Дидактический материал к урокам русского языка в 6 классе


Лицей при КАЗГАСА 2016-2017 Русский язык 6 класс Ажабаева Г.Ш.
Активный раздаточный материал Дисциплина: русский язык 2-четверть Урок: 28 Дата: 7.11.
Тема урока: Морфемика. Морфемы, их роль в словообразовании и формообразовании.
1.Фронтальный опрос по теме «Лексика».
2.Материал для словарно-семантической работы: морфемика, состав слова, однокоренные слова, грамматическое значение слова, части слова, мофемный разбор.
Словарно-лексическая работа. Установите соответствие. Слайд №2. 1 Факс - А.  совокупность мировоззренческих представлений, характерных для  народа в целом2. Менталитет - Б.  физические упражнения, укрепляющие фигуру3. Этимология - В. система связи посредством электронной передачи.4. Шейпинг - Г. раздел науки о языке, в котором изучается происхождение слов.5. Перпендикуляр -  Д. математический термин6. Синонимы - Е.  слова, противоположные по значению7. Антонимы - Ж. слова, сходные по значению.
Актуализация знаний по теме: «Морфемика». 1. Вставьте пропущенные слова 1. Раздел науки о языке, в котором изучается состав, строение слова – это … (морфемика).
2.Наименьшая значимая часть слова – это … (морфема).
3.Общая часть однокоренных слов, выражает их общее лексическое значение родственных слов – это … (корень).
4.Часть слова, которая может быть определена путем подбора родственных слов – это(корень).
5.Изменяемая часть слова, которая служит для выражения грамматического значения – это … (окончание).
6.Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов – это … (приставка).
7.Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов – это … (суффикс).
2.Игра  “Верно – неверно”. Если вы согласны со сказанным, то ставьте плюс, если нет - минус
Морфема – значимая часть слова. (+)
Словообразование – это образование новых слов при помощи суффиксов (-).
Соединительными гласными бывают О – Е (+).
Правописание приставок пре-/при– зависит от лексического значения (+).
Приставка служит для связи слов в предложении (-).
Приставка стоит после корня (-)
Окончание не является частью основы (+)
3.Выделить окончание: начинал, сыпать, дождь, лил, траве, деревьям, мягкими, переливами, звучал, дождём, голос, иволги.
4.Выделить суффиксы: птичка, травка, миленький, цветочек, платьице, сердечком.
5.Во втором слове каждой пары выделите морфемы, с помощью которых образовалось слово. Море   –   приморский,   берег   –   прибрежный,   край   –  бескрайний, море   –   заморский,   смысл   –   бессмысленный.   
6.Бежать   –   прибежать,   город   –   пригород,   лес   –   лесной,  рассказ   –   рассказчик,   коса   –   косить,   ученик  –   ученический,   ставить   –   расставить.   
7.Выберите слова, которые не образованы от других слов.Дом, бронзовый, ручной, везти, поиграть, чулок, осенний, вешалка, сумка, знакомый.
8.В словах выделите морфемы, с помощью которых они образовались. Разбить,   празднично,   по-французски,   преданность,талантливость,   злющий,   безрукавка.   
9.Запишите эти слова, укажите способ их образования
Посадка – префиксально-суффиксальный.
Высадка – префиксально-суффиксальный
Рассада – префиксальный
Насадка – префиксально-суффиксальный.
Садовник – суффиксальный.
Садовод – сложение.
Палисадник – префиксально-суффиксальный.
10.Выполнить морфемный разбор слова: сыпать.
11.Подберите слова, соответствующие схеме:
Glossaru
русский казахский английский
история тарих history
честь намыс çest
любовь махаббат love
человечность адамгершілік humanity
человек адам man
Учебная и методическая литература: Учебник по русскому языку, авторы З.К.Сабитова, В.К. Павленко – Алматы, Атамура, 2015г. Дидактические материалы по русскому языку: 6 класс: к учебнику Т.А.Ладыженской и др.

Согласовано Дата проведения – 07.11.
Класс – 6
Предмет – русский язык
Урок 28
Тема урока: Морфемика. Роль морфем в словообразовании и формообразовании.
Цели: обучающие: расширение знаний учащихся о морфемике, активизировать полученные ранее знания о составе слова; закрепление умений находить и различать данные понятия в предложенном языковом материале; производить морфемный анализ. развивающие: развитие умений сравнивать, анализировать, делать выводы, развитие умений критического мышления; развитие навыков самообучения и самоконтроля; воспитательные: привитие бережного отношения к природе; формирование эстетического вкуса детей. Прогнозируемые результаты: учащиеся знают смысл понятий «значимые части» Тип урока: усвоение новых знаний и способов деятельности Форма организации урока: практикум Дидактическое обеспечение: учебник, карточки с заданиями, мультимедийные средства обучения
Ход урока
I. Организационный момент. 1. Проверка домашнего задания. Блиц-опрос по теме «Лексика»
-  Вставьте пропущенные буквы. Для этого подберите слова, где проверяемая гласная была бы под ударением.
2.Материал для словарно-семантической работы: морфемика, состав слова, однокоренные слова, грамматическое значение слова, части слова, мофемный разбор. 3. Комментированное письмо. Сокровища пирамид. На западе Ливийской пустыни в Египте есть удивительные горы. Они словно вырастают из песков и поражают своими размерами и строгостью очертаний.4 Эти горы из камня — гробницы царей Египта. Трудно представить, что их сложили люди своими руками. Самая большая гробница — пирамида Хеопса. Её строили больше двадцати лет. Раскопки говорят о неслыханной ценности сокровищ, которые таились в царских могилах. Они хранились в особом помещении. Египтяне верили, что они сопровождают царя в его загробной жизни. - Выписать слова с проверяемыми безударными гласными в корне слова. - Выписать слова с непроверяемыми безударными гласными в корне слова. - Выписать слова с чередующими гласными в корне слова.
