Программа по факультативному курсу «Дон литературный» для 6 класса коррекционной колыш


государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида станицы Грушевской Аксайского района
Рассмотрено на заседании ШМО
учителей предметников
Руководитель ШМО
__________________
Протокол № ___ от ______ 2014 г.
Согласовано на методсовете.
Председатель методсовета___________ Мироненко И. А.
Протокол № ___ от______2014г. Утверждаю
Директор школы-интерната
__________ Егорова Е. В.
Приказ № ___ от ________ 2014 г.
Рабочая программа
по факультативному курсу: «Дон литературный».
для 6 класса
Составитель: Бокова И. Г.
Принято на педсовете
Протокол № ___ от ______ 2014г.
2014 -2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по факультативному курсу: «Дон литературный» для 6 класса составлена на основе программы по литературе «Донской региональный компонент» для 5-11 классов 1998г. Авторы: Р.Б. Небратенко, Г.Ф. Саенко, В.Д. Яцык и определяет содержание образования по факультативному курсу на базовом и сниженном уровне.
Программа направлена на изучение народного эпоса, фольклора жителей Донского края и произведений донских писателей. Главной целью программы является приобщение к духовной культуре родного края и воспитание на ее основе молодых поколений, вступающих в жизнь. Данные цели программы определяют основные задачи регионального компонента литературного образования, которые состоят в обеспечении:
расширения и углубления знаний школьников по предмету за счет введения регионального содержания и его изучения в едином потоке с базовым курсом чтения и развития речи путем раскрытия разнообразных связей;
воспитания социально культурного, любящего и знающего свой край гражданина и патриота.
формирования у учащихся осознанного, правильного, выразительного чтения.
развития интереса к предмету.
На изучение факультативного курса отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.
Преподавание ведется по хрестоматии для чтения «Край родной», авторы В.Б. Небратенко, В.Д. Яцык (5-6 класс, 7-8 класс), «Литература Дона»- хрестоматия для чтения в 5-7 классах.
№ п/п Содержательные линии Требования к уровню подготовки обучающихсяБазовый уровень Сниженный уровень
Знать Уметь Знать Уметь
1 2 4 5 6 7
1 Устное народное творчество.
Донской фольклор. Казачьи песни: «Ермак у Ивана Грозного», «Кутузов и Платов», «К кому-то в гости едут». Сказки: «Танюшка и мачеха», «Глупец и жеребец», «Бисеринка».
Пословицы и поговорки донского края. Заучивание наизусть пословиц.
Понятие «устное народное творчество», «сказка».
Читать вслух осознанно, правильно, выразительно; читать «про себя»;
•выделять главную мысль произведения;
•определять основные черты характера действующих лиц;
•пересказывать текст по плану полно и выборочно.
Понятие «устное народное творчество», «сказка».
Читать вслух осознанно, правильно, выразительно; читать «про себя»;
•выделять главную мысль произведения с помощью учителя;
•определять основные черты характера действующих лиц;
•пересказывать текст по плану полно и выборочно с помощью учителя.
2 Проза донских писателей.
М.А. Никулин «Собиратель донских песен А.М. Листопадов» (Повесть «Погожая осень»). М.А.Шолохов «Жеребенок».
3 Донские былины.
«Илья Муромец выезжает в поле». «Дюк Степанович и три разбойника». «Добрыня гуляет по полю Куликовскому».
«Возвращение Дончака-Добрыни из Туретчины».
«Садко выходит на корабле во сине море». «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков». Ю. А. Дьяконов «Приказ самому себе» (главы из повести).
Понятие «былина». Понятие «былина». 4 Русские поэты о Доне.
А. С. Пушкин «Был и я среди донцов».
