Проект по работе с семьей Взаимодействие школы и семьи по формированию навыков здорового образа жизни младших школьников»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа №56»









Проект по теме:


«Взаимодействие школы и семьи по формированию
навыков здорового образа жизни
младших школьников»













Руководитель проекта:
Иванова П.М.







Нижний Новгород 2016
Содержание


Актуальность
Выявление проблемы
Цели и задачи проекта
Система работы
План мероприятий по реализации проекта
Заключение





















Актуальность

На основании статистических данных, свидетельствующих о несвоевременном выявлении семейного и детского неблагополучия, было выявлено отсутствие комплексной профилактической работы с семьей на ранней стадии кризиса, в том числе и на ступени начального общего образования.
Забота о сохранении здоровья учащихся, это в том числе, важнейшая обязанность школы, учителя, педагогического коллектива, родителей и самого ребенка. Немаловажную роль в этом процессе играет начальная школа. В младшем школьном возрасте продолжается социально-личностное развитие ребенка, которое подразумевает физическое, духовное, нравственное воспитание личности. Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит, в том числе, здоровый образ жизни. Именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость от того, что живешь. Только тогда, когда семья выступает как субъект образовательно-воспитательного процесса, как равный партнер в работе школы, можно достигнуть эффективных результатов по сохранению и укреплению здоровья детей. Воспитательные функции семьи и образовательного учреждения различны, но для того, чтобы ребенок рос всесторонне развитым и здоровым, необходимо их взаимодействие.

Проблема, на которую направлен проект по работе с семьей
В реальной педагогической практике многие специалисты образовательных учреждений не располагают эффективными средствами, методами и формами работы с родителями по формированию здорового образа жизни. В связи с этим особую актуальность приобретает разработка и реализация модели социально-педагогического взаимодействия образовательного учреждения с семьей.
На основании проведенного исследования социально-бытовых условий жизни и воспитания учащихся 1-го «Б» класса, (а также учащихся, находящихся на индивидуальном обучении), были выявлены неблагоприятные факторы. Некоторые из них: неполная семья, отсутствие высшего (среднего) профессионального образования у родителей, неблагоприятный психологический микроклимат семьи, наличие вредных привычек у взрослых, недостаточная материальная обеспеченность семьи.
Было проведено анкетирование родителей учащихся (1 «Б» класса и родителей учеников, находящихся на индивидуальном обучении), которое показало, что 40% ребят часто болеют простудными заболеваниями. Причинами болезней назвали:
недостаточное физическое воспитание ребенка в школе – 38% родителей;
недостаточное физическое воспитание в семье – 50% родителей;
наследственность, предрасположенность – 37,5% родителей;
иные факторы – 25%.
Большинство опрошенных родителей не осознают значение факторов, влияющих на здоровье ребенка.
В связи с этим в школе очень важно эффективно организовать работу по сохранению и укреплению здоровья школьников при тесном взаимодействии учащихся, педагогов и родителей, активизировать формы работы по взаимодействию с семьей по формированию навыков ЗОЖ у детей, создавать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.

