том, что это самостоятельные части речи, соответственно они обладают определенным значением, могут изменяться, имеют набор морфологических признаков, и в предложении играют определенную синтаксическую роль. Их отличие состоит различном значении, вопросах, на которые они отвечают, имеют несколько различный набор морфологических признаков . И в языке они выполняют разные функции





Вывод делают сами учащиеся: числительные отвечают на вопрос сколько? и обозначают количество предметов, следовательно, они называются количественными.






Вывод делают сами учащиеся: такие числительные называются порядковыми, т. к. обозначает порядок предметов при счете и отвечает на вопрос какой?(какая?, какое?)





Учащиеся убеждаются в том, что их выводы совпадают с правилами в учебнике.
























Учащиеся работают самостоятельно с последующей проверкой.














Учащиеся делают вывод о том, что имена числительные в предложении могут выполнять роль подлежащего, сказуемого, дополнения, определения, обстоятельства.


Учащиеся убеждаются в том, что их выводы совпадают с правилами в учебнике.

Организация исследовательской работы.
1.Работа с заданием под звездочкой на с.143-144.
- Рассмотрите предложения в трех колонках.
-В какой колонке выделенные слова обозначают количество и отвечают на вопрос предметов, число, порядок при счете? На какие вопросы они отвечают?
-Найдите числительные. Можно ли определить их падеж?
2. Сделаем небольшое обобщение. (закрепим еще раз в устной речи результат исследования)
Ребята, мы выяснили, какое общее значение имеют имена числительные, на какие вопросы отвечают, как могут изменяться. На какие вопросы, сформулированные нами ранее, мы уже можем ответить?

Составление определения. (закрепление результата на письме; развитие умения применять полученные знания и анализировать)
- Рассмотрите таблицу и по аналогии заполните третий столбик.
- Назовите сходства и отличия между этими частями речи. (таблица отображена на экране)
Приложение 1.
Теперь сравним свое определение с тем, что дано учебнике (с.145). (чтение теоретического материала). Делаем вывод, что формулировка, которую мы дали – правильная.
3Предлагаю на оставшиеся вопросы ответить после того как мы выполним следующее задание.
- Внимательно прочитайте вопросы, расположенные на экране и запишите ответы, используя числительные.
- На какой вопрос отвечают выписанные вами числительные?
- Что они обозначают?
-Ребята, посмотрите внимательно на дату, записанную в тетради. Найдите числительное. На какой вопрос оно отвечает? Что оно обозначает?

Выводы, сделанные учащимися в результате исследования, совместно с учителем обобщаются. А теперь предлагаю ваши выводы сравнить с выводами учебника на стр. 144 (чтение теоретического материала)


4. Ребята, посмотрите на экран. У числительных «много родственников» по морфологической линии.
У числительного один (един) их около тридцати, причем различных частей речи: существительные (одиночка, одиночество, единство.), прилагательные (одинаковый, одинарный, единый), глаголы (соединять, объединять, воссоединять), наречие (однажды, воедино), и даже союз (однако).
А если учесть и «дальних родственников» - сложные слова, в состав которых входит числительное один (един), то получится довольно большая семья.

Учитель.
- Ребята, вы доказали сейчас, что от числительных образуется много слов других частей речи, которые нельзя путать с числительными.
- Перед вами на экране несколько предложений, в которых встречаются слова с корнем тр. Определите, какими частями речи и членами предложения являются эти слова.

Проверка работы.

Учитель предлагает сделать вывод о синтаксической роли числительного в предложении.


- Молодцы, а теперь сравним ваши выводы, с выводами учебника на стр. 144 (чтение теоретического материала)


Задание:
1.Трем комнатам. Одиннадцати окон.
Семью стульями.
2.Три и семь будет десять.
Сложите одиннадцать и три.
К семи прибавьте одиннадцать.
3. Третью комнату.
Одиннадцатым окном.
Седьмого стула.
































