Конспект фронтального занятия по теме: Звук и буква К


Конспект логопедического фронтального занятия,
Продолжительность занятия: 30 минут
Тема: «Звуки [К], [К']. Буква К. »
Тип занятия: занятие по овладение новыми знаниями, умениями, навыками
Цель занятия: Ознакомление со звуками [К], [К'] и буквой К.Коррекционно-образовательные задачи:-уточнение артикуляции звуков [к-кь];
-ознакомление с буквой К;
-закрепление образа буквы;
-формирование навыка чтения слогов с буквой К.Коррекционно-развивающие задачи:развитие фонематического восприятия, мелкой моторики, координации движений, мышления и зрительного восприятия.Коррекционно-воспитательные задачи:воспитание положительного отношения к учебной деятельности, самостоятельности, активности.
Оборудование: зеркала, кассы букв и звуков, индивидуальные тетради, картинки с изображением кота, клоуна, капусты, колокольчиков, карандашей, кекса, кисти, звуков К, К', синие и красные кружки, «слоговые елки», вагоны.
Лингвистический материал: [к], [к'], капуста, коньки, колокольчик, карандаши, кекс, кисть, ак-ок-ук-ик, ка-ко-ку-ки, коза, курица, корова, кролик, индюк, бык.
Ход занятия:
Психогимнастика:
У: Пускай снегами все заносит,
Пускай лютуют холода,
Зима меня не заморозит,
Не напугает никогда.
Зимою белые снежинки
Танцуют за моим окном.
А Дед Мороз свои картинки
Рисует на стекле ночном.
1. Организационный момент:
У: Сегодня к нам на занятие пришел кот Кирилл и он приглашает нас с вами в путешествие в удивительный город Звукоград, в котором живут звуки и буквы. Кирилл отправляется в гости к своим любимым звукам и букве. У: Ну, что ребята отправимся с ним.1, 2, 3, 4, 5 –Путешествие пора нам начинать.
2. Основная коррекционно-логопедическая работа:
У: Но прежде чем отправится нам нужно подготовится. Возьмите зеркала и поставьте их перед собой. Слушаем внимательно и повторяем движения.
«Улыбочка-хоботок»
Улыбайся народ,Потом губы – вперёд!И так делаем раз шесть.Всё! Хвалю! Начало есть!
«Лопаточка»
Язык широкий покажиИ лопатку подержи
«Часики»
Маятник туда, сюдаДелает вот так: «Раз – два»
«Качели»
А сейчас качели вверхТянем, тянем до небес.Вниз теперь их полётИ никто не отстаёт.
«Чашечка». 
Язычок наш поумнел.Чашку сделать он сумел.Можно чай туда налить.И с конфетами попить.
«Горка».
Санки привезли ребяткиГорка есть и – всё в порядке!
Пальчиковая гимнастика:
У: (Загибаем пальчики по одному)Раз, два, три, четыре, пять("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)Мы во двор пришли гулять.("Лепим" комочек двумя ладонями)Бабу снежную лепили,(Крошащие движения всеми пальцами)Птичек крошками кормили,(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)С горки мы потом катались,(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)А ещё в снегу валялись.(Отряхиваем ладошки)Все в снегу домой пришли.(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)Съели суп и спать легли.
У:Но какие же его любимые звуки? У Кирилл имя начинается с этого звука - Кот Кирилл! Ребята! Догадались, какие это звуки? («К и К*»).У: Правильно. Сегодня мы будем говорить о жителях Звукограда звуках «К и К*», и букве «К», познакомимся поближе и запомним их.У: Где же мы будем искать звук «К»?У: Ребята! Давайте вспомним! В Звукограде живут звуки!У: Чем буквы отличаются от звуков? (звуки слышим, произносим; буквы мы видим, пишем, читаем).В Звукограде есть улица Гласных и улица Согласных звуков.У: Подумайте, на какой улице живут звуки «К и К*», (на улице гласных или согласных звуков).Артикуляция и характеристика звуков [к-кь].
