урок литературного чтения по теме «Согласные звуки [ г ], [г’ ] и буква их обозначающая Г, г». (по ФГОС)

Негосударственное общеобразовательное частное учреждение средняя общеобразовательная школа «Премьерский лицей»




Конспект открытого урока в рамках работы инновационной тьюторской площадки по внедрению ФГОС в 1 «А» классе по УМК «Школа России»








Иванова Светлана Николаевна -
учитель начальных классов,
I квалификационной категории.








Тема: «Согласные звуки [ г ], [г’ ] и буква их обозначающая Г, г».

Цели: - познакомить учащихся со звуками [ г ], [г’ ] и буквой их обозначающей;
- развивать речь учащихся, память, внимание, фонематический слух;
- воспитывать бережное отношение к природе.


Формирование УУД:
Личностные:
- обладать мотивационной основой учебной деятельности;
- использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, сверстника.
Познавательные:
- использовать знаково-символические средства для решения поставленных задач;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- осуществлять анализ слов с выделение существенных признаков.
Коммуникативные:
- строить понятные для партнёра высказывания;
- вступать в диалог, задавать вопросы, сотрудничать;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные:
- уметь давать характеристику изучаемому звуку;
- уметь читать слоги и слова с изучаемой буквой.

Тип урока: урок «открытия» нового знания (в системе деятельностного подхода).

Методы обучения: проблемно-поисковый, наглядный, репродуктивный, эвристическая беседа, элементы метода исследовательского обучения.

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, групповая.

Технологии: здоровьесберегающие, системно-деятельностного подхода, технология сотрудничества, ИКТ, игровая.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, экран, наглядный материал, презентация.








Ход урока.
Организационный момент.
- Ребята, к нам сегодня пришли гости, повернитесь, поздоровайтесь, улыбнитесь, чтобы и у нас и у наших гостей было хорошее настроение.
Проверь, дружок
Готов ли ты начать урок
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Проверили, садитесь!
Мотивация к учебной деятельности.
- Что ещё нам пригодиться на уроке? Какие качества нужны? (аккуратность, внимание, знания, сообразительность)
- Молодцы. Все эти качества нам пригодятся на уроке.
- Итак, чтение, друзья. На вас надеюсь, как всегда. Мы хороший дружный класс. Все получится у нас!
- Ребята, а с чем мы знакомимся на каждом уроке чтения? (Со звуками, с буквами)
- Для чего мы изучаем буквы? (Чтобы прочитать интересную книгу, узнать что-то новое ).
- Кому из вас хочется научиться читать, чтобы прочитать много-много интересных книг?
3. Актуализация знаний.
Чтобы книги читать
Надо буквы повторять
Буквы сделала рука
А увидят глазки
Чтоб потом мы без труда
Прочитали сказки.

- Ребята, на какие две группы делятся звуки? (Гласные и согласные)
- А вы любите кататься с горки?
- Вот и наши буквы тоже любят кататься с горки. Помогите им забраться на свою горку. (2 ученика расставляют буквы по горкам, 1горка – буквы гласных звуков, 2 горка – буквы согласных звуков. 1 ученик – ищет подходящее к схеме слово).
- Почему звуки называются гласные и согласные?
- Назовите гласные обозначающие твёрдость согласного звука? (а, о, у, ы)
- Назовите гласные обозначающие мягкость согласного звука? (и, е, я)
- Что вы можете сказать о согласных звуках? (Они бывают твёрдые-мягкие, звонкие-глухие, парные-непарные).
- Проверка ребят, работающих у доски. (сигнальные карточки)
4. Постановка проблемы.
По тропинке знаний мы с вами, ребята, идём дальше. А куда поведёт нас тропинка знаний сегодня, вы узнаете, разгадав ребус:


- Мы сегодня отправимся в путешествие в лес, к лету, несмотря на то, что везде лежит снег и очень холодно.
- А отправимся мы к лету не одни. А с кем, вы узнаете отгадав загадку:
В лесу живёт малюсенький
Затейник и чудак
Сказок он хранитель
Добрый друг ребят (Гном).


Физминутка (Гномы)

- Итак, мы попали с вами в лес, к лету. А зачем мы пришли?
Прочитайте предложение:

розы
В лесу растут помидоры
грибы

- Что же растёт в лесу? (грибы)
- Так за чем же мы пришли в лес? (За грибами).
- Произнесите слово грибы. Какой звук мы слышим в начале слова? (Звук [г]).