4.Словарно-лексическая работа. Установите соответствие. Слайд №2. 1 Факс - А.  совокупность мировоззренческих представлений, характерных для  народа в целом2. Менталитет - Б.  физические упражнения, укрепляющие фигуру3. Этимология - В. система связи посредством электронной передачи.4. Шейпинг - Г. раздел науки о языке, в котором изучается происхождение слов.5. Перпендикуляр -  Д. математический термин6. Синонимы - Е.  слова, противоположные по значению7. Антонимы - Ж. слова, сходные по значению. 5.Запишите  данные  ниже  синонимы  в  два  столбика.  К  каким  словарям  можно  обратиться  для  справок?Шествовать,  идти;  решиться,  дерзнуть;   отчизна,  родина; иностранный,  иноземный; битва,  сеча;  жадный,  алчный; сжечь, предать  огню; архитектура,  зодчество; зодчий, архитектор 6.Какое  слово  каждого синонимического  ряда  может  быть  выбрано  в  качестве доминанты? Подчеркните это слово. Проверьте  по  словарю.Ум,  рассудок,  разум,  мудрость,  интеллект; великий,  известный, славный, знаменитый; предрекать, пророчить, прорицать, предвещать, предсказывать.
3. Актуализация знаний.
1. Вставьте пропущенные слова 1. Раздел науки о языке, в котором изучается состав, строение слова – это … (морфемика).
2.Наименьшая значимая часть слова – это … (морфема).
3.Общая часть однокоренных слов, выражает их общее лексическое значение родственных слов – это … (корень).
4.Часть слова, которая может быть определена путем подбора родственных слов – это(корень).
5.Изменяемая часть слова, которая служит для выражения грамматического значения – это … (окончание).
6.Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов – это … (приставка).
7.Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов – это … (суффикс).
4. Изучение нового материала (понимание). - Чтение теории. Стр.77-78 5. Применение знаний. Упр.272,274.
Выделить окончание: начинал, сыпать, дождь, лил, траве, деревьям, мягкими, переливами, звучал, дождём, голос, иволги.
Выделить суффиксы: птичка, травка, миленький, цветочек, платьице, сердечком.
Во втором слове каждой пары выделите морфемы, с помощью которых образовалось слово. Море   –   приморский,   берег   –   прибрежный,   край   –  бескрайний, море   –   заморский,   смысл   –   бессмысленный.   
Бежать   –   прибежать,   город   –   пригород,   лес   –   лесной,  рассказ   –   рассказчик,   коса   –   косить,   ученик  –   ученический,   ставить   –   расставить.   
Выберите слова, которые не образованы от других слов.Дом, бронзовый, ручной, везти, поиграть, чулок, осенний, вешалка, сумка, знакомый.
В словах выделите морфемы, с помощью которых они образовались. Разбить,   празднично,   по-французски,   преданность,талантливость,   злющий,   безрукавка.   
Запишите эти слова, укажите способ их образования
Посадка – префиксально-суффиксальный.
Высадка – префиксально-суффиксальный
Рассада – префиксальный
Насадка – префиксально-суффиксальный.
Садовник – суффиксальный.
Садовод – сложение.
Палисадник – префиксально-суффиксальный.
Выполнить морфемный разбор слова: сыпать.

Согласовано Дата проведения – 08.11.
Класс – 6
Предмет – русский язык
Урок 29
Тема урока: Основные способы образования слов в русском языке.Цели: обучающие: расширение знаний учащихся о морфемике, активизация полученных ранее знаний о способах образования слов; закрепление умений делать морфемный анализ. развивающие: развитие умений сравнивать, анализировать, делать выводы, развитие умений критического мышления; развитие навыков самообучения и самоконтроля; воспитательные: привитие бережного отношения к природе; формирование эстетического вкуса детей. Прогнозируемые результаты: учащиеся знают смысл понятий «значимые части, способы образования слов» Тип урока: усвоение новых знаний и способов деятельности Форма организации урока: практикум Дидактическое обеспечение: учебник, карточки с заданиями, мультимедийные средства обучения
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания. - Взаимопроверка учащихся домашнего упражнения.
- Индивидуальная работа по карточкам у доски. - Орфографическая разминка.
Очень полезно и приятно см..треть на аквариум с разноцветными ры..ками. Плавно ра..качивающиеся водор..сли и плавающие ры..ки п..гружают нас в с..стояние нев..сомости. Все наше тело медле..о ра..слабляет..ся, сер..це начинает бит..ся р..внее, полностью и..чезает напряжение в тел.. и г..ловная боль. Аквариум – прекрас..ное средство от страха в зубовр..чебном кабинет...
3. Актуализация знаний по теме: «Морфемика». - Вставьте пропущенные слова 1. Раздел науки о языке, в котором изучается состав, строение слова – это … (морфемика).
2.Наименьшая значимая часть слова – это … (морфема).
3.Общая часть однокоренных слов, выражает их общее лексическое значение родственных слов – это … (корень).
4.Часть слова, которая может быть определена путем подбора родственных слов – это(корень).
5.Изменяемая часть слова, которая служит для выражения грамматического значения – это … (окончание).
6.Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов – это … (приставка).
