Тема урока: Музыка Востока в творчестве русских композиторов Цель: проанализировать своеобразие музыкального языка. Выявить интонационно-ритмические особенности русской и восточной музыки, закрепить представления о поэтизации Востока русскими композитор


МБОУ СОШ № 30 города Южно-Сахалинск
Учителя музыки высшей квалификационной категории
Шимко Елены Ивановны
Урок в 4 классе
Тема урока: Музыка Востока в творчестве русских композиторов
Цель: проанализировать своеобразие музыкального языка. Выявить интонационно-ритмические особенности русской и восточной музыки, закрепить представления о поэтизации Востока русскими композиторами Задачи: 1. Закрепить и расширить ранее полученные знания об особенностях музыкального языка народов России;2. Выявить особенности претворения «восточной темы» в русской культуре 19 века. 2. Развивать навыки анализа музыкальных произведений; развивать ассоциативное мышление, устанавливать интонационно-образные связи музыки с литературой и изобразительным искусством; творческие навыки 3. Воспитывать уважение к различным мировым культурам. Музыкальный материал:
«во поле береза стояла» - исполнение , анализ;
«Восточная мелодия» - слушание, ритмопластическое изображение на бумаге;
симфоническая сюита Н. Римского-Корсакова Шехеразада (1часть, фрагмент, Шехеразады);
Оборудование: портреты композитора Н. Римского-Корсакова, музыкальный центр, компьютер, медиа-проектор; в ходе урока использован дидактический материал, представленный в виде иллюстрированного приложения в среде Power Point XP (слайды на тему “Василий Верещагин. Восток.”, слайды “Дивный восток” на музыку, сочинённую ученицей и слайд “Особенности музыкального языка”); ХОД УРОКА
Организационный момент.
Музыкальное приветствие : настроить ребят на творческое, рабочее настроение.
Исполнение: « Урок приветствие», исполнение в характере, легко, непринужденно.
- Я принесла вам необычный подарок - это книга, но она не простая. Она хранит много секретов. Нам предстоит прочесть и разгадать много тайн и загадок, скрытых в этой книге!- Вы готовы отправиться в волшебный мир?- Скажите, пожалуйста, ребята, как называется урок, на который вы сегодня все пришли – такие красивые и очень внимательные? (МУЗЫКА.)- Обратите внимание – вы открыли первое слово – нашей загадки. МУЗЫКА- Ребята, а кто пишет музыку? (композиторы). II. Активизация ранее полученных знаний. - Я знаю, что мы много путешествовали в этом году по России. Расскажите, с какими жанрами русской музыки вы познакомились?
(если дети затрудняются ответить, то напеть фрагменты песен хороводных, солдатских, частушек, колыбельных,..)Исполнение русской народной песни «Во поле береза стояла»- хороводная.- Ребята, вы молодцы – много жанров русской музыки вы знаете и помните. Я предлагаю вам еще раз исполнить песню «Во поле береза стояла», при этом исполнить не совсем обычно, так как вам нужно будет петь, и рисовать мелодию этой русской народной песни.
Исполнение песни «Во поле береза стояла» русская народная песня (Внимание на интонирование мелодии)Загадка: «Стоит Алена: платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан»- Ребята скажите , пожалуйста, как двигалась мелодия? ( сверху вниз, плавно, напевно ,протяжно, певуче, широко, …)- Молодцы, правильно, русская мелодия протяжная и напевная, образ березы во многих книгах , олицетворяется с образом русской девушки.( достать из книги стих о березе)Березка, над рекой склонившись,Слегка качает головой,Как будто девушка, влюбившись,Сидит в раздумьях пред зарей.Ах, как красиво отражаласьНа белом платьице заряИ как, играя, заряжалисьЗеленой бодростью глаза!Мавлютовой Регины, ученицы 7 класса, г.Стерлитамак.- Но сегодня из России мы отправляемся очень далеко…. Мы полетим на самолете.- Прошу пристегнуть всех ремни безопасности. Наш самолет взлетает. Я попрошу Вас сейчас проверить работу двигателя ( жужжим), турбин( гудим), Итак, мы взлетаем! III. Углубление в тему
Достать билет из книги- Вот Ваш билет, но чтобы прилететь в эту страну, нужно внимательно вслушаться в музыкальные интонации.