К. Ф. Рылеев «Дмитрий Донской». М. Ю. Лермонтов «Черкесы» (отрывок из поэмы). А. Н. Майков «Емшан». А. В. Софронов «Мы с тобою из Ростова». К. Д. Бальмонт «Ковыль». А. Т. Твардовский «Бойцу Южного фронта». А. В. Кольцов «По-над Доном сад цветет». Иван Саввич Никитин «Донцам» (в сокращении). Анатолий Владимирович Софронов «Вот снова Дон». Виктор Михайлович Гусев «Казак уходил на войну». Владимир Георгиевич Калмыков «Хороши на Дону вечера». Наизусть наиболее понравившиеся стихотворения донских поэтов. Читать вслух осознанно, правильно, выразительно; читать «про себя»;
•выделять главную мысль произведения;
•определять основные черты характера действующих лиц;
•пересказывать текст по плану полно и выборочно.
Наизусть наиболее понравившиеся стихотворения донских поэтов (объем текста с учетом учебных возможностей учащегося). Читать вслух осознанно, правильно, выразительно; читать «про себя»;
•выделять главную мысль произведения с помощью учителя;
•определять основные черты характера действующих лиц;
•пересказывать текст по плану полно и выборочно с помощью учителя.
5 Сказки донских писателей.
П. В. Лебеденко «Сказки Тихого Дона». Петроний Гай Аматуни «Королевство Восемью Восемь» (главы из сказочной повести). Ю. А. Дьяконов «Восемь волшебных желудей». Н. А. Суханова «В пещерах мурозавра» (главы из фантастической повести). №
п\пСодержание материала Кол-во
часов Сроки Основные виды учебной деятельности.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.
1 Устное народное творчество. Донской фольклор. Казачьи песни: «Ермак у Ивана Грозного», «Кутузов и Платов», «К кому-то в гости едут». 1 03.09 Осознанное чтение текстов региональной направленности с соблюдением норм русской орфоэпии.
2 Устное народное творчество. Донской фольклор. Сказки: «Танюшка и мачеха», «Глупец и жеребец», «Бисеринка». Пересказ прочитанного (по выбору). 1 10.09 Ответы на вопросы, раскрывающие главную мысль текста, последовательность событий, взаимоотношения персонажей, характер героя, мотивы его поступков.
3 Устное народное творчество. Пословицы и поговорки донского края. 1 17.09 Работа с пословицами. Подбор пословиц на заданную тему. Заучивание наизусть пословиц.
ПРОЗА ДОНСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ.
4 М.А. Никулин «Собиратель донских песен А.М. Листопадов» (Повесть «Погожая осень»). Выделение главной мысли. 1 24.09 Выразительное чтение художественных текстов донских писателей и поэтов.
5 М. А. Шолохов «Жеребенок». Выделение главной мысли произведения. 1 01.10 Выявление главной мысли произведения через детальный анализ содержания произведения (словарную работу, вопросы по содержанию).
ДОНСКИЕ БЫЛИНЫ.
6 «Илья Муромец выезжает в поле». Называние главных действующих лиц.
1 08.10 Ответы на вопросы, раскрывающие главную мысль текста, последовательность событий, взаимоотношения персонажей, характер героя, мотивы его поступков.
7 «Дюк Степанович и три разбойника». Сравнительная характеристика героев сказки. 1 15.10 Ответы на вопросы, раскрывающие главную мысль текста, последовательность событий, взаимоотношения персонажей, характер героя, мотивы его поступков.
8 «Добрыня гуляет по полю Куликовскому». Выбор слов и выражений, характеризующих героев сказки. 1 22.10 Ответы на вопросы, раскрывающие главную мысль текста, последовательность событий, взаимоотношения персонажей, характер героя, мотивы его поступков.
9 «Возвращение Дончака-Добрыни из Туретчины». Выразительное чтение с соблюдением интонации. 1 29.10 Пересказ прочитанных произведений, определенных региональным компонентом литературного образования.
10 «Садко выходит на корабле во сине море». Чтение «про себя». 1 12.11 Ответы на вопросы по прочитанному тексту.
11 «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков». Самостоятельное чтение с выполнением заданий. 1 19.11 Пересказ понравившегося отрывка. Ответы на вопросы учителя по самостоятельно прочитанному тексту.