7.Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов – это … (суффикс). 4. Изучение нового материала (понимание). Способы образования Приставочным способом образуются: имена существительные: к исходному существительному бабушка прибавляется приставка пра- – получается новое существительное прабабушка; имена прилагательные, местоимения, глаголы, причем приставка меняет несовершенный вид исходного глагола на совершенный: к глаголу несовершенного вида читать прибавляется приставка про- – возникает глагол совершенного вида прочитать; наречия. Суффиксальным способом образуются: имена существительные Помощь - помощник. Камень – камнщик, парашют, учить, храбрый, строить. Имена прилагательные. Забота, весна, гусь, серый. Наречия, оканчивающиеся на О: Медленный, бесшумный. Приставочно-суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса. Снег, бег, город. Наиболее трудным из всех способов образования новых слов в русском языке является бессуффиксный. Бессуффиксным способом образуются отглагольные существительные. Переходить – переход, вход, повтор, вылет, рассказ, спор. Бессуффиксным способом также образуются имена существительные от имен прилагательных, в которых отбрасывается окончание. Даль, тишь, сушь, высь, синь, зелень – эти имена существительные образованы бессуффиксным способом от прилагательных тихий, сухой, высокий, синий, зеленый. Сложением образованы такие слова, как диван-кровать, драмкружок, пароход. В русском языке слова могут образовываться путем перехода одной части речи в другую.
1. В город приехало новое лицо. 2. Я люблю все новое. 5. Применение знаний. Выделить окончание: начинал, сыпать, играться, дождь, лил, траве, деревьям, мягкими, переливами, звучал, дождём, голос, иволги. Выделить суффиксы: птичка, травка, миленький, цветочек, платьице, сердечком. Во втором слове каждой пары выделите морфемы, с помощью которых образовалось слово.  Море   –   приморский,   берег   –   прибрежный,   край - бескрайний, море   –   заморский,   смысл   –   бессмысленный.   
Бежать - прибежать, город -  пригород, лес - лесной, рассказ - рассказчик, коса - косить, ученик - ученический, ставить -  расставить.   
Выберите слова, которые не образованы от других слов. Дом, бронзовый, ручной, везти, поиграть, чулок, осенний, вешалка, сумка, знакомый.
В словах выделите морфемы, с помощью которых они образовались.  Разбить, празднично, по-французски, преданность, талантливость, злющий, безрукавка.   
Запишите эти слова, укажите способ их образования
Посадка –
Высадка –
Рассада –
Насадка –
Садовник –
Садовод –
Палисадник –

Лицей при КАЗГАСА 2016-2017 Русский язык, 6 класс Ажабаева Г.Ш.
Активный раздаточный материал
Дисциплина: русский язык Учебный год: 2016-2017 2 четверть Урок: 29 Дата: 8.11.
Тема урока: Способы образования слов.
1.Фронтальный опрос по теме «Морфемика».
2.Материал для словарно-семантической работы: морфемика, состав слова, однокоренные слова, грамматическое значение слова, части слова, мофемный разбор.
3. Индивидуальная работа по карточкам у доски. Карточка №1. Разберите слова по составу: искрятся, замечаешь, уходит, узкий, снежный, белизна,
Карточка №2. Разберите слова по составу: охотник, беззвучный, бессильного, лучистый, удивительный.
4. Орфографическая разминка.
Очень полезно и приятно см..треть на аквариум с разноцветными ры..ками. Плавно ра..качивающиеся водор..сли и плавающие ры..ки п..гружают нас в с..стояние нев..сомости. Все наше тело медле..о ра..слабляет..ся, сер..це начинает бит..ся р..внее, полностью и..чезает напряжение в тел.. и г..ловная боль. Аквариум – прекрас..ное средство от страха в зубовр..чебном кабинет...
5. Прочитайте текст и выполните задания. Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы2 звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно2, почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского2, а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных2 своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, не доступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанью непонятливейшего человека, — язык, который сам по себе уже поэт (Н. В. Гоголь). Задания  1. Из выделенного предложения выпишите:  а) слова, не имеющие окончания; б) слова с нулевым окончанием; в) слова с формально выраженным окончанием. Укажите для последних двух групп слов, какое грамматическое значение имеют окончания. 2. Найдите в тексте родственные слова. Сгруппируйте их в соответствии со значением корня. 3. Найдите слова, которые образованы суффиксальным, приставочным и приставочно-суффиксальным способами словообразования. Укажите, от каких слов они образованы. 4. Сделайте морфемный и словообразовательный разбор выделенных слов. СРС. Упр.275 Glossaru
русский казахский английский
история тарих history
честь намыс çest
любовь махаббат love
человечность адамгершілік humanity
человек адам man
Лицей при КАЗГАСА 2016-2017 Русский язык, 6 класс Ажабаева Г.Ш.
Активный раздаточный материал
Дисциплина: русский язык Учебный год: 2016-2017 2 четверть Урок: 30 Дата: 9.11.
Тема урока: Бессуфиксный способ образования слов.
 Применение теоретического материала на практике. Задание 1. В каждом ряду однокоренных слов найдите лишнее (слово с омонимичным корнем):
1) долгий, долго, долг, долгота;
2) город, городской, горожанин, загородка;
3) вода, водитель, водянистый, наводнение. Проверь себя.
Задание 2. Слайд 6. Назовите слово с приставкой.
1. Вьюга
2. Пьедестал
3. Декорация
4. Объявить
5. Cлушатель.
Задание 3. Слайд 7. Назовите слово, в котором нет суффикса –тельн-.
1. Оборонительный
2. Смертельный
3. Содержательный
4. Уравнительный
5. Подсознательный
Задание 4. Слайд 8. Назовите слово, которое имеет такое морфемное строение: приставка, корень, окончание.
1. Отъезд
2. Обрывок
3. Обсудить
4. Обидный
5. Полегче
Задание 5. Слайд 9. Назовите слово, которое имеет такое морфемное строение: приставка, корень, суффикс, окончание.
1.Ответ
2. Отвар
3. Увидел
4. Отросток
5. Вьюжный
Задание 6. Образуйте от глаголов слова бессуффиксным способом: бегать, поджигать, восходить.
- Запишите 3–4 существительных, образованных бессуффиксным способом. Составьте с ними предложения.
Задание 6. Работа с сигнальными карточками.
Учитель говорит тезисы. Учащиеся поднимают красную карточку, если не согласны с тезисом, зеленую – если согласны.
1. Есть четыре морфемных способа образования слов.
