Методические материалы по формированию ценностей здорового образа жизни у младших школьников Если хочешь быть здоров

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ №51



Методическое объединение классных руководителей















Методические материалы
по формированию ценностей
здорового образа жизни у
младших школьников



учитель высшей категории Баринова Наталья Николаевна













г. Тольятти
2012


Тема: ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ!
Цели : закрепить правила гигиены тела, убедить учащихся в необходимости закаливания организма; определить причины возникновения заболевания у детей; провести в занимательной форме профилактику простудных заболеваний.
Ход урока I. Введение в тему.
На доске пословицы о здоровье. Детям предлагается стрелками указать правильные части пословиц, соединив их. Затем пословицы зачитывают и поясняют смысл.
Болен - лечись, а... 1. .. .для хвори беда.
Быстрого и ловкого... 2. .. .его разум дарит.
Здоровье не купишь -... 3. .. .здоров - берегись.
Ум да здоровье... 4. .. .болезнь не догонит.
Чистая вода... 5. .. .дороже всего.
Ключ: 1-3; 2-4; 3-2; 4-5; 5-1.
II. Изучение нового материала.
Что дороже всего на свете? Почему необходимо беречь и укреплять здоровье? Какое заболевание часто является причиной ваших пропусков занятий в школе? (Простудное.) Как уберечь себя от простуды?
Нужно следовать правилам, которые помогают человеку вырасти здоровым, крепким, жизнерадостным, готовым к преодолению трудностей в труде, учебе и в жизни.
Достаточная двигательная активность включает обязательную утреннюю зарядку, дорогу в школу и из школы, или, если школа далеко, частично пешком, физкультминутки на уроках, подвижные игры на перемене, во дворе, участие в различных спортивных соревнованиях и многое другое, и - желательно - на свежем воздухе, причем никак не меньше двух часов движения в день.
Гигиена питания предусматривает соблюдение режима питания. (На доске три иллюстрации, на которых изображены дети, нарушающие правила питания.)
- Рассмотрите иллюстрации. Подумайте, правильно ли поступают дети?
Правильность питания зависит от трех компонентов: умеренность, разнообразие, режим питания.
Умеренность. Древним людям принадлежат мудрые слова: «Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть». Нельзя переедать. Если ты ешь очень много, желудок и кишечник переполняются, не успевают как следует переварить все.
Разнообразие. Пища должна быть полезной и разнообразной.
Режим питания. Принимать пищу необходимо в определенные часы. Тогда твой желудок будет всегда готов к работе. Самый лучший прием пищи - 5 раз в сутки.
Правила питания.
На доске записаны правила питания.
- Прочитайте правила. В них не хватает некоторых слов. Каких, как вы думаете?
Во время еды не .
Тщательно пережевывай .