У: Произнесите звук КУ: При произнесении звука [к] губы приоткрыты, зубы приоткрыты, кончик языка опущен за нижние зубы, спинка языка опущена. А теперь произнесите звук К*У: При произнесении звука [кь] губы приоткрыты, зубы приоткрыты, кончик языка опущен за нижние зубы, спинка языка поднимается дугой. У: Скажите, легко ли вам произносить этот звук? (трудно). У: Верно. Какой же это звук? Согласный. На картинке изображен «кот».У: Давайте произнесем слово «кот» Как слышится звук [ к ] в слове кот? (твердо).  Твёрдый звук [К]  обозначим – кружком синего цвета. У: Давайте произнесем слово «кит» Как слышится звук в слове кит? Мягкий согласный [КЬ]  мы произнесём  мягко, по-доброму и обозначим  — кружком зелёного цвета. Значит звук [ к ] может быть твердым и мягким. У: Ребята давайте мы с вами определим, какой звук [ к ] звонкий или глухой? (Приложите ладонь к горлышку. Оно дрожит? Нет значит звук К глухой)Согласный, бывает твердым и мягким, глухой. У: А теперь давайте с вами поиграем в игру «Кто больше».Кот принёс любимую картинку, назовите слова в которых есть звук [ к, кь] (капуста, кактус, колокольчик, карандаши, котята, компьютер…) Игра: «Подними сигнал»
У: Когда услышите звук к: среди других звуков, в слоге, в слове хлопните в ладоши- м, н, к, т, п, к- та, ко, му, ип, ку, ут, ки, ак - стол, ком, зима, кот, мак, комар.3. Динамическая пауза:«Звуков, мы немало знаем…(сжимание-разжимание пальцев)Добрались до звука «К».Есть слова, где К - в начале, (наклон)Есть слова, где К – в конце …» (наклон)
4. Продолжение основной коррекционно-логопедической работы:Игра «Звуковой поезд». У: «Определи место» звука К в слове, где он слышится в начале или в конце слова. Разложить предметные картинки: коза, кот, курица, корова, кролик, индюк, цыплёнок, бык, собака.У: В первый вагон – поместим животных и птиц, названия которых начинаются со звука «К», во второй - в конце слова.У: «Что лишнее?» — лишняя картинка - собака, в слове звука в середине [К]. У: Во 2 вагоне едут?
«Кого не стало?» убираю, поочередно: кого не стало: быка, цыплёнка, индюка. Знакомство с буквой. У: Что вы видите на этой картинке? Кто изображен? Ай, да клоун! Знаешь, кто он? Этот клоун –Буква К.( Е. Тарлапан) У: «На прямую палочку справа села галочка.Там поныне и сидит, Буквой «К» на нас глядит».У: Звуки [ к, кь ] на письме обозначается буквой К. Буква К: состоит из трех палочек, одну большую прямую палочку поставим вертикально, две под наклоном приставляем к середине. Упражнение в чтении прямых и обратных слогов: ак, ок, ук, ик. У: Клоун приготовил фокус «Чудо-Ёлка».«Лесная красавица в гости пришла,На ветках зелёных шары принесла.Внимательно эти шары рассмотриИ слоги на них поскорее прочти».(Дети рассматривают наборное полотно, читают.)В ходе игры выполняется:- Анализ обратного слога с помощью символов: АК, ОК, УК, ИК.АК- АК-АК. Вот какой гамак. (3 хлопка, руки в стороны)ОК-ОК-ОК. Вот какой комок. (3 хлопка, присесть, лепить «снежок»)УК-УК-УК. Обломился сук. (3 хлопка, руки вверх, вниз).ИК-ИК-ИК. Вот какой котик. Читаем слоги: КА, КО, КУ, КИ.У: Придумайте слова со слогом: ка (капуста, капля), ко (кот, ком), ку (курица, кукушка), ки (кит, кино).У: Ребята, клоун приглашает нас в мастерскую. Откройте свои тетради и запишите букву К.Вот спасибо, помогли,Звук и букву «К» нашли.Вам я очень благодарен,Вы, ребята, молодцы!!!«1,2,3,4,5-путешествие пора нам завершать, (пальчики по1, хлопки (ладонь-кулак)1,2,3,4,5- возвратились в детский сад» (ходьба, руки вверх, хлопок, в стороны)Вам понравилось путешествие в Звукоград. Что понравилось?5. Итог занятияС какой буквой мы с вами познакомились? Какие звуки она обозначает? Расскажите о звуках к и кь (согласные, глухие) Чем отличаются эти звуки? (согласный твёрдый, согласный мягкий)Молодцы! Мне тоже понравилось, наше занимательное путешествие.