2. Слово ручной образовано суффиксальным способом.
3. Слово бег образовано бесприставочным способом.
4. Слово побежать образовано приставочно-суффиксальным способом.
5. Слово лесной образовано от слова лес.
 7. Самостоятельная работа в парах. Писатель (писать) - суффиксальный, сталевар (сталь варить) - сложение при помощи соединительной гласной Е, ракетчик (ракета) - суффиксальный, стенгазета (стенная газета) - сложение части слова с целым, подрасти (расти) - приставочный.
Рассмотреть    смотреть (), рассвет --- рассветать, обгонять --- гонять, цветной ---цвет (с, ручка --- рука, подруга --- друг, осенний --- осень, скользкий --- скользить.
 8. Тест.
1. В каком ряду все слова образованы приставочным способом?
1) записать, разжечь;
2) покусать, вкусный;
3) подвижный, подписка.
2. В каком ряду все слова образованы суффиксальным способом?
1) травяной, безрукавка;
2) берёзовый, лесной;
3) домик, ошейник.
3. В каком ряду все слова образованы приставочно-суффиксальным способом?
1) вырастить, росточек;
2) заплыв, опилки;
3) наездник, записка.
4. В каком ряду все слова образованы бессуффиксным способом?
1) перерыв, ленточка;
2) осиновый, заплыв;
3) переход, заход.
5. В каком ряду все слова образованы сложением основ?
1) бензовоз, плащ-палатка;
2) ледокол, пароход;
3) самовар, столовая.
Лицей при КАЗГАСА 2016-2017 Русский язык, 6 класс Ажабаева Г.Ш.
Активный раздаточный материал
Дисциплина: русский язык Учебный год: 2016-2017 2 четверть Урок: 31 Дата: 14.11.
Тема урока: Правописание гласных в корнях, определяемых ударением.
- Морфемный разбор слов: улыбнулись, засмеялся, веселый, учитель, ученик, придорожный.
- Каллиграфическая минутка. Есть в травах и в цветах целительная сила, для всех, умеющих их тайну разгадать.
- Какие слова называют родственными? Однокоренными? - Выпишите только однокоренные слова.
стол – столбы день – деньги
коза – козлёнок час – часы
кот – котёнок дождь – дождевик
коза – стрекоза пять – пятка
ком – комната нос - носок
Самостоятельная работа.
«Третий лишний» - Подчеркните лишнее слово в каждой строке. - гореть, гора, горелый
- горе, горевать, горка
- пот, потолок, потливый
- морщины, море, морской
- боль, большой, больница
- вода, водить, проводник
- Как найти в слове корень?
- Обозначьте корень, графически объясните написание чередующейся гласной в корне. Прилагательное, приложение, предположение, вырос, вырасти, взращенный, зоревать, поросль, росток, коснуться, касаться, макать, разгораться, излагать, прорастать, зарница, прикосновение, сложение, загар, касательная, обмакнуть, загореть, неприкосновенный, прилагаю, выращен, отрасти, слагать, отрасль, промокать.
Запишите слова, распределяя их по группам, в зависимости от условия написания. Возгорание, творец, разбирать, сравнение, одухотворенность, расстилать, озарение, склонение, неукоснительно, сложение, поплавок, ростовщик, разнимать, сминать, размокший, неотложный, запертый, подгорелый, намоченный, плавучесть, поднимать, отскочить, разгореться, взрослеть, подскочить, выскочка, равнозначный, начинающий, рукотворный, равнина. - Выпишите слова в 2 столбика. 1-в корне-а.2- в корне-о Дог…рать, заг…реть, заг…релся, заг…р, обг…реть, уг…рать, ог…рок, перег…рать, подг…релый. Заг…..релый, выр….щеннный, выг…реть, сл….гаемое, выр….сли, выр….стать. Выпишите из предложений слова с изученной орфограммой. Объясните правописание1.Костер в ночи разг….рался все сильнее и ярче.2.Пол….гаться только на себя в этом серьезном вопросе никому не следует.
СРС. Упр. 132
Glossaru
русский казахский английский
природа табиғат nature
честь намыс çest
любовь махаббат Love
человечность адамгершілік humanity
человек адам мan

Учебная и методическая литература: Литература: Сулейменова Э.Д. Русский язык. Учебник для 7 класса. Алматы. Атамура, 2012 год. Дидактический материал под редакцией Л.В. Бабайцевой.
 

Лицей при КАЗГАСА 2016-2017 Русский язык, 6 класс Ажабаева Г.Ш.
Активный раздаточный материал
Дисциплина: русский язык Учебный год: 2016-2017 2 четверть Урок: 32 Дата: 15.11.
Тема урока: Словообразовательные ресурсы как способ обогащения словаря.
Индивидуальная работа по карточкам. Карточка 1. Вставьте пропущенные буквы. К..саясь, к..снувшись, к..сание, прик..сновение, к..сательная, к..сательно, неук..снительно.
Карточка 2. Вставьте пропущенные буквы.
Неприк..сновенность, прик..снуться, прик..саться, соприк..саться, соприк..снуться, соприк..саться, соприк..сновение.
Карточка 3. Определив корень, уясните себе смысловую разницу между словами:
Перчатка, рукавица.
Вторник, четверг.
Услуга, одолжение. Карточка 3.
– Найд общий корень данных слов, установите между ними смысловую связь:
Наизусть, уста.
Племянник, иноплеменник.
Сплетни, переплетчик.
Карточка 4.
– Докажите, что данные слова не однокоренные:
Улика, улица.
Чиркать, циркуль.
Запотелый, телодвижение.
Карточка 5. - Обозначьте корень, графически объясните написание чередующейся гласной в корне. Прилагательное, приложение, предположение, вырос, вырасти, взращенный, зоревать, поросль, росток, коснуться, касаться, макать, разгораться, излагать, прорастать, зарница, прикосновение, сложение, загар, касательная, обмакнуть, загореть, неприкосновенный, прилагаю, выращен, отрасти, слагать, отрасль, промокать.
