Компьютерная презентация методической разработки раздела программы по географии России «Главные отрасли и межотраслевые комплексы».9 класс.


Выполнил учитель МОУ Можаров-Майданской СОШЗиновьев Алексей Николаевич. Пояснительная записка Курс «География России» занимает важное место в структуре школьных курсов географии. С одной стороны, он завершает базовое географическое образование школьников, а с другой, в нём формируются знания и умения, служащие основой для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира». Особая роль курса определяется его большим мировоззренческим значением и тесными связями изучаемого содержания с современностью и личным опытом учащихся. Главная задача курса — сформировать у учащихся знания о родной стране и подвести их к пониманию своего места в стране и в мире.В 9 классе изучается вторая часть курса «Географии России» — «Хозяйство и географические районы», которая состоит из двух разделов: «Хозяйство России» и «Районы России». При изучении раздела «Хозяйство России» показывается тесная взаимосвязь природы, населения и хозяйства, рассматривается становление и развитие экономики страны, ее особенности; при характеристике отраслей и межотраслевых комплексов дается сравнение с мировыми показателями, другими странами и регионами. Рассмотрение всех отраслей и межотраслевых комплексов дается с учетом произошедших изменений в хозяйственной и социальной жизни России. При разработке раздела программы учитывается система деятельности учителя, по формированию творческой личности обучающегося, происходит опора на проект Стандартов второго поколения в основном общем образовании по географии, где говорится о такой главной цели изучения географии, как образование и развитие школьника, и воспитание личности способной к определению своих ценностей; активное творческое применение знаний в учебной и социальной деятельности и т.п. Кроме того, учитываются базовые ЗУН учащихся и компетентности, умение организовывать свою деятельность, определять цели и задачи, работать в группе, исследовательские, коммуникативные и информационные умения и т.п.   Цели и задачи Обучающая цель:Учащиеся должны знать особенности хозяйства России: основные отрасли, географию их размещения; крупнейшие городские агломерации нашей страны; причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их предотвращению; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; Развивающая цель: Учащиеся должны уметь объяснять особенности размещения основных отраслей хозяйства России и их экономические связи. Учащиеся продолжают развивать навыки работы с различными источниками информации (материальными, текстовыми, изобразительными, картографическими, статистическими, Интернет-ресурсами); навыки исследовательской, проектной и творческой деятельности. Воспитывающая цель:Учащиеся должны понимать базовые национальные ценности, испытывать чувство гордости на основе познания богатств своей страны, понимания роли и места в жизни страны и всего мира в целом. Психолого – педагогическое обоснование специфики восприятия и освоение учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями Основная особенность подросткового возраста — начало перехода от детства к взрослости. В возрасте от 11 до 14— 15 лет происходит развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. На первый план у подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных качеств личности. На этапе основного общего среднего образования происходит включение обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.Исходя из специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися данного возраста, учитывая систему деятельности учителя по формированию творческой личности обучающегося, в освоении данного раздела программы используются деятельностный, личностно-ориентированный, дифференцированный и социокультурный подходы, лежащие в основе проблемного обучения, исследовательского метода, технологии критического мышления, игровых технологий и эвристического обучения.  Ожидаемый результат освоения раздела программы Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.Важнейшие личностные результаты освоения раздела программы:Называть (показывать) основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры РФ.Объяснять понятия отрасль, состав и структура хозяйства, факторы размещения, специализация, кооперирование, комбинирование, себестоимость.