Никогда на ходу .
Не ешь очень и очень пищу.
Правила личной гигиены просты.
- Какие вы знаете правила?
Если чувствуешь, что заболел, то немедленно скажи об этом родителям. Старайся соизмерять физические нагрузки со своим состоянием здоровья. Все правила складываются в определенный жизненный ритм, который мы называем режим дня.
Беседа о режиме дня.
Почему у нас появляются простудные заболевания?
По каким признакам вы узнаете о простуде?
Частая причина простуды - переохлаждение. Особенно в такие моменты, когда ребенок наиграется. Не забывайте, что после бега одежда становится мокрой от пота, и от этого переохлаждение еще опаснее. У некоторых людей простуда возникает оттого, что только какая-то часть тела сильно переохладилась. Если ребенок в холодную погоду не одевается достаточно тепло, он рискует простудиться.
Врачи считают, что гораздо чаще простывают люди, которые неправильно питаются. Мы должны есть свежие овощи и фрукты. Люди, которым не хватает витаминов, более подвержены простуде.
Тяжелым простудным заболеванием является грипп.
В какое время года чаще всего болеют гриппом? Как вы это объясните? Почему возникают эпидемии гриппа? По каким признакам можно определить это заболевание?
Каким образом можно предотвратить возникновение эпидемии гриппа? (Сделать прививки.) Чтобы не заболеть гриппом, врачи рекомендуют делать противогриппозные прививки. Прививка должна быть сделана не позднее чем за месяц или два до предполагаемого начала эпидемии. Конечно, вакцина не дает полной гарантии. Из десяти человек, которым сделана прививка, не болеет примерно семь, но и те, кто заразится, перенесут грипп в легкой форме.
А теперь подумайте, как закаливание влияет на здоровье человека. Закаливание может быть успешным, если вы соблюдаете правила закаливания.
Физкультминутка
ИГРА «РУЧЕЕК - ЗДОРОВЬЕ»
Кто из вас не ходит хмурый,
Любит спорт и физкультуру?
Просыпаясь утром рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю зарядку.
Учитель. Закаленным стал великий полководец Суворов, хотя от рождения был слабым и хилым.
Правила закаливания
Закаляйся постепенно. Как вы думаете, почему? Одна из процедур закаливания - это обтирание. Как проводить обтирание? Сначала следует приготовить воду. Температура воды должна быть 32-33 С. Нужно намочить в этой воде полотенце и обтереть им грудь, руки, живот и спину. Быстро, быстро, а потом растереться сухим полотенцем. Теперь мокрым полотенцем обтереть ноги и обтереть опять сухим. Каждый следующий день температура должна уменьшаться на один градус.
Делайте обтирание постоянно каждый день.
Нельзя начинать закаливание, если болит горло. Перед началом закаливания нужно вылечить зубы.
Чтение рассказа Дорохова «Закалка».
ЗАКАЛКА
Человеческий организм имеет одну замечательную способность. Он постепенно приспосабливается к изменению условий и перестает бояться трудностей.
Вспомни, как стынут руки и нос в начале зимы, в первые, еще слабые, морозы, когда и снега-то почти нет.
А в феврале ты играешь в снежки в десятиградусный мороз и не чувствуешь холода. За два зимних месяца твоя кожа успела привыкнуть к морозному воздуху и не боится его.
Закалять свой организм надо постепенно.
Первое средство для этого - свежий воздух. Возьми за правило: каждый день, если только нет дождя, проводить на улице не меньше двух часов и при этом не кутаться.
Некоторые ребята, а особенно их мамы, считают, что лучший способ беречься от простуды - одеться потеплей. А на самом деле это верный способ то и дело простужаться. Сначала ребята вспотеют в своих свитерах и шарфах, а потом простынут. Грипп в таких случаях обеспечен.
Привыкай не бояться холода. Летом и зимой делай зарядку. Зимой, если нет очень сильного мороза, зря не кутай шею теплым шарфом, не надевай под куртку лишних свитеров. Чем меньше ты будешь опасаться мороза, тем быстрее закалишься.
Расскажите, как вы закаливаете организм.
Как надо одеваться зимой, если вы играете в подвижные игры?
Как надо одеваться, если вы идете на прогулку? В чем разница?
Игра «Это я, это я, это все мои друзья».
В этой игре проверяется внимание детей. Они слушают вопросы, которые задают ведущие. Если ответ отрицательный, то дети молчат, а если положительный, то отвечают фразой «Это я, это я, это все мои друзья». В игре есть «ловушки», в которые попадаются ребята.
Кто ватагою веселой Каждый день шагает в школу?
Кто из вас, из малышей, Ходит грязный до ушей?
Кто одежду «бережет», Под кровать её кладет?
Кто ложится рано спать
В ботинках грязных на кровать? III.Подведение итогов урока.
Из опыта работы

по формированию ценностей

здорового образа жизни -

основы здоровьесбережения школьников


Учитель: Баринова Н.Н. «Я за здоровый образ жизни»



Здоровый образ жизни - это правильное питание, ежедневное занятие спортом, свежий воздух и отсутствие вредных привычек. Все эти признаки обеспечивают здоровый образ жизни. Люди, занимающиеся спортом, живут дольше своих сверстников. Правильное питание улучшает кожу и деятельность организма. Свежий воздух также полезен для организма.
Вредные привычки - курение, алкоголь, наркотики -укорачивают, а не продлевают жизнь человека.
Быть здоровым это желание каждого человека. Но многие не выполняют даже простейших вещей - не делают зарядку, не соблюдают режим дня.
Для укрепления здоровья используются многие процедуры. Например - водная процедура. Она закаливает организм и предохраняет от различных заболеваний, особенно простудных. Очень полезны солнечные ванны.
Вообще, человек, следящий за своим здоровьем, имеет много преимуществ. Он всегда знает, что нельзя вредить своему здоровью. Они выше ростом, имеют большую окружность грудной клетки, мышечная сила и жизненная ёмкость лёгких у них выше.
Человек с хорошим здоровьем живет дольше.
Шиляев Игорь, 3 «А» класс

