Природоохранная акция Речная лента


ПРИРОДООХРАННАЯ АКЦИЯ «РЕЧНАЯ ЛЕНТА»
Трефилова Раиса Поликарповна
МБОУ «Карагайская СОШ № 2»
учитель биологии

Современная Россия остро нуждается в людях, способных творчески работать в любом направлении, умеющих самостоятельно добывать знания и проектировать своё будущее. Образование должно быть «предвосхищающим», в отличие от нынешнего, «запаздывающего». Знания человека должны перерастать в убеждения, а убеждения должны становиться стилем жизни. В связи с этим изменяются акценты экологического образования. Школа должна давать учащимся опыт принятия решений, проявления своей гражданской позиции, участия в исследовании экологического состояния местных экосистем, в социально-значимых проектах по улучшению и восстановлению природных сообществ, проведению эколого-просветительской работы.
Экологический центр Карагайской СОШ № 2 Пермского края ежегодно проводит природоохранную акцию «Речная лента», которая направлена на привлечение внимания населения к проблемам сохранения водных объектов.
Акция – это единое во времени и пространстве действие, направленное на реализацию одной или нескольких задач, стоявших перед организацией.
При использовании акции необходимо учесть, что она включает в себя различные приемы. Каждая акция тщательно планируется в соответствии с тем, какой цели предполагается достичь. Цели проведения той или иной акции могут быть самыми разнообразными, и, как правило, целей преследуется сразу несколько. Приведем только некоторые, которые можно сгруппировать в несколько блоков:
А) местные:
решение конкретной экологической проблемы;
снижение вредного влияния опасных объектов на здоровье населения;
привлечение к проблеме и эколого - просветительскому движению вниманию со стороны прессы и населения.
Б) глобальные:
изменение системы ценностей населения;
формирование активной гражданской позиции населения;
пропаганда альтернативного образа жизни.
В работе освещается опыт проведения природоохранной акции «Речная лента» на основе проектной технологии. Данный проект может быть адаптирован к любой территории России с учётом коррекции места и времени.
Активное познание в области экологии предполагает большую самостоятельную работу школьников по исследованию окружающей среды. Экологический центр, который создан в нашей школе, координирует работу школ района по исследованию водных экосистем, обеспечивает необходимыми информационными, методическими и агитационными материалами, организует консультации ученых. Методики достаточно простые по исполнению, не требуют больших материальных затрат и длительного обучения, поэтому могут быть использованы в экологических лагерях и отрядах. Слежение за процессами в природных и антропогенных экосистемах дает реальную и достоверную информацию, оперируя которой, учащиеся могут выявить местные экологические проблемы и их причины с тем, чтобы в дальнейшем развернуть посильную работу по их устранению. Данная информация может быть востребована обществом через выпуск «Экологического вестника», что будет способствовать формированию общественного мнения.
Сотрудничество с организациями-партнерами, привлечение к проекту новых сторонников приведет к повышению престижа образовательных учреждений, будет содействовать самореализации участников проекта, что поможет им занять свою «экологическую нишу» в социуме.

Цель акции: Развитие социальной инициативы и активности учащихся, вовлечение их в различные виды деятельности, направленные на решение экологических проблем водных объектов родного края и экономное использование воды.
Задачи:
Организовать районную акцию «Речная лента», активизировать исследовательскую и природоохранную деятельность в образовательных учреждениях Карагайского района.
Развивать личную инициативу детей и молодежи, направленную на сохранение водных объектов и сбережение водных ресурсов, в том числе экономии водопроводной воды.
Провести трудовые десанты для очистки берегов малых рек и восстановления родников.
Организовать эколого-просветительскую и агитационную работу в рамках Всероссийского урока чистой воды.
Освоить новые формы работы, принять участие в Международной акции «Под небом единым».
Формировать экологическую культуру детей и молодёжи.
Развивать сотрудничество между детьми и взрослыми.
Содействовать самореализации участников проекта, развивая их организаторские, творческие, интеллектуальные, коммуникативные качества через различные формы работы, повышать престижность экологически ориентированных видов деятельности, привлекать к сотрудничеству по проекту новых партнеров.
К участию в акции были привлечены педагоги и работники школы; родители учащихся. В нашей школе в мероприятиях акции участвовало 430 учащихся и 32 педагога. Трудовые десанты провели учащиеся 14 образовательных учреждений, всего 3020 человек, в том числе привлечено 350 человек взрослого населения. Мы разработали памятку «Организатору акции», которую распространили в школе и выдали членам районного экологического движения «Зелёный островок».
Для учащихся проведены познавательные мероприятия: «Водная феерия», «Аква-марафон», «Своя игра», «Путешествие в удивительный мир подводного царства», «Аква-шоу» и др.
О проблемах сохранения чистой воды шёл серьёзный разговор на «Уроке чистой воды». Учащиеся посмотрели видеофильм, составили советы по сохранению воды, разработали «Древо решений по охране водных объектов родного края». Своё отношение к проблемам водных объектов учащиеся ярко, образно и эмоционально выразили на конкурсе агитбригад, в котором приняло участие 19 творческих коллективов.
Новой формой работы является организация тренингов «Как решить экологические проблемы рек». Тренинг проходит после проведения анкетирования. Ребята записывают экологические проблемы водных объектов, затем отмечают, кто их решает и как. Ведущие тренинга отмечают, что после тренинга участники начинают совершенно по-новому относиться к проблемам охраны воды. Для активистов классов проведён тренинг «Как оформить эколого-просветительские материалы в защиту рек».
Своими информационными материалами, новыми формами работы мы помогаем осознать эти проблемы и показываем пути действия: «Сохраним малые реки для природы и человека».