Проект Прошлое и настоящее железной дороги

Негосударственное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №264 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»


Проект
«Прошлое и настоящее
железной дороги»




г. Хабаровск.

Тип: информационно-практико-ориентированный.
Возраст: старший дошкольный.
Продолжительность: краткосрочный (3 месяца).
Тема проекта: «От пара до электричества».
Актуальность: Детский сад относится к ведомству «РЖД», многие родители
работают на железной дороге, местоположение детского сада вблизи
железнодорожных путей – всё это стало причиной создания данного проекта.
Проблема: содержанием раздела программы не предусмотрено изучение вопросов истории происхождения и развития железнодорожного транспорта.
Цель: разработать содержание, предусматривающие изучение вопросов истории происхождения и развития железнодорожного транспорта.
Задачи:
Познакомить детей с историей возникновения и развития железнодорожного транспорта.
Расширить представления детей о железнодорожном транспорте.
Прививать детям интерес к месту работы своих родителей.
Сформировать навыки безопасного поведения вблизи железной дороги.
Ресурсы:
Дети старшего дошкольного возраста.
Воспитатели.
Родители.
Семейные фотографии.
Материал для дидактических игр.
Мероприятия по решению первой задачи:
Организовать «музей на стене»: «От паровоза до электровоза».
Цикл занятий: «Кто изобрёл поезд»; «Первый паровоз»; «Экскурсия в прошлое тепловоза».
Дидактическая игра: «Что сначала, что потом?»
Мероприятия по решению второй задачи:
Рассматривание картины «Поездка на поезде».
Продуктивная деятельность:
- конструирование «Наш поезд»;
- изготовление атрибутов для сюжетно – ролевой игры «Железная дорога»
Д/игры: «Путешествие на поезде»; «Собери паровоз из геометрических фигур».
Чтение художественной литературы:
Е.Серов «Муравьиный поезд»; Н.Добронравов «Старый мотив железных дорог»; О. Крас «Паровоз «чух - чух»; Т.Михайлова «Непослушный вагон»; И.Новикова «Едем отдыхать».
Мероприятия по решению третьей задачи:
Выступление родителей о профессиях: машинист локомотива, проводник, ремонтник железнодорожных путей.
Экскурсия в локомотивное депо.
Выставка совместных работ детей и их родителей на тему: «Мои родители - железнодорожники».
Просмотр фильма «Моё депо – моя гордость».
Создание фотоальбома «Железнодорожные династии».
Мероприятия по решению четвёртой задачи:
Моделирование обучающей ситуации: «Как правильно вести себя вблизи железной дороги».
Совместная деятельность детей и их родителей - изготовление железнодорожных знаков: «Знаки – наши помощники».
Развлечение «Мы едем, едем, едем в далёкие края».
Создание коллекции игрушек: «Поезда – такие разные».
Продукт проекта:
Музей на стене: «От паровоза до электровоза».
Фотоальбом «Железнодорожные династии».
Коллекция игрушек: «Поезда- такие разные».
Выставка совместных работ детей и их родителей «Мои родители - железнодорожники».
Железнодорожные знаки.

Результат проекта:

У детей расширился круг знаний о железнодорожном транспорте.
Пополнился словарный запас.
Сформировался устойчивый интерес к профессии своих родителей.
Сформировалось осознанное поведение вблизи железной дороги.

Постпроектная деятельность:

Разработать диагностику.
Использовать материал в дальнейшей работе.








Негосударственное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №264 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»






Конспекты цикла занятий
«От пара до электричества»
Для детей старшего возраста.








Составитель: Ступина Любовь Алексеевна.



г. Хабаровск.

