Дидактический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку

Дидактический материал к элективному курсу «Интенсивный курс грамотности».
Мини- тесты по подготовке к ОГЭ.
Данный дидактический материал может помочь учителю в более эффективной подготовке учащихся к Государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе. Его можно использовать не только на элективном курсе, но и на каждом уроке русского языка. Задания сформулированы на основе части В.
Проверка знаний учащихся из многих разделов русского языка осуществляется на основе одного предложения, что позволяет осуществить контроль знаний на уроке и дать учащимся возможность быстрее адаптироваться к уровню заданий, представленных в Государственной итоговой аттестации, проверка заданий осуществляется при взаимоконтроле на уроке


Ежедневно весь мир пьет чай, не задумываясь, что когда-то он был одним из чудес Китая.
Указать тип сложного предложения.
Составить схему предложения.
Выписать словосочетание с типом связи примыкание.
Подобрать синоним к слову «чудеса».
Выписать деепричастие и сделать его морфемный разбор.
Составить схему данного предложения.
Выписать определительное местоимение.
Одним из важнейших свойств человека является способность понимать окружающих, чувствовать их настроение, сопереживать им.
Выписать из предложения грамматическую основу.
Определить тип связи в словосочетании «понимать окружающих».
Выписать орфограмму «Корень с чередованием».
Подобрать синоним к слову «способность».
Определить тип предложения. Если сложное, то указать какое? Если считаете, что простое предложение, чем оно осложнено?)
Сделать морфемный разбор слова сопереживать.
Выписать слово с непроизносимой согласной в корне.

Придет весна воды, и, конечно, я, как все охотники, отпраздную ее на местах.

1.Укажите количество грамматических основ в предложении.
2. Определите вид предложения.
3 Определите вид связи в словосочетании ВЕСНА ВОДЫ. Произведите замену на связь СОГЛАСОВАНИЕ.
4. Подобрать антоним к слову ПРИДЕТ.
5. Выписать вводное слово и указать его значение.
6. Какое средство речевой выразительности используется в предложении?
Определить часть речи ЕЕ.
Выписать слово с непроизносимой согласной в корне.


Русалка плыла по воде голубой, озаряема полной луной, и старалась она доплеснуть до луны серебристую пену волны.
Указать количество грамматических основ в предложении.
Вид сложного предложения .
Чем осложнена первая часть предложения ?
Определите вид связи в словосочетании ОЗАРЯЕМА ЛУНОЙ.
Выписать страдательное причастие Настоящего времени , образованное от глагола первого спряжения.
Подобрать синоним к слову СТАРАЛАСЬ.
Указать способ образования слова СЕРЕБРИСТУЮ.
выписать слово с орфограммой «Корень с чередованием».
Береза - самое древнее и самое распространенное северное сырье, использовавшееся всевозможными мастерами.

Чем осложнено данное простое предложение.
Выписать грамматическую основу.
Определите вид связи в словосочетании ВСЕВОЗМОЖНЫМИ МАСТЕРАМИ.
Подобрать антоним к слову СЕВЕРНОЕ.
Выписать орфограмму «В страдательных причастиях прошедшего времени пишем ЕНН»
Указать часть речи слова САМОЕ.
Сделать морфемный разбор действительного причастия прошедшего времени.
Погруженный в тяжелые воспоминания, старик не мог долго заснуть.
Указать количество грамматических основ.
Выписать составное глагольное сказуемое.
Чем осложнено данное предложение?
Заменить словосочетание В ТЯЖЕЛЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ , построенное на основе согласования синонимичным со связью примыкание.
Заменить слово ТЯЖЕЛЫЕ нейтральным синонимом.
Выписать страдательное причастие прошедшего времени.
Указать количество букв и звуков в слове ВОСПОМИНАНИЯ.
В лодке сидела Елена с Петровым и стоял длинный ящик, покрытый черным сукном.
Определить тип сложного предложения.
Чем осложнена вторая часть предложения?
Указать тип связи в словосочетании ЧЕРНЫМ СУКНОМи СИДЕЛА В ЛОДКЕ.
Подобрать синоним к слову ДЛИННЫЙ .
Почему нет запятой перед союзом И ?
Сколько грамматических основ в предложении?
Выписать глагол , в котором правописание безударного суффикса обусловлено конечным гласным основы неопределенной формы.
Выписать слова с орфограммами « Проверяемая согласная в корне слова» и « О_Е после шипящих в корне»
8. Щенок с веселым лаем выскочил на улицу, виляя дружелюбно хвостом, но, увидев нас , испугался и замолк.
Чем осложнено простое предложение?
Заменить слово ДРУЖЕЛЮБНО нейтральным синонимом.
Выписать деепричастие и обозначить морфемы.
Выписать слово с орфограммой « Корень с чередованием»
Произвести замену в словосочетании , С ВЕСЕЛЫМ ЛАЕМ, типа связи согласование на управление.
Выписать грамматическую основу

