Презентация методической разработки раздела программы Тепловые явления. 8 класс


Шатина Элла СамуиловнаГод рождения: 1962Образование: высшее ГГПИ им. ГорькогоМесто работы: МБОУ СОШ №41Специальность: учитель физикиПедагогический стаж: 30 летКвалификационная категория: высшаяВизитная карточка Презентация методической разработки раздела программы «Тепловые явления»8 класс.Учитель физикиШатина Элла Самуиловна Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 41 Программа: «Сборник программ по физике и астрономии для общеобразовательных учреждений» , Москва, «Дрофа», 2010 г.Учебник: Физика 8 класс, авторы: А. В. Перышкин, Е. М. Гутник, Москва, «Дрофа», 2010 г.Задачник: Сборник задач по физике 7-9 кл. авторы: В. И. Лукашик, Е. В. Иванова, Москва, «Дрофа», 2010 г.Учебно – методический комплекс Физика, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире.Физика раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников.В процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.Тема «Тепловые явления» изучается на уровне рассмотрения природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.Пояснительная записка Цель: познакомить учащихся с тепловыми явлениями на основе молекулярно-кинетической теории и научить применять полученные знания при решении практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.Образовательные задачи раздела:сформировать представления о тепловых явлениях; познакомить с физическими величинами, характеризующие эти явления (количество теплоты, удельная теплоемкость вещества, масса вещества, температура); изучить законы, которым они подчиняются; дать представление о методах научного познания природы и сформировать на этой основе представление о физической картине мира. Раздел Тепловые явления Развивающие задачи раздела:овладевать умениями проводить наблюдения природных явлений; описывать и обобщать результаты наблюдений; использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, а также для решения физических задач.Воспитательные задачи раздела: воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.Задачи раздела формирование мировоззрения;способность к абстрактному мышлению;целенаправленное восприятие и внимание;интерес к самостоятельной учебной деятельности, в т.ч.творческой;формирование профессиональной составляющей;потребность в самопознании, самооценке;потребность в признании достижений подростка.Особенности восприятияИ освоения учебного материала Учащимися подросткового возраста Виды учебной деятельности Методы организации учебной деятельности«Плохой учитель преподноситистину, хороший учит её находить». А. Дистервег Знать/понимать:Особенности движения молекул, связь между температурой тела и скоростью движения его молекул;Понятие внутренней энергии и способы её изменения;Виды теплопередачи, свойства, примеры проявления в природе;Понятие количества теплоты, зависимость количества теплоты от температуры, массы и рода вещества;Устройство и назначение калориметра;Процесс сгорания топлива;Закон сохранения и превращение энергии в механических и тепловых процессах;Ожидаемые результаты освоения раздела «тепловые явления» УметьПрименятьПолученные знания при решении качественных и расчётных задач;Приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;Полученные знания для объяснения природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройствОжидаемые результаты освоения раздела «тепловые явления»ОбъяснятьПредставлятьРешать задачиВыявлятьПриводить примерыОцениватьОписыватьОсуществлять поиск Образовательные технологииОбучение в сотрудничестве Разноуровневое обучениеИКТ-технологииЗдоровьесберегающие технологииМетод проектов Календарно-тематическое планированиеРаздел: тепловые явления (12 часов){5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№ п/пТема урокаТип урокаЭлементы содержанияВид контроля1.Тепловое движение. Внутренняя энергия.Объяснение нового материала.Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. Тепловое движение молекул. Внутренняя энергия. Использование внутренней энергии.Фронтальный опрос.2.Лабораторная работа №1 «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды».Формирование практических умений и навыков.Установить зависимость температуры остывающей воды со временем, построить график этой зависимости. Лабораторная работа.3.Способы изменения внутренней энергии.Комбинированный.Способы изменения внутренней энергии тела: теплопередача и совершение работы. Устный опрос и тест.4.Виды теплопередачи.Объяснение нового материала.Теплопроводность. Объяснение теплопроводности на основе молекулярного строения вещества.Фронтальный и индивидуальный опрос.5.Виды теплопередачи.Комбинированный.Конвекция, излучение, их особенности. Объяснение конвекции с привлечением архимедовой силы.Фронтальный опрос, тест.6.Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества.Комбинированный.Количество теплоты, удельная теплоемкость вещества, их единицы измерения.Фронтальный и устный опрос. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№ п/пТема урокаТип урокаЭлементы содержанияВид контроля7.Лабораторная работа №2 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».Формирование практических умений и навыков. Расчёт количества теплоты, которое получает вода при нагревании и выделяет при остывании.Лабораторная работа 8.Лабораторная работа №3 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела».Формирование практических умений и навыков.Расчёт удельной теплоемкости твёрдого тела.Лабораторная работа 9.Удельная теплота сгорания топлива.Объяснение нового материала.Удельная теплота сгорания топлива, единица измерения. Энергия, выделяемая при сгорании топлива.Устный опрос, тест.10.Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах. Комбинированный.Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Экологические проблемы, охрана окружающей среды. Фронтальный опрос.11.Решение задач по теме «Тепловые явления».Формирование практических умений и навыковРасчёт количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого телом при охлаждении. Построение графиков.Фронтальный и индивидуальный опрос12.Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления».Контроль и учёт знаний.Внутренняя энергия, способы её изменения. Виды теплопередачи. Закон сохранения энергии. Расчёт количества теплоты.Контрольная работа. Спасибо за внимание