Дидактический материал к урокам русского языка в 6 классе


Тема: Лексика. Ф. И ученика ________________________________________________________
1. Синтаксическая минутка.
Графически обозначить знаки препинания.
Дорога вилась между кустами орешника, и идти было весело. - Определить грамматическое значение слов дорога, кустами.
2. Фронтальный опрос.
-Назвать разделы науки о языке.
-Что изучает каждый из них? Что такое лексика? Лексическое значение? Грамматическое?
3.Расставить ударение в словах:
Привезена, прибывший, углублённый, позвонит, газопровод, средства, подолгу, черпая, создан, сослепа, начавший, досыта, движимый, добела, нанесена.- В каком разделе науки о языке изучается постановка ударения'?
7. 0рфографическая минутка. В скобках запишите, проверочные слова.
Ло…кий, гла…кий, сво…ка, ша…кий, вя…кий, сколь…кий, хлёс…кий, ме…кий, ве…кий, ре…ьба, про…ьба.
Уровневые задания. Укажите различные значения существительного земля в приводимых ниже предложениях. А.
1.Земля движется вокруг солнца. 2.После многих дней плавания вахтенный матрос увидел наконец землю. 3. Тщательная обработка земли обеспечивает высокие урожаи. 4. При посадке некоторых пород плодовых деревьев землю смешивают с песком и глиной. 5. С детства он мечтал о путешествиях, хотел посмотреть чужие земли. 6. За тем лесом простирается колхозная земля.
В. Расположите слова по возрастающей степени признака. 1.Большой, гигантский, громадный, исполинский, колоссальный, огромный.  2.Карликовый, крошечный, маленький, микроскопический, миниатюрный, небольшой. 3.Беспокойство, волнение, тревога. 4.Беда, бедствие, катастрофа, несчастье. 5.Безобразный, невзрачный, неказистый, некрасивый, непривлекательный, уродливый. 6.Отворить, раскрыть, распахнуть. С. Найдите в синонимических рядах слова книжные, нейтральные, разговорные, просторечные.
1. Беседовать, болтать, говорить, калякать, разговаривать, толковать. 2. Извести, издержать, израсходовать, истратить, промотать, просадить, разбазарить, расточить, растранжирить, растратить, убухать, ухлопать. 3.Выжить из ума, обезуметь, помешаться, рехнуться, свихнуться, сойти с ума, спятить, тронуться. 4. Вселенная, космос, мир, свет.  5. Возмездие, кара, наказание.
СРС. Творческая работа: «Учитель глазами детей»
Ф. И ученика ________________________________________________________
1. Синтаксическая минутка.
Графически обозначить знаки препинания.
С Пушкина начинается современный литературный язык, складываются богатые и разнообразные языковые стили, определяются общерусские фонетические, грамматические, лексические нормы.
- Определить грамматическое и лексическое значения слов: язык, стили, нормы.
2. Орфоэпическая разминка. Произнесите правильно слова. Яичница, конечно, Фоминична, нечто, скучно, справочные материалы, нарочно, справочник, игрушечный, ночной, булочная, полуночник, скворечник, Ильинична, пшеничный. 3. 0рфографическая минутка. Сгруппируйте слова по орфограммам. Сформулируйте орфографическое правило на каждую группу слов.
Просьба, ковкий, лебедка, тележка, наказ, отбыл, повозка, пруд, град, в кино, незабудка, улыбка, клад, скользко, бедняжка, снегопад, впервые, ложка, здоровье, втроем, подтекст, вбежать, звезды, гвоздь, гость, отдать, обдуть, молотьба, нисходить, низкий, пастбище, чувство, ненасытный, сгореть, испечь, сгибать, гигантский, бесшумный. 4. Уровневые задания. Базовый уровень А. К каждому из прилагательных-синонимов подберите определяемое существительное.
1. Длинный, длительный, долгий, продолжительный. 2. Беззвучный, безмолвный, бесшумный, тихий. 3. Грубый, обидный, оскорбительный, резкий. 4. Заграничный, зарубежный, иностранный.
Слова для справок:
1.Взгляд, доклад, молчание, одиночество, отсутствие, пауза, переписка, перерыв, песня, разлука. 2. Беседа, будни, звук, ночь, нрав, переулок, плач, погода, поклон, походка, свидетель, смех, стук, тишина. 3. Выходка, замечание, критика, намек, насмешка, обращение, окрик, ответ, правда, предложение, равнодушие, слова, смех, сравнение, упрек. 4. Валюта, делегация, изделия, командировка, оборудование, пароход, паспорт, печать, подданный, поездка, происхождение, страны, языки. Уровень повышенной сложности С. Запишите словосочетания, заменяя выделенные слова словами-синонимами, в корне которых будут непроизносимые согласные.
Печальная песня, плохая погода, знаменитый артист, незнакомый прохожий, близлежащие села, красивая девушка, очаровательный ребенок, веселый человек, новогодний (или ко дню рождения) пирог, замечательное событие, добрый человек. СРС. Творческая работа. Напишите небольшой рассказ о профессии своих родителей, используя профессионализмы. Расспросите своих родителей, какие специальные слова они употребляют.
Ф. И ученика ________________________________________________________
1. Синтаксическая минутка. Литературный язык является нормированным, т. е. характepизyeтcя наличием определенных языковых норм.
Графически обозначить знаки препинания.
- Определить грамматическое и лексическое значения слов: литературный, нормированным.
2. Орфоэпическая разминка. Проверьте себя по орфоэпическому словарю.