ученик 3-А класса ' МОУ лицея 51 КРИВИЧ ВЛАДИСЛАВ
Я за здоровый образ жизни.
Я за здоровый образ жизни! Здоровый образ жизни, это образ жизни при котором сохраняется здоровье. Быть здоровым значит, быть красивым и не болеть, а это хочет каждый.
На мой взгляд, для сохранения здоровья нужно меньше смотреть телевизор, заниматься спортом, закаляться, больше ходить пешком и чаще бывать на свежем воздухе. Так же очень важно соблюдать гигиену? а так же следить за чистотой своего дома, класса и рабочего места. Это значит мыть руки, фрукты, овощи. Помещения проветривать и делать влажную уборку ежедневно, чтобы не накапливались бактерии опасные для организма. Есть еще очень важное условие, это правильное питание. Нужно как можно больше есть овощей, фруктов, кисломолочные продукты. Очень важно исключить из пищи лимонады, чипсы и другие вредные продукты, в которых много консервантов и различных красителей. Ведь эти продукты отравляют наш организм изнутри.
Выполняя все эти условия можно на долгие годы оставаться здоровым, а значит и счастливым человеком. Ведь здоровье это самая большая ценность, которую нужно беречь и ценить с детства.
Я за здоровый образ жизни.
Волик Станислав
3"а" МОУ лицей№51
Мы с папой летом часто бываем на рыбалке. Рыбалка - это не только развлечение. Мы целый день находимся на свежем воздухе. Много ходим, плаваем, загораем. Солнечные лучи очень полезны для человека, но в разумных пределах. Прогулки на свежем воздухе закаляют, помогают человеку быть здоровым. Поэтому я очень люблю рыбалку, охоту, походы на речку и всех зову с собой.


Каждому хочется быть здоровым, сильным, ловким. Чтобы достичь этого, надо заниматься гимнастикой. Ежедневное занятие этим видом спорта вырабатывает хорошую осанку, развивает мускулатуру, укрепляет иммунитет. Поэтому я люблю уроки физкультуры. Так хорошо побегать, попрыгать, подвигаться, особенно после уроков, где мы сидим неподвижно за партами.
А еще я очень люблю кататься на коньках. Вот приходит зима, и я с нетерпением жду, когда выпадет снег и зальют каток. Кто-то лепит снеговиков и катается с горки, ходит в лес на лыжах, а мне больше нравятся коньки.
Спорт это здоровье. Наш организм становится крепче, выносливее, сильнее. Хоккей, лыжи, фигурное катание закаляют тело. А во время летних каникул я люблю кататься на велосипеде, роликах и ходить на речку купаться. Мне нравится заниматься спортом, это приносит удовольствие


Я за здоровый образ жизни
Здоровье - самая большая ценность, данная человеку природой. Поэтому здоровье нужно беречь с детства. Чтобы быть здоровым - нужно вести здоровый образ жизни.
Существует много правил здорового образа жизни -отказ от вредных привычек, активный умственный труд, закаливание, физическая активность, приятная работа, следить за осанкой, избегать плохих эмоций, правильное питание, хорошее настроение,
Надо больше двигаться в течение дня, побольше ходить пешком на свежем воздухе. Начинать день надо с зарядки, которая занимает 5-10 минут.
Питание должно быть полноценным и разнообразным (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, клетчатка) - многие вещества незаменимы, организм получает их только с пищей. Примерно половину рациона должны составлять каши, хлеб, овощи, фрукты. Обязательно нужно кушать мясные и молочные продукты, а сладостями радовать себя пореже.
Еда должна быть свежей, а питание сезонным - весной и летом нужно больше есть растительной пищи, зимой - богатой белками и жирами.
Ежедневно надо выпивать около двух литров воды. Для хорошего физического состояния необходимо правильное дыхание и полноценный сон.
Во время сна организм отдыхает и восстанавливается. Нарушение сна приводит к ухудшению состояния человека. Человек становится раздражительным, у него снижается работоспособность и ухудшается самочувствие.
Если человек будет соблюдать все эти правила - он будет здоров, его жизнь будет интересной и разнообразной.
Ефремова Полина ЗА класс
Здоровый образ жизни.
Основное, что я делаю для своего здоровья - это ежедневные занятия спортом. Заниматься спортом (баскетболом) я начал в декабре 2011 г. И хотя я занимаюсь всего год, но уже сильно окреп. Пример: в 2010 году я болел 2-3 раза в месяц. После начала занятий я болел 1 раз в месяц, а уже сейчас простудой не болею.
При любых спортивных нагрузках организм растёт и набирается сил, человек становится более самостоятельным. Вот так занятия спортом приносят пользу.
Но дело не только в спорте. Обычные меры предосторожности, такие как: не ходить без шапки зимой на улице, одеваться тепло, по погоде - очень помогают. Еще желательно пить каждый день витамины, и стакан теплого молока на ночь.
Вот так я сам себя воспитываю и помогаю себе расти крепким и здоровым!
; Коротков Лев 3 «А» класс МОУ лицей 51
Я ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ
ЖИЗНИ!
Чтобы вести здоровый образ жизни я
летом я купаюсь в море потом выхожу
на берег чтобы немного погреться
Люди закаляйтесь ! чтобы быть здоровыми!