Карточка 6.
- Выпишите слова в 2 столбика. 1-в корне-а.2- в корне-о Дог…рать, заг…реть, заг…релся, заг…р, обг…реть, уг…рать, ог…рок, перег…рать, подг…релый. Заг…..релый, выр….щеннный, выг…реть, сл….гаемое, выр….сли, выр….стать.
Уровневые задания. Уровень А. Выпишите слова с пропущенными буквами. Обозначьте условия выбора орфограммы – гласной в корне.
1. Лестница ок_залась новой, прочно сбитой и не скр_пела. Он взялся за верхнюю ступень, осторожно подт_нулся и загл_нул в дверной проем. 2. Утро зан_малось над поселком, роса бл_стела, картошка цвела, и лес на склоне был тихий, чуть подсвеченный заревом из-за хребта. 3. П_тно света от лазерного луча лежало на самом верхнем г_ризонте туч и м_няло к_нф_гурацию. 4. На б_рдовой _тласной др_пировке стен в дорогих рамах в_сели картины. 5. День выд_лся солнечный, теплый, вокруг п_стрела листьями наб_рающая силу осень. П_йзаж в этом месте м_нялся в зависимости от осв_щения. 7. Но в_сящее перед ним полотно потр_сало вообр_жение размерами и каким-то ж_стким излучением тревоги. 8. Он вышел в полном см_тении.
Уровень В.
Распределите слова в два столбика в зависимости от выбора гласной в корне. Обозначьте условия выбора орфограммы.
а) е – и
Соб_раться, бл_стеть, соб_рать, заб_рать, зам_реть, зам_рать, расст_лать, расст_лить, выж_гать, бл_стящий, заж_гательный, ст_реть, бл_стать, прот_реть, выт_рать, выб_рать, заст_лить, зам_рло, зам_рало, ум_реть, ум_рать, раст_рать, забл_стать, выст_рали, выд_раю, заб_раю, прот_реть, соб_рающий, выч_сть, выч_тать, расст_лить. б) о – а
К_сательная, прик_снуться, прик_сновение, предл_жить, предл_гать, предл_жение, изл_жение, изл_гать, прил_гательное, прил_жение, оз_рять, з_ренька, з_рница, з_ря, з_рька, подг_рать, подг_реть, заг_р, заг_релый, подг_реть, наг_реть, выг_реть, заг_реть, сл_гаемые, выр_сли, выр_стать, выр_щенный, возр_ст, ср_щение, р_стительность, г_рит, р_внина, р_вняйсь, м_кать в сметану, г_рели, р_вняется, р_сток, отр_сль, ур_вень, ср_внение.
Уровень С.
Выпишите слова с пропущенными буквами в следующем порядке: с безударной гласной в корне, проверяемой ударением; непроверяемой; чередующейся. Вставьте пропущенные буквы.
Глупцы не разумом, не честностью бл_стали, но золотом одним. (К.Батюшков) 2. Цв_ты последние м_лей роскошных первенцев п_лей. (А.Пушкин) 3. Бл_еснет заутра луч денницы, и заиграет яркий день. (А.Пушкин) 4. Вой протяжный г_лодных волков разд_ется в тумане др_мучего леса. (Я.Полонский) 5. Сосны в барх_те зеленом, и душистая см_ла по ч_шуйчатым колоннам янт_рями пот_кла. (К.Фофанов) 6. Под золотом з_ри березовый лесок. (С.Надсон) 7. Березы ст_яли все белые, без блеску, белые, как только вып_вший снег, до которого еще не к_снулся холодно играющий луч зимнего солнца. (И.Тургенев) 8. Небо, полное гр_зою, все в з_рницах тр_петало. (Ф.Тютчев) 9. Тихо ночь л_жится на вершины гор. (И.Николаев) 10. Лишь п_утины тонкий волос бл_стит на праздной борозде. (Ф.Тютчев) 11. Над рекой накл_нясь, что-то шепчет камыш. (И.Суриков) 12. Слабый ветер чуть слышно переб_рает л_ству над головой.
GLOSSARY
ENGLISH Русский Қазақша
speech речь сөйлеу
Constitution Конституция Конституция
polyglot полиглот полиглот
alternation чередование кезектесуі
Law on languages Закон о языках Тіл Заң
СРС. Упр. 187.
Учебная и методическая литература: Литература: Сулейменова Э.Д. Русский язык. Учебник для 7 класса. Алматы. Атамура, 2012 год. Дидактический материал под редакцией Л.В. Бабайцевой.
Лицей при КАЗГАСА 2016-2017 Русский язык, 6 класс Ажабаева Г.Ш.
Активный раздаточный материал
Дисциплина: русский язык Учебный год: 2016-2017 2 четверть Урок: 33 Дата: 16.11.
Тема урока: Правописание гласных в корнях с чередованием -равн- – -ровн-, -мак- – -мок-.
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ Вариант I (для слабых учеников): неосложненное списывание Спишите. Выделите корни с чередованием гласных. Обозначьте условия выбора орфограмм. Отметьте слова-исключения. Вырастить кукурузу, собираться на охоту, молодая поросль. отраслевая промышленность, нарастающая скорость, обложной дождь, продираться сквозь заросли, замирать от восхищения, вырастить блистательную смену, предположение отпадает, возложить к подножию памятника выращенные цветы, несчастье коснулось и его, подошел к зарослям камышей, начинает подгорать пирог, ростовщик Ростислав живет в Ростове, сложение и вычитание, положить выручку в несгораемый шкаф, жук расположился на блестящем листе кувшинки, изложить требования, бесплатное приложение, неправильное сращение кости, растительный покров, слабый росточек.
