Программа и КТП кружка «Безопасное колесо»



«Муниципальное Общеобразовательное Автономное Учреждение
Средняя Общеобразовательная Школа с. Томичи»
«Согласованно» «Согласованно» «Утверждаю»
Руководитель МО Зам. Директора по УР Директор школы
____М.М.Суховая _____Н.Н. Беседина _____П.Н. Картамышев
«___»_______2013г. «___»_______2013г. «___»_______2013г.



Рабочая программа
На 2013-2014 учебный год

По безопасности дорожного движения
для 4- 5 класса
учитель Прохоренко Екатерина Григорьевна
квалификационная категория первая

Данная программа составлена на основе Сборника методических рекомендаций «Содержание деятельности образовательных учреждений по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма» Центра общих проблем среднего образования ГНУ ИСМО РАО.
Авторы: ЕА.Бондаренко, Н.Ф.Виноградова, В.А.Горский, К.Е.Грибанова, А.А.Журин под ред А.А.Журина, М., ИСМО РАО , 2006 год. Издание подготовлено в рамках проекта «Мероприятия, направленные на повышение правового сознания и предупреждение опасного поведения участников дорожного движения» Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 – 2012 годах».









В неделю – 2 час в год -70часов



Пояснительная записка
Программа курса «Безопасное колесо» разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах».
Актуальность
Во-первых, среди всех опасностей природного и антропогенного характера особо выделяется проблема безопасности дорожного движения. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твердо занимает дорожно-транспортный травматизм. Каждый год свыше 20 тысяч детей в возрасте до 16 лет становятся участниками дорожно-транспортных происшествий. Количество погибших ежегодно увеличивается, свыше 80% из общего числа пострадавших детей становятся инвалидами. К сожалению, изучение Правил дорожного движения (ПДД) в курсе ОБЖ и во внеклассной работе классных руководителей в полной мере не дает положительного результата в безопасном поведении детей на дорогах. Анализ дорожно-транспортных происшествий за последние годы выявил низкий уровень подготовки участников дорожного движения, отсутствие системы непрерывной подготовки к безопасному поведению на дорогах. Программа дополнительного образования «Безопасное колесо» будет способствовать воспитанию полноценного участника дорожного движения, формированию транспортной культуры и выработку правильных навыков и привычек поведения на проезжей части.
Во-вторых, обучение школьников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве.
В-третьих, программа позволит воспитать в детях такие качества, как дисциплинированность, внимание, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Ведь часто именно отсутствие их у человека становится причиной дорожных происшествий
Новизна программы.
В учебных планах и регионального, и федерального уровня отсутствуют часы на изучение правильного вождения велосипеда. А ведь каждый второй школьник имеет велосипед и после самостоятельного обучения ребенок, слабо владея навыками вождения на велосипеде и практически не зная правил дорожного движения, выезжает на проезжую часть, становясь потенциально опасным водителем или потенциальной жертвой. Данная программа подразумевает именно подготовку юных велосипедистов к безопасному движению на дороге.
Цель: создать условия для формирования личности безопасного типа.
Задачи:
научить правилам дорожного движения и особенностям восприятия дорожной обстановки;
обучить фигурному вождению велосипеда;
сформировать умение безопасного поведения в различных дорожно-транспортных ситуациях;
воспитать безопасную личность.
Принципы реализации:
Принцип программно-целевого подхода, направленный на практический результат
Принцип доступности знаний, их расшифровка и конкретизация с учетом особенностей познавательной деятельности
