Статья Особенности успешного воспитания ребенка для благоприятной социализации ребенка


Особенности успешного воспитания ребенка в семье - как основа благоприятной социализации ребенка
Педагог –психолог Ивушкина А.А
Социализация — это процесс, необходимый ребёнку, для получения навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. Социализация предполагает многосторонние и часто разнонаправленные влияния жизни, в результате которых человек усваивает “правила игры”, принятые в данном обществе, социально одобряемые нормы, ценности, модели поведения. Первоначально социализация индивида происходит в семье, а уже потом в обществе.Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации играет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Так, например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации относительно какой-либо социальной группы, то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе.[1]
Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к большой. Конечно, изменения, происходящие в процессе вторичной социализации, меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной. На сегодняшний день в процессе 2015-2016 учебного года при проведении диагностической, консультативной и коррекционной работы отмечается рост детей с низким уровнем социализации, умения взаимодействовать в обществе. Учащиеся обладают низким уровнем коммуникативных навыков. Процесс социальной адаптации замедлен, что требует дополнительных усилий и индивидуальной работы с учащимся.
Адаптация происходит на трех уровнях: физиологическом, психологическом и социальном. На физиологическом уровне адаптация означает способность организма человека поддерживать свои параметры в пределах, необходимых для нормальной жизнедеятельности при изменении внешних условий. На психологическом уровне адаптация обеспечивает нормальную работу всех психических структур при воздействии внешних психологических факторов (принятие взвешенных решений, прогнозирование развития событий и др.). Но если эти сферы нарушены, то учащемуся сложно приспособиться к новым условиям, к учебной деятельности в школе.[2]
Социальная адаптация обеспечивает приспособление человека к сложившейся социальной среде за счет умения анализировать текущие социальные ситуации, осознания своих возможностей в сложившейся социальной обстановке, умения удерживать свое поведение в соответствии с главными целями деятельности. Выделяют две особые формы социальной дезадаптации: девиантную (приспособление к сложившимся социальным условиям с нарушением принятых в обществе ценностей и норм поведения); патологическую (приспособление к социальной среде за счет использования патологических форм поведения, вызванных функциональными расстройствами психики).
При работе с семьей педагогу важно проводить профилактические беседы с семьей, следить за изменениями в психической сфере учащегося. Важно включить в индивидуальную работу с таким ребенком передачу и овладение знаниями, умениями, навыками, формирование ценностей, идеалов, норм и правил социального поведения. Если ребенок успешно овладевает знаниями, он верит в свои силы, уверен, спокоен. Неудачи в школе приводят к появлению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потере интереса к учебе.
В целом можно выделить пять факторов, оказывающих влияние на процесс социализации:
биологическая наследственность;
физическое окружение;
культура, социальное окружение;
групповой опыт;
индивидуальный опыт.
Биологическое наследие каждого человека поставляет “сырые материалы”, которые затем разнообразными способами преобразуются в личностные характеристики. Именно благодаря биологическому фактору существует огромное разнообразие индивидуальностей.[3]
Социализация — сложный, жизненно важный процесс. От него во многом зависит, как индивид сумеет реализовать свои задатки, способности, состояться как личность. Если в обществе - культура свободы, творчества и позитива, то такая социализация помогает ребенку стать свободным, творческим и позитивным, хотя бы ребенок к этому и не был изначально склонен. Если же общество (или конкретная семья) другие, с установками например «не думай», «будь как все», «не высовывайся», «думай только о себе», «жизнь трудна», то это подталкивает ребенка к таким проблемным установкам.
Социализация в развитии эмоциональной сферы ребенка также действует, по крайней мере, в двух разных направлениях. С одной стороны, ребенок с помощью окружающих его взрослых и влияния культуры в целом осваивает чувства, принятые в данном обществе, в частности, приобщается к чувствам дружбы, любви, благодарности, патриотизма и другим высоким чувствам. С другой стороны, для успешного налаживания социальных контактов в ближайшем детском окружении ребенок усваивает нормы эмоционального реагирования, которые нередко оказываются ниже того уровня, которым он владел до вхождения в детский коллектив. В этом случае социализация парадоксально оборачивается деградацией культурного развития ребенка.[4]
           Дети социализируются не только по средствам прямого общения но и через родительский пример, т.е. через подражание и идентификацию. Подражание – это копирование чьих-либо действий. Идентификация – более тонкий механизм, по средствам которого человек усваивает отдельные характеристики или общие поведенческие модели другого человека. Идентификация ребенка зависит от наличия стойкой эмоциональной привязанности к человеку, поведение которого перенимает ребенок, а также от осознания ребенком своего сходства с человеком.
Стиль и методы воспитания, используемые  каждым родителем, являются функцией от множества взаимосвязанных факторов: 1) воздействие родителей (личностные особенности, ожидания, убеждения относительно целей социализации, самого ребенка и эффективных методов социализации); 2)качества ребенка (личностные характеристики и когнитивные способности); 3) более широкий социальный контекст, в котором заключены родительско-детские отношения, в том числе и супружеские отношения родителей, область их социальных и профессиональных контактов.[5]
Таким образом, представления родителей о поведении и мотивации ребенка, их убеждения, мнения  и социальная направленность являются важнейшими детерминантами воспитательного процесса и как условие успешной социализации ребенка в обществе.
Библиографический список
Дружинин В.Н. Психология семьи. - М., 1996.
Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. - Киев: Лыбидь, 1990. - 191 с.
Осипова А.А. Психокоррекция детско-родительских и семейных отношений //Общая психокоррекция: Учеб. пособие. - М.: Сфера, 2000. - С.439-484.
Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. - М., 1987.
Фридман И. Опора, но гибкая: О проблеме общения взрослого и ребенка // Семья и школа. - 1996. - № 6. - С.9-11.
Заявка на участие в городской научно – практической конференции «Личность, семья и общество»
Ф.И.О. Ученая степень, специальность Уче-ное зва-ниеМесто рабо-ты, учебы Должность Тема доклада Тема секции Сотовый телефон e-mail
Руди Ирина Бори-совнаМагистр педаго-гики и психо-логии - Начальная школа №5 А» Педагог-психолог Особенности успешного воспитания ребенка в семье - как основа благоприятной социализации ребенка Роль семьи в развитии личности 8-777-741-68-04 irinarudi_84@mail.ru