Занятие № 1.
КТО ИЗОБРЕЛ ПОЕЗД?
Цель: Дать знания о первых изобретателях паровоза. Познакомить с принципом действия парового котла. Воспитывать интерес к истории развития железной дороги.
Ход:
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, и узнаем где появился первый поезд, и кто его изобрел. (Дети садятся в импровизированный поезд и отправляются в путешествие). Первая остановка: Англия. (Слайды с изображением Англии)
Самый первый поезд появился в Англии, его сделал один изобретатель. Это было очень давно, и конечно тот самый первый поезд совсем не был похож на те, что мы видим сегодня. Вначале это была лишь тележка, которая передвигалась благодаря мощному паровому двигателю. (Слайд: модель паровоза Ричарда Тревитика). Но эта тележка быстро сломалась, потому что когда она ездила по дорогам, то сильно тряслась, после этого ученный придумал сделать для своей тележки специальную дорогу – так появилась первая железная дорога. Она была почти такая же как у нас сейчас.
У такого первого локомотива были большие колеса, которые вращались при помощи специальных рычагов, был котел, в котором горело топливо, а дым выходил через большую длинную трубу.
Следующая остановка: Австрия. (Слайды Австрии)
После этого локомотива другие ученные придумывали свои, они старались сделать свой локомотив удобнее, чтобы не надо было много угля жечь, потом придумали и специальный вагончик на котором мог бы ездить тот, кто управляет локомотивом. Того кто управляет локомотивам называют – машинист, а уголь в котел бросал кочегар. (Слайд: модель локомотива Уильяма Норриса).
Следующая остановка: Россия. (Слайды с изображение России)
В нашей стране первый паровоз был построен позже, его построили изобретатели, которых все хорошо знали – это два брата Черепановы. Конечно, очень понравился такой паровоз и на заводе стали строить еще такие паровозы, а назывался он «Проворный». (Слайд: модель первого российского паровоза).
После этого очень долго ничего нового не придумывали – кочегар бросал в топку уголь, огонь нагревал воду, и вода начинала испаряться, пар тоже очень сильно нагревался и собирался в верхней части котла. Оттуда по трубам пар попадал в специальный цилиндр и создавал давление на поршни.
Сейчас мы с вами все вместе покажем как это происходит. Динамическая пауза: показать руками, как создается давление на предмет и что получается – сжимается, отодвигается.
К поршням были присоединенные рычаги, и когда поршень двигался то при помощи этих рычагов начинали двигаться колеса. Ребята, сейчас мы с вами тоже будем двигать колеса (имитационные движения руками).
Опыт: показать наглядно, привязать к игрушке палочку, в конце палочки поставить кубик – применить давление на игрушку, то есть начать её толкать соответственно будет двигаться палочка и сдвинется с места кубик.
Так же и пар – накапливался, выйти ему некуда и он начинал давить на поршни и двигались специальные трубочки, которые и называются рычаги. К такому локомотиву прицеплялся ещё и вагончик, в котором хранились запасы воды и угля.
Физ. минутка:
Жил да был на свете пар (шагаем на месте)
С виду был он сед и стар, (плечи и руки опущены)
Но с кипящею водой
Он плясал как молодой. (прыжки на двух ногах)
Он из чайников струился,
Над кастрюлями клубился. (руки согнуты в локтях вращательные движения)
Никаких полезных дел
Делать вовсе не умел. (движения указательным пальцем: грозят)
Жило - было слово воз. (на каждое слово хлопок)
В слове вывоз, (движения руками от себя)
В слове ввоз, (движение руками к себе)
И в повозке вдаль катило. (руки согнуты в локтях: паровоз)
Так и жил пар и воз
Жили врозь они, но вот (развести руки в стороны)
Вместе их соединили
И по рельсам покатили.
Паром возит паровоз
В паре едут пар и воз. (имитация движения паровоза).
Теперь нам пора возвращаться в детский сад. Садимся все на наш поезд и отправляемся домой. Звучит песня и дети подпевают.
Итог: Сегодня мы познакомились с первыми паровозами, и с людьми которые их изобрели. Узнали как работает паровой двигатель.







Занятие № 2.

ЭКСКУРСИЯ В ПРОШЛОЕ ТЕПЛОВОЗА.

Цель: Дать представление о появлении тепловозов. Сравнить первый и современный тепловоз. Расширить круг знаний о железнодорожном транспорте. Воспитывать интерес к истории развития железной дороги.

Ход:

На прошлом занятии мы познакомились с историей паровоза. А сегодня мы узнаем о тепловозах. Слово тепловоз состоит из двух слов: тепло и воз. Это сейчас тепловозы выглядят вот так (иллюстрация). А раньше тепловоз выглядел иначе. Сегодня мы с вами отправимся в кинозал и там узнаем все о тепловозах. (Дети переходят к интерактивной доске).
Слайд: Первый тепловоз. Этот тепловоз изобрели более 100 лет назад, когда появился двигатель внутреннего сгорания для автомобилей. Назвали его вагон – газоход. Вагон – газоход можно назвать первым тепловозом. (Рассмотреть из каких частей состоял первый тепловоз) Много было попыток сделать другие тепловозы, но все они были неудачные. Время шло, и в России в 1924 году, в городе Ленинграде был создан магистральный тепловоз. (Слайд тепловоза)
Давайте сравним первый вагон – газоход и тепловоз. (Сравнение: что общего и чем отличается).
Интересно, каким тепловоз стал через 30 лет. (Слайды со схемами и иллюстрациями)
Время шло , изменялась техника, и менялись тепловозы. Появились вот такие тепловозы. (Слайды) Показываем более современный тепловоз, рассматриваем.
Ребята, изменился ли локомотив? Каким он стал по сравнению с вагоном – газоходом? Назовите, какие части не изменились, т. Е. они есть и у современного тепловоза и у вагона – газохода. В чем разница?
В настоящее время тепловозы практически полностью заменили паровозы на маневрах.
Физ. минутка:

