Конспект фронтального занятия по обучению грамоте (в подготовительной группе) «Путешествие за сокровищами»


Конспект фронтального занятия по обучению грамоте
(в подготовительной группе)
«Путешествие  за сокровищами»
Цели и задачи занятия
Коррекционно-образовательные: продолжать обучать звуковому  анализу и синтезу слов; развивать графомоторные навыки и зрительное внимание; совершенствовать навыки движения под музыку.
Коррекционно-развивающие: развивать фонематический и речевой слух, формировать ориентировку в звуковой системе языка; развивать зрительное восприятие, внимание, память; обогащать лексику, практически знакомя  с антонимами.
Коррекционно-воспитательные: создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, умение выполнять игровые правила; желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность
Оборудование: мольберт с картой, игрушка – Лунтик, кораблик из плотной бумаги, дидактическая игра «Собери цветы», конверты с заданиями, раздаточный материал (звуковые фишки, солнечные лучики,  картинки, удочки, рыбки, маркеры, камешки)Ход занятия
I. Организационный момент. (Дети под музыку входят в зал)
Логопед: Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей в зале. Давайте поздороваемся с ними все вместе.
Дети: Здравствуйте!
1. Психогимнастика
Логопед: А сейчас давайте встанем в кружок и пожелаем друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать маленький мячик.
 (Дети встают вместе с логопедом в круг.  Звучит лирическая музыка.)Этот мячик не простой, а волшебный. Своим теплом он излучает добро и передаёт его людям, которые держат его в руках. Мы будем передавать его правой рукой, обращаясь друг к другу по имени и желая доброго утра.
Дети здороваются друг с другом
Проблемная ситуация:
Логопед: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. К нам в гости пожаловал … давайте отгадаем, кто же это?
Дети отгадывают имя героя, по первым звукам слов- картинок. (Ложка, Утюг, Ножницы, Телефон, Иголка, Конфеты – «ЛУНТИК»)
Лунтик: Здравствуйте ребята. Я хочу Вас  позвать  в опасное путешествие. Дело в том, что я перебирал старые вещи  и нашел карту, где  спрятаны сокровища, к которым необходимо добраться на  корабле. Но мне нужна команда. Согласны ли вы плыть вместе со мной?
Дети: Да.                                                                                                          
Лунтик:  Нас ждут сложные испытания и только, справившись с ними, мы добудем сокровища. Вы готовы к испытаниям? Тогда в путь.                    
Логопед: Давайте скажем волшебные слова: «Вокруг себя повернись и на корабле очутись»
Дети: Все вместе произносят волшебные слова.
Дыхательная гимнастика
Логопед: Вот мы с Вами стоим на корабле, представим, что греет нас теплое солнышко и мы дышим морским целебным воздухом. Давайте мы подышим свежим воздухом (Вдох носом- выдох ртом)
Развитие зрительного внимания
Логопед: (разворачивает карту и показывает детям) Ребята вот карта, по мере выполнения заданий, корабль будет продвигается по карте). А что еще необходимо всем путешественникам в пути?
Лунтик: Ребята, я Вам буду показывать картинки, а вы попробуйте отгадать, что это. (Показывает картинки нарисованные по точкам)
Дети отгадывают  картинки и объясняют зачем эти предметы нужны.
Логопед: «1,2,3 – наш корабль вперед плыви!»
3. Введение в тему.  Кораблик  приплыл к Протоке  Звуков. 
Характеристика звука.
Логопед:  Итак, первое испытание. (Конверт с предложением) Я сейчас прочитаю предложение, а Вы определите какой звук чаще других слышится в этих словах? (Л)                                                        
Лодка плыла по волнам.
Логопед: Дайте характеристику этому звуку. Какой это звук? (гласный или согласный)
Дети: Согласный, потому что  есть преграда – язычок.                                          
Логопед: Еще он какой?  
Дети: Твердый, звонкий.                                                                        
Логопед: Можем плыть дальше.
II. Основная часть.
Логопед:  Итак, мы приблизились к  озеру Перемен.
Задание на развитие фонематического восприятия
- Игра “Добавь звук” (с помощью мяча)
Цель: Развитие фонематического слуха, внимания, мышления.
Логопед: Я буду говорить слово, а вы постарайтесь изменить его так, чтобы звук Л был вторым в этом слове:                                                          
сон – слон, газ – глаз, пот – плот, бок – блок, сух – слух, пан – план, кок – клок, сова – слова, куб – клуб.Логопед: Ребята, а что такое звуки?    
Дети:  Звуки – то, что мы слышим и произносим
Логопед: А где живет звук Л? (в букве Л)                                                
Логопед: Ребята, скажите,  на что похожа эта буква?    (Ответы детей)        
Развитие мелкой моторики
Логопед: Ребята, а сейчас мы с вами попробуем выложить эту букву из камней, на берегу озера. Молодцы! Отправляемся  в путь дальше.            
