МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ВЕРХНЕЙ И НИЖНЕЙ ПЕРЕДАЧИ В ВОЛЕЙБОЛЕ. ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ПОДАЧИ».

























МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ ПМР
ГОУ СПО «КАМЕНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
НА ТЕМУ:

«ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ВЕРХНЕЙ И
НИЖНЕЙ ПЕРЕДАЧИ В ВОЛЕЙБОЛЕ.
ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ПОДАЧИ».




Составил преподаватель физвоспитания
Кириченко О.Д.

КАМЕНКА 2011

4. Нижняя подача на точность. 5 попыток.
а) 3 попадания в левую или правую сторону площадки по заданию – удовлетворительно;
б) 4 попадания в левую или правую сторону площадки по заданию – хорошо;
в) 5 попадания в левую или правую сторону площадки по заданию – отлично.

4. Нижняя подача на точность. 5 попыток.
а) 3 попадания в левую или правую сторону площадки по заданию – удовлетворительно;
б) 4 попадания в левую или правую сторону площадки по заданию – хорошо;
в) 5 попадания в левую или правую сторону площадки по заданию – отлично.

6. Верхняя прямая подача в пределы площадки. 5 попыток.
а) 3 раза – удовлетворительно;
б) 4 раза – хорошо;
в) 5 раз – отлично.


30

Содержание
Введение

Техника выполнения верхней передачи:

Верхняя передача двумя руками сверху;

Верхняя передача над собой и за голову;

Верхняя передача одной рукой сверху.

Техника выполнения подачи:

Нижняя прямая подача мяча;

Нижняя боковая подача мяча;

Верхняя прямая подача мяча;

Верхняя боковая подача мяча.

Вывод

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3


3


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В процессе учебных занятий у учащихся и студентов происходит снижение работоспособности, ухудшается внимание, память. В результате длительного поддерживания статической позы нарушается осанка.
Одной из важнейших задач учебно-воспитательного процесса является организация двигательного режима учащихся и студентов. Увеличение объема двигательной активности оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств.
Занятия волейболом характеризуются не только его доступностью и эстетической красотой, но и благотворным влиянием на развитие жизненно-важных качеств, и, прежде всего основных свойств внимания (интенсивность, устойчивость, переключение), что имеет исключительное значение в школьном возрасте.
Разнообразие двигательных навыков и действий способствуют развитию всех физических качеств: силы, быстроты, ловкости, выносливости.
Необходимость согласованных усилий в достижении общей цели во время игры, приучают детей к коллективным действиям, к стремлению взаимопонимания, воспитывают чувства дружбы и товарищества.
Целью занятия является формирование интереса к спортивной деятельности, ориентирование детей на здоровый образ жизни.
Основными задачами учебного процесса по волейболу являются:
укрепление здоровья;

4

Приложение 3

Контрольные тесты и оценка зачетных требований по овладению навыками игры в волейбол:


Верхняя передача мяча двумя руками в стену (расстояние от стены не менее 1м):
а) 8 раз – удовлетворительно;
б) 12 раз – хорошо;
в) 16 раз – отлично.
2. Нижняя передача мяча двумя руками в стену
(расстояние от стены не менее 1 м):
а) 16 раз - удовлетворительно;
б) 19 раз - хорошо;
в) 20 раз - отлично.
3. Верхняя передача мяча двумя руками из зоны 3 для нападающего удара в зону 4 (при первой передаче из зоны 6). 5 попыток.
а) 3 передачи технически правильно – хорошо;
б) 5 передач технически правильно – отлично.



29

8. В парах – передачи через сетку.
9. Передачи над собой 10-15-20 раз.
10. Передачи, увеличивая расстояние до 9-10 м.
11. Передачи над собой:
а) не выходя из баскетбольного круга
б) не делая более 1 шага в сторону;
в) не сходя с места.
12. В двух шеренгах по 5-6 человек, стоя на разных сторонах площадки. Занимающиеся одной шеренги, стоя на трехметровой линии, подкидывают мяч себе и отдают передачу в: 3-ий, 6-ой, 9-ый метр площадки. Упражнение развивает чувство мяча и площадки.