Объяснять размещение основных отраслей промышленности и сельского хозяйства, влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду, представлять Россию как субъект мирового географического пространства, ее место и роль в современном мире;Уметь описывать (характеризовать) отрасль или межотраслевой комплекс,Уметь работать с разными источниками географической информации; уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; обладать способностью к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, уметь применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся. Для развития творчества учащихся используется не одна отдельно взятая технология или подход, а совокупность методов и приёмов нескольких, что даёт большую эффективность и позволяет учителю выстраивать учебную деятельность, исходя из потребностей учащихся и социального заказа общества. Ведущим способом обучения при работе с разделом становится технология управления процессом самостоятельной деятельности школьников. Эта технология предполагает, что постепенно (по мере освоения учениками способов учебной деятельности) учитель перестает быть главным носителем новой учебной информации и организует работу учеников таким образом, чтобы они сами извлекали новые сведения из различных учебных источников географических знаний. Для развития творческих способностей учащихся необходимо развивать их способности к анализу, к содержательным обобщениям, установлению причинно-следственных связей, нестандартным объяснениям различных явлений. Творческое мышление отличается самостоятельностью, богатством и разнообразием мыслительной деятельности. При самостоятельной, творческой деятельности в процессе решения учебных задач знания накапливаются и развиваются. Виды самостоятельных работ - это работа с учебником (Пример: используя текст на стр.53, проанализируйте положительные и отрицательные особенности электростанций разных типов), работа с картой (Пр. найдите на карте АЭС России и отметьте их на контурной карте), решение задач, подготовка рефератов, самостоятельные работы на основе наблюдений. Одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся: - повышает мотивацию учащихся к учению; - активизирует познавательную деятельность; - развивает мышление и творческие способности ребёнка; - формирует активную жизненную позицию в современном обществе. Применение ИКТ на уроках делает урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости пересмотра различных способов подачи учебного материала и различных подходов в обучении. Но не следует забывать, что к информационным технологиям необходимо обращаться лишь в том случае, когда они обеспечивают более высокий уровень образовательного процесса на том или ином этапе обучения по сравнению с другими методами. Используемые технологии, методы, формы организации деятельности Проблемное обучение. До 20% классно-урочных занятий по предмету планируется как проблемные уроки. Именно на таких уроках оттачиваются все четыре показателя творческой мыслительной деятельности (беглость, гибкость, оригинальность и точность). Игровые технологии. Они развивают познавательный интерес к предмету, активизируют учебную деятельность учащихся на уроках, способствуют становлению творческой личности ученика, так как многие из игр часто предполагают проблемный характер обучения, ибо есть исходный вопрос, на который надо дать ответ, а пути решения не ясны. Многие из игр дают возможности для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы и совещательный процесс.Технология критического мышления. Основные стадии учебного действия «вызов – осмысление – рефлексия». Использовать как приём обучения на уроке или каком-либо его этапе помогает включить в творческий процесс целый класс. Синквейны и использование пятиминутных эссе, небольших дискуссий, побуждают ребёнка искать образы в уже имеющемся личном знаниевом или практическом опыте, применять их в новых условиях и создавать новый ни на что не похожий свой продукт, а это уже творчество. Для развития умения рефлектировать полезен приём З-Х-У (Знаем - Хотим узнать - Узнали). Одним из главных условий развития творческой личности является дифференцированное обучение. Принцип дифференцированного подхода к учащимся предполагает оптимальное приспособление учебного материала и методов обучения к индивидуальным способностям каждого школьника.   * Система знаний и система деятельности Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для :-познания и изучения окружающей среды; -выявления причинно-следственных связей;-сравнения объектов, процессов и явлений; -моделирования и проектирования; -ориентирования на местности, плане, карте; -в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Система деятельности включает развитие критического, аналитического, творческого мышления (гибкость, беглость, оригинальность, точность). Опору на умения и навыки выстраивания причинно-следственных связей между фактом, событием и явлением, умение ставить цель и определять как самостоятельно, так и в группе, пути достижения цели. Формирование умения выдвигать гипотезы, строить аналогии, давать оценочные суждения и т.д. Совершенствование опыта индуктивно-дедуктивного доказательства и доказательства по аналогии. В ходе реализации исследовательских, компьютерных, творческих проектов происходит пошаговая преобразующая деятельность, направленная на решение конкретной ситуации или проблемы. Используются следующие методы учения: эвристическая беседа, диалог, работа с учебником, работа с картой ,дополнительным раздаточным материалом, решение географических и проблемных задач, доклады-обобщения с презентациями Power Point, выделение в тексте фактов, понятий, теорий, составление на основе текста таблиц, диаграмм, использование приёма «Знал – Хочу узнать - Узнал». Тематическое планирование раздела. № ТЕМА УРОКА КОЛ-ВО ЧАСОВ ТИП, ФОРМА УРОКА Практические работы Умения и знания. 1 Сельское хозяйство. Растениеводство 1 урок изучения нового материала, использование ИКТ - называть основные отрасли сельского хозяйства, виды сельскохозяйственных угодий; - показывать на карте и объяснять географию размещения основных зерновых и технических культур. 2 Животноводство. 1 традиционный урок с использованием информационных технологий Объяснение географии размещения и зональной специализации сельского хозяйства. - выделять и называть подотрасли животноводства; - объяснять географию размещения и особенности зональной специализации, сочетание сложившихся направлений земледелия и животноводства. 3 Агропромышленный комплекс. 1 групповая работа с использованием ИКТ - называть состав АПК, основные проблемы, связанные с развитием АПК; - объяснять влияние различных условий на развитие и размещение пищевой и легкой промышленности. 4 Лесной комплекс 1 комбинированный. - показывать главные районы лесной промышленности, крупные лесопромышленные комплексы; 5 Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность. 1 урок изучения нового материала. - называть отрасли, входящие в состав ТЭК; - объяснять изменения структуры потребляемого топлива; - называть и показывать главные районы добычи угля. 6 Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная и газовая промышленность. 1 комбинированный. Чтение карт, характеризующих особенности географических отраслей ТЭК. 7 Электроэнергетика 1 Комбинированный, с использованием ИКТ. 8 Металлургический комплекс. Черная металлургия. 1 изучение нового, с постановкой проблемного вопроса. Объяснение влияния различных факторов на размещение металлургического производства. 9 Машиностроительный комплекс. 1 Изучение особенностей внутриотраслевых связей на примере машиностроения. 10 Химическая промышленность 1 традиционный урок с использованием информационных технологий. Составление схемы межотраслевых связей химической промышленности. 11 Транспорт 1 групповая работа с использованием ИКТ. Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов России (на основе карт). - приводить примеры крупных магистралей страны, выявлять особенности их географического положения, показывать по карте; - объяснять влияние природных условий на работу отдельных видов транспорта и влияние транспорта на состояние окружающей среды. 12 Информационная инфраструктура 1 урок совершенствования знаний, умений и навыков. - приводить примеры современных видов связи; - сравнивать уровень информатизации и развития разных видов связи в отдельных районах России. 13 Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство 1 традиционный урок с использованием информационных технологий - объяснять новые термины, территориальные различия в развитии отраслей третичной сферы. 14 Территориальное (географическое) разделение труда 1 урок изучения нового материала. Выделение на к/к главных промышленных и с/хозяйственных районов страны. - объяснять значение новых терминов урока, значение географического разделения труда, приводить примеры. 15 Обобщение и коррекция знаний по разделу “Хозяйство России” 1 Урок по географии в 9 классе.Тема: Электроэнергетика.