Принцип актуализации знаний и умений, мотивированность всех ситуаций с точки зрения реальных потребностей детей данного возраста
Принцип индивидуализации и дифференциации
Принцип здоровьясбережения
Принцип непрерывности
Программа рассчитана на два года обучения. Состав занимающихся: 15 человек, в возрасте 10-12 лет. Принимаются ребята, активно интересующиеся автомобилями, вождением велосипеда, изъявившие желание участвовать в работе по пропаганде ПДД и предупреждению дорожно-транспортного травматизма. Школьники не только обучаются сами, но и передают свои знания другим: участвуют в различных соревнованиях, в том числе «Безопасное колесо», работают с учащимися начальной школы, разрабатывают наглядные пособия, площадки для вождения велосипеда и т. п.
Время обучения – 70 часов в год.
Особенности программы.
Особенностью программы является то, что тесное взаимодействие всех участников с сотрудниками ГИБДД позволит создать условия для формирования безопасного образовательного пространства в школе и ее социальном окружении.
В программе предусмотрено обучение детей не только правилам дорожного движения (далее - ПДД), но и основам: оказания первой медицинской помощи, владения навыками коммуникативной компетенции. Детей психологически и физически готовят к принятию адекватных решений в любых ситуациях.
Кроме этого, программа представляет собой пропедевтический курс введения в автомобильное дело, которое учащиеся школы будут изучать в старших классах.
Программа имеет четкую практическую направленность.
На занятиях, общаясь друг с другом и с педагогом, обучающиеся:
     овладевают знаниями по ПДД, этике поведения на дороге;
     участвуют в повседневной жизни коллектива;
     получают знания, непосредственно относящиеся к охране жизни и здоровья;
     привлекаются к участию в пропаганде ПДД среди детей и подростков.
Работа проводится в форме теоретических и практических занятий.
В теоретическую часть входит: изучение правил дорожного движения с применением проблемного раздаточного материала, макета проезжей части, а также с использованием образовательных программ в классе информационно-коммуникационных технологий.
Практическая часть: вождение велосипеда, фигурное вождение велосипеда, преодоление на велосипеде различных препятствий, экскурсии к проезжей части, оказание доврачебной медицинской помощи.
Учебно-тренировочное занятие строится с учетом психологических, физиологических особенностей детей: первая часть занятий включает изучение теоретического материала, вторая часть – двигательную нагрузку (вождение велосипеда). В учебно-тренировочном занятии учащиеся используют личные велосипеды.
Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся.
На занятиях (тренировках) используются командный (групповой), индивидуальный (личный) и игровой (развлекательный) методы работы.
Занятия проводятся в соответствии с планом с использованием различных методов. К ним относятся:
Словесный метод (беседа, сообщение задач, описание упражнения, движения, объяснение, анализ ситуаций, словесные оценки).
Метод демонстрации (наглядные пособия – журналы, фото, таблицы, карточки, дорожные знаки, кассеты, а также личный пример).
Метод разучивания упражнений (по элементам, по частям, в целом виде).
Тестирование.
Обучение на занятиях должно базироваться на взаимосвязанных дидактических принципах сознательности, активности, систематичности, постепенности, наглядности, доступности и индивидуализации.
Обязательно предусматривается медико-психологическое сопровождение, предполагающее:
       медицинский контроль школьных врачей (2 раза в год);
       психолого-педагогическую диагностику школьным психологом.
Закончив данный курс дети уверенно будут чувствовать себя на проезжей части.
Ожидаемые результаты
Стабильно получаемые результаты
Используемые способы диагностики