28
содействие правильному физическому развитию;

приобретение необходимых теоретических знаний;
овладение основными приемами техники и тактики игры;
воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, навыков культурного поведения, чувства дружбы;
привитие занимающимся организаторских навыков.
Важнейшими дидактическими принципами обучения являются сознательность и активность, наглядность, доступность, индивидуализация, систематичность, последовательность, прочность.
Принцип сознательности и активности предусматривает воспитание сознательного отношения к занятиям.
Принцип активности предполагает умение учащихся быстро принимать и уверенно осуществлять тактические решения. Активность достигается четкой организацией занятий, живым и интересным их проведением.
Принцип наглядности предполагает образцовый показ изучаемых действий, образное, доходчивое объяснение и использование разнообразных наглядных пособий.
Принцип доступности и индивидуализации предусматривает, чтобы перед занимающимися ставились посильные задачи и подбирались посильные средства для их решения.

5
Принцип систематичности и последовательности предусматривает последовательность в обучении, регулярные занятия, логическую связь предыдущего учебного материала с последующим, постепенное увеличение нагрузки.
Принцип прочности предусматривает прочное усвоение знаний, умений, навыков. Основным условием реализации этого принципа является многократное повторение упражнений, приемов, действий.
Современный уровень развития волейбола предъявляет высокие требования к техническому мастерству волейболистов.
Техника игры включает в себя стойки, перемещения по площадке, подачи, прием мяча, передачи, нападающие удары и блокирование.
Высокий уровень технической подготовленности волейболистов характеризуют следующие критерии:
1. Надежность – стабильное выполнение технических приемов, несмотря на различные факторы, мешающие их выполнению.
2. Разносторонность – владение всеми техническими приемами и умение выполнять их наиболее рациональными и совершенными способами.
3. Приспособляемость – умение применять технические приемы и способы в различных игровых ситуациях и при активном сопротивлении игроков команды противника.
4. Специализация – совершенное владение комплексом технических действий при выполнении определенных функциональных обязанностей в команде.

6
Приложение 3

Упражнения для изучения и закрепления передачи двумя руками сверху и снизу:

Имитация положения рук, кистей в передаче двумя руками сверху или двумя снизу.
ПРОВЕРИТЬ ПРАВИЛЬНОСТЬ!
1-ый накидывает, 2-ой делает передачу.
1-ый накидывает ударом об пол, 2-ой отбивает. накидывать так, чтоб отскок был высоким.
1-ый накидывает 10 раз подряд быстро, 2-ой отбивает.
В парах – передачи на небольшом и среднем расстоянии (3-5 м). Главное – своевременный «выход» к мячу, не пропускать мяч за голову, должна быть траектория полета мяча.
В парах – передачи с 1-ой промежуточной передачей себе.
Передачи от стены, стоя на расстоянии 3-4 м.




27


Упражнения для обучения всех видов подач:


Многократное подбрасывание мяча из исходного положения.
Подбрасывание мяча и замах.
Имитация подачи.
Подача мяча с имитацией ударного движения (ловля мяча левой рукой).
Подача мяча в парах параллельно сетке (9-10 м).
Подача мяча через сетку.
Подача мяча в стену (6-10 м).
Подача мяча в определенные зоны.














26
Техника владения мячом.
Передача. Передача один из основных технических приемов, без которого немыслима игра. В зависимости от положения рук и их движения различают верхние и нижние передачи.

Техника верхней передачи:

Передача двумя руками сверху выполняется из исходного положения (стойки), в котором ноги согнуты в коленях (одна нога немного впереди), нога, разноименная направлению передачи, выставлена вперед, при передаче вправо вперед выставляется левая нога и наоборот, туловище в вертикальном положении. Руки согнуты в локтях, кисти, слегка отведенные назад, находятся перед верхней частью лица, ладони развернуты внутрь
Пальцы расставлены и напряжены. Положение игрока должно быть устойчивым.