Цель проекта: создание условий для организации эффективного социально-педагогического взаимодействия образовательного учреждения с семьей по формированию навыков здорового образа жизни младших школьников.
Задачи проекта:
привлечь внимание родителей к проблеме здоровье-сбережения;
расширить знания родителей о психофизических особенностях детей с с РАС и ТМНР младшего школьного возраста;
способствовать осознанию родителями ответственности за формирование у ребенка ценностных ориентиров здорового образа жизни;
повысить компетентность родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей и собственного здоровья;
обучить родителей эффективным формам и методам формирования навыков здорового образа жизни.
Тип проекта: практико-ориентированный.
Вид проекта: долгосрочный.
Срок реализации проекта: 2016-2017 учебный год.
Приорететным является формирование у родителей установки на самостоятельную творческую педагогическую деятельность на основе внедрения активных форм, специальных технологий и методик психолого-педагогического просвещения на основе единых принципов:
принцип сотрудничества;
принцип гуманности;
принцип доверия;
принцип объективности;
принцип достоверности;
принцип доступности;
принцип открытости;
принцип системности;
принцип последовательности;
принцип индивидуализации;
принцип добровольности.
Участники проекта:
- родители младших школьников;
- дети младшего школьного возраста;
- педагогический коллектив;
- медицинский персонал;
Условия реализации проекта
Установление партнерских отношений с семьей, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.
Создание системы просветительской деятельности с родителями и семьями учащихся.
Насыщение проекта различными формами совместной деятельности учащихся, родителей, педагогов.
Уважительное общение педагогов с родителями с учетом их культурной, религиозной и национальной принадлежности.
Обеспечение прав родителей на участие в управлении ОУ.
Активное включение в работу с семьей классного руководителя, администрации школы, педагога-психолога, социального педагога, учителя физкультуры, учителя музыки, медицинского персонала.
Планируемые результаты
осознание родителями и детьми ценности здоровья для собственной жизни;
увеличение знаний родителей о психофизических особенностях детей младшего школьного возраста, о здоровых жизненных навыках и выработка форм безопасного поведения;
повышение двигательной активности учащихся и родителей, повышения интереса к спортивным мероприятиям, спорту;
апробирование новых форм и методов работы педагога с родителями по формированию ЗОЖ.
сохранение и укрепление здоровья учащихся и осознания важности ведения здорового образа жизни.

Этапы реализации проекта
Первый этап - организационно-подготовительный.
На этом этапе изучается психолого-педагогическая литература, нормативные документы. Формируется тема проекта, определяется проблема, проводится входная диагностика, строится теоретическая модель. Готовится материальная и методическая база. Разрабатывается система социально-педагогического взаимодействия образовательного учреждения с семьей по формированию навыков здорового образа жизни младших школьников, структура, план, программа действий. Подбираются формы и методы для реализации проекта.
Второй этап - основной.
На данном этапе осуществляется реализация проекта по организации социально-педагогического взаимодействия образовательного учреждения с семьей ребенка младшего школьного возраста. Работа с родителями педагогов и специалистов по направлениям. Взаимодействие участников проекта.
Третий этап, заключительный – рефлексия.
Подведение итогов, мониторинг, анализ результатов, эффективности реализации проекта, планирование на следующий год с учетом рекомендаций, выработанных в результате анализа.

Система работы
Взаимодействие образовательного учреждения и семьи должно носить системный характер. Система такого взаимодействия складывается из различных форм и методов работы.
Формы взаимодействия педагогов и родителей
тематические родительские собрания;
праздники семьи и класса, семейные гостиные;
спортивные состязания;
походы выходного дня, экскурсии, викторины
индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей;
тематические беседы.
Основные направления реализации проекта
Основными направлениями реализации проекта являются:
Социально-педагогическая диагностика
Исследование социально-бытовых условий жизни и воспитания учащихся. В качестве основных параметров микроисследования выделяются:
Изучение семьи включает: изучение образа жизни семей; выявление особенностей семейного воспитания; выявление положения детей в системе семейных отношений; отношение родителей к проблеме здоровьесбережения.
В качестве основных методов используются: наблюдение, изучение документации, тесты, анкетирование.
2. Валеологическое просвещение родителей
Задачи:
познакомить родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психофизиологических особенностей развития;
привлекать родителей к участию в составлении индивидуальных программ (планов) оздоровления детей;
проводить целенаправленную санпросветработу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т. д.;
познакомить родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в образовательном учреждении, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
обучить родителей конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания и т. д.);
познакомить с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в образовательном учреждении, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма (фитотерапии, ароматерапии и т. д.).
3. Организация совместного досуга школы и семьи
Досуговое направление в работе с родителями является самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Досуговые мероприятия вносят существенный вклад в обогащение содержания и структуры свободного времени, развивают общую культуру личности. Способствуют укреплению семейных связей, улучшению социально-психологического климата, оказывают позитивное влияние на индивидуальность.
Используются следующие формы и методы: праздники, развлечения, спортивные досуги, совместные проекты «Моя семья», совместные походы, экскурсии.
4.Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе учреждения
Задачи:
создавать условия для активного взаимодействия школы и семьи в вопросах обучения и воспитания;
создавать условия для организации совместной деятельности по укреплению здоровья детей и формированию здорового образа жизни, социализации и интеграции детей в общество.
5. Профилактика семейного неблагополучия
Задачи:
Выявление семей «группы риска», находящихся в трудной жизненной ситуации.
Координация деятельности всех социальных служб города и правоохранительных органов по предупредительно-профилактической работе с семьями.
Защита прав и интересов ребенка.
Для реализации этих задач широко используются следующие формы и методы работы: патронаж семей, идивидуальные консультации, беседы, заседания писхолого-медико-педагогического консилиума школы.