1. Общаясь друг с другом и с педагогом, обучающиеся овладевают специальной терминологией, познают текущую жизнь коллектива
1. Тестирование, работа с индивидуальными карточками по ПДД

2. Приобретение знаний по технике безопасности и жизненно важным гигиеническим навыкам
2. Анкетирование по теоретическим знаниям и правилам техники безопасности и личной гигиены

3. Усвоение правил: дорожного движения и оказания доврачебной медицинской помощи
3. Проведение конкурсов, викторин по ПДД, медицине

4. Формирование интереса к регулярным занятиям велоспортом, повышение спортивного мастерства
4. Оценка посещаемости занятий в велогородке, автогородке, "Школе ГИБДД"; участие в школьных и городских соревнованиях "Безопасное колесо"

5. Овладение двигательными умениями и навыками, улучшение физической подготовки, повышение культурного уровня
5. Проведение тестовых испытаний по возрастным оценочным нормативам и определение физического уровня развития

 

По окончании курса у 100% учащихся сформирована личность безопасного типа.

Учащиеся должны овладеть: базовыми знаниями: виды транспортных средств, права и обязанности участников дорожного движения, элементы проезжей части, средства организации и регулирования дорожного движения, применение аварийной сигнализации, расположение транспортных средств на проезжей части, скорость движения, обгон и встречный разъезд, остановка и стоянка транспортных средств, проезд перекрестков, пешеходные переходы и места остановки транспортных средств, движение через железнодорожные пути, движение по автомагистралям, движение в жилых зонах, приоритет маршрутных средств, пользования внешними приборами и звуковыми сигналами, буксировка механических транспортных средств, требования к движению велосипедов и мопедов, как оказывать первую доврачебную помощь.
Учащиеся должны уметь: фигурно водить велосипед, преодолевать на велосипеде естественные и искусственные препятствия, оказывать на первую доврачебную помощь.
Полученные результаты позволяют оценивать состояние образовательного процесса, развитие воспитательного процесса, прогнозировать новые достижения.
Процесс развития контролируется путем сравнения исходных, текущих и итоговых показателей физического развития обучающихся по годам обучения, согласно поставленным целям и задачам.
Целесообразно после проведения занятий предоставить возможность ребятам самостоятельно оценить свою работу на уроке, проставив в клеточку экрана самоконтроля напротив своей фамилии значки красного, желтого или зеленого цветов, соответственно, для обозначения хороших, удовлетворительных и неудовлетворительных результатов.






















Учебно-тематический план (1 год обучения)


Тема

Количество часов

 
 
Теория
Практика


Транспортные средства
1 час
 


Участники дорожного движения
1 часа
 


Дороги и их элементы, прилегающие территории, перекрестки, населенные пункты
1 часа
 


Средства организации и регулирования дорожного движения
2 часов
 


Применение аварийной сигнализации. Применение знака аварийной остановки
1 часа
 


Начало движение, маневрирование
2 часа
 


Расположение транспортных средств на проезжей части
2 часа
 


Скорость движения
1 час
 


Обгон и встречный разъезд (2 часа).
1 часа
 


Остановка, стоянка, вынужденная остановка
1 часа
 


Проезд перекрестков
3 час
 


Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств.
1 час
 


Движение через железнодорожные пути
1 час
 


Движение по автомагистралям (1 час).
1 час
 


Движение в жилых зонах
0,5 часа
 


Приоритет маршрутных транспортных средств
0,5 час
 


Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами
1 час
 


Буксировка механических транспортных средств
0,5 часа



Дополнительные требования к движению велосипедов и мопедов
0,5 часа
 


Решение ситуационных билетов
4 часов



Основы доврачебной медицинской помощи
4 часа
6 часа


Фигурное вождение велосипеда
 
10 часов


Преодоление на велосипеде естественных препятствий
 
10 часов


Преодоление на велосипеде искусственных препятствий

5 часов


Общая физическая подготовка

5 часов


Участие в конкурсе по пропаганде безопасного движения

4 часов


Подведение итогов.




  Итого: 70 часа
30 часа
40 часов





Учебно-тематический план (2 год обучения)


Тема

Количество часов

 
 