7
Передача мяча производится встречным движением туловища и рук. Движение начинается одновременным выпрямлением ног, туловища и рук в локтевых суставах, а заканчивается активным разгибанием кистей в лучезапястных суставах. Во время передачи мяч ложится на подушечки первых фаланг большого, указательного и среднего пальцев, на которые приходится вся тяжесть мяча. Безымянный палец и мизинец как бы поддерживают мяч с обеих сторон. Пальцы напоминают «пружинки», которые при соприкосновении с мячом гасят его скорость. Обратным движением пальцев мяч выталкивается вверх.
Положение кистей рук у верхней части лица дает возможность выполнять передачи вперед, над собой и назад.
Передача вперед выполняется в стойке (опорном положении) и в прыжке (в безопорном положении). При выполнении передачи в стойке активную роль играют мышцы ног, туловища и рук. В прыжке передача выполняется более активным разгибанием рук в локтевых и лучезапястных суставах. Причем передача должна выполняться только в конечной фазе подъема или «мертвой» точки прыжка.
Для выполнения точной верхней передачи игрок должен занять на площадке такое место, чтобы траектория полета мяча проходила через верхнюю часть лица.
В процессе игры мяч передается на различные расстояния. Условно в зависимости от расстояния передачи делятся на длинные (свыше 5м), средние (до 5м) и короткие (до 1,5м); высота и скорость полета мяча могут быть различны.


8
Упражнения для изучения и закрепления передачи мяча в прыжке:


Ловля мяча в высшей точке прыжка.
Передача в прыжке после набрасывания над собой.
Встречная передача в прыжке.
Передача в прыжке через сетку.

Упражнения для изучения и закрепления приема мяча снизу:
Принятие стойки и имитация приема мяча.
Прием мяча, наброшенного партнером точно на руки.
Прием мяча, наброшенного партнером в сторону.
Нижние передачи мяча в парах, в стену, в колоннах.
Передача мяча в движении.
Передача мяча под углом (в тройках, четверках).
Прием и передача мяча с перемещением вперед, назад, в сторону.
Прием мяча в падении (одной, двумя руками).





25


Упражнения для изучения и закрепления передачи мяча назад, за голову:


В тройках (в линию). Игрок 1 выполняет передачу мяча игроку 2, тот передает мяч назад (за голову) игроку 3.
В парах. Игрок выполняет передачу сверху над собой, поворот кругом (на 180*) и передачу за голову партнеру.
В четверках. Игрок 1 передает мяч игроку 3, тот выполняет передачу за голову игроку 4. Он передает мяч игроку 2. Тот за голову игроку 1.
Передача мяча из зоны 3 за голову в зону 2 или в зону 4.










24
При длинной передаче ноги энергично разгибаются, а туловище сгибается в пояснице вперед, в направлении передачи.
При средних и коротких передачах ноги разгибаются более плавно, а туловище остается в вертикальном положении.
При передачах над собой больше сгибается сзади стоящая нога, в связи с чем выводится вперед таз и туловище слегка отклоняется назад. Создаются условия для передачи таким же движением рук как при передаче вперед: руки разгибаются только Локтевых суставах вверх; кисти остаются открытыми.

При передаче назад плечи больше отводятся назад за счет изгиба в поясничной части туловища. Руки разгибаются вверх-назад. Чем больше расстояние для передачи, тем энергичнее прогиб в пояснице и выпрямление ног в коленных суставах.












9


Типичные ошибки:
Не принята стойка волейболиста(выпрямленные ноги, ноги вместе).
Туловище вертикально или откинуто назад.
Локти широко разведены в сторону.
Кисти на уровне груди.
Отсутствует тыльное сгибание кистей.
Большие пальцы направлены вниз или выставлены вперед.
Пальцы рук выпрямлены и удар производится ладонями.
Мяч принимается на прямые руки.
Несогласованные движения рук и ног.
Кисти рук расслаблены или излишне напряжены.