Жил да был на свете пар (шагаем на месте)
С виду был он сед и стар, (плечи и руки опущены)
Но с кипящею водой
Он плясал как молодой. (прыжки на двух ногах)
Он из чайников струился,
Над кастрюлями клубился. (руки согнуты в локтях вращательные движения)
Никаких полезных дел
Делать вовсе не умел. (движения указательным пальцем: грозят)
Жило - было слово воз. (на каждое слово хлопок)
В слове вывоз, (движения руками от себя)
В слове ввоз, (движение руками к себе)
И в повозке вдаль катило. (руки согнуты в локтях: паровоз)
Так и жил пар и воз
Жили врозь они, но вот (развести руки в стороны)
Вместе их соединили
И по рельсам покатили.
Паром возит паровоз
В паре едут пар и воз. (имитация движения паровоза).
Сейчас мы немного поиграем, и постараемся запомнить какие тепловозы были сначала, а какие потом.
Дидактическая игра «Что сначала, что потом» Цель: разложить картинки локомотивов от самого первого изобретения до современного.
Перед конструкторами и изобретателями становятся задачи по созданию новых, еще более мощных локомотивов.
А теперь мы превратимся в настоящих изобретателей, и пришло время построить свой необычный тепловоз. (Дети из крупного модульного конструктора строят свой паровоз). Теперь вы можете отправиться на своем тепловозе в путешествие. (Самостоятельная сюжетно – ролевая игра).









Негосударственное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №264 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»










Цикл бесед на тему:
«Ознакомление дошкольников
с железной дорогой»













Составитель: Ступина Любовь Алексеевна.

·


г. Хабаровск.

«Когда появились рельсы»

Цель: Познакомить с историей возникновения и эксплуатации первых рельс и первых поездов.
В глубокой древности, во времена античности, человек изобрел рельсы. Уже в Ассирии и Вавилоне 4000 лет назад существовали телеги с двумя или четырьмя колесами, которые ездили по рельсам. Но они могли передвигаться лишь в одном направлении. Для того чтобы такая тележка могла свернуть направо или налево, следовало переложить рельсы.
Только спустя 1500 лет, в начале новой эры, появился новый тип рельсов. Это были длинные отшлифованные стволы деревьев, укрепленные на расположенных перпендикулярно шпалах. Они использовались для перемещения особо тяжелых грузов. Уже в 16 веке были изобретены вагонетки для шахт, двигавшиеся по рельсовому пути.
Англичанин Ричард Тревитик был первым, кто догадался приспособить паровую машину для движения по рельсам. Это произошло в 1804 году.
Машина была названа локомотивом и могла тащить за собой 5 вагонов с 70 пассажирами и перевозить 5 тонн угля. Такой поезд ходил по чугунным рельсам, изготавливавшимся на фабрике в Уэльсе.
Вначале рельсы были деревянными. Потом их стали изготавливать из железа и чугуна. Это увеличивало срок службы рельсов и обеспечивало безопасность пассажиров.
Конечно, первый локомотив был еще очень несовершенным в техническом отношении. Его скорость достигала всего 8 километров (4,9 миль) в час. Но в 1816 году Дж. Стефенсон создал более совершенный локомотив.
В 1825 году первая железнодорожная линия соединила Дарлингтон со Стоктоном. По ней осуществлялась перевозка угля. В 1830 году была построена линия между Манчестером и Ливерпулем, которая предназначалась для перевозки грузов и пассажиров.
Созданный Стефенсоном локомотив «Ракета» достиг на этой линии скорости в 47 километров (29 миль) в час!
В 19 веке Англия начала интенсивно развивать железнодорожный транспорт. Уже в 1833 году весь добываемый в стране уголь перевозился железнодорожным транспортом. Спустя 2 года в Англии было 720 железнодорожных линий, оснащенных паровозами. Заметим, что в Европе первая линия соединила Брюссель и Милан в 1835 году. Первый голландский поезд соединил Амстердам с Гарлемом в 1839 году.
С тех пор железнодорожный транспорт интенсивно развивался и сейчас занимает ведущее место в мире. По железной дороге перевозится в несколько раз больше грузов, чем всеми другими видами транспорта.

