Конспект урока по литературному чтению на тему И.С.Соколов-Микитов Листопадничек(3 класс)



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Школа № 13 города Феодосии республики Крым»
«Школа России»

Кузнецова Наталья Ивановна
учитель начальных классов
Конспект открытого урока по литературному чтению в 3-А классе.
Тема. И. С. Соколов  -  Микитов  " Листопадничек ".
Цель: формирование грамотного читателя через активизацию учебно-познавательной деятельности на основе изучения произведения И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек».
Задачи:
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
формирование интереса и на его основе положительной мотивации к учебной деятельности;
развитие самостоятельности и личной ответственности за принятые решения;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
развитие познавательной активности и совершенствование навыков анализа текста (познавательные УУД);формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результатов (регулятивные УУД)
формирование умения работать в парах, умения коротко, ясно и интересно излагать информацию (коммуникативные УУД)
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
расширение читательского кругозора детей;
формирование грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий Литературное чтение. Учебник для 3 класса. 2 часть. Москва «Просвещение» 2012г.; презентация; компьютер с проектором; выставка книг И. С. Соколова-Микитова; смайлики.


Этапы работы Содержание этапа
I.Организационный момент.
- Сегодня к нам на урок пришли гости, давайте поприветствуем их.
- Дорогие ребята, начинаем урок литературного чтения.
А чтобы урок пошёл каждому впрок -Активно включайся в работу дружок!Если хочешь отвечать,Надо руку поднимать.Если друг стал отвечать,Не спеши перебивать.А помочь захочешь другу,Подними спокойно руку.
II.Актуализация знаний.
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,Листья пожелтевшие по ветру летят;Лишь вдали красуются, там, на дне долин,Кисти ярко – красные вянущих рябин. (А. Толстой) 
- Какие признаки наступления осени вы знаете? (Листья желтеют, становится холодно, температура воздуха понижается)
- Как можно назвать одним словом время, когда с деревьев начинают осыпаться листья? (Листопад)
- А какие изменения происходят в жизни человека осенью, а у животных осенью?
III. Постановка цели урока. Эмоциональная подготовка детей.
-Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством замечательного писателя. Прочитаем его рассказ. А также нас ждет много интересного и познавательного.Послушайте стихотворение.

У нас в семье большая радость Пусть листья падают, летят, В канавке тёплой, под осинкой Три листопадничка лежат.
- Кто знает, что означает слово листопадничек? (заяц, родившийся осенью)
- Произведение с таким названием написал И.С. Соколов – Микитов.
IV. Открытие новых знаний . Слайд 1.
- Сегодня мы познакомимся с произведением русского писателя Ивана Сергеевича Соколова - Микитова "Листопадничек".
(предлагаются опорные слова для формулирования задач урока)
Слайд 2-4.
Хотите узнать подробнее об авторе?
Автобиография
- Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины.
Детство он прожил в деревне. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету
Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины.
Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создал цикл рассказов о родной природе.
С трепетной любовью он рассказывает о лесных обитателях зверях и птицах российских лесов.
В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался - наговаривал свои произведения на диктофон. Основной темой в творчестве писателя была природа. Восход и заход солнца, лес, пороша, ледоход - обо всем этом он писал с такой любовью, что, читая его книги, нельзя не проникнуться его чувством восхищения миром живой природы и благоговения перед ним.
Слайд 5.
Знакомство с книгами И. Соколова – Микитова
Книги И. С. Соколова-Микитова - это богатый источник сведений об окружающем нас мире, от которого мы порой бываем так далеки!
Знакомство с произведением «Листопадничек»
Слайд 6 и 7.
- Хотите узнать, о чём или о ком это произведение?
- А как вы думаете, о ком или о чём будет произведение с таким названием? (предположения детей о том, кого могут звать Листопадничком)
-От каких слов образовано слово Листопадничек?
Слайд 8.
Словарная работа. 
Хоровое чтение и толкование незнакомых слов:
долговязый - высокий, худой и нескладный;
плотина - перегородка на реке для поднятия уровня воды;
запрудили - перегородили реку плотиной;
настлано – настелено;
хатка - название небольшого дома на юге России, Белоруссии, Украине;
зябнуть - испытывать чувство холода;
робеть - пугаться, стесняться, бояться;
ходко работают - работают быстро;
обглоданные – объеденные.
 Первичное чтение учителем и учащимися.
Читает учитель и дети.
Проверка первичного восприятия.
- Понравилось ли вам произведение? Чем?
- К какому литературному жанру мы отнесём это произведение? (Сказка о животных)
- Докажите (животные разговаривают, события нереальные) - - Какая она по характеру? ( Грустная, добрая.)
Анализ художественного произведения.
Организация эвристической беседы с целью раскрытия содержания.
- Назовите основных героев произведения. (Матьзайчиха, Листопадничек, бобры, журавли)
- Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?
- Кого встретил зайчонок во время путешествия? Понравилась ли Листопадничку хатка бобров? Почему он там остался?
- Каких страхов натерпелся листопадничек?
- Как зайчонок попал на болото? Что стали с тех пор говорить в лесу о Листопадничке?
ФизминуткаСкачут, скачут во лесочкеЗайцы – серые клубочки.(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки).Прыг – скок, прыг – скок –Встал зайчонок на пенек.(Прыжки вперед – назад).Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.Раз! Шагают все на месте.Два! Руками машут вместе.Три! Присели, дружно встали.Все за ушком почесали.На четыре потянулись.Пять! Прогнулись и нагнулись.Шесть! Все встали снова в ряд,Зашагали как отряд.
V.Закрепление изученного.
3644265136525 Выборочное чтение. Работа с текстом. Художественный анализ произведения
 
