Дидактический материал к урокам русского языка в 7 классе


Дидактический материал к теме «Причастие».

Причастия имеют такие же окончания, как и имена прилагательные. Например: возвращаться с желтеющ[его] (луга, поля), подниматься с желтеющ[ей] (травы) — родительный падеж; стоять на желтеющ[ем] (лугу, поле), на желтеющ[ей] (траве) — предложный падеж.
- Как определить падежное окончание причастия? Запись. Чтобы определить падежное окончание причастия, надо узнать род, число и падеж существительного, от которого зависит причастие: по ним определяется род, число и падеж причастия.   1. Склонение словосочетаний: летящая птица, построенное здание, уважаемые люди.
Вывод: причастия и прилагательные изменяются одинаково по падежам.
2. Словарный диктант.
3. Взаимопроверка.
4. Вопросы классу: – На какое правило был словарный диктант? (Буквы ы, и после ц.)– Когда после ц пишется буква ы?
5. Постановка оценок за словарный диктант самими учащимися. (За безошибочную работу – оценка «5»; с 1 и 2 ошибками ставится «4»; с 3 и 4-5 ошибками – «3»; за 6 ошибок и более – оценку «2»).
6. Творческая работа. Подбор к словам в диктанте причастий:
Цирк – Цифра – Циркуль – Мотоцикл – Цистерна – Станция – Авиация – Полиция – Огурцы – Птицы – Синицы – Цыпленок – Цыган –
7. Уровневые задания. 1- уровень. На «3». Просклонять словосочетание. Летящая птица, летящий самолет. Летящие птицы. Сделать вывод. 2- уровень. Оценка «4». Поставить данные сочетания слов в именительном, родительном и предложном падежах множественного числа.
Выглянувший солнечный луч; приближающаяся грозовая туча; улыбающееся детское лицо.
- В данных сочетаниях слов существительные среднего и мужского рода заменить существительными женского рода и поставить в именительном, винительном и предложном падежах единственного числа.
Серебристый сверкающий снег, поросший камышом и залитый водой берег, бескрайнее волнующееся море.
3- уровень на «5». Составить предложения, употребив данные словосочетания в дательном, винительном, творительном и предложном падежах.
Оттаявшая земля, затихающая песня, возвращающиеся рыбаки, строящаяся дорога, освободившееся место, поднявшийся ураган, повторяющиеся слова, встретившиеся путники.
- Запишите в дательном, творительном и предложном падежах единственного числа словосочетания. Обозначьте орфограмму.
Разв..вающийся красный флаг; движущаяся спортивная колонна; колышущееся красное знамя. Придумайте предложения с записанными словосочетаниями.   8. Спишите. Укажите род, число и падеж причастий, обозначьте их окончания. Выпишите словосочетания «причастие+существительное». 1. Дедушка ходил по крошечному огороду, заросш..му бур..яном и заваленному мусором. 2. Дедушка соб..рал п..мидоры в подол рубахи, потерявш..й всякий цвет, но теперь нежно (розовой) от восходящ..го солнца. 3. Чуть слышно потрескивают подсыхающ..е стручки мыши(н, нн)го гороха3. 4. Ветер вын.сил из веялк… блестящ..ю на солнце тучу половы. 5. В суровой полотня(н, нн)ой наволочк.. с вышит..ми по углам букетами, полинявш..ми от стирок, лежал десяток2 дынь. 6. Вверху в густом вечереющ..м воздух.. пролетела чайка. (По В. Катаеву.) - Определите вид и время причастий. Какие из них образованы от переходных глаголов?
Тест. Выберите правильный вариант ответа. 1. Укажите, какой из названных глагольных признаков отсутствует у причастия. а) наклонение; б) время; в) значение действия; г) изменяемость по лицам. 2. Определите, какой из названных признаков отличает причастие от прилагательного. а) роль в предложении; б) изменяемость по падежам, числам и родам; в) наличие форм времени. 3. Выделите причастие, укажите в каждой строчке его отличительный признак. а) горячий, горелый, горящий, горя; б) зрячий, зримый, зрелый, зреющий; в) играем, игривый, играющий, игра. 4. Выделите причастие, образованное от данного глагола. Определите, от каких глаголов образованы другие причастия. А) Обучать – обучавший, обучивший, обучившийся, обучавшийся. Б) Убедиться – убедивший, убеждавший, убеждавшийся, убедившийся. В) Решить – решавший, решенный, решающий, решаемый. 5. Выпишите из предложений причастия вместе с определяемыми словами. Во всех ли предложениях есть причастия?
В эту минуту хозяин вошел с кипящим самоваром.
Я поблагодарил вожатого за оказанную помощь. Я увидел мужчину высокого, но уже сгорбленного старостью. Старый полинялый мундир его напоминал воина времен Анны Иоанновны.
Река уже в нескольких местах была покрыта белым снегом.
У ворот я видел старую чугунную пушку.
6. Письменно объясните, почему слово согревшийся можно назвать причастием.
7. Согласуйте причастия с определяемыми словами. Расставьте знаки препинания. Выделите графически причастные обороты.
Птица долго сидящ_ на одном месте рано или поздно станет жертвой стрелка. От хвороста собранного сообща пламя всегда бывает выше. Когда пьешь воду не забывай о человеке вырывш_ колодец. Слово идущ_ от сердца согревает три зимы подряд. Подпоясанный кушаком казак никому не уступал в пляске.