Алфавит, щавель, петля, сажень, километр, сироты, договор, обеспечение, мышление, усугубить, ржаветь, анапест, квартал, изобретение, реформировать, хозяева, ходатайство, каталог, мизерный, кухонный.План анализа текста (записан на доске).
Тема.
Идея.
Сфера общения.
Цель общения.
Функция общения.
Ситуация общения.
Форма речи.
Тип речи.
Стиль и подстиль речи.
Жанр.
СОЛНЦЕ
Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и наконец решили померяться силами. В это самое время по большой дороге ехал верхом путешественник.
Ветер сказал Солнцу:
— Посмотри, как я налечу на него и мигом сорву с него плащ.
И Ветер начал дуть изо всех сил. Но чем больше старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ. Он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождем и снегом. Путешественник проклинал Ветер. Он надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдернуть.
Солнце увидело бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков. Оно обогрело, осушило землю и бедного полузамерзшего путешественника. Тот почувствовал теплоту солнечных лучей, приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.
Тогда кроткое Солнце сказало сердитому Ветру:
— Лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем гневом.
(По К. Ушинскому)
Результаты анализа будем записывать в таблицу.
Экстралингвистические признаки Языковые признаки
лексические Словообразо-
вательныеМорфо-
логические Синтак-
сическиеПрочитайте текст К. Ушинского, попытайтесь понять его общий смысл. Подготовьтесь выразительно прочитать текст.
Анализ: - О чем идет речь в тексте? Какова его тема? Что хотел сказать автор о диалоге Ветра и Солнца? Определите идею текста. Для какой сферы общения характерен текст? - Определите цель, ради которой написан данный текст?
Форма речи?
Определите тип речи текста.
Докажите, что это рассуждение. Какова композиция текста?
Определите стиль текста.
Каков жанр текста?
СРС. Написание сочинения-рассуждения «Лаской и добротой можно преодолеть все».
Ф. И ученика ________________________________________________________
Сокровища пирамид
  На западе Ливийской пустыни в Египте есть удивительные горы. Они словно вырастают из песков и поражают своими размерами и строгостью очертаний.4 Эти горы из камня — гробницы царей Египта. Трудно представить, что их сложили люди своими руками.
Самая большая гробница — пирамида Хеопса. Её строили больше двадцати лет.
Раскопки говорят о неслыханной ценности сокровищ, которые таились в царских могилах. Они хранились в особом помещении. Египтяне верили, что они сопровождают царя в его загробной жизни.
В пирамиде возводились ложные галереи, переходы, чтобы грабители не могли найти сокровищ. Человек мог бродить по галерее часами, но так и не достигал зала с саркофагом владыки.4 Ещё в древности почти все пирамиды разграбили.
(Из книги А. Нейхардт, И. Шишовой «Семь чудес света».)
(107 слов.)
План урока.Слово учителя
Чтение текста.
Беседа с классом
Работа над планом.
Работа над обогащением словарного запаса, предупреждение ошибок.
Работа над обогащением синтаксического строя речи учащихся, предупреждение ошибок. 
Предупреждение орфографических ошибок.
Чтение текста. 
Написание изложения.
План текста.
Удивительные горы.
Пирамида Хеопса.
Ценность сокровищ.
Ложные галереи.
СРС. Написание изложения.
Ф. И ученика ________________________________________________________
1. Синтаксическая минутка.
Норма - общепринятое употребление языковых средств, совокупность правил, определенное образцовое использование языковых средств. Графически обозначить знаки препинания.
- Определить грамматическое и лексическое значения слов: литературный, нормированным.
2. Орфоэпическая разминка. 1. Укажите ряд, где в словах правильно расставлены ударения.
а) красИвее, звонИт, бралА, щавЕль
б) красивЕе, звонИт, бралА, щавЕль
в) красИвее, звОнит, бралА, щАвель
2. Укажите ряд, где в словах правильно расставлены ударения.
а) красивЕйший, позвонИт, далА, арАхис
б) красИвейший, позвонИт, далА, арАхис
в) красИвейший, позвОнит, далА, арахИс 3. 0рфографическая минутка. Составить словарные диктанты (10-15 слов) или небольшие тексты на каждый вид орфограмм (можно по группам)
- Правописание гласных после шипящих и Ц в корне
- Правописание гласных после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях.
- Гласные И-Ы после Ц- Мягкий знак после шипящих. 5.Запишите  данные  ниже  синонимы  в  два  столбика.  К  каким  словарям  можно  обратиться  для  справок?Шествовать,  идти;  решиться,  дерзнуть;   отчизна,  родина; иностранный,  иноземный; битва,  сеча;  жадный,  алчный; сжечь, предать  огню; архитектура,  зодчество; зодчий, архитектор 6.Какое  слово  каждого синонимического  ряда  может  быть  выбрано  в  качестве доминанты? Подчеркните это слово. Проверьте  по  словарю.Ум,  рассудок,  разум,  мудрость,  интеллект; великий,  известный, славный, знаменитый; предрекать, пророчить, прорицать, предвещать, предсказывать. 7.Подберите  к  данным  словам  синонимы.  Проверьте  по  словарю,  все  ли  возможные  синонимы  вы записали.  Назовите общее  значение  слов – синонимов каждого  ряда,  укажите  различия  в  их  значенииСпокойный,  фантазия, танцевать,  страна,  усердие, судьба, учитель. 8. Объясните  значение  иноязычных  слов  при  помощи  синонимов.  Каждое  ли иноязычное  слово  можно  заменить  одним  русским?Амбиция,  адвокат,  аргумент,  пакт, комфорт,  отель,  фортуна.