Результаты внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС


«Результаты внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС»
Автор: учитель музыки Никитина М.В.
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся.
В нашей школе введение новых ФГОС началось с изучения пакета документов, анализа имеющихся ресурсов и информационно-диагностической работы с родителями по изучению запросов на организации обучения детей в режиме полного дня. По результатам опроса, школа полного дня оказалась востребованной большинством родителей и детьми.
В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности.
Организация взаимосвязи урочной и внеурочной работы повышает эффективность педагогического процесса. Именно внеурочная деятельность даёт опыт творческой деятельности, поскольку предоставляет возможность учащимся попробовать свои силы в разных её формах. Также она обладает значительными возможностями и для развития индивидуальных способностей, даёт простор детской изобретательности и фантазии.
Моменты, когда учитель сумел вызвать окрылённость и неподдельный интерес учащихся к предмету, являются для него поистине самыми счастливыми. Из них и складывается радость педагогического труда. Благодаря такому общему подъему дети начинают смотреть на учителя открыто и влюблённо, ожидая, не подарит ли он им еще мгновения занимательности и увлеченности. Широкие возможности создания атмосферы творческого вдохновения, самостоятельной индивидуальной и коллективной практической деятельности учащихся открываются во внеурочной музыкальной деятельности «Музыка вокруг тебя» с 1 по 4 классы.
Деятельность учителя музыки и детей во внеурочное время осуществляется на единых принципах и ведёт к главной цели музыкального образования - воспитанию музыкальной культуры детей как части всей духовной культуры. Все требования, предъявляемые к уроку музыки как уроку искусства, относятся и к неурочным формам: дух живого образного искусства, атмосфера сотрудничества, содружества, сопричастности, сотворчества - вот характерные черты занятий искусством.
Организация внеурочной музыкальной деятельности позволяет решить следующие задачи музыкального воспитания школьников:
углубление теоретических знаний и развитие практических навыков учащихся, проявивших музыкальные способности;
способствование возникновению интереса у большинства учеников, привлечение некоторых из них в ряды «любителей музыки»;
организация досуга учащихся в свободное от учебы время.
Разнообразные формы внеурочных занятий предусматривают большие возможности в этом направлении: музыкальные гостиные, игры - путешествия, викторины, конкурсы, выпуск газеты «Музыка вокруг тебя», фестивали, музыкально-литературные композиции, турниры, концерты, праздники. Участие школьников в различных внеклассных мероприятиях по музыке развивает не только их познавательные интересы, но и способствует расширению музыкального кругозора.
К формам, широкое использование которых является целесообразным во внеклассной работе по музыке, относятся игровые формы занятий - соревнования, конкурсы. Большой интерес вызывает у ребят «Угадай мелодию», «Проще простого», «Музыкальный турнир». Участники - это знатоки музыки. Конкурсанты этих музыкальных состязаний проявляют музыкальные способности, творчество, инициативу. А для учителя такие конкурсы - отличная возможность проверить знания учащихся по предмету. Вопросы повышенной сложности выявляют самых эрудированных в мире музыки. Эмоциональная атмосфера таких мероприятий приносит ученику те переживания, о которых Д.И. Писарев говорил, что каждому человеку свойственно желание быть умнее, лучше и догадливей.Организация музыкально-театральной деятельности открывает перед школьниками возможность для творческого самовыражения. В театрализованных постановках с помощью таких выразительных средств, как интонация, пение, мимика, жест, разыгрываются музыкальные сказки. Дети не только знакомятся с содержанием произведения, воссоздают конкретные образы, но и учатся глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями спектакля. Театрализованные представления способствуют развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического).Как и в любой школе, в нашем есть замечательные традиции. Мне кажется, что приверженность к школьным традициям помогает ребятам почувствовать дух учебного заведения, ощутить себя командой, одним целым, семьёй. Школьные праздники являются одной из массовых форм работы. Их тематика самая разнообразная: «Здравствуй, школа, мы вернулись!», «День Учителя», «День Матери», «Защитник Отечества», «День Победы» и т.д. Праздники доставляют учащимся радость, объединяют, вызывают общие чувства, переживания. А какой же праздник без песен? Выступление хорового коллектива, вокального ансамбля, а также сольное пение делают праздники эмоционально окрашенными, приобщают ребят к вокальному искусству. Пение - один из самых активных видов музыкально-практической деятельности учащихся, в котором успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, чувство ритма.Одно из традиционных мероприятий - фестиваль военной песни, посвященный Дню Победы в Великой Отечественной войне. Это мероприятие отличается большой инициативностью учащихся. Ребятам нужно выбрать песню, продумать инсценировку. Фестиваль даёт возможность реализовать себя в качестве певца и художника, сценариста и ведущего. А ведь всему этому не учат на уроках. Время подготовки становится временем сотворчества, единения душ, узнаванием себя и своих возможностей. Песенные фестивали воспитывают не только исполнительскую, но и слушательскую культуру школьников. Из многолетнего опыта проведения фестиваля виден результат - дети знают и любят песни военных лет. На уроках музыки они с желанием исполняют песни, прозвучавшие на фестивале. Подобные фестивали и конкурсы помогают преодолеть себя, раскрыться в новом качестве, повысить собственную самооценку и уважение со стороны одноклассников.
Наряду с традиционными формами организации внеурочной деятельности по музыке стоит отметить и нетрадиционные формы для предмета «Музыка», в частности, проектно-исследовательскую деятельность. Всем известно, что именно проектная деятельность является одним из приоритетов современного образования. Учебные проекты позволяют лучше учесть личные склонности учеников, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации. Организация проектно-исследовательской деятельности имеет следующую структуру: мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы, план, действия, результаты, рефлексия. Такие занятия для учащихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике.
Глубоко убеждена, что музыка как искусство и музыка как учебный предмет обладают значительным воспитательным потенциалом, реализация которого зависит от продуманной организации воспитательной среды, содержания и форм взаимодействия учащегося и учителя. Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы.
Учитель руководит проектной работой, направляя поиск в нужное русло, и подсказывает источники информации. Условиями успешности проектной деятельности становятся:
личный интерес учащегося;
четкость и конкретность постановки цели проекта;
определение планируемых результатов;
констатация исходных данных.
Системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности позволила достичь положительных результатов.
Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, грамотно задают вопросы, у них расширился кругозор, активно участвуют в конкурсах исследовательских работ разного уровня.
В этом учебном году в 5 классе внеурочная деятельность ведётся по программе «Свирельки». После курсов ВИРО я грезила идеей создания музыкально-инструментального ансамбля в школе, и вот эта мечта стала осуществляться.
Учебный процесс, внеурочная деятельность и дополнительное образование, построенные на принципах непрерывности и интеграции, в конечном итоге, должны решить одну из смежных задач современной педагогики - воспитание духовно богатой личности.Список литературы:1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 336с.: - (Б-ка учителя музыки).2. В.А. Школяр, Е.Д. Критская. Музыкальное образование в школе: Учеб. Пособие для студ муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Школяр. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 232 с.
 
3. Статья Атеминой Т.А., учитель музыки МОУ лицей №2 г. Сургут
4. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. [Текст] / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. – М: 2010.- 25 с.