Способы устранения ошибок:
Отработать выход к мячу так, чтобы он «падал на голову»; обратить внимание на быстрое выпрямление ног, относительно медленную работу рук при передаче; отработать полное выпрямление рук в локтевых суставах и ног в коленных суставах при передаче.


Передачи над собой и за голову выполняются в прыжке. Наиболее благоприятны для передач фазы подъема или «мертвой» точки прыжка.



10

Приложение 2

Упражнения для изучения и закрепления передачи мяча двумя руками сверху:


Многократная имитация верхней передачи из изучаемой стойки.
в положении стойки броски мяча вперед вверх, удерживая мяч широко разведенными пальцами.
Подбрасывание мяча над собой и передача партнеру.
Точное набрасывание мяча партнеру и обратная передача.
Встречная передача в парах или колоннах с переходом в конец своей или встречной колонны.
Передача мяча с изменением траектории полета и расстояния передачи.
передача мяча в паре с перемещением боком.
Передача мяча в тройках, четверках, по кругу.
Передача мяча в парах через сетку.
Передача мяча в стену.


23
Приложение 1

Приемы устранения типичных ошибок.
Дать методические указания занимающимся.
Показать правильное исходное положение или движение занимающимся.
Показать на примере учащегося, выполняющего правильно технический элемент.
Дать подводящие, специальные, имитационные упражнения для освоения данного элемента.
Назвать ошибку и дать рекомендации по ее устранению.
Проанализировать ошибку выполняемого элемента вместе с занимающимися.
Если ошибку допускают несколько занимающихся, остановить группу, еще раз объяснить, как правильно выполняется задание, еще раз показать упражнение.







22

Передачи в прыжке с имитацией нападающего удара, названные «откидками», эффективный тактический прием. После прыжка и замаха для нападающего удара опускается до уровня головы (присоединяется к другой руке).




Таким образом, создается исходное положение для передачи в прыжке.
Типичные ошибки:
Не принята стойка волейболиста (выпрямленные ноги, ноги вместе).
Несвоевременный выход к мячу.
Большие пальцы рук направлены вперед.
Мяч принимается на уровне груди.
Отсутствует фаза амортизации при соприкосновении мяча с пальцами рук, мяч принимается на слишком напряженные или расслабленные пальцы.
Отсутствует согласованность в движениях рук, туловища, ног.
Кисти не сопровождают мяч.

11
Передача одной рукой сверху применяется редко. Главным образом для короткой передачи мяча вдоль сетки или над собой, когда первая передача сделана близко к ней.
При выполнении передачи одной рукой кисть разворачивается ладонью вперед. Мяч ложится на первую и вторую фаланги трех средних пальцев, а большой палец и мизинец поддерживают его с обеих сторон. Кисть над плечом.





В передачах вперед активную роль играет разгибание руки в локтевом и сгибание в лучезапястном суставах вперед по направлению передачи. В передаче над собой локоть поднимается выше уровня плечевого сустава, кисть находится над плечом. Передача производится за счет разгибания руки в локтевом суставе вверх. Кисть остается открытой.
При передачах назад локоть выводится выше плечевого сустава; передача осуществляется за счет разгибания руки вверх-назад и прогиба в пояснице.
Чаще всего передачи одной рукой выполняются в прыжке активным разгибанием руки в локтевом суставе, причем на короткие расстояния, невысоко.

12


ВЫВОД ПО РАБОТЕ

В процессе игры в волейбол для учащихся характерны разнообразные чередования движений, быстрая смена ситуаций, изменение интенсивности и продолжительности деятельности каждого игрока. Условия игровой деятельности приучают занимающихся: подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели; действовать с максимальным напряжением своих сил и возможностей, преодолевать трудности в ходе спортивной борьбы; постоянно следить за ходом игры, мгновенно оценивать изменившуюся обстановку и принимать правильные решения.
Вывод: волейбол способствуют воспитанию у учащихся чувства коллективизма; настойчивости, решительности, целеустремленности; внимания и быстроты мышления; способности управлять своими эмоциями; совершенствованию основных физических качеств.