Теория
Практика


Повторение изученного за 1 год обучения
10 часов



Решение экзаменационных билетов по «Правилам дорожного движения»
14 часов



Основы доврачебной медицинской помощи
6часа
4 часа


Фигурное вождение велосипеда
 
10 часов


Преодоление на велосипеде естественных препятствий
 
4 часов


Преодоление на велосипеде искусственных препятствий

5 часов


Общая физическая подготовка

5 часов


Участие в акциях по пропаганде безопасного движения

2 часов


Подготовка к соревнованиям и конкурсам

10 часов


  Итого: 70 часа
30 часа
40 часов



























Содержание теоретического блока
«Правила дорожного движения»
Транспортные средства
Виды транспортных средств.
Участники дорожного движения
Водитель. Обязанности водителя
Пешеход. Обязанности пешехода
Пассажиры. Обязанности пассажиров
Дороги и их элементы, прилегающие территории, перекрестки, населенные пункты
Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения
Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки.
Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках. Населенные пункты
Средства организации и регулирования дорожного движения
Дорожные знаки. Предупреждающие знаки
Дорожные знаки. Знаки приоритета
Дорожные знаки. Предписывающие знаки
Дорожные знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации
Случаи, когда значения временных дорожных знаков противоречат указаниям стационарных знаков. Дорожная разметка и ее характеристики. Горизонтальная разметка
Случаи, когда значение временных дорожных знаков и линий временной разметки противоречат значениям линий постоянной разметки. Вертикальная разметка. Светофорное регулирование. Значение круглых сигналов светофора выполненных в виде стрелок. Пешеходные светофоры для велосипедистов. Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды
Распределение приоритета между участниками дорожного движения. Главная и второстепенная дороги. «Правило правой руки»
Действие водителя при запрещающим сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика. Приоритет транспортных средств, подающих специальные сигналы. Транспортные средства, оборудованные маячками синего или синего и красного цвета и специальным звуковым сигналом. Транспортные средства, оборудованные маячками желтого или оранжевого цвета. Транспортные средства, оборудованные маячками бело- лунного цвета и специальным звуковым сигналом
Применение аварийной сигнализации. Применение знака аварийной остановки
Применение аварийной сигнализации.
Применение знака аварийной остановки.
Начало движение, маневрирование
Сигналы, подаваемые перед началом движения, остановкой и при маневрировании. Въезд на прилегающие территории и выезд с них. Перестроение транспортных средств
Повороты, развороты и движение задним ходом. Расположение на проезжей части перед поворотом или разворотом. Траектория движения при повороте на перекрестках. Поворот налево и разворот вне перекрестка
Место, где запрещен поворот. Место, где запрещен поворот. Движение задним ходом. Полоса торможения и разгона
Расположение транспортных средств на проезжей части
Число полос движения. Двустороннее движение по дорогам с четырьмя и более полосами. Двустороннее движение по дорогам с тремя полосами движения. Дороги, на которых водители обязаны вести транспортные средства по возможности ближе к правому краю проезжей части
Дороги, на которых водители имеют право двигаться по наиболее удобной для них полосе. Расположение транспортных средств при интенсивном движении. Выезд на левую полосу с тремя и более полосами движения в данном направлении
Расположение на проезжей части тихоходных транспортных средств. Движение безрельсовых транспортных средств по трамвайным путям. Особенности движения транспортных средств по дорогам без разделительной полосы на дорогах с реверсивным движением
Движение транспортных средств по тротуарам, обочинам и пешеходным дорожкам. Интервал и дистанция
Скорость движения
Общие правила выбора скорости движения.
Максимальная разрешенная скорость движения транспортных средств.
Обгон и встречный разъезд
Обгон. Подготовка к обгону. Техника выполнения обгона. Участки дорог, на которых обгон запрещен
Встречный разъезд. Встречный разъезд на равнинных участках дорог. Встречный разъезд на уклонах обозначенных знаками 1.13 и 1.14
Остановка, стоянка, вынужденная остановка
Виды прекращения движения. Преднамеренное прекращение движения. Технологическое (служебное) прекращение движения. Вынужденная остановка. Выбор места для преднамеренного прекращения движения
Подготовка к преднамеренному прекращения движения. Преднамеренное прекращение движения на левой стороне дороги. Преднамереннее прекращение движения на тротуаре
Места, где остановка запрещена. Места, в которых стоянка запрещена
Проезд перекрестков
Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Общие правила проезда перекрестков. Регулируемые перекрестки
Проезд перекрестков, движением на которых управляет регулировщик. Проезд перекрестков со светофорным регулированием
Преимущество трамваев на регулируемых перекрестках. Нерегулируемые перекрестки. Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог. Нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог
Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств
Проезд пешеходных переходов. Проезд мест остановок маршрутных транспортных средств. Проезд мимо транспортных средств, предназначенного для перевозки детей
Движение через железнодорожные пути
Приближение к железнодорожному переезду. Места прекращения движения в случаях, когда движение через переезд запрещено. Вынужденная остановка на железнодорожном переезде
Движение по автомагистралям
Въезд на автомагистрали и выезд с них. Особенности маневрирования на автомагистралях. Прекращение движения на автомагистрали
Движение в жилых зонах
Приоритет маршрутных транспортных средств
Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами
Пользование внешними световыми приборами. Внешние световые приборы транспортных средств. Темное время суток и условия недостаточной видимости. Правила пользования внешними световыми приборами. Пользование звуковыми сигналами
Буксировка механических транспортных средств
Общие правила и способы буксировки. Случаи запрещение буксировки
Дополнительные требования к движению велосипедов и мопедов
Решение ситуационных билетов
Решение экзаменационных билетов для приема теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «А» и «Б»