9 .Он шел прихрамывая, и на коленке у него была ссадина, запекшаяся , как сургучная печать. В руке он держал веревку, к которой была привязана серая тряпка.
Указать количество грамматических основ в 1-м предложении.
Указать средство выразительности во 2-м предложении
Вид придаточного в сложноподчиненном предложении.
Чем осложнено первое предложение?
Выписать слово правописание приставки определяется равилом «Пишется ПРИ-, если используется в значении неполноты действия.
Указать часть речи ЗАПЕКШАЯСЯ и сделать морфемный разбор слова.
Составить схему 2-го предложения.
10. Чтоб дни мои быстрей неслись в походах и боях, издалека мне улыбнись, моя любимая.

1.Определить тип сложного предложения.
Указать тип связи в словосочетании УЛЫБНИСЬ ИЗДАЛЕКА
Выписать прилагательное в простой сравнительной степени.
Выписать сочинительный соединительный союз.
5.Указать тип связи в словосочетании УЛЫБНИСЬ ИЗДАЛЕКА.
Выписать местоимения и указать их разряды.
Чем является в предложении словосочетание МОЯ ЛЮБИМАЯ, почему обособляется?
11. Я быстро взглянул вверх: над нами бесшумно летела крупная птица.
Объяснить двоеточие. Определить тип сложного предложения.
Из первой части выписать словосочетание с типом связи примыкание.
Слово БЕСШУМНО заменить нейтральным синонимом.
Указать количество грамматических основ.
Из предложения выписать наречие с приставкой, в которой при произношении происходит уподобление конечного парного по глухости звонкости.
Выписать местоимение и указать его разряд.
В слове КРУПНАЯ указать количество букв и звуков.
12. Зима начала хозяйничать над землей , но мы знали, что под рыхлым снегом, если разгрести его руками, еще можно найти свежие цветы.
Определить вид подчинительной связи и составить схему предложения.
Выписать составное глагольное сказуемое.
Определить вид связи в словосочетании СВЕЖИЕ ЦВЕТЫ.
Подобрать синоним к слову РЫХЛЫЙ.
Определить часть речи слова ЕЩЕ.
Сколько грамматических основ в предложении?
Выписать сочинительный союз.
13. В утреннем белом тумане, плотно лежащем по всему полю, мчались пятеро всадников .
Определить тип предложения. Указать, чем оно осложнено.
Выписать действительное причастие.
Подобрать нейтральный синоним к слову МЧАЛИСЬ.
Выписать орфограмму « В прилагательном суффикс –ЕНН-
Указать суффикс в собирательном числительном.
Определить тип связи в словосочетании ПЯТЕРО ВСАДНИКОВ.
Выписать грамматическую основу.
14. Когда убирали носилки, щелкнул замок, а Бим лег у двери, вытянул передние ноги.

Вид сложного предложения.
Сколько грамматических основ в данном предложении?
Выписать слово с орфограммой «Безударная гласная в корне слова».
Подобрать синоним к слову ЛЕГ.
Сколько грамматических основ?
Определить тип связи в словосочетании ЛЕГ У ДВЕРИ.
Есть ли в предложении однородные члены предложения?