КАК УСТРОЕН ЭЛЕКТРОВОЗ?
Цель: Познакомить с электровозом, с особенностями его работы.
Электровозом называют локомотив, колеса которого приводятся в движение электромоторами. Эти моторы получают энергию через провода, подвешенные над железнодорожным полотном.
Особенность электровоза заключается в том, что он не только расходует электроэнергию, но и возвращает её обратно. Это происходит потому, что электродвигатель постоянного тока является обратимой машиной.
Когда к нему подводят ток, он начинает вращаться. Но если заставить вращаться мотор с помощью посторонней силы, то он начинает вырабатывать электроэнергию.
Эта особенность широко используется в работе современных электропоездов.
Как только поезд начинает движение под уклон, моторы электровоза начинают работать как генераторы и возвращают электричество в сеть.
Вот какая умная машина электровоз!


«Локомотивное депо»
Цель: Познакомить детей с локомотивным депо, его назначением.

Как у всех, у поездов есть свой дом, или то место, где они проходят обслуживание. А что такое обслуживание – это такая работа, когда нужно о чем – то заботиться. У нас работа заботиться о наших машинах или куклах, поэтому можно сказать, что мы их обслуживаем – причесываем кукол, ремонтируем машины. Так и у локомотивов – о них тоже заботятся люди, и это их работа, это очень приятная и очень ответственная работа. Дом локомотивов называется – ЛОКОМОТИВНОЕ ДЕПО, там локомотивы ремонтируют – проверяют тормоза, ремонтируют колеса, проверяют все приборы, и конечно же моют локомотивы, чтобы они были чистыми. В локомотивном депо работают машинисты, помощники машинистов, слесари и много других людей, которые заботятся о локомотивах и конечно, о нас. Ведь именно потому, что они хорошо работают – мы смело ездим на поездах по железным дорогам.
Железная дорога очень большая – и в наше время принято называть железной дорогой не только железный путь из рельс и шпал, а еще много специальных служб, людей, у которых тоже своя важная работа – безопасность движения. Что такое безопасность? Это очень просто – это когда мы ничего не боимся. Смело ездим в поездах и правильно, потому что очень, очень много людей заботятся не только о локомотивах и о железном пути, но и о нас.

«Станция»
Цель: Дать знания о том, что такое пассажирская и сортировочная станция. Её назначение и важность работы.
Когда мы едем на автобусе – он останавливается на специальных остановках, что мы там видим? Маленький киоск, в котором продают что- нибудь, маленькую лавочку и маленький кусочек крыши – это автобусная остановка. А вот когда едешь на поезде, то он тоже останавливается на остановках, только называются они – СТАНЦИЯ. Станции есть в каждом городе, потому что очень удобно и быстро ездить на поезде, и чтобы построить станцию нужно не много места, не так много как если строить аэродром для самолетов (показать на рисунке или на полу разницу в размерах станции и аэродрома). На станции есть ВОКЗАЛ – это домик с лавочками, магазинами, там люди, которые ждут поезда, могут отдохнуть и покушать. Возле вокзала много путей на которые приходят разные поезда. Это мы говорили о пассажирских станциях.
Есть еще вагонные СОРТИРОВОЧНЫЕ станции. Что такое сортировка? Это, когда мы наводим порядок. Вот мы с вами читали, строили гаражи и башни, а потом стали прибираться, то есть сортировать наши игрушки. Книги – на полочку с книгами, машины к машинам, а кубики к кубикам. Вот так и на сортировочной станции маневровый тепловоз развозит вагоны по своим местам или наоборот собирает составы для поездки. Сказали например, что сегодня отправляется в путь две цистерны, три полувагона и одна платформа – вот задачка для маневрового тепловоза, все эти вагоны собрать в один состав.