21

Верхняя боковая подача выполняется стоя боком к сетке, удар по мячу наносится выше плечевого пояса.




Слегка согнутые ноги на ширине плеч, ступни параллельны линии. Мяч лежит на ладони левой руки, согнутой в локте, на высоте пояса. Одновременно с подбрасыванием мяча левой рукой туловище наклоняется в сторону правой руки, опущенной вниз для замаха. За счет сгибания ноги тяжесть тела перемещается на правую ногу. С разгибанием правой ноги и туловища махом правой руки в вертикальной плоскости наносится удар по мячу в возможно более высокой точке. В момент ударного движения туловище поворачивается налево вокруг вертикальной оси и при ударе наклоняется вперед. Для выполнения вращения и наклона туловища вперед левое плечо отводится назад, но не опускается вниз. Захлестывающее движение кисти сообщает мячу вращение. Верхние подачи выполняются и с разбега. Но при этом после перемещения перед подачей необходимо занять правильное исходное положение.

20
Техника нижней передачи:

В отличие от верхней передачи руки претерпевают более сильное воздействие и поэтому делают более амортизирующее более жесткое движение и меньше разгибаются в локтевом суставе. Кисти закреплены и почти не участвуют в передаче.






В зависимости от условий прием мяча сверху двумя рукам выполняется в стойке и в падении.
При приеме с падением сначала выполняется прием (в стадии равновесия), а затем падение, как результат вывода центра тяжести за пределы площадки опоры.
Прием мяча снизу двумя руками стали использовать в связи с возросшей мощью нападения, а также применением сильных и планирующих подач. При приеме снизу прямые руки выставлены вперед-вниз, локти максимально приближены друг к другу, предплечья супинированы, кисти вместе, туловище вертикально или слегка наклонено вперед. Движения руками производятся только в плечевых суставах. Мяч принимается на предплечья ближе к кистям рук.

13
Для правильного приема следует переместиться так, чтобы мяч находился впереди. При приеме мяча, летящего в стороне, туловище разворачивается в ту же сторону и наклоняется навстречу мячу. Поворот и наклон туловища позволяют повернуть плоскость предплечий рук навстречу мячу, под углом к поверхности площадки так, чтобы мяч отскочил в обратном направлении. Если плоскость предплечий будет параллельна плоскости площадки, то мяч, отскочив от рук, сохранит направление своего полета (срежется).


Типичные ошибки:
Не правильная стойка (выпрямленные ноги, ноги вместе, руки опущены).
Нет встречного движения к мячу за счет разгибания ног.
Согнутые руки в момент приема мяча.
Кисти не соединены или соединены неправильно.
Прием мяча на предплечья.
Несвоевременный выход под мяч.


Способы устранения ошибок:
Отработать правильный выход к мячу так, чтобы он падал на выставленное вперед колено. Обратить внимание на быстрое выпрямление ног, относительно медленную работу при передаче мяча. Отработать правильное положение рук при приеме мяча.



14

Типичные ошибки:

Исходное положение – правая нога впереди.
Стопа правой ноги развернута вправо.
Отсутствие переноса ОЦТ тела на впередистоящую ногу.
Кисть расслаблена.
Неточное набрасывание мяча для выполнения подачи (за голову, в сторону или впереди себя).
Мяч подбивается снизу или сбоку.
Удар по мячу наносится согнутой рукой.



Способы устранения ошибок:
Отработать точность набрасывания мяча. Концентрировать внимание на движении руки при ударе по мячу. Укрепить мышцы руки. Отработать ударное движение.















19







Одновременно с подбрасыванием мяча вверх (немного впереди игрока) правая рука делает замах вверх-назад, тяжесть тела переносится на правую ногу. Взгляд игрока обращен на мяч (до момента удара). Разгибая правую ногу, игрок тянется вверх к мячу и наносит по нему акцентированный удар правой кистью на уровне вытянутой руки. Тяжесть тела он переносит на левую ногу. После удара делает шаг вперед правой ногой.
Можно придать мячу вращение в любую сторону. Для этого надо ударить по определенному месту мяча. Чтобы мяч вращался влево, удар наносят по правой половине мяча. И тогда траектория полета мяча сворачивает влево, т. е. в сторону вращения. Владение различными способами и разновидностями подач во многом обогащает тактический арсенал игрока.