1.Сколько лет жил старик со старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке А.С. Пушкина»?
2. Сколько пятниц на неделе у человека, легко и часто меняющего свои решения?
3. Сколько богатырей было в «Сказке о мертвой царевне»?
4. О скольких каплях воды говорится во фразеологизме со значением «очень похожи, одинаковые»?
5. Сколько коробов можно наврать?
6. Сколько должно быть зайцев, чтобы погнаться за ними и ни одного не догнать?
7.Сколько раз нужно примерить, чтобы один раз отрезать
(тридцать лет и три года, семь пятниц, семь богатырей, две капли, три короба, два зайца, семь раз).






























Записывают предложения в тетрадь:
Три девочки пошли в гости к своей подруге.
С тройкой справиться,
Скажу вам,
Нелегко:
Не уедете на тройке
Далеко! (П. Мумин)
3. Два да три –пять.
4. В окне на девятом этаже загорелся свет.
5. Праздничный концерт начинается в шестнадцать часов.


Закрепление учебного материала.
Цель данного этапа урока- закрепление полученных знаний на практике.
Задачи (для учителя):
-обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в
измененной ситуации;
-развивать у учащихся рефлексивные способности;
Задачи (для учащихся):
- закрепление практического умения выделять в тексте числительное;
-закрепление практического умения различать количественные и порядковые числительные;
- учиться проводить рефлексию собственной деятельности;
Методы и приемы работы на данном этапе урока: словесные (беседа), практические (упражнения ).
Формы организации деятельности на уроке: групповая, индивидуальная.
Критерии, позволяющие определить степень усвоения учащимися нового учебного материала: учащимся предлагается выполнить задания разных уровней сложности, каждый сам выбирает себе уровень, по результатам данной работы, учитель делает вывод о степени усвоения учащимися материала.
если учащийся выбрал уровень А ( и выполнил только его, а у них есть возможность выполнить задания всех уровней), то он смог овладеть знаниями только на уровне распознавания части речи.
если учащийся выбрал уровень Б, то от овладел достаточным количеством знаний, чтобы смело продолжать изучение данной темы;
если ученик выбрал уровень В (и успел выполнить все остальные задания), следовательно, он усвоил материал урока полностью.



Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание

Ответы учащихся.



Учащиеся выполняют задание и, выполнив, собираются в группы для взаимопроверки. Оценивают друг друга. Ключи к заданиям учащиеся могут посмотреть на экране.

На данном этапе работы выясняется насколько качественно учащиеся усвоили новый материал.
Для дальнейшей работы предлагаю выполнить 3 задания:
-Попробуйте сформулировать задания и определить их уровни сложности. (После высказываний учащихся, учитель демонстрирует полный текст заданий)
-А- 1 уровень, самый легкий, т. к.
Нужно определить части речи.
-Б- 2 уровень, сложнее, т. к. необходимо числительные разделить на две группы: порядковые и количественные, определить какими членами предложения они являются;
-В- 3 уровень, самый сложный, т. к. необходимо вспомнить и записать как можно больше пословиц и поговорок и фразеологизмов, которые содержат: а) количественные;б) порядковые числительные.

- Выберите каждый для себя одно задание, то, которое вам по силам, и выполните его. После выполнения проведите взаимопроверку, собравшись в группы с одинаковыми заданиями (работа по группам).

Учитель помогает ребятам разбиться на группы. Во время выполнения задания он наблюдал, какой уровень выбрал каждый ребенок и положил рядом с ним фишку соответствующего цвета.
А)
Два, пятый, шестнадцать,
тринадцать, шестиярусный
второй, восьмерка
четвертый, пятиэтажный
утроить, двойка, шесть
тридцать три, семиклассник.

Б)
Маша живет на шестом этаже.
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
Умножьте пять на три.
Восьмое Марта-праздник мам.
Я решаю десятое упражнение.
Первое сентября - День знаний.
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
Спи, глазок, спи, другой,
а про третий и позабыла.
До конца урока осталось пять минут.