План мероприятий по реализации проекта

Формы работы
Содержание
Срок выполнения

Социально-педагогическая диагностика

Изучение документации
Изучение медицинских карт детей, карт реабилитации личных дел.
Сентябрь

Патронаж семей
Посещение семей (по необходимости)

В течение года

Беседы с родителями
Выяснение социально условий семьи, выявление проблем, трудностей семейного воспитания, установление доверительных взаимоотношений.
Сентябрь, октябрь

Диагностика семьи
Исследование социально-бытовых условий жизни и воспитания учащихся
Сентябрь

Анкетирование
Анкета для родителей «Путь к здоровью, силе, бодрости», Анкета для родителей
«Часто ли болеет ваш ребенок»

Сентябрь, октябрь

Работа с информацией
Составление характеристики детей
Сентябрь, октябрь

Валеологическое просвещение родителей

Родительское собрание
«Психо- физические особенности учащихся младшего возраста. Советы школьного врача и психолога»
Сентябрь

Беседа
«Здоровье твоего ребенка в твоих руках»

Октябрь

Обмен мнениями
«Как наша семья укрепляет здоровье»

Ноябрь

Гостиная здоровья

«Питание детей младшего школьного возраста»
Декабрь

Обмен опытом

«Как психологический климат в семье влияет на здоровье ребенка»
Январь

Круглый стол

«Здоровье – это возможность возможностей»
Февраль

Семинар-практикум
«Физическое здоровье ребенка – залог успешности учебной деятельности»
Март

Семинар-практикум
«Закаливание ребенка дома»
Апрель

Оформление папки – передвижки
«Здоровый образ жизни семьи»
Май

Круглый стол
«Гармония общения – залог психоэмоционального здоровья ребенка».
Май

Организация совместного досуга школы и семьи

Спортивный праздник

«Вместе – мы сила!»
Ноябрь

Праздник
«День Здоровья»
Декабрь

Эстафета
«Папа, мама, я – спортивная семья»
Январь

Телепередача
«Моя семья»
Март

Конкурс
«Семья и школа играют вместе»
Апрель

Поход выходного дня
Классные туристические походы в парк культуры и отдыха совместно с родителями
Май

Участие родителей в воспитательном процессе учреждения

Родительские собрания, конференции, встречи с администрацией школы
Планирование совместных мероприятий
В течение года

Конференция
«Инновационные технологии в воспитательно-образовательном процессе школы»
Октябрь

Родительское собрание
«Организация детского питания»

Ноябрь

Практикумы
«Уроки здоровья»
«Создание общего двигательного режима в школе и дома»
Декабрь

Январь

Профилактическая работа с семьями «группы риска»

Банк данных
Создание банка данных о семьях «группы риска»
В течение года

Патронаж семей
Посещение семей, составление актов обследований, адресная помощь семьям
В течение года

Профилактические беседы


Круглый стол
«Здоровье ребенка в твоих руках».
«Воспитательный потенциал семьи».
«У здоровых родителей- здоровые дети».
«ЗОЖ- необходимая норма каждой семьи».
«Наши общие проблемы».
В течение года

Индивидуальные консультации
Консультирование родителей по плану работы с конкретной семьей
В течение года

Заседание психолого-медико-педагогического консилиума школы
По плану работы образовательного учреждения
В течение года

Взаимодействие с внешними организациями (ПДН УВД , КДН и ЗП, Управлением по вопросам семьи, материнства и детства, Центром социальной помощи семье и детям «Семья», и другими социальными службами, медико-реабилитационными учреждениями
Профилактические мероприятия по нормализации и оздоровления социального неблагополучия в семье
В течение года










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14915




Заголовок 315