12,
13 Ю. А. Дьяконов «Приказ самому себе» (главы из повести). Сознательное, правильное, беглое чтение в соответствии с нормами литературного произношения. 2 26.11
03.12 Осознанное чтение текстов региональной направленности с соблюдением норм русской орфоэпии.
РУССКИЕ ПОЭТЫ О ДОНЕ.
14 А. С. Пушкин «Был и я среди донцов». Выразительное чтение.
1 10.12 Выразительное чтение художественных текстов донских поэтов.
15 К. Ф. Рылеев «Дмитрий Донской». Самостоятельное чтение с выполнением задания.
1 17.12 Называние главных героев произведения. Ответы на вопросы по самостоятельно прочитанному тексту.
16 М. Ю. Лермонтов «Черкесы» (отрывок из поэмы). Выразительное чтение. 1 24.12 Выразительное чтение художественных текстов донских поэтов.
17 А. Н. Майков «Емшан». Ответы на вопросы. 1 14.01 Выявление главной мысли стихотворения через детальный анализ содержания произведения (словарную работу, вопросы по содержанию).
18 А. В. Софронов «Мы с тобою из Ростова». Выразительное чтение. 1 21.01 Ответы на вопросы по прочитанному, работа над выразительным чтением.
19 К. Д. Бальмонт «Ковыль». Заучивание наизусть. 1 28.01 Ответы на вопросы по прочитанному, работа над выразительным чтением.
20,
21 А. Т. Твардовский «Бойцу Южного фронта». Словесное рисование.
2 04.02
11.02 Ответы на вопросы, раскрывающие главную мысль текста, последовательность событий, взаимоотношения персонажей, характер героя, мотивы его поступков.
СКАЗКИ ДОНСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ.
22,
23 П. В. Лебеденко «Сказки Тихого Дона». Пересказ прочитанного текста. 2 18.02
25.02 Ответы на вопросы, раскрывающие главную мысль текста, последовательность событий.
24,
25 Петроний Гай Аматуни «Королевство Восемью Восемь» (главы из сказочной повести). 2 04.03
11.03 Ответы на вопросы, раскрывающие главную мысль текста, последовательность событий, взаимоотношения персонажей, характер героя, мотивы его поступков.
26,
27 Ю. А. Дьяконов «Восемь волшебных желудей». Ответы на вопросы. 2 18.03
01.04 Выявление главной мысли стихотворения через детальный анализ содержания произведения (словарную работу, вопросы по содержанию).
28,
29 Н. А. Суханова «В пещерах мурозавра» (главы из фантастической повести). Называние главных действующих лиц. 2 08.04
15.04 Ответы на вопросы, раскрывающие главную мысль текста, последовательность событий, взаимоотношения персонажей, характер героя, мотивы его поступков.
РУССКИЕ ПОЭТЫ О ДОНЕ.
30 А. В. Кольцов «По-над Доном сад цветет». Работа над выразительным чтением. 1 22.04 Ответы на вопросы по прочитанному произведению. Выборочное чтение. Работа над выразительным чтением.
31 Иван Саввич Никитин «Донцам» (в сокращении). Ответы на вопросы. 1 29.04 Выявление главной мысли стихотворения через детальный анализ содержания произведения (словарную работу, вопросы по содержанию).
32 Анатолий Владимирович Софронов «Вот снова Дон». Работа над выразительным чтением. 1 06.05 Ответы на вопросы по прочитанному произведению. Выборочное чтение. Работа над выразительным чтением.
33 Виктор Михайлович Гусев «Казак уходил на войну». Самостоятельное чтение с выполнением заданий. 1 13.05 Выявление главной мысли стихотворения через детальный анализ содержания произведения (словарную работу, вопросы по содержанию).
34 Владимир Георгиевич Калмыков «Хороши на Дону вечера». 1 20.05 Выявление главной мысли стихотворения через детальный анализ содержания произведения (словарную работу, вопросы по содержанию).
Итого: 34