Конспект урока по литературному чтению И. Соколов — Микитов Узоры на снегу.2 класс

Литературное чтение 2класс УМК «Начальная школа ХХI века» Бахвалова Т.Н. Средняя школа имени Мичурина
Тема: И.Соколов – Микитов «Узоры на снегу»
Планируемые результаты:
Предметные: использование разные виды чтения (ознакомительное, поисковое, выборочное);
Личностные: способствовать преодолевать трудности, доводить начатую работу до её завершения, выражают своё отношение к прочитанному тексту;
Метапредметные: находить в тексте сравнения и соотносить слова текста с иллюстрацией.
Цель: Развитие умения находить в тексте сравнения с помощью поискового чтения на основе эстетического восприятия художественного текста.
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности
(Дети сами определяют тему, над которой мы будем работать)
На доске картина «Зимний пейзаж»
Приём «Подзорная труба»:
- Назовите то, что вы увидели. (снег, сугроб, деревья..)
- Как вы думаете, о чём сегодня будем читать на уроке? ()
2. Введение в тему урока
1)Вхождение в картину
-Кто из вас захотел оказаться там? Но ведь в лесу много снега, идти трудно, холодно.
(предположительные ответы: можно встать на лыжи)
-Именно это я хотела от вас услышать: свежий зимний воздух, прогулка на лыжах доставит вам много радости и взбодрит ваш организм.
3. Образ желаемого результата
-Скажите, можно ли кого - нибудь встретить в лесу? А много зверей вы встретите зимой в лесу? Почему?
- Как узнать, а какие животные обитают в зимнем лесу? (по следам)
- Что для этого надо знать, чтобы мы могли распознать следы? (слайд)
4.Работа по теме урока.
1) Знакомство с произведением.
-Послушайте, как описал жизнь зверей зимой в лесу И.Соколов-Микитов
(учитель читает рассказ «Узоры на снегу» с.159-160)
- Почему рассказ называется «Узоры на снегу»? (слайд Следы на снегу)
2)Чтение по абзацам 1 часть " Жужжащее чтение". 1 абзац. Вопрос: О чём узнали из этого абзаца? (О земле, о сугробах, о лесе)
- Что узнали о земле? (покрыта снегом)
- Найдите и прочитайте эти предложения в тексте.
Какие сугробы в лесу? (глубокие)
Когда они могут быть глубокими? (много снега)
Как автор говорит о лесе? (Накрылся снегом)
На что похож снег? (тяжёлые шапки)
3)Чтение 2 абзаца. - О чём узнали из этого абзаца? (об охотниках, следах) - Что узнали про охотников? (увидели следы) - А чьи это следы? (птиц и зверей) - Как вы понимаете, выражение " читать следы"? (Работа в группе - записать на карточке - знают кто эти следы оставил)
4)Чтение по 1 предложению 3 абзаца
О ком вы прочитали в этом абзаце? (Заполняют кроссворд самостоятельно - о зайчике, горностае, лисе, волках, лосе)
-Проверяем кроссворд .
- У кого всё правильно, встаньте и похлопайте в ладоши
- Приходилось ли вам встречать в зимнем лесу следы животных?
- Могли ли вы определить, чьи это были следы?
- Хотелось ли бы вам увидеть как выглядят следы тех животных,о которых написано в произведении И.С.Соколова - Микитова?
- Найдите и прочитайте, что автор пишет о зайчике? (питался корой осины-на доске слайды с изображением животных и их следами)
- Что узнали о лисе? ( она старая и следы её похожи на цепочку)
- Что узнали о волках? (шли след в след, по краю опушки)
- Как нам автор рассказывает о лосях? ()
- Почему они копытами поднимали снег?
- Что нам рассказывает автор о горностае? ( Он охотился за птичками и мышами, у него чёрный конец хвостика)
- Вам знаком этот зверёк? (Информация о горностае – на слайде) Мех горностая летом красновато-бурый на спине и боках, а на груди и брюхе желтовато белый. Зимой весь мех чисто белый, лишь кончик хвоста остаётся чёрным. Это очень важно для зверьков. Они зимой будут незаметны на снегу.
5) Физкультминутка
6)Последняя часть. Читают самостоятельно.
- О чём эта часть?( птиц и зверей можно встретить в лесу)
- Каких птиц и зверей и чем они кормятся?
7) Работа в парах
- А сейчас ребята вы поработаете в парах, заполните таблицу - к словам 1 столбика выберите из текста сравнения и запишите в таблицу.
- Давайте договоримся, а по каким критериям будем оценивать таблицу.
- Критерии: - точно по тексту ; - кратко; - понятно
- Проверим – какие сравнения вы выписали из текста.
- Самооценка.
Если всё правильно – игрушку повесьте на макушку ёлочки
Есть недочёты – повесьте игрушку на веточки в серединке ёлочки
Не получилось –на нижние веточки
8)Поисковое чтение
- Рассмотрите иллюстрацию на стр.159 и подберите описание к ней из текста.
- Как точно описал автор.
5.Рассказ об авторе
- Что вы можете сказать об авторе как о человеке? Мог ли написать этот интересный рассказ человек, который редко бывает в лесу? Что может заставить человека часто бывать в лесу?
- Информация о писателе (слайд фото писателя)
Иван Сергеевич Соколов-Микитов прожил долгую, богатую событиями жизнь. Известный своими описаниями русской природы. Особую роль  в становлении будущего писателя сыграл отец - Сергей Никитьевич. "Глазами отца я видел раскрывшийся передо мной величественный мир  русской природы, чудесными казались тропинки, широкий простор полей, высокая синева небес с застывшими облаками". От матери - Марии Ивановны, которая знала неисчерпаемое множество сказок и поговорок, и каждое слово которой было к месту, унаследовал он любовь к родному языку, к образной народной речи. «Из светлого родника материнской и отцовской любви вытекал искрящийся ручеек моей жизни». Позже складывались целые книги, сборник очерков «Северные рассказы». В школе Иван Сергеевич вместе с ребятами издавал «Заячью газету». В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался наговаривал свои произведения на диктофон.
6. Итог урока
-Ребята, посмотрите на меня и моргните, кто хочет побывать сегодня в роли охотника?
Игра «охотники» (Угадай, чей это след- 5 слайдов)
7. Рефлексия.
Давайте посмотрим, а какой след оставил урок в ваших душах?
1) - если вам было интересно на уроке и узнали что – то новое – выберите оранжевую ладошку
2) - кто считает, что может прочитать следы животных – возьмите синюю
3) - кто может научить своего товарища распознавать следы животных – жёлтую ладошку.
- Вот и мы оставили свои следы.
8. Д/з. 1) Выучить первый абзац наизусть.
2) Найти информацию в книгах о следах тех животных, о которых мы не читали.



15