- Кто догадался, какая тема нашего урока? (Звуки буквы Г,г)
- Какие задачи поставим?
1. Познакомиться..
2. Наблюдать
3. Научиться


Открытие нового знания.

Ребята, а в лесу мы находимся не одни. Гномик мне шепнул, что нам нужно узнать, кто же ещё находится в лесу?
- Прочитайте слова:

АРИНА МИХАИЛ
ОКСАНА РОДИОН
ГАЛЯ ГЕНА

- Что называют эти слова? Как сказать одни словом? (Имена).
- Найдите лишнее слово среди имён мальчиков и девочек по количеству слогов. (Галя, Гена).
- Так кто же ещё находится в лесу? (Галя и Гена).

-Давайте послушаем, чем же отличаются первые звуки в этих словах.

- Произнесите слово Галя. Сколько слогов в слове? (два).
- Назовите первый слог (га) , второй слог (ля)
- Назовите первый звук в этом слове. ([г])
- Дайте характеристику этому звуку. (Согласный, твёрдый, звонкий).


- Произнесём слово Гена. Сколько слогов в слове? (Два).
- Назовите первый слог, второй слог. (Ге - на).
- Назовите первый звук в этом слове. [ г’].
- Дайте характеристику этому звуку. (Согласный, мягкий, звонкий).

- Как вы думаете, какой буквой обозначаются звуки [г], [г’]?
- Какой буквой в данных словах мы обозначим эти звуки? Почему? (Заглавной).

- Ну что же мы пришли в лес за грибами, а ещё ни одного гриба не нашли.

Физминутка

Утром дети рано встали
За грибами в лес пошли
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли.
На пеньке опята растут.
Наклоняйтесь к ним ребята
Наклоняйтесь, раз, два, три
И в лукошко собери.


Первичное закрепление.

- Вот и каждый нашел грибок. У каждого есть грибок на парте. Переверните грибки и прочитайте друг другу слоги, записанные на грибках.

- Читаем хором слоги, где гласная обозначает твердость согласного звука.
ГА ГО ГУ ГЫ
- Читаем хором слоги, где гласная обозначает мягкость согласного звука.
ГИ ГЕ ГЯ

- Ребята, Гномик предлагает вам придумать слова со слогом ГА, ГО, ГУ, ГИ.
- Ребята, какие грибы вы знаете? А на какие две группы можно разделить грибы?

- Гномик, предлагает нам прочитать текст и узнать что делали в лесу Гена и Галя?
- Чтение текста учителем.

- Что же делали в лесу Галя и Гена?
- Какие грибы собрала Галя?
- Какие грибы собрал Гена?
- А какие из них съедобные?
- А можно ли уничтожать ядовитые грибы?
- Почему?

Самостоятельная работа.

- Прочитайте текст самостоятельно и подчеркните букву Г.
- Прочитайте в тексте слова, записанные с заглавной буквой.

- Чтение текста учащимися по «цепочке».
- Посчитайте, сколько предложений в тексте?
- Как можно озаглавить текст?


Включение нового знания в систему знаний.

- Работа по картинке на слайде.

- Что изобразил художник?
- В форме чего построены дома?
- Как можно назвать такой городок?
- А кто там живёт?
- Чем заняты Гномы?
- А как вы считаете Гномы дружный народ?
- А мы с вами дружные?

- Вот мы с Гномиком, Галей и Геной посмотрим, как вы умеете дружно работать в группах.

- Но сначала вспомним правило работы в группах:

Выберите капитана.
Выслушайте мнение каждого по решению данного задания.
Примите совместное решение.
Не ссориться.
Представьте решение классу.


- Для каждой группы пословица о дружбе. Объясните, как вы её понимаете?

1гр. - Друзья познаются в беде.
2 гр. – Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
3 гр. – Дружба в делах помощница.


Итог урока. Рефлексия.

- Какая тема урока была?
- Что вы узнали о звуках [г] и [г’]? Дайте им характеристику.
- Какую задачу ставили? Чему должны были научиться?
- Как вы думаете, справились с этой задачей?
- Кому было трудно?

- Гном вас благодарит за работу. А Гале и Гене тоже пора домой. Ну что же они пойдут с пустыми корзинками? Давайте им поможем. Подарим им свои грибы?
- Мальчики положите грибы в корзину Гене, а девочки – Гале.

- Вот и наше путешествие подходит к концу. Кому понравилось сегодня в лесу?

- У вас у каждого есть солнышко. Нарисуйте ему настроение и повесьте на доску.
-От ваших солнышек стало ярче и радостнее в нашем классе. Спасибо, ребята, вам за работу на уроке.





Рисунок 115