Конспект урока в 8 классе для детей с легкой умственной отсталостью «Междугородний автотранспорт. Автовокзал».


Конспект урока в 8 классе «Междугородний автотранспорт. Автовокзал».
Тема урока: Междугородний автотранспорт. Автовокзал. Расписание движения автобусов. Порядок приобретения билетов.
Цель урока: познакомить учащихся с новым видом транспорта , с автовокзалом и его службами . Познакомить с порядком приобретения билета на междугородний автобус
Задачи:
Образовательная: учить учащихся пользоваться услугами автовокзала, развивать умения в приобретении билетов.
Коррекционно-развивающая: развитие способности к обобщению, мышлению, находить и использовать необходимую информацию, корректировать речевую и зрительную деятельность
Воспитательная: воспитывать культуру поведения в общественных местах, готовить учащихся к самостоятельной жизни.
Оснащение урока:
Мультимедиапроектор, экран, ноутбук, презентация, карта дорог Иркутской области, расписание междугородних автобусов, правила пользования автобусами, образцы билетов, карточки для индивидуальной работы.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Пожелайте друг другу счастливого пути в приобретении новых знаний.
Актуализация знаний
Выявление (актуализация) знаний учащихся о видах междугородного транспорта.
Вопросы учителя к учащимся:
Какие виды городского транспорта вы знаете? (автобус, трамвай, троллейбус, такси, метро).
На каких видах транспорта, кроме автобуса, можно доехать до ближайших населенных пунктов? (железнодорожном транспорте).
Чем вы воспользуйтесь, чтобы съездить в другой район города, деревню ,село?
Ответы учащихся разнообразны: троллейбус, такси, метро, трамвай ,автомобиль, поезд.
Определение видов транспорта:
На экране данные транспортные средства, а на доске учитель прикрепляет карточки со словами, обозначающими эти транспортные средства
Каким одним словом можно назвать все эти средства передвижения? (транспорт)
Весь транспорт делится на виды. Какие виды транспорта вы знаете?
Ответы учащихся: автомобильный, воздушный, железнодорожный, водный, гужевой.
Сообщение темы и цели урока.
Сегодня вы узнаете о новом виде транспорта «МЕЖДУГОРОДНОМ АВТОТРАНСПОРТЕ».
Тема урока «Междугородний автотранспорт» (запись темы урока в тетрадь).
Вы познакомитесь со службами автовокзала, научитесь приобретать билет в кассе автовокзала, читать информацию в здании автовокзала (расписание, режим работы), получать необходимую вам информацию в справочном бюро и у пассажиров автобусов.
Освоение нового материала
Рассказ учителя о международном автотранспорте.
Беседа с учащимися с целью выявления знаний о междугородном автотранспорте. Вопросы для учащихся:
Кто из вас пользовался междугородним автотранспортом?
Что вы можете о нем рассказать?
Предполагаемые ответы учащихся, что это большие автобусы с удобными мягкими креслами.
Использование иллюстративного материала: просмотр слайдов, фрагментов диафильма, изображений автобусов.
Ребята, перед вами карта автомобильных дорог Иркутской области. Рассмотрите ее внимательно и скажите:
Какие маршруты движения автобусов вы видите?:
(Иркутск - Братск; Иркутск - Усть-Илимск; Иркутск - Усть-Кут; Иркутск - Байкальск; Иркутск - Улан-Удэ; Иркутск - Черемхово; Иркутск - Ангарск ; Иркутск - Усолье-Сибирское; Иркутск - Усть-Уда.)
На чем туда можно доехать? (на автобусах)
Откуда отправляются все эти автобусы? (с автовокзала)
Сколько автовокзалов в нашем городе? (один)
Что нужно знать для того, чтобы приехать на автовокзал? (адрес)
Основные службы автовокзала: справочно-информационная, билетные кассы, операторская, камера хранения, диспетчерская.
На экране учащиеся читают для чего предназначена та или иная служба.
камера хранения – для хранения багажа и т.д.
Закрепление нового материала.
Задание для индивидуальной или парной работы:
А) Задание по схеме.
Используя схему, расписание движения автобусов, выберете маршруты по направлению: Юг, Север, Запад, Восток, учащиеся выполняют задание (Сильные учащиеся самостоятельно, более слабые - с дозированной помощью педагога, слабые учащиеся - с помощью педагога ).
Физминутка.
Мы в автобус дружно сели. (дети садятся)
И в окошко посмотрели. (смотрят по сторонам)
Наш шофер педаль нажал.(нажимают на педаль)
И в автобус побежал.(убегают)
Б) Сюжетно-ролевая игра.
Чтение сценок по ролям:
«Обращение в справочное бюро»
Здравствуйте, подскажите пожалуйста, на каких рейсах автобусов можно доехать до г. Саянска?
До г. Саянска есть прямой рейс, есть рейсы до г. Братска и до Усть-Илимска, которые идут мимо г. Саянска.
Какие из этих автобусов отправляются в вечернее время?
до г. Братска автобус отходит в 16.00, до г. Усть-Илимска в 18.00.
На сегодня есть л 2 билета до г. Саянска?
На этот вопрос вам могут ответить только в кассе продажи билетов.
В)Запись в тетрадь словарного слова «билет» (на доске).
Куда еще мы приобретаем билеты?
Предполагаемые ответы учащихся: для посещения кинотеатра, театра, на спортивные мероприятия, концерты, для поездки в городском транспорте).Для поездки на междугородном автобусе тоже необходим билет. Давайте, поучимся приобретать его.
Покупка билета по инструкционной карте. (приложение 1)
Работа в парах: 1 ученик со слабыми возможностями (в роли пассажира) по инструкционной карте приобретает билет до необходимой станции, второй ученик более сильный (в роли кассира) продает билет( в случае правильного запроса пассажира, если пассажир затрудняется, то «кассир» помогает «пассажиру», объясняя правила продажи билета).
Г) Задание для пар.
Приобретите 3 билета до Листвянки, один из них детский.
Приобретите 2 билета до оз. Байкала, один из них детский.
Приобретите 4 билета до Усть-Кута ,два из них детских.
Ролевая игра: «Разговор с попутчиком на автовокзале».
Не подскажите, от какого перрона отходит автобус в г. Тулун?
Со второго, так передал диспетчер автовокзала.
Спасибо.
Подведение итогов занятия.
С каким видом транспорта мы сегодня познакомились? (междугородним)
Какие службы обеспечивают работу автовокзала? Назовите их, расскажите, какие услуги они предлагают?
Что можно узнать из расписания автобусов? (день и время отправления)
Как можно приобрести билет на междугородний автобус? ( в кассе)
Как называются люди, которые купили билет на автобус? (пассажир)