В)
Возможные ответы:
(Один ум хорошо, а два лучше. Семь раз отмерь - один отрежь. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Все как один, в один голос (единодушно), за один присест (сразу) и.т.д.)




Этап рефлексии учебной деятельности (итог).

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
- Ребята, подошло к концу наше сегодняшнее путешествие, что нового мы узнали сегодня на уроке? Достигли мы цели, которые ставили в начале урока? (обобщение изученного).
Работа с сигнальными карточками (красные- положительный ответ, синие – отрицательный).
Тезисы.
Числительное может обозначать количество предметов.
Числительное может отвечать на вопрос что?
Все числительные могут отвечать на вопрос какой?
Количественные числительные обозначают номер по порядку.
Числительное изменяется по падежам.
Успешно мы сегодня поработали? Все ли у нас получилось?
Возникли трудности с определением синтаксической роли имени числительного, поэтому в домашнем задании будет присутствовать этот элемент и на следующем уроке мы обязательно к нему вернемся.
Итак, впереди у нас много уроков, на которых мы будем продолжать изучение имени числительного. Мы узнаем о его синтаксической роли, о том, как грамотно писать и употреблять числительное в речи, узнаем этимологию новых слов и многое другое.

5. Задание на дом.
На данном этапе урока происходит подготовка к восприятию домашнего задания и разъяснение его сути.
Цели учителя, которыми он руководствуется задавая задание на дом:
- обеспечить закрепление теоретического материала;
-обеспечить закрепление навыков практической работы;
Цели самостоятельной работы для учащихся:
- закрепить полученные теоретические сведения об имени числительном как части речи;
-закрепить практические навыки в умении находить числительные в тексте и отличать их от других частей речи, имеющих числовое значение;
-закрепить навыки в различении количественных и порядковых числительных, определении их синтаксической роли;
Метод, используемый на данном этапе: словесные (слово учителя.)

Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание

Внимательно слушают объяснение домашнего задания, записывают его в дневник.
Домашнее задание состоит из теоретического материала, который вы должны повторить (с.144-145) , памятку «Имя числительное как часть речи» выучить наизусть. Эти теоретические знания помогут вам вспомнить то, о чем мы говорили на уроке и вам будет легче выполнять практические задания.
Практические задания: упражнение 345. (открываем это упражнение и читаем задание). Необходимо списать текст, над количественными числительными надписать букву к., над порядковыми- букву п. Подчеркнуть выделенные числительные как члены предложения. Инструкция к выполнению задания: помните, что количественные и порядковые числительные отвечают на вопрос сколько? и какой?
Вспомните, что числительные могут быть разными членами предложения (подлежащими, сказуемыми, дополнениями, определениями, обстоятельствами).
Упражнение 346. Нужно дополнить каждый ряд данными словами. Инструкция: помните, что числительные необходимо отличать от других частей речи, имеющих числовое значение (существительных, прилагательных, глаголов). Числительное обозначает количество предметов, число и порядок предметов при счете, а перечисленные части речи имеют другое значение.
Успехов, ребята!











Приложение 1.
Работа с таблицей
Имя существительное
Имя прилагательное
Имя числительное

1. Часть речи
1. Часть речи
1.

2. Обозначает предмет
2. Обозначает признак предмета
2.

3. Отвечает на вопросы кто? что?
3. Отвечает на вопросы какой? чей?
3.



Заполненная таблица

Имя существительное
Имя прилагательное
Имя числительное

1. Часть речи
1. Часть речи
1. Часть речи

2. Обозначает предмет
2. Обозначает признак предмета
2. Обозначает количество предметов, число, порядок предметов при счете

3. Отвечает на вопросы кто? что?
3. Отвечает на вопросы какой? чей?
3. Отвечает на вопросы сколько? Какой?


15