Вариант II: осложненное списывание Спишите. Выделите корни с чередованием гласных. Отметьте условия выбора орфограмм. Распол_житься на отдых, соб_раться у друзей, разг_релся спор, заст_лить постель, прил_гаемые усилия, бл_стать в обществе, уб_рать комнату, уп_раться ногами, к_снуться вопроса, написать изл_жение, заг_релась бумага, обж_гать пальцы, отвратительный р_стовщик, выт_реть посуду, раст_рать ушиб, сг_реть от стыда, выр_щенный р_сток, прот_реть окна, обг_ревшая свечка.
СРС. Упр. 190.
Учебная и методическая литература: Литература: Сулейменова Э.Д. Русский язык. Учебник для 7 класса. Алматы. Атамура, 2012 год. Дидактический материал под редакцией Л.В. Бабайцевой.
GLOSSARY
ENGLISH Русский Қазақша
direct value of word прямое значение слова сөздің тікелей мағынасы
portable value of word переносное значение слова сөздің бейнелі мағынасы
word-building словообразование сөз тудырушы
model образец үлгі
root корень түбір
suffix суффикс жұрнақ
ending окончание жалғау
prefix приставка тіреуіш
Лицей при КАЗГАСА 2016-2017 Русский язык, 6 класс Ажабаева Г.Ш.
Активный раздаточный материал
Дисциплина: русский язык Учебный год: 2016-2017 2 четверть Урок: 34 Дата: 21.11.
Тема: Правописание гласных в корнях с чередованием –кас- - кос-, бер- - бир- др.
Задание 1. Неосложненное списывание (I уровень знаний).
Спишите. Выделите корни с чередованием гласных. Обозначьте условия выбора орфограмм. Отметьте слова-исключения.
Вырастить кукурузу, собираться на охоту, молодая поросль. отраслевая промышленность, нарастающая скорость, обложной дождь, продираться сквозь заросли, замирать от восхищения, вырастить блистательную смену, предположение отпадает, возложить к подножию памятника выращенные цветы, несчастье коснулось и его, подошел к зарослям камышей, начинает подгорать пирог, ростовщик Ростислав живет в Ростове, сложение и вычитание, положить выручку в несгораемый шкаф, жук расположился на блестящем листе кувшинки, изложить требования, бесплатное приложение, неправильное сращение кости, растительный покров, слабый росточек.
Задание 2. Осложненное списывание
Спишите. Выделите корни с чередованием гласных. Отметьте условия выбора орфограмм.
Распол_житься на отдых, соб_раться у друзей, разг_релся спор, заст_лить постель, прил_гаемые усилия, бл_стать в обществе, уб_рать комнату, уп_раться ногами, к_снуться вопроса, написать изл_жение, заг_релась бумага, обж_гать пальцы, отвратительный р_стовщик, выт_реть посуду, раст_рать ушиб, сг_реть от стыда, выр_щенный р_сток, прот_реть окна, обг_ревшая свечка.
Задание 3. Исправьте ошибки.
Отраслевой, налогать, разгареться, горят, загорелись, выростить, ростение, разложение, выростить, ростение, вросли, касается, лажимся, ростет, горючее, подрасли, улажить, взрощенная.
СРС. Упр. 190.
Учебная и методическая литература: Литература: Сулейменова Э.Д. Русский язык. Учебник для 7 класса. Алматы. Атамура, 2012 год. Дидактический материал под редакцией Л.В. Бабайцевой.
GLOSSARY
ENGLISH Русский Қазақша
direct value of word прямое значение слова сөздің тікелей мағынасы
portable value of word переносное значение слова сөздің бейнелі мағынасы
word-building словообразование сөз тудырушы
model образец үлгі
root корень түбір
suffix суффикс жұрнақ
ending окончание жалғау
prefix приставка тіреуіш
Закрепление. Правописание гласных в корнях с чередованием
Лицей при КАЗГАСА 2016-2017 Русский язык, 6 класс Ажабаева Г.Ш.
Активный раздаточный материал
Дисциплина: русский язык Учебный год: 2016-2017 2 четверть Урок: 35 Дата: 22.11.
Тема: Закрепление правописания гласных в корнях с чередованием –кас- - кос-, бер- - бир- др.
Повышенный уровень сложности.
Задание 1. Проверьте свое умение распознавать орфограммы. Заполните таблицу данными словами.
Насл_ждение, предл_гать, неув_дающий, обм_кнуть, заг_рать, к_рнавал, _кварель, распол_гать, уд_вление, б_гровый, р_сток, ст_дион, просл_влять, _ромат, зам_реть, р_стительный, ф_нтан, оз_рение, возр_ст, кр_вать.
Задание 2. Замените словосочетания фразеологическими оборотами, включив в них слова с корнями -лаг-/-лож-. Говорить искренне, откровенно – ______руку на сердце. (Положа)
Ничего не делать, бездельничать – сидеть ______руки. (Сложа)
Прекратить вооруженное сопротивление, сдаться – ____оружие. (Сложить)
Погибнуть в сражении – ______ голову. (Сложить)
Перестать бороться, действовать – ______ руки. (Сложить)
Задание 3. Списать текст, обозначив орфограмму в корнях с чередованием гласных А-О и Е-И
Вечером я соб…ру все тетради и учебники в портфель. Теперь можно распол…житься у телевизора и насл…ждаться бл…стящей игрой актеров. Вн…мание! Нач…нается фильм. Заг…релый юноша прод…рается сквозь зар…сли тр…пических р…стений. Он быстро и ловко, как обезьяна, заб…рается на дерево и зам…рает там, как дикий зверь. Это Маугли – сын джунглей, выр…щенный волками. Он смел и силен. Маугли отважно дерется с любым противником. Сж…мая в руке бл…стающий кинжал, Маугли вызывает на бой самого тигра Шерхана. Фильм закончился, пора спать. Быстро умываюсь. Даже не выт…ревшись досуха, ложусь в постель, которую заботливо расст…лила мама. Едва к…снувшись подушки, засыпаю.