15. В течение многих тысячелетий меняется форма зеленой поверхности, и там, где раньше шумело море, впоследствии могла образоваться суша.
Определить тип предложения и составить его схему.
В каком значении употреблено слово СУША?
Определить часть речи слова ТАМ и ВПОСЛЕДСТВИИ.
Какие знаки в предложении ВЫДЕЛИТЕЛЬНЫЕ или РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ?
Способ образования слова ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ?
Выписать производный предлог.
Указать количество грамматических основ.
Тип связи согласование в словосочетании ЗЕЛЕНАЯ ПОВЕРХНОСТЬ заменить на управление.
16. Растения и животные играют важную роль в разрушении горных пород. Если в трещину попадает семя, оно прорастает и, постепенно утолщаясь, будет раздвигать ее.
Первое предложение простое или сложное?
Чем осложнено второе предложение?
Указать часть речи УТОЛЩАЯСЬ и сделать его морфемный разбор.
Выписать слово с орфограммой «Корень с чередованием».
Подобрать нейтральный синоним к слову ПОСТЕПЕННО.
Определить тип связи в словосочетании, ПОСТЕПЕННО УТОЛЩАЯСЬ.
Указать количество букв и звуков в слове ПОПАДАЕТ
Сколько грамматических основ в первом предложении?
17. Я подошел к окну и увидел: ночью снег запорошил весь сад.
Указать тип сложного предложения и составить схему.
Определить тип связи в словосочетании ПОДОШЕЛ К ОКНУ.
Подобрать синоним к слову ЗАПОРОШИЛ.
Выписать глагол , в котором правописание безударного суффикса обусловлено конечным гласным основы неопределенной формы.
Укажите количество грамматических основ в предложении.
Выписать местоимение и указать его разряд
18. Кое-где из-под снега выглядывали кустарники, но ни один сухой листок не шевелился, и весело было слышать среди этой тишины фырканье почтовой тройки.
Указать количество грамматических основ.
Определить тип связи в словосочетании ВЕСЕЛО СЛЫШАТЬ.
Подобрать антоним к слову СУХОЙ.
Выписать сложный предлог.
Выписать слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
Найти слово с орфограммой «Безударная гласная в корне слова».
19. Жизнь моя - железная дорога, вечное стремление вперед
Определить тип предложения, чем оно осложнено.
Выписать грамматическую основу.
Изменить согласование ( ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА) на управление .
Объяснить постановку тире.
Найти слово, образованное суффиксальным способом образования.
Подобрать синоним к слову СТРЕМЛЕНИЕ.
20. Любовь к родине становится зрелой в тот час, когда Родиной назовешь не село и не город, а всю большую страну.
Заменить нейтральным синонимом слово ЗРЕЛОЙ
Указать тип связи в словосочетании БОЛЬШУЮ СТРАНУ.
Выписать грамматическую основу .
Определить тип придаточного предложения. Составить схему предложения.
Выписать указательное местоимение.
Выписать глагол 2-го лица единственного числа.
21. Лес, наряженный в серебристый иней, окружал нас, потряхивая заснеженными верхушками.
Выписать обособленное обстоятельство.
Есть ли в предложении обособленное определение?
Найти страдательное причастие прошедшего времени.
Подобрать синоним к слову НАРЯЖЕННЫЙ.
Выписать грамматическую основу.
Определить тип предложения, чем оно осложнено?
Указать способ образования слова СЕРЕБРИСТЫЙ.
22. Все это: и картины, и книги, и любимый письменный стол, и мягкие кожаные кресла – показалось ему чужим и ненужным.
Заменить слово ЧУЖИМ синонимом.
Выписать слово , в котором правописание Н- определяется правилом « В прилагательном с суффиксом –АН, -ЯН пишем одно Н».
Заменить согласование ПИСЬМЕННЫЙ СТОЛ на управление.
Указать количество грамматических основ.
Составить схему предложения, объяснить его тип.
Определить тип союза И.
23. Увидев меня, Анна стала притворяться, что перебирает сухие листья.
Выписать слово с орфограммой «Корень с чередованием».
Указать вид сложного предложения.
Определить тип связи в словосочетании ЛЕПЕСТКИ РОЗ.
Сколько грамматических основ?
Указать лексическое значение приставки –ПРИ в слове ПРИТВОРЯТЬСЯ.
Выписать составное глагольное сказуемое.
Указать часть речи слова УВИДЕВ и способ его образования.
24. . Догорает костер, разожженный в снегу, и последний дымок его стелется низко.
Определить тип предложения . Составить схему.
Заменить глагол ДОГОРАЕТ стилистически нейтральным синонимом.
Выписать слово с орфограммой «Чередующуяся безударная гласная в корне слова».
Указать количество грамматических основ.
Заменить словосочетание, построенное на основе связи примыкания, СТЕЛЕТСЯ НИЗКО на управление.
Выписать слово правописание –Н- и- НН- определяется правилом «–НН – пишется в суффиксах полных причастий, образованных от глаголов с приставками.
Указать часть речи ЕГО.
25. Вода - великолепный чуткий собеседник, когда нельзя поговорить с людьми.
Определить тип придаточного в сложноподчиненном предложении, составить схему.
Выписать словосочетание, построенное на основе управления.
Объяснить постановку тире.
Подобрать антоним к слову ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ.
Указать количество грамматических основ.
В данном предложении союз или союзное слово?
Определить способ образования слова СОБЕСЕДНИК.
26. Мой сад с каждым днем увядает, помят он, поломан и пуст, хоть пышно еще доцветает настурций внем огненный куст.
Указать сколько простых предложений в составе сложного .
Выписать слово с орфограммой -Н и –НН- в суффиксах прилагательных».
Укажите тип связи в словосочетании ОГНЕНЫЙ КУСТ.
Чем осложнено первое предложение?
Подобрать синоним к слову УВЯДАЕТ
Определить способ образования слова ДОЦВЕТАЕТ.
15