Содержание теоретического блока «Основы доврачебной медицинской помощи»
Понятие о травмах и объеме первой помощи.
Раны и кровотечение.
Травматический шок.
Синдром длительного сдавливания.
Правила наложения повязок.
Закрытые травмы.
Повреждение головы и лица.
Повреждение груди.
Повреждение органов брюшной полости.
Повреждение позвоночника.
Повреждение конечностей.
Электротравма.
Ожоги.
Отморожение.
Искусственное дыхание и наружный массаж сердца.



Содержание практического блока

Общая физическая подготовка
Вождение велотранспортных средств
Фигурное вождение велосипеда
Преодоление на велосипеде естественных препятствий
Преодоление на велосипеде искусственных препятствий
Основы оказания первой доврачебной помощи
4. Подготовка к соревнованиям, конкурсам, участию в акциях по пропаганде безопасного движения
 







































Методическое обеспечение
Данная программа опирается на Сборник методических рекомендаций «Содержание деятельности образовательных учреждений по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма» Центра общих проблем среднего образования ГНУ ИСМО РАО: ЕА.Бондаренко, Н.Ф.Виноградова, В.А.Горский, К.Е.Грибанова, А.А.Журин под ред А.А.Журина, М., ИСМО РАО , 2006 год.
Издание подготовлено в рамках проекта «Мероприятия, направленные на повышение правового сознания и предупреждение опасного поведения участников дорожного движения» Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 – 2012 годах».
В сборнике представлены методические рекомендации по организации учебно-воспитательной работы, направленной на формирование у детей и подростков устойчивых стереотипов безопасного поведения на улицах и дорогах. Содержание, формы, методы и средства обучения и воспитания, представленные в методических рекомендациях, отобраны с учетом психологических и психофизиологических особенностей учащихся соответствующих возрастов и социальных групп. Пособие адресовано руководителям органов управления образованием, образовательных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования, методистам, учителям, воспитателям, студентам педагогических вузов.

Материально-техническое обеспечение




Наличие


Количество


Аптечка
2 шт.


Инвентарь по фигурному вождению велосипеда
отсутствует


Спортивный зал
1


Спортивная площадка
отсутствует


Магнитные знаки правил дорожного движения
1 комплект


Экзаменационные билеты для приема теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «А» и «Б»
2 комплектов


Комментарий к экзаменационным билетам «А», «В»
2 комплектов


Велосипеды
2 шт

















Литература



Для учителя



Для детей

Правила дорожного движения. Общероссийский проект «Безопасность дорожного движения». А.П.Алексеев, Москва, 2009
Правила дорожного движения. А.П.Алексеев, Москва, 2009

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Методическое пособие, Третий Рим, Москва, 2007
Основы безопасности жизни деятельности. 5-6 классы. А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Просвещение, Москва, 2008

Основы безопасности жизни деятельности. 5-6 классы. А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Просвещение, Москва, 2008
Дорожная безопасность. Рабочие тетради. В рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», Третий Рим, Москва, 2007

Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. Третий Рим, Москва, 2007
Азбука спасения при дорожно-транспортных происшествиях. Москва, 2005

Читаем, учимся, играем. Журнал-сборник сценариев для библиотек и школ. 2007-2008 года.
Словарь дорожных знаков. С.Эйгель, Москва, 2002

Газета «Педсовет», № 4, 2008
Приложение к газете № 12, 2007, № 2, 2009
Личная безопасность. Энциклопедия для детей. Аванта +, Москва, 2002

Безопасность дорожного движения. 5-9 классы. Учебно-наглядное пособие для учащихся. Рыбин А.Л., Хренников Б.О., Маслов М.В., Просвещение, Москва, 2008
Правила и безопасность дорожного движения. Н.Я.Жульнев, Дрофа, 2008

Содержание деятельности образовательных учреждений по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Сборник методических рекомендаций, Москва, 2006 год
Экзаменационные билеты для водителей категории «А», «В», 2009 год













Заголовок 115