18
Подача мяча.

Подача технический прием, при помощи которого мяч вводится в игру. Умело выполненная подача затрудняет действия команды противника и создает предпосылки для выигрыша очка. По способам выполнения подачи разделяют на: нижнюю прямую, нижнюю боковую, верхнюю прямую, верхнюю боковую.
Все подачи выполняются в соответствии с требованиями, указанными в правилах соревнований: подающий игрок, стоя за пределами площадки на месте подачи, обязан подбросить мяч и ударом одной руки направлять его через сетку на сторону противника в пределах ограничительных лент.
Нижняя прямая подача названа так потому, что удар по мячу наносится снизу, а игрок стоит лицом (прямо) к сетке. Ноги его согнуты в коленях, левая впереди. Туловище слегка наклонено вперед. Мяч лежит на левой ладони руки, согнутой в локтевом суставе, против бьющей руки, что позволяет подбросить мяч перпендикулярно (не более 0,5м).






15
В положение замаха правая рука отводится заранее или в момент подбрасывания мяча (при обучении лучше отвести заранее). При подбрасывании мяча центр тяжести смещается ближе к правой ноге. Одновременно с выпрямлением правой ноги правой рукой делается мах вперед, тяжесть тела переносится на левую ногу. Правая рука наносит удар по мячу снизу-сзади, направляя его вверх-вперед. Рука продолжает движение за мячом. Правая нога делает шаг вперед.
Удар по мячу наносится «твердой» кистью: соединенные и напряженные пальцы кисти образуют твердую поверхность. С момента подбрасывания мяча до удара взгляд подающего должен быть направлен на мяч, чтобы выполнить удар точно.
После удара по мячу правая нога делает шаг вперед.

Нижняя боковая подача названа так потому, что удар выполняется снизу, а игрок стоит боком к сетке. Ступни ног ставятся параллельно лицевой линии, ноги согнуты в коленях и расставлены на ширину плеч. Мяч находится на согнутой левой руке перед игроком, на уровне пояса. Правая рука отводится вниз-назад для замаха. Как только мяч подброшен, туловище поворачивается направо и тяжесть тела переносится на правую ногу.
Удар по мячу выполняется напряженной кистью снизу-сзади, примерно на уровне пояса, после чего рука продолжает движение за мячом.
Одновременно с продвижением руки вперед тяжесть тела переносится на левую ногу и туловище игрока поворачивается в сторону направления полета мяча, правая нога делает шаг вперед.
16



Мяч должен быть подброшен впереди игрока на расстояние вытянутой руки.
Во время подачи игрок смотрит на мяч.
Разновидностью нижней боковой подачи является подача «свечой», для выполнения которой игрок становится правым боком к сетке, слегка согнутые ноги на ширине плеч. Мяч подбрасывается левой рукой. Удар наносится снизу по левой части мяча ребром ладони (со стороны большого пальца правой руки) с одновременным выпрямлением ног.











Верхняя прямая подача выполняется лицом к сетке, удар по мячу наносится выше плечевого пояса. Ноги на ширине плеч, левая впереди. Мяч лежит на ладони согнутой левой руки.


17









Сборная команда ГОУ СПО “Каменский политехнический техникум» по волейболу (юноши)







Список литературы

Ю.Д. Железняк, Ю.Н. Клещев, О.С. Чехов «Подготовка юных волейболистов» 1967 г.
Ю.Н. Клещев, А.Г. Фурманов «Юный волейболист» 1979 г.
Ю.Д. Железняк «120 уроков по волейболу» 1969 г.
Н.Г. Озолин «Современная система спортивной тренировки» 1970 г.
О.С. Чехов «Основы волейбола» 1979 г.
Г.Г. Мондозолевский «Щедрость игрока» 1984 г.