- Я уверена, что сейчас вы сами определите , куда мы прилетели. Для этого я прошу Вас взять маркеры, слушая музыку и не отрывая карандаша – рисовать направление мелодии. Звучит музыка Римского – Корсакова симфоническая сюита “Шехеразада” Слайд- вы догадались куда мы совершили приземление???-Почему вы так считаете??? Восток – дело тонкое – почему так говорят??? Знаете ли вы восточные сказки??? - Охарактеризуйте, пожалуйста, особенность мелодического рисунка этой темы. (Извилистый, волнистый, затейливый, вьётся тонким узором, орнаментальный, убаюкивающий, завораживающий) ИЗВИЛИСТЫЙВОЛНИСТЫЙЗАТЕЙЛИВЫЙ ВЬЕТСЯ ТОНКИМ УЗОРОМОРНАМЕНТАЛЬНЫЙУБАЮКИВАЮЩИЙЗАВОРАЖИВАЮЩИЙЭтот чудный Восток – Небылицей прикрыто Былое, Где в дороге увидишь знакомый из сказок пейзаж… Здесь всё так же, как встарь… и волшебное в ранге простого… И сакральное… с кофе – для будней обычный пассаж… –какой же настоящий Древний Восток.… Вспомнить Древний Восток нам поможет сборник арабских сказок “Тысяча и одна ночь”, который знаком и любим нами с детства. – А почему эти сказки нам так нравятся? (много увлекательных приключений и т.д.)– Назовите героев сказок, которых вы помните? (Синдбад, Алладин, Али-баба и т.д.) Чем они так известны? (ответы детей)– Представьте, что вы оказались среди этих героев. Каким вы себе представляете Древний Восток? Какие ассоциации у вас возникают при упоминании этого слова? Без чего он невозможен? (верблюды, песок, шумный рынок, ковры с узорчатым орнаментом, причудливая мозаика дворца султана…)открываем страницу книги – с изображением Восточной улиц, и параллельно слайдыДополняем ответы детей показом слайдов:– серия живописных восточных картин (слайда),– иллюстрации из восточных сказок (слайд)– Сегодня мы с вами приоткрыли дверь в сказочный мир Востока, который не перестает удивлять нас во все времена. Примерно также, давным-давно, увлек Восток и русского композитора Николая Римского-Корсакова (показ портрета). Русский композитор, юный юнга любил море, и путешествия. - И мы теперь полностью раскрыли и можем прочесть тему нашего урока.МУЗЫКА Востока в творчестве русских копозиторов.- Он написал симфоническую сюиту “Шехеразада” в четырех частях всего лишь за два месяца.– Трудно ли будет догадаться, что послужило источником создания сюиты? (сказки “Тысяча и одна ночь”)– Эти сказки создавались многими поколениями разных народов Востока: арабами, персами, индусами, турками. В России перевод сборника сказок появляется лишь в начале 19 века. Впервые прочитав его, Н. Римский-Корсаков, пораженный сказочным миром Востока, сразу же написал симфоническую сюиту “Шехеразада”.– Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с “Русским Востоком”. В симфонической сюите “Шехеразада” можно услышать, представить и увидеть чудеса Востока. Свое сочинение Н. Римский-Корсаков предваряет небольшим программным вступлением (на доске появляется слайд):Султан Шахриар, убежденный в коварности и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая из ему в продолжение 1001 ночи, так что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и, наконец, совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ. IV. Слушание музыки– Итак, слушаем фрагмент из первой части сюиты, который начинается с показа главных героев Шахриара и Шехеразады. Представьте, какими они показаны? Какие чувства испытывают? (слушание)– Каков нрав восточного повелителя? Каким вы его себе представляете? (грозный, могучий, злой, властный султан, который величаво лежит на подушках и раздает приказы…)– Как вы это почувствовали? (воинственно и грозно звучат инструменты медной духовой группы…)– А какую картину рисует в твоем воображении тема Шехеразады? (мягкая, нежная…) Учитель дополняет ответы детей, обращая их внимание на доску, – переворачиваем карточки и читаем вслух:
(нежная, тонкая, изящная, пленительная, мягкая. Задумчивая, мечтательная.)