Физкультминутка
В корне ЛАГ – пишем А ( поднимаем руки вверх шалашиком)
Получается АГА
Перед Ж пишем О – ( чертим руками круг)
Это знаем мы давно
О напишем в корне РОС:
Вырос, перерос, подрос ( встаем на цыпочки, поднимаем руки вверх)
Перед СТ и Щ всегда.
Напишем только букву А ( поднимаем руки вверх шалашиком)
- Подбор слов по заданным схемам.
1.Игра “Третий лишний”.
- Подумайте, все ли слова родственные? Почему?
Лес, лестница, лесничий.
Честный, чесночный, чеснок.
Левый, лев, налево. СРС. Упр. 196.
Учебная и методическая литература: Литература: Сулейменова Э.Д. Русский язык. Учебник для 7 класса. Алматы. Атамура, 2012 год. Дидактический материал под редакцией Л.В. Бабайцевой.
ENGLISH Русский Қазақша
quotation цитата дәйексөз
epigraph эпиграф эпиграф
word-combination словосочетание словосочетание
language язык тіл
means of intercourse средство общения жанасушылықтың тәсілі
parts of speech части речи сөздің бөліктері
functions of language функции языка тілдің атқаратын қызметтері
Лицей при КАЗГАСА 2016-2017 Русский язык, 6 класс Ажабаева Г.Ш.
Активный раздаточный материал
Дисциплина: русский язык Учебный год: 2016-2017 2 четверть Урок: 36 Дата: 23.11.
Тема: Выборочное изложение.
Подготовка учащихся к первичному восприятию текста.
На лесной вырубке случился пожар. Люди погасили огонь.
Лесник стал обходить вырубку. Вдруг он услыхал тихий плач. Около пенька лежал колючий комочек. Правый бок обуглился. Зверёк привалился к холодной земельке. По щекам протянулись две влажные полоски. Ёжик плакал.
Лесник взял беднягу домой. Он смазал бок пахучей мазью. Ёж больше не стонал. Лесник покормил ежа из пипетки молочком. К вечеру он вынес больного на свежий воздух. Зверёк сладко уснул под шелест дождя в моховой постельке. Теперь дело пойдёт на поправку. Лесник – лесной сторож . Вторичное знакомство с текстом для сжатого изложения - Составьте план изложения. Записывают рабочие материалы. Чтение текста в третий раз. Написание изложения
Лицей при КАЗГАСА 2016-2017 Русский язык, 6 класс Ажабаева Г.Ш.
Активный раздаточный материал
Дисциплина: русский язык Учебный год: 2016-2017 2 четверть Урок: 37 Дата: 26.11.
Тема: Правописание соединительных гласных в сложных словах.
Тест по теме "Морфемика"
1. Какое слово неправильно разбито на морфемы:А) подо-жд-а-в, Б) не-по-движ-ен-,  В) с-верк-а-вш-ий,  Г) (много) из-мен-ений.2. Какое слово верно разбито на морфемы? А) сер-ов-ат-ое,  Б) на-столь-ный,  В) вы-воз-ит,  Г) рассказ-чиц-а.3. Какое слово состоит из пяти морфем?А) подготовка, Б) превзошли, В) стремится, Г) утомлен.4. В каком слове есть суффикс -н-?А) бессменный, Б) лиственный,  В) увеличен, Г) львиный.5. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?А) перелистывая, Б) скудный, В) раздробление,  Г) пересыпавший.6. Какое слово состоит из двух приставок, корня, одного суффикса и окончания?А) водица,  Б) напутствовать, В) загордиться,  Г) переоценка.7. Какое слово состоит из приставки, корня и окончанияА) переулок,   Б) огородный,    В) обнова,   Г) освещение.8. В каком слове нет суффикса?А) огурец, Б) ребенок,   В) речка,  Г) горошек.9. Отметьте «лишнее» среди родственных.А) пахать,  Б) пахота,  В) пахнуть,   Г) пахарь.10.  Какое слово не является родственным остальным?А) дорожить,  Б) придорожный,  В) дорога,   Г) подорожник.11.  Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?А) издалека, Б) насаженный, В) прослушавший, Г) приготовлю.12.  Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?А) посадка, Б) заморгавший,  В) соловушка,  Г) складывая13.  В каком ряду все слова родственные?А) пригорок, горестный, взгорье;Б) годный, годовой, наводнение;В) водный, заводить, наводнение;Г) гордость, горделивый, загордиться.14.  Укажите слово с нулевым окончанием.А) пятого, Б) ходить,  В) лисий,  Г) зарумянились.15.  В каком слове правильно выделено окончание?А) занижены-й, Б) обещани-е,  В) обладае-шь,  Г) предчувств-ую.16.  В каком слове нет приставки?А) примерка, Б) прищепка,  В) принцесса,  Г) пришелец.17.  В каком слове верно выделена приставка?А) подо-рожник,  Б) подо-зревать,  В) подо-блачный,  Г) по-дборщик.18.  В каком слове неправильно выделен суффикс?А) сель-ск-ий,  Б) парашют-ист-к-а,  В) лепет-ал-и, Г) заоблач-н-ый.19.  Укажите слово, которое состоит из корня, двух суффиксов и окончания.А) разбушевались,  Б) служила,  В) водительские, Г) наступление.
29-30
Лицей при КАЗГАСА 2016-2017 Русский язык, 6 класс Ажабаева Г.Ш.
Активный раздаточный материал
Дисциплина: русский язык Учебный год: 2016-2017 2 четверть Урок: 38 Дата: 28.11.
Тема: Морфемный и словообразовательный разбор слова.
1. Вставьте пропущенные буквы.
