Доклад на тему Научно-методическое обеспечение процесса воспитания духовно-нравственной культуры обучающихся,формирование гражданственности, толерантных установок личности в системе литературного образования

О Боже, ты даёшь для родины моей
Тепло и урожай, дары святого неба.
Но, хлебом золотя простор её полей,
Ей также, Господи, духовного дай  хлеба.
А.Н.Майков.
         Эти строки стихотворения русского поэта Аполлона  Николаевича  Майкова  звучат актуально и злободневно. В настоящее время общество переживает ценностный, духовно-нравственный кризис, который является причиной существенного падения нравственности подрастающего поколения. Проблема этого воспитания является первоочередной проблемой общества. На мой взгляд, сейчас России нужна не только и не столько модернизация экономики – это шаг второй, сколько модернизация человека, т.е. воспитание духовно-нравственной, ответственной, инициативной личности.
Перед нами, филологами, проблема духовно-нравственного, патриотического и толерантного воспитания стоит особо остро. Хотя образование и воспитание не могут сами по себе изменить мир, но направить эти изменения в сторону более высокой нравственности, добра, справедливости могут и должны. Чем больше любви, заботы, понимания и, конечно же, полезных знаний человек получает в первые годы жизни и в юношеском возрасте, тем гармоничнее будет его личность, тем сильнее будет его характер. Я считаю,  что учитель словесности – это художник, врач и скульптор, терпеливо, последовательно и настойчиво осуществляющий духовную лепку человека.
В воспитании терпимости, милосердия, доброты мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. А «Книга,- по словам А.Герцена, - это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых человеку, заступающему на его место». Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеет богатейшей материал для воспитания юных сердец.
     Уроки русского языка и литературы - это всегда уроки были, есть и будут  уроками нравственности, добра и красоты. Уроки литературы тем выигрышны, что они побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле, даже о роли семьи в воспитании человека. Русская литература - это воистину «невыпиваемая чаша» нашей духовности.
Под “духовно-нравственным воспитанием” понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
 нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
 нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
 нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
 нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
В школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, толерантная, духовная и культурная жизнь обучающегося.
Во время учебной деятельности при изучении различных тем я использую разнообразные приёмы, влияющие на выработку нравственных принципов и понимание нравственных ценностей в жизни. Этапы любого урока литературы полностью выстроены на основе формирования духовно - нравственных качеств обучающихся.
Уже в 5 классе при знакомстве с произведениями устного народного творчества идет обстоятельный разговор о трудолюбии, честности, правдивости, мужестве, стойкости при защите Родины, патриотизме, осуждаются малодушие, трусость, себялюбие, лень, праздность.
Обобщающий урок по теме: " Русская народная сказка и ее нравственный смысл», проведённый в 5 классе , ещё раз показал, что в каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Много славных дел ждёт моих пятиклассников, но, прежде всего они должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства.
По своему настроению, идейной направленности сказка А.С. Пушкина «О мёртвой царевне и о семи богатырях» очень близка к русским народным сказкам. Помогаю детям воспринять нравственный пафос сказки. Истинная красота – в сочетании высоких душевных качеств с внешней красотой человека. Эта идея и выражается в столкновении царевны с царицей – мачехой, в борьбе двух начал жизни – добра и зла. Царевну любят и защищают, видя в ней воплощение лучших человеческих достоинств, идеал красоты.
Такие же темы дают и сказки замечательного датского сказочника Андерсена, основой творчества которого была мысль об органической взаимосвязи всего существующего: людей, животных, растений. Сила добрых героев, помогающих друг другу, именно потому, в конце концов, торжествует над грозной силой зла.
При изучении знаменитой сказки «Снежная королева» на уроках внеклассного чтения, перед пятиклассниками предстаёт великая сила любви и светлых человеческих чувств, мужество и стойкость главных героев Герды и Кая.
В 6 классе вводится такое понятие как «герой в ситуации нравственного выбора». Изучая такие произведения как «Дети подземелья» В.Г.Короленко, «Уроки французского» В.Г.Распутина ученики задумываются над такими вопросами:
-Правильно ли поступил герой? Почему?
-А что бы выбрал я на его месте?
-Что значит «сделать нравственный выбор»?
На уроках литературы обращаемся к далекому прошлому. В 6 классе учащимся предлагаю два отрывка из «Повести временных лет». С какой целью? Прежде всего, культурный человек должен знать свою историю. Ведь именно знакомство с ней учит человека ценить то прекрасное, что создал народ. А что дает чтение летописи? Произведения прошлого как бы разрушают преграду между эпохами. Вот это чувство сопричастности и должно возникнуть у молодого читателя.
Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что без знания Библии невозможно расширить горизонты личности. Человек, способный воспринять культурные ценности иных эпох и иных народов, преодолевает узость, освобождается от вражды и подозрительности. Я убеждена, что большую роль в формировании духовно-нравственных качеств личности несет именно знакомство с Библией. Никогда не совершат ошибку те молодые люди, которые будут строить жизнь на вечных христианских принципах добра, любви и справедливости.
Рассказ В.Астафьева «Конь с розовой гривой» открывает семиклассникам добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами. Вместе тем писатель ставит важные нравственные вопросы, заставляя читателя задуматься о дружбе, долге, честности и правдивости, об истинной доброте и человечности. Поэтому рассказ В.Астафьева, я считаю, приобщает юных читателей к тем лучшим духовным ценностям, которые были выработаны многовековой историей народа.
Часто практикую на своих уроках сочинения- миниатюры, сочинения –рассуждения о нравственных понятиях : совесть, милосердие, сострадание, благородство.
При изучении в 8 классе отрывка «Отец и сын» из повести Д.Олдриджа «Последний дюйм» стараемся разобраться в таких понятиях, как взаимопонимание, мужество, самообладание.
Искреннее, теплое, идущее от сердца чувство любви к людям движет поступками героев Н.С.Лескова. "Народ не расположен жить без веры",-уверенно заявлял Лесков. В его произведениях много сложных ситуаций, требующих нравственного выбора. Герой повести "Человек на часах" за несколько минут должен сделать выбор между человеческим долгом по отношению к ближнему и долгом служебным, воинским. Солдат бросает свой пост, понимая, что его за это ждет, и спасает тонущего человека.
-Правильный ли это выбор?
-Почему же его за это наказывают?
-Что хотел подчеркнуть в поступке героя автор фамилией Постников?
-На каком посту стоит герой произведения?
Анализируя повесть, учащиеся вспоминают "иерархию ценностей" православного человека. Разумеется, ни о какой интерпретации здесь и речи не может быть. Верен только один ответ. Ученики говорят о духовном значении слова " пост". Человек по Лескову обязан всю жизнь стоять на посту, " на часах". Только тогда он может быть человеком в истинном смысле слова. А что значит сегодня стоять на посту? О многом здесь можно поговорить.
Ярким примером раскрытия проблемы чести, достоинства, нравственного выбора служит повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг увлекает ребят при изучении рассказа Л.Толстого «После бала», понять смысл человеческой жизни помогает противопоставление Ужа и Сокола из «Песни о Соколе» М.Горького , завораживает ребят верность в любви в трагедии У.Шекспира «Ромео и Джульетта», призывает быть милосердным, иметь чувство сострадания повесть В. Железникова «Чучело», жить праведно и честно наставляет книга Ч.Айтматова «Плаха».
Огромное значение имеет литература и в патриотическом воспитании, ведь патриотизм – одна из составляющих нравственного воспитания. Вряд ли можно считать нравственным человека, не знающего историю своего народа, своей Родины, родного языка и литературы. У литературы немало образцов патриотизма.
Изучая «Слово о полку Игореве», мы, учителя, привыкли больше говорить о гражданской позиции автора, о патриотизме русского народа, упуская важные рассуждения автора о честолюбии и человеческой гордыне, как об одном из смертных грехов человека. Гордыня и потеря ответственности за свои поступки влекут за собой огромные человеческие трагедии.
Повести В.Быкова «Обелиск», В.Распутина «Живи и помни», Б.Васильева «А зори здесь тихие», В Кондратьева «Сашка», поэма Твардовского «По праву памяти», романы М.Булгакова «Белая гвардия», Л.Толстого «Война и мир», А.Толстого «Петр1» - произведения, поднимающие тему войны, Отечества, придают урокам литературы особую атмосферу, потому что на них происходит приобщение к мужеству, подвигу народа, проводятся размышления о войне и времени, памяти, бесценности человеческой жизни.
Поэзия периода Великой Отечественной войны воспринимается ребятами по- особому, ведь она соединяет высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя. Всеобщее чувство: желание оберечь родную землю, свое гнездо - чувство обыкновенного человека становится понятнее, ближе и роднее.
В лучших произведениях о войне мы находим ключ к решению проблем сегодняшнего дня. Эти книги заставляют гордиться своей страной, своим народом, помогают понять самого себя, осознать значение каждого человека, заставляют искать свое место в жизни, по–доброму относиться к окружающим людям.
Одно из правил, которым пользуюсь на уроках литературы: изучая литературу – изучаю жизнь. Необходимо внушить ребятам мысль о том, что литература является зеркальным отражением жизни, а жизнь не может быть неинтересной.
Таким образом, гражданственность, нравственность, толерантность – важные компоненты жизненной позиции личности. И воспитывать их нужно не только на уроках и внеклассных мероприятиях, но и личным примером: «Вся жизнь и деятельность учителя в современных условиях – это пример высокого гражданского служения, проявления истинной любви к своему Отечеству».
А специфика