Представления, навыки, умения,
Отношение к труду железнодорожников

Уровень знаний


Начало года
Конец года


в
с
н
в
с
н

Представления

Имеет представление о роли труда железнодорожников
42
58
0
62
38
0

Имеет представление о разнообразии железнодорожных профессий
45
55
0
51
49
0

Имеет представление о роли современной техники, машин, механизмов в трудовой деятельности железнодорожников
33
66
1
44
56
0

Имеет обобщенное представление о связи труда людей разных профессий, занятых на одном производстве (железнодорожников)
27
61
12
35
55
10

Имеет общее представление о развитии Московской железной дороги
22
72
6
28
70
2

Имеет общее представление о том, где и кем работают родители и в чем ценность их труда
74
26
0
80
20
0

Познавательные, речевые, трудовые и игровые навыки

Воспринимает трудовой процесс дифференцированно (последовательность компонентов)
23
58
19
34
56
10

Умеет самостоятельно приобретать знания о труде железнодорожников из разных источников
28
47
25
40
62
18

Соотносит результаты труда и  набор трудовых процессов с названием профессии
36
49
15
48
42
10

Пользуется речью, как доказательством для обоснования суждений о видах труда, профессиях
72
28
0
81
19
0

Владеет соответствующим словарем - профессия, материал, инструменты, деньги, бюджет семьи, реклама
59
41
0
67
33
0

Включает в  игровой процесс деятельность людей различных железнодорожных профессий
50
50
0
65
35
0

Использует предметы- заместители в качестве атрибутов для сюжетно-ролевых игр железнодорожных  направлений
64
35
1
71
29
0

Переносит знания о способах и нормах взаимоотношений в труде на собственную детскую  трудовую деятельность
17
51
32
29
46
25

Знает и называет различные виды  железнодорожного транспорта, его назначение
40
55
5
45
54
1

Знает стихи, загадки, песни (на железнодорожную тематику)
68
32
0
78
22
0

Активен в различных играх (на железнодорожную тематику)
77
23
0
85
15
0

Умеет рассказать о транспортной среде окружающего микрорайона (вокзал, виадук, транспортный узел)
90
10
0
95
5
0

Знает и умеет объяснить правила поведения вблизи железнодорожных объектов
67
32
1
87
23
0

Знает и объясняет правила поведения на железнодорожном транспорте
61
49
0
79
21
0

Знает и называет знаки «железнодорожный переезд» и др.
65
35
0
76
24
0

Отношение к труду железнодорожников

0
70
30
0

Проявляет устойчивый интерес к железнодорожным профессиям
80
20
0
88
12


Испытывает чувство уважения и благодарности к людям, создающим своим трудом разнообразные ценности, необходимые человеку
51
49
0
58
42
0














Динамика диагностики результатов  
работы по ранней профориентации
детей- дошкольников 6 -7 лет
детского сада № 264
ОАО «РЖД»
за 2010-2011
учебный год
 













Детский сад является первой важной ступенью подготовки будущих железнодорожников. В нашем детском саду мы осуществляем систематическую работу по ознакомлению детей с железнодорожным транспортом, профессиями железнодорожников. Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к железнодорожным профессиям. Родители воспитанников работают на предприятиях ОАО «РЖД», а для детей этого возраста естественен интерес к работе родителей, желание стать такими, как папы и мамы.
Одно из направлений деятельности детского сада работа по ранней профориентации дошкольников на железнодорожные профессии. Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации. Профориентация дошкольников это новое, малоизученное направление в дошкольном воспитании. В программе «Детство» которую мы используем в своей работе, ознакомление с трудом взрослых и ознакомление с окружающим, куда можно отнести это направление работы, занимает очень малое место. Так как профориентация на железнодорожные профессии требует планомерности, систематизации и углубленной работы, инициативной группой ДОУ был разработан перспективный план по ознакомлению с железной дорогой и трудом железнодорожников по всем возрастам. Наша работа заключается в том, чтобы заинтересоваться железной дорогой и научиться, как можно заинтересовать этой проблемой ребенка.
На занятиях и в свободной деятельности мы формируем знания, развиваем интерес к железнодорожному транспорту, труду железнодорожников через игру и игровые приемы, ненавязчиво нацеливая воспитанников на будущую профессию. Дети в играх подражают взрослым, и воспроизводят их действия, присваивают себе роли проводников, осмотрщиков вагонов, машинистов, работников вокзала и др. Ярко выраженная склонность детей к определенным ролям, играм, видам труда или другой деятельности свидетельствует о первых проявлениях «профессиональной направленности» в развитии личности ребенка. Проект «Прошлое и настоящее железной дороги» часть большой работы, которую нам предстоит провести.






















Рисунок 1Рисунок 3Рисунок 713ђ Заголовок 215