Как я берегу свое здоровье.
Чтобы быть здоровым я занимаюсь спортом. Я хожу в спортивную секцию большого тенниса. Тренировки проходят три дня в неделю после обеда. Тренировки отнимают много сил и энергии, но после тренировки чувствую себя бодро. После тренировки полезно принять душ. Чтобы зубы были здоровыми и красивыми, я их чищу утром и вечером каждый день. А также, чтобы избежать микробов, я регулярно стригу ногти. Вот так я берегу свое здоровье.
Саранов Виталий
3 класс «А» МОУ лицей №51

Здоровый образ жизни - это правильное питание, занятие спортом и свежий воздух.
Быть здоровым хочет каждый. Я для этого занимаюсь спортивными танцами, хожу в тренажерный зал, катаюсь на коньках.
И хотя я еще не очень хорошо катаюсь на коньках, и не все у меня получается на танцах, но я стараюсь.
Занятия спортом укрепляют здоровье, приносят радость и дают силу.
Я люблю заниматься спортом!!!!!!!
Мурадов Георгий, 3 А класс, лицей №51
Я за здоровый образ жизни
Здоровье человека - это самая большая ценность. Поэтому я стараюсь сохранить и укрепить своё здоровье. Я соблюдаю правильный режим дня, стараюсь вставать и ложиться в одно и то же время. Я правильно питаюсь. Не ем чипсы, гамбургеры из Макдональдса и не пью сладкие газированные напитки, вроде «Фанта» и т.д. Соблюдаю правила личной гигиены. Обязательно мою руки перед едой и после посещения улицы или общественных мест.
Необходимое условие здорового образа жизни это - занятие спортом. В выходные дни я обязательно катаюсь в лесу на лыжах зимой и на велосипеде летом. Так же посещаю каток и бассейн. Дома у нас стоит тренажёр. На нем я выполняю определенный комплекс упражнений.

Как только появляется возможность поиграть в настольный теннис, обязательно её использую. Сейчас я занимаюсь в секции «брейк-данса».
Прогулки на свежем воздухе и общение с природой (рыбалка, походы в лес и т.д.) так же приносят пользу моему здоровью.
Все знают что, здоровый человек красив и активен, он радуется новому дню. Поэтому я хочу быть здоровым.
Ямкин Данила 3 «А» МБУ лицей № 51

«Я ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ!»
Здоровый образ жизни - это правильное питание, отсутствие вредных привычек, которые ухудшают здоровье, регулярные занятия спортом и прогулки на свежем воздухе.
Я стараюсь придерживаться всех этих пунктов, но особое внимание уделяю занятию спортом. Самое сложное для каждого человека - выбрать вид спорта, который подходит именно ему. У меня выбор происходил очень трудно. Сначала я решить заниматься айкидо. Но через два года занятия мне показались однообразными и неинтересными. Затем я занимался плаванием. Это занятие мне нравится и сейчас, но большой бассейн находится далеко от дома, а у меня пока нет возможности ходить туда. Поэтому мне приходится заниматься плаванием в речке летом. Тут я отрываюсь на славу за весь год.

Вот уже второй год я занимаюсь баскетболом. Это одна из самых популярных игр в мире. Для нее характерны разнообразные движения: ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, броски и ведение мяча в единоборстве с соперником. Эти движения помогают мне развивать координацию и тренируют почти все мышцы организма. Я хожу на тренировки четыре раза в неделю. Вам может показаться, что мы всю тренировку только играем в баскетбол, но это не так. Большую часть времени мы отрабатывает различные упражнения с мячом, точность попадания в кольцо, а также тренируем мышцы - много бегаем и отжимаемся. Так что на тренировках мы играем очень мало, но это я думаю только на начальном этапе, так как пока мы владеем мячом не очень хорошо. Мне очень нравится баскетбол, так как это командная игра, которая помогает в формировании у меня чувства решительности, смелости, настойчивости, уверенности в себе, честности, а также умению взаимодействия в команде
Пока результаты нашей команды очень скромные (на соревнованиях мы заняли лишь четвертое место), но мы сдаваться не собираемся, обязательно скоро победим!
Я очень полюбил эту игру и советую всем попробовать приобщиться к баскетболу!
Поздняков Максим, 3 «а» класс
Вершинин Виталий 3 «А» класс
МОУ лицей №51

Епифанов Дима



15