Логопед: Ребята, сейчас мы выйдем на Равнину Цветов.
Ребята, вам не кажется, что эта поляна какая-то странная, как будто заколдованная. Смотрите, да здесь конверт. «Злой колдун заколдовал цветы, если расколдуете цветы, то отправитесь в путь дальше»
- Игра “Собери цветы”.
Цель: Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза
Группа делится на три команды. Одна собирает цветок с лепестками - картинками, в названии которых имеется звук Л в начале слова, другая - цветок с лепестками - картинками, в названии которых имеется звук Л в середине слова, и третья команда – звук Л в конце слова.                                                                                                                                                                                                              
Логопед : Молодцы, вы успешно справились с этим заданием, и мы можем плыть дальше.
Логопед: Ребята, а сейчас мы входим в очень сложный Пролив Противоположностей. Здесь нас ждет новое задание
- Закончить предложение  словами-неприятелями
Цель: Упражнение детей в подборе антонимов.
Пушинка легкая, а камень - …. (тяжелый)                                      
Летом погода жаркая, а зимой - …. (холодная)                          
Горчица горькая, а сахар - … (сладкий)                                          
Суп горячий, а компот - … (холодный)                                              
Заяц трусливый, а лев - …. (смелый)                                                    
Дедушка старый, а внук  - … (молодой)
 Волк летом сытый, а зимой … (голодный)                                          
Асфальт шершавый, а камень … (гладкий)                                                
Лужа мелкая, а река … (глубокая)                          
Волшебница добрая, а колдунья … (злая).
(Дети произносят предложения и проходят по ребристому мостику)
Логопед: Теперь пора отдохнуть. Мы попали с вами на остров «Физминутки».
5. Остров Физминутки  (Танец – с зонтиками, движение под музыку)
Задание на чтение слогов
Цель: Отработка навыка послогового чтения.
Логопед: Ребята теперь нам нужно перебраться на другой остров. Но чтобы туда попасть, надо пройти по кочкам и прочитать слоги. (ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ, АЛ, УЛ, ОЛ, ЫЛ, ЭЛ).               Дети читают слоги.
6. Остров Слов
Звуковой анализ слова.
- Посмотрите-ка ребята, что это здесь.  (Солнце) А что-то оно грустное.
- Здесь новый конверт с заданием. Надо расшифровать слово по слогам. (ВОЛКИ, СЛОНЫ) Из первого слова возьмите 1 слог, со второго 2 слог. Какое слово получилось? (ВОЛНЫ)
- Давайте разделим это слово на слоги (Дети отхлопывают)
- Сколько слогов в слове ВОЛ-НЫ? (два).
- Давайте,  ребята, возьмем по лучику и выложим схему этого слова.  (Дети работают с  фишками).
- Дети дают характеристику звукам.
 (Поднять вверх лучики, чтобы показать гостям правильность выполнения задания)
Логопед: Какие Вы молодцы! Теперь наше солнышко стало каким? (Веселым)
7. Наш корабль плывет дальше. На горизонте река  «Богатых слов».
Логопед: В этой реке водятся необычные рыбы. Пока судно в пути, предлагаю наловить рыбы на уху, но сначала надо всем размять  пальчики.
Пальчиковая гимнастика.      
В гости.
В гости к пальчику большому Приходили прямо к дому: Указательный и средний, Безымянный и последний Сам мизинчик – малышок Постучался на порог. Вместе пальчики- друзья. Друг без друга им нельзя. Большие пальцы вверхКисти рук “домиком”Поочередно называемые пальцы соединяются с большим.Пальцы в кулак, выставив мизинец.Кулаки стучат .Ритмичное сжатие кисти в кулак.
Развитие графомоторных навыков
- Игра «Рыболов» 
Цель: Развитие мелкой и общей моторики, зрительного восприятия.
Дети по очереди вылавливают магнитной удочкой из речки рыб со словами, где буквы размыло водой. Дети  проходят к столу, садятся на стульчики и  вместо точек вставляют букву Л в слово, и читают каждый  свое слово.
Логопед: Ребята, а что Вы  сейчас печатали? (букву Л)
Логопед:  А чем буква отличается от звука?   (Буквы – мы видим и пишем)                                                            
III. Итог.
Л: Ребята, мы с успехом справились со всеми испытаниями, добрались к  сокровищам.  Давайте посмотрим, что спрятано в ларце. А как же мы откроем замок? Нам нужен ключ.
Лунтик: Я вспомнил, у меня же  есть ключик, только я не знал от чего он.
(Дети раскрывают ларец, находят там угощения)
- Ну, вот и подошло к концу наше путешествие. Пришла пора возвращаться в детский сад.
- Теперь давайте скажем волшебные слова «Вокруг себя повернусь, и в детском саду окажусь»
         - Ребята, вам понравилось путешествовать? (ответы детей)
- С каким звуком и буквой мы познакомились?
- Где мы с вами побывали?
- Теперь попрощаемся с гостями и пойдем в группу.