- Когда родились зайчата?
- Как называют их охотники ? Почему?
- Из многих осенних зайчат писатель выделил одного. Почему?
- Чем он интереснее своих братьев?
3187065162560
- Почему журавли жалели зайчат?
- Отчего плакали листопаднички?
- Чем мать успокаивала малышей?
- Зачем Листопадничек убежал из гнезда?
(Побежал за журавлями, которые улетели в тёплые страны. Он испугался зимы.) 385381543180
Слайд 9
-Чем занимались бобры? (Строили плотину)
-Что такое плотина? (Сооружение, перегораживающее реку, течение для подъёма воды)
-Почему зайчонок попросился в хатку к бобрам?
(Бобры ответили, что зимой в хатке у них тепло, безопасно)
-Почему Листопадничек не смог уйти от бобров?
- Какие обязанности были у Листопадничка?
-Почему затосковал зайчонок в хатке бобров?
- Какое желание было у зайчика всю зиму?
-Легко ли жилось  Листопадничку  у бобров?
-Какая беда случилась с зайчонком?
-Из какого предложения видно, что Листопадничек совсем заскучал?
-Кого встретил он у норы?
- Почему зайчонок часто вспоминал своё тёплое гнёздышко, маму?
- В народе говорят: «Не было бы счастья, да несчастье помогло».
- Как вы соотнесете смысл этой пословицы с содержанием сказки?
(-Если бы плотину не прорвало, зайчонок не решился бы покинуть домик бобров.)
-Вылетел как пуля - это как?
-Что значит волей - неволей?
Работа в парах.
 Слайд 10-14
Найдите в тексте эпизоды, соответствующие иллюстрациям в учебнике.
* Составление синквейна о зайчике.
 Слайд 8
1 строчка– 1 существительное
2 строчка – 2 прилагательных
3 строчка – 3 глагола
4 строчка – ключевое предложение из текста
5 строчка – 1-2 существительных (своё отношение)
Зайчик
Храбрый, любознательный
Боится, заботится, скучает
Листопадничек в лесу стал самым храбрым и отчаянным зайцем.Листопадничек.
VI. Итог урока.
Что писатель мог наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему воображение и фантазия, когда он решил написать о листопадничке? Учитель комментирует оценки.
VII. Рефлексия.
Я узнал(а)…
Мне было интересно…
VIII. Домашнее задание.  Творческий пересказ от имени Листопадничка.