СРС. Уровень 2 – «4»Спишите, графически обозначьте условия выбора орфограмм. Подчеркните причастия. Укажите вид, время и падеж причастий. Я с любопытством ра(с, сс)матривал видневшиеся2 вдалеке летние ж…лища3 башкирцев и пасущиеся кругом их стада. Спуск в ш…рокую з…ленную д…лину был крут.4(С.Т.Аксаков)*Выпишите причастия с определяемыми словами. Какие признаки глагола и прилагательного у причастия вы можете назвать?Уровень 3. «5». Спишите, графически обозначьте условия выбора орфограмм. Подчеркните причастия. Укажите вид, время и падеж причастий. Я с любопытством ра(с, сс)матривал видневшиеся2 вдалеке летние ж…лища3 башкирцев и пасущиеся кругом их стада. Спуск в ш…рокую з…ленную д…лину был крут.4(С.Т.Аксаков)Выпишите причастия с определяемыми словами. Какие признаки глагола и прилагательного у причастия вы можете назвать?От глаголов образуйте причастия, подберите подходящие по смыслу определяемые слова. Укажите признаки глагола и прилагательного у причастий.Летать, лететь, строить, бороться, течь, отважиться, рушиться, нарушить, приносить, играть.Выделите суффиксы – показатели причастий.(У каждого ученика на столе лежит лист оценивания, который он заполняет в течение урока)
- Какой дополнительной информацией о постановке знаков препинания при причастном обороте могли бы вы дополнить свои постеры ?
(на доске ученики рисуют схемы постановки знаков препинания при причастном обороте)
П.О.
Х ,/ ---------------- /,
П.О.
/ ---------------- / Х
П.О. Х
, / ---------------- /, личное местоимение
П.О. П.О.
Х,/ -------------- / и / ------------ / ,
1.Чтение текстов разных стилей (научного и художественного). Задание: выбрать из текста и записать причастия, выделить в них суффиксы; выяснить, по каким признакам можно выделить причастия среди других частей речи.
Текст 1.
Замерзшие на оконных стеклах ледяные узоры окрасились в розовый нежный цвет утренней зари. Ясное, сверкающее утро. Снег, нападавший ночью и еще не изборожденный полозьями, лежал ровными пеленами. В воздухе стоял прозрачный морозный блеск, захватывающий при дыхании горло. (А.Куприн)
– Какую картину вы себе представляли, слушая текст?– Что хотел сказать автор этим текстом?– Определите стиль текста, выпишите причастия.
Текст 2.
Листопад у каждого дерева свершается по-своему. Деревья одной породы, иной раз стоящие рядом, сбрасывают листья неодновременно. А у дуба даже есть две формы: дуб летний осенью обязательно сбрасывает листья, дуб зимний иногда остается на зиму покрытым сухими мертвыми листьями. Опавшие листья, разлагаясь, удобряют почву. Кроме того, прикрытая почва зимой не промерзает, так как подстилка – очень плохой проводник тепла и вместе со снегом препятствует охлаждению почвы.
– Что вы узнали из этого текста?– Какова авторская задача?– Определите стиль текста, выпишите причастия.
2. Сравнение причастия и глагола.
– Итак, причастия мы часто употребляем в письменной речи. Почему же нам недостаточно глагола и прилагательного? Вначале сравним причастие и глагол.
1) Сад цветет. Вокруг – цветущий сад. Мальчик читает. В кресле сидел читающий мальчик. Листья поблекли. На ветках деревьев еще видны последние поблекшие листья.
– Прочитайте предложения, скажите, какая часть речи указывает только на действие, а какая, кроме действия, обозначает еще и качество, состояние, определенную характеристику?
2) Листья кружатся в воздухе и медленно падают на землю.
Осеннее солнце согревает своими лучами землю и испаряет влагу.
– Замените в данных предложениях один из глаголов причастием– Какие предложения звучат более живописно, создают более яркий образ осени?
3) Уставший от долгого стояния на одном месте, мальчик прислонился к стене. Кое-где видны были уже зеленеющие поля. Далеко доносились звуки поющих птиц.
– Замените причастия синонимичными сочетаниями глагола со словом "который".– Сопоставьте синонимичные конструкции, скажите, какие из них являются более краткими?– Для какого стиля речи важна краткость в изложении материала?– Один из учеников выписал несколько формулировок из учебника математики. Послушаем его: какие выражения встречаются в формулировках правил – с причастным оборотом или со словосочетанием глагола и слова "который"?
3. Работа в группах.
– Замените глагол причастием, прочитайте вслух друг другу, а потом от группы один ученик пусть читает всему классу.
Задание 1. Углом называется геометрическая фигура, которая образована точкой и двумя лучами, которые исходят из этой точки.
Задание 2.О точках, которые принадлежат прямой, говорят, что они лежат на прямой.
Задание 3.Треугольником называется фигура, которая состоит из трех отрезков, которые попарно соединяют три точки, которые не лежат на одной прямой.
4. Творческая работа.
– Подберите как можно больше определений к слову "снег", распределяя их в группы: причастия и прилагательные Используя данные определения, напишите связный текст – описание заснеженного пейзажа.
СРС: дописать творческую работу (при желании красочно оформить её – в виде презентации).