Варе…ка, во…зал, застё…ка, ко…ьба, паде…, развя…ка, ре…ьба, сороконо…ка, у…кий, моло…ьба, сладкое…ка, айсбер…, ве…чина, персона…, прести…, рафина…, уса…ьба. 2. Синтаксическая пятиминутка. Запись и анализ предложений. Благодарному человеку природа щедро платит добром за заботу о ней. 3. Лексический диктант “Если хочешь быть здоров”. - Вид спорта, досуга, состоящий в походах, путешествиях (туризм). - Вид спортивной гимнастики (аэробика). - Приспособление для обливания тела водяными струйками (душ). - Система физических упражнений, способствующих общему развитию организма и укреплению здоровья (гимнастика). - Поглаживание, растирание тела с лечебной и гигиенической целью (массаж). - Гимнастический снаряд в виде двух чугунных шаров, соединенных короткой рукояткой (гантели). - Исполнитель сложных и опасных трюков при съемке фильма (каскадер). - Высшее достижение в спорте (рекорд). - Ледяная площадка для катания на коньках (каток).
Задание 4.Прочитайте текст и выполните задания.Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы2 звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно2, почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского2, а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных2 своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, не доступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанью непонятливейшего человека, — язык, который сам по себе уже поэт. (Н. В. Гоголь) Задания  1. Из выделенного предложения выпишите: а) слова, не имеющие окончания;  б) слова с нулевым окончанием;  в) слова с формально выраженным окончанием.  Укажите для последних двух групп слов, какое грамматическое значение имеют окончания. 2. Найдите в тексте родственные слова. Сгруппируйте их в соответствии со значением корня.
 3. Найдите слова, которые образованы суффиксальным, приставочным и приставочно-суффиксальным способами словообразования. Укажите, от каких слов они образованы.
4. Сделайте морфемный и словообразовательный разбор указанных слов.
Приведенные примеры упражнений могут использоваться учителем на разных этапах урока в зависимости от планируемых результатов, которые он перед собой ставит. Задания можно использовать как на уроке в качестве групповых заданий, так и для индивидуальной работы.
Лицей при КАЗГАСА 2016-2017 Русский язык, 6 класс Ажабаева Г.Ш.
Активный раздаточный материал
Дисциплина: русский язык Учебный год: 2016-2017 2 четверть Урок: 39 Дата: 29.11.
Тема: Контрольная работа
Задание 1.  Поставьте в словах ударение. Подберите однокоренные слова, в ко-
торых безударная гласная корня стала бы ударной.
 
посветить    развиваться   прожевать     отварить      старожил(сущест-
посвятить    развеваться   проживать     отворить      вительное)
запивать     скрипеть      умолять(о по- разредить     сторожил(глагол)
запевать     скрепить      мощи)         разрядить     долина
спешите      слепить       умалять(до-   сидеть        далекий
спишите      слипаться     стоинства)    седеть
чистота      обежать       поласкать
частота      обижать       полоскать
                           
 Задание 2.Выберите ответ, соответствуюший вопросу, и заштрихуйте в таблице
соответствуюшую  клетку.
┌─────┬───────────────────┐        1. Слова, где следует писать О:
│воп- │   задание         │    а) угр...жать            г) восхв...лять
│рос  ├───┬───┬───┬───┬───┤    б) сопров...ждать        д) разб...влять
│     │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │    в) возгл...влять
├─────┼───┼───┼───┼───┼───┤
│  а  │   │   │   │   │   │         2. Слова, где следует писать И:
├─────┼───┼───┼───┼───┼───┤
│  б  │   │   │   │   │   │    а) переж...вать          г) разл...вать
├─────┼───┼───┼───┼───┼───┤   б) разб...вать           д) расп...лить
│  в  │   │   │   │   │   │    в) упр...кать
├─────┼───┼───┼───┼───┼───┤
│  г  │   │   │   │   │   │         3. Слова, где следует писать А:
├─────┼───┼───┼───┼───┼───
│  д  │   │   │   │   │   │    а) обн...влять запас        г) обг...нять со-
└─────┴───┴───┴───┴───┴───┘   б) ост...влять память       перника
                     в) обст...влять квартиру   д) зав...дить ма-шину
    4. Слова, где следует                    5. Слова, где следует
писать Е:                              писать Я:
 
а) зам...нять деталь                а) раст...жение
б) рассм...яться в ответ            б) св...тильник
в) ул...тать на Север               в) просв...щение
г) изб...гать опасности             г) посв...шение
д) увл...каться музыкой             д) потр...сение
Сделайте письменный морфемный разбор данных слов.
Теснота, воссоединение, верхний, допоздна (читать), недалекий, наслаждение, топленое (молоко), пылесос, съездить, налево (повернуть), ослепительный, льстиво (говорить), неустойчивая (погода), трубопровод, черноморский (флот), вороний (крик), давление, пилотаж.
1.В каком слове написание чередующейся гласной зависит от ударения?
А. растение
Б. обмакнуть
В. пригорел Г. касается
В каком слове написание чередующейся гласной зависит от суффикса?
А.Проберусь                           В.  заря
Б. наклонился                         Г. уравнение
В каком слове написание чередующейся гласной зависит от
        значения?
А. Прискакал                         В.  выровнять
Б.подложу                            Г.  опоздание 4.  В каком слове пропущена гласная а?
            А. р.сточек                             В.  отр.сль
            Б. притв.риться                     Г.  заг.рать 5.  В каком слове пропущена гласная е?
бл.стящий                         3.  расст.лать
соб.рали                            4.  выж.гать
     6.    В каком слове пропущена гласная и?
А. Зам.рять                            В.  зап.реть
Б. выч.тание                         Г.  выд.рут
7. В какой строчке все слова с чередующейся гласной в корне?
А. насл.ждаться, л.житься, уладить
Б. заб.раться, оп.здавший, отск.чить
В. р.стение, кас.ние, оч.ровательный