Формирование самооценки учащегося на занятиях в детском объединении Автотранспорт


Формирование самооценки учащегося на занятиях в детском объединении «Автотранспорт»
технической направленности
Одним из важных качеств необходимых для успешной учебно-познавательной деятельности и мыслительных способностей является развитие у учащихся адекватной, дифференцированной самооценки себя и своих действий. Развитая самооценка, в свою очередь, способствует развитию мотивации достижения и мотивации успеха, побуждая ребенка к самопознанию, анализу собственных действий, и требует от него тщательного анализа и обобщения каждого шага. Большие возможности для формирования у ребенка этих способностей дают занятия техническим творчеством.
Существует распространенное мнение, что ребенок добивается больших успехов, когда его хвалят. Безусловно, поддержка и эмоциональная атмосфера очень важны для достижения успеха в любом виде деятельности. Но реальные результаты труда должны реально и оцениваться, детей надо учить анализировать свою работу. Важно, чтобы ребенок мог сам определять свои возможности и оценивать свои достижения. Путь для этого один – анализ, анализ и еще раз анализ. Именно поэтому на своих занятиях я учу детей осуществлять наблюдение за своей деятельностью, выполнять ее самоанализ. Ребенку предлагается сделать общую оценку работы, выделить ее положительные стороны, ошибки, какие изменения целесообразно внести в изготовлении модели.
При анализе работы учитываются следующие правила:
- обязательное обсуждение с детьми критериев оценивания работ;
-обязательное выделение умений, за которые можно похвалить ученика;
-оценивание только работы ученика, а не его самого.
Такая работа – реальный помощник ребенку в определении своего пути в будущей работе, в успешных шагах по этому пути.
Вот, например, на занятиях по техническому моделированию «Изготовление автомобиля по замыслу» ребята изготавливают модели по собственному замыслу. Каждый ребенок придумывает свою модель, свой дизайн. Здесь важно донести до ребенка цель и задачи занятия. Если это грузовая машина - определить какой будет кузов, кабина, для чего эта машина предназначена. Можно предложить такие вопросы: « Подумай, может оформить кузов с логотипами? А кабину сделать подвижной на шарнирах?». И все - самооценка уже начинает работать. Педагог может задать вопрос: «Расскажи, что за машину ты хотел смастерить? А получилось ли то, что хотел? Вот тут то и можно подсказать ребенку, где и в чем он ошибался, как помочь эту ошибку исправить. Таким образом, ребенку задается способ анализа результатов своей деятельности. Поощряемые и подбадриваемые педагогом учащиеся постепенно включаются в работу и нередко сами находят ошибку. На своих занятиях я часто использую такой прием: дети фиксируют свой результат цветовой гаммой:
- зеленый (у меня все получается, могу двигаться дальше)
- желтый (я доволен, но могу сделать лучше)
- красный (у меня не получается, мне нужна срочная помощь).
В детском объединении ведется не только образовательный процесс, но и воспитательный. Вот, например, в разделе здоровьесберегающие мероприятия во время игры, ребенок просто бросает мяч. «А можешь попасть в кольцо? Не смог, попробуй еще. Подумай, может переменить позицию? Потренируйся, а когда сможешь, покажешь». Вы сделали вроде бы простую вещь, а на самом деле вы задали цель и средства самооценки.
Не надо искать специальных ситуаций: в любом контакте с ребенком можно помочь ему познать себя.
Таким образом, для развития  самооценки у младшего школьника я использую технологии само- и взаимообучения, само- и взаимопроверки, которые также позволяют сформировать у учащихся ряд следующих умений: видеть границу между известным и неизвестным, находить ошибки в своей и чужой учебной  работе и устранять их, оценивать свои и чужие действия по заданным критериям, оценивать свои успехи с выделением своих трудностей, определять личные достижения в учебной и внеучебной деятельности.