– Какой инструмент помог нам все это почувствовать? (скрипка и арфа)– С чем можно сравнить здесь мелодический рисунок? (ответы детей)– Скрипка и арфа поют нам пленительную мелодию: редкого обаяния напев вьется тонким, извилистым узором и умиротворяет все вокруг. Пожалуй, это самая поэтическая восточная мелодия в русской музыке. V. Пение и пластическое интонирование (двигательная импровизация)– Восточные девушки завораживают путников не только волшебным пением, но и необычными танцевальными движениями. Какими вы их видите? Как они двигаются? (мягкие, плавные движения; легкая одежда из шелка; загадочный, нежный взгляд…)Роль исполнителей восточного танца – представьте, что вы находитесь в волшебном замке султана и должны своим пением, движениями, взглядом поймать в свои сети путника. Творческое задание с элементами импровизации на подбор подходящих к музыке движений.- Исполнить песню «Во поле береза» на восточный манер.- Ребята, почему Римский –Корсаков не изменил русскую музыку на восточный манер , а сочинил Восточную мелодию?- Что произошло с напевной и широкой мелодией – которая рисовала образ РУССКОЙ ДЕВУШКИ?- Именно поэтому , русские композиторы не изменяли русские народные песни, а наоборот писали – музыку характерную для Восточной Страны, для этого они изучали мелодический строй и ритм восточный народным мелодий.VI. Работа в группах- Ребята, нам пора возвращаться домой. Но для того, чтобы вернуться, нам нужно выполнить задания «Волшебной Книги».- работа в группахКоманда «Знатоки Востока» и «Знатоки России»1. Подобрать характеристики – для восточной музыки.2. Из элементов сделать образ Восточной девушки.3. украсить газету в восточном стиле1. Подобрать характеристики русской музыки.2. Из элементов сделать образ русской девушки.3. Украсить газету в русском стиле.
IV. Итог урокаВывод по уроку:В каждой стране, в культуре – свои интонации. Композиторы практически создали интонационно-географическую карту. Каждый музыкант воспринимал и перерабатывал эти интонации по-своему, создавая новые образы, обогащая тем самым культуру своей страны.– Что помогает композиторам сочинять восточные темы? Обязательно ли для этого отправляться в путешествие на Восток?– Раскрывая тему нашего урока, мы выяснили, что Восток в русской музыке создан композиторами на основе подлинных народных мелодий и показан не внешне, декоративно, а всегда постигается изнутри, ведь русской культуре свойственна широта интересов и великая способность “входить в образ”, “вживаться” в явления других национальных культур. VII. Рефлексия- Ребята , Вы сегодня совершили необычное путешествие и помогли разгадать и прочесть таинственные странички волшебной книги. Мне особенно понравилось , как вы тонко и красиво описывали восточные интонации и изобразили их в ваших орнаментах. - С что понравилось Вам?- СПАСИБО, замечательные ответы! Вы настоящие ценители восточной и русской музыки. VIII. оценивание, домашнее задание- Ребята , я предлагаю вам провести исследование, дома сравнить чешскую музыку с музыкой востока и русской музыкой , послушав музыку записанную на этом диске. И это не последний подарок.- Свои сказки восточная красавица Шезерезада рассказывала ночью, а ночью как известно падают звезды. И можно загадывать желания.- Я хочу чтобы вы сегодня достали из этой волшебной книги – по одной звездочке – и пусть эти добрые пожелания обязательно исполнятся. - Спасибо Вам ребята за урок и за замечательное общение!- Я буду рада, если вы напишите мне о своих исследованиях.Самоанализ урока по теме «Музыка востока в творчестве русского композитора» тема четверти «Музыка разных народов мира» Урок проведён в 4- классе. В классе 26 человек. Урок дан по программе Д.Б.