УРОК ПО РОМАНУ «ТИХИЙ ДОН» «В мире, расколотом надвое» (Гражданская война в изображении М.А.Шолохова)


УРОК ПО РОМАНУ «ТИХИЙ ДОН»
«В мире, расколотом надвое»
(Гражданская война в изображении М.А.Шолохова)

Цель урока: создание условий для формирования ценностно-ориентированной компетенции обучающихся на примере творчества М.А.Шолохова.
Задачи:
Предметная: понимание трагедии Гражданской войны, войны братоубийственной, противоречащей нормам нравственности в результате изучения и систематизации информации.
Личностная: воспитание чувства ответственности за свои поступки, объективное понимание истории своей страны.
Метапредметная: развитие умения работать с информацией, развитие умения работать в малой группе.
Используемые технологии: развитие творческого и критического мышления в соответствии с трехфазовой технологической цепочкой: вызов-осмысление-рефлексия.
Оборудование урока: мультимедийный проектор, экран, ноутбук.
Ход урока
1.Слово учителя
- Здравствуйте, в декабре вы будете писать пробное сочинение, какие направления вы выберете? А кто из вас выбрал бы сочинение на тему войны? Какие аргументы вы использовали бы?
- Посмотрите на экран (ролик «Русские рубят русских»)
Что же за война такая, где «Русские рубят русских»?
(Ответы учащихся)
- Михаил Шолохов был одним из первых, кто заговорил о Гражданской войне как о величайшей трагедии. Он рассказал о многих человеческих судьбах и драматических событиях народной жизни. Как ковыль на ветру метались люди в поисках правды.
Вся сложность в том, что у каждого своя правда и в поисках ее люди часто «упирались в стену» и, к сожалению, оказывались врагами. «На бранном поле друзей не угадывают», - говорил Григорий Мелехов, герой романа «Тихий Дон». Он живет стремлением найти свое место в жизни, найти того, кому стоит служить (красным или белым?)
-Ребята, кто такие красные? Кто такие белые? За что воевали эти люди?
(Красные, большевики, поддерживали Советскую власть, а белые (меньшевики) –выступали против Советской власти)
-В романе «Тихий Дон» глазами главного героя мы наблюдаем две страшные сцены: расправа над чернецовцами и казнь подтелковцев.
2. Работа по группам.
-Давайте обратимся непосредственно к тексту романа. (На столах у учащихся раздаточный материал - отрывки из романа).
Предлагаю вам прочитать и проанализировать два отрывка из этого романа: 12 главы, где описана расправа с черницовцами, белыми, и 31 главы, где описана казнь подтелковцев, красноармейцев. Ваша задача - прочитать, проанализировать отрывки, выбрать из текста и внести в таблицу следующее:
Подтелковцы (красные) сопоставление Черницовцы (белые)
Портретные: художественные детали, описание 2. Отношение друг к другу участников этих событий И та и другая группа выполняют это задание. Ребята, у вас есть 4 минуты.
(Учитель приглашает ученика, который заполняет таблицу, она дублируется на экране)
- Посмотрите на ваши портретные описания. Какие детали описывает Шолохов? («поручик с красивыми женскими глазами, «высокий, бравый есаул», «курчавый юнкер»). Шолохов стремится подчеркнуть, что перед нами не безликие «враги», перед нами люди.
- Посмотрите на ваши выводы в табличной строке «Отношения друг к другу». Есть что-то общее у этих героев, объединяющее их?
(Да, прежде всего, это ненависть и злоба, ведь любая война – это горе и страдание, на казнь подтелковцев люди шли как на праздник, но убийство человека, даже врага, противоречит человеческой природе, и изначальная ненависть, триумф над врагом меняется на страх, ощущение чужой боли, сострадание).
-За что воюют эти люди? (Все они выступают за будущее своей страны, за то, какой они ее представляют).
- Борис Васильев увидел в «Тихом Доне» отражение главного в Гражданской войне: «чудовищные колебания, метания нормального, спокойного семейного человека». На одной судьбе Григория Мелехова показан весь «излом» общества. Пусть он казак, все равно он, в первую очередь, крестьянин, земледелец. Вот ломка этого кормильца и есть Гражданская война.
-Так кто же здесь победитель? (Русские режут русских)
(Нет ни победителей, ни проигравших, Гражданская война - война между гражданами одного государства, между членами одной семьи, между братом и братом, между отцом и сыном).
В последнем эпизоде 5 части романа Шолохов пишет:
Вскоре приехал с ближнего хутора какой-то старик, вырыл в головах могилы ямку, поставил на свежеоструганном дубовом устое часовню. Под треугольным навесом ее в темноте теплился скорбный лик божьей матери, внизу на карнизе навеса мохнатилась черная вязь славянского письма: В годину смуты и разврата Не осудите, братья, брата. 
И еще — в мае бились возле часовни стрепета, выбили в голубом полынке точок, примяли возле зеленый разлив зреющего пырея: бились за самку, за право на жизнь, на любовь, на размножение. А спустя немного тут же возле часовни, под кочкой, под лохматым покровом старюки-полыни, положила самка стрепета девять дымчато-синих крапленых яиц и села на них, грея их теплом своего тела, защищая глянцево оперенным крылом.
- Найдите в тексте образный ряд (часовня….)
- Что символизируют эти строки? ( Часовня-память, самка стрепета-жизнь и любовь.)
- Ребята, в этом эпизоде Шолохов противопоставляет гармонию вечного бескрайнего мира со страшными братоубийственными сценами.
- Для чего он показывает этот контраст?
- Как вы считаете, что хотел сказать им Шолохов?
- Ребята, мы рассмотрели «зеркальные эпизоды». Одинаковые события, одинаковые люди, одинаковые чувства они испытывают перед смертью, каждые считают себя правыми, а ведь не правы ни одни, ни другие. А для Шолохова, писателя- гуманиста, все равно, кто погибает, белый или красный, для него в этой страшной войне погибают люди. Внимание на экран
(Видео с песней Розенбаума)
3. Рефлексия
Ребята. Что расколола Гражданская война? «Через что прошла трещина»?
(ответы)
Самое главное, чтобы сохранилась память об этих событиях. Ребята, вы через несколько месяцев выходите в самостоятельную жизнь, знайте, что Гражданская война самая беспощадная и бессмысленная. Она раскалывает надвое самое дорогое - дом, семью, стол с хлебом.