Цели урока:Учебная - сформировать знания о структуре и состоянии электроэнергетики в России, единой энергетической системы (ЕЭС) страны. Рассмотреть основные типы электростанций – их характерные черты и особенности, достоинства и недостатки. Воспитательная - развитие познавательного интереса к предмету и особенностям экономики страны. Развивающая – продолжить формирование у школьников умения работать с различными источниками географической информации.Тип урока: комбинированный.Оборудование: интерактивная доска, учебник география 9класс “география России. Хозяйство и географические районы”под ред. А.И.Алексеева, атлас 9 класс, настенная карта ТЭК.Ведущие понятия: типы электростанций, ЛЭП, ЕЭС. Ход урокаI. Организационный момент.II. Проверка домашнего задания.Фронтальный опрос: что такое ТЭК? Какова структура ТЭК в России?Проблемы ТЭК.Показать на карте основные топливные базы России:нефть – Западно-Сибирская, Волго-Уральская, о. Сахалин, Баренцево-Печорская;газ – Западно-Сибирская (Уренгой, Ямбург), Европейский Север, Оренбургско-Астраханская;уголь – Кузбасс, Донбасс, Канско-Ачинский, Печорский, Подмосковный, Ленский, Тунгусский. III. Изучение нового материала. На интерактивной доске презентация “Электроэнергетика”. Объяснение учителя сопровождается показом слайдов.1 слайд – Тема урока.2 слайд – Электроэнергетика – составная часть ТЭК. Она обеспечивает производство, трансформацию, потребление электроэнергии. Особенность отрасли – производство электроэнергии в каждый момент времени должно соответствовать размерам потребления.3 слайд – Главное требование – надежность энергоснабжения. Для этого все электростанции стараются соединить линиями электропередач (ЛЭП), для того чтобы внезапный выход из строя одной из них мог быть компенсирован другими. Так образуется Единая энергетическая система (ЕЭС) страны. 4 слайд – ЕЭС страны в электроэнергетике объединяет производство, передачу и распределение энергии между потребителями. В энергосистеме каждая электростанция имеет возможность выбрать наиболее экономичный режим работы. ЕЭС России объединяет более 700 крупных электростанций, в которых сосредоточено более 84% мощности электростанций страны.5 слайд – ЕЭС страны действует на большей части ее территории в пределах Главной полосы расселения (кроме Дальнего Востока и зоны севера). 6 слайд – В России производство электроэнергии осуществляется на электростанциях разного типа: ТЭС – 67 %, ГЭС – 19 %, АЭС – 14%. Доля электроэнергии производимой на электростанциях, использующих альтернативные источники энергии, невелика.7 слайд – В связи с особенностями географического положения России и размещения источников, используемых для производства электроэнергии, не совпадает с размещением населения, производством и потреблением электроэнергии. Используя таблицу в приложении учебника стр. 276, заполните таблицу.8 слайд – Размещение электростанций на территории страны соответствует факторам: топливно-энергетический и потребительский.9 слайд – Особенности работы и размещения основных видов электростанций. ТЭС – тепловые электростанции работают на традиционном топливе: уголь, мазут, газ, торф, горючие сланцы. Недостатки: отходы горения, загрязняющие атмосферу. 16 слайд – ГТЭС в России расположены на полуострове Камчатка. Причины? (Сейсмически активная зона).17 слайд – Электростанции производят разное количество энергии. Выделяют крупнейшие – 10 электростанций и их типы.18 слайд – Заполнение учащимися таблицы: “Особенности основных видов электростанций России”, используя учебник стр. 53 рис. 31.19 слайд – Проверка правильности заполнения таблицы. 10 слайд – Регионы ТЭС которых работают в большинстве своем на определенном виде топлива.11 слайд – ГЭС – гидравлические электростанции. Используют энергию падающей или передвигающейся воды. Недостатки: затопление земель под водохранилища, подтопление близлежащих территорий.12 слайд – На карте представлены районы, обладающие различными запасами гидроэнергии (сопоставление с картой “Экономические районы России”).13 слайд – АЭС – атомные электростанции, используют энергию ядерного распада. Недостаток: возможность радиационного загрязнения.14 слайд – Размещение АЭС на территории России неравномерно. Причины? (потребительский фактор).15 слайд – В России работают электростанции, использующие нетрадиционные источники энергии. Например, ГТЭС – геотермальные электрические станции. Работают, используя глубинное тепло Земли. IV. Закрепление новых знаний и умений.20 слайд – Задание учащимся: выбрать правильный ответ.21 слайд – На контурную карту нанести электростанции.22 слайд – Контурная карта России.V. Домашнее задание.Учебник – параграф 9, VI. Итоги урока.Выставление оценок.