Кабалевского «музыка»Тема урока: «музыка востока в творчестве русского композитора». Тип урока: урок введение в тему четверти «музыка разных народов мира»Цель: проанализировать своеобразие музыкального языка. Выявить интонационно-ритмические особенности русской и восточной музыки. - формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического развития личности. Задачи: Обучающие:1. Закрепить и расширить ранее полученные знания об особенностях музыкального языка народов России;2. Выявить особенности претворения «восточной темы» в русской культуре 19 века. 3. Развивать навыки анализа музыкальных произведений; развивать ассоциативное мышление, устанавливать интонационно-образные связи музыки с литературой и изобразительным искусством; творческие навыки 4. Воспитывать уважение к различным мировым культурам. 5.Учить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека.Развивающие: - развивать творческие способности учащихся, ассоциативное мышление; - развивать звуковысотный и ритмический слух детей. Воспитательные: - способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру; - воспитывать потребность в общении с музыкой. Содержание урока адекватно педагогическим требованиям, теме и целям урока. Структура урока соответствует типу урока, оправдана с позиции драматургии, урок отличается целостностью, эмоциональной атмосферой познания. Дозировка времени для каждого вида деятельности детей продумана и соответствует психологическим особенностям процесса внимания у школьников.На начальном этапе урока использовался игровой прием , способствующий активировать познавательную деятельность учащихся.Основная часть урока отведена на знакомство с музыкой Востока о композиторе и его произведении, через ритмопластическое интонирование музыки – учащиеся раскрыли сюжет музыкального произведения. На уроке использовались разнообразные методы : анализ музыкального произведения, разучивание нового произведения с пластичным интонированием ,что способствовало быстрому разучиванию не только стихотворного текста , но и мелодии. В уроке были использованы различные виды деятельности, каждый из которых логически мотивирован и целесообразен (слушание, пение, двигательная импровизация). На уроке нашло отражение сочетание фронтальной работы с учащимися и индивидуальной, предусмотрены вопросы и задания детям, а также использование технических средств. Эффективность реализации цели и задач урока Выполнению цели урока способствовали обучающие, развивающие и воспитательные задачи. 1. Обучение применению в практической деятельности понятий «изобразительность » и «выразительность» просматривается на всех этапах урока и проведено через фронтальные и индивидуальные формы работы. На этапе закрепление пройденного материала: - двигательная импровизация; 2. Любовь, уважение, чувство эстетического сопереживания, а также восприятие музыки как важной части жизни каждого человека просматривается на протяжении всего урока: слушая музыкальные произведения, при пении песен. . 3. На уроке реализованы воспитательные задачи: формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру, потребность в общении с музыкой, которые просматривались через: пение песен, слушание произведений Урок имеет практическую направленность.На уроке попыталась показать приемы развития ритмического слуха и моторно-двигательной памяти с элементами графического воплощения услышанного.О высокой степени активности учащихся и умения самостоятельно работать в группах, позволяет судить творческая работа, составленная ими в конце урока, с помощью которой учащиеся закрепили и разграничили понятия изобразительность и выразительность.Цель урока достигнута.Таким образом, цель и задачи данного урока выполнены, эффективность урока составляет 100%. Домашнее задание носит творческий характер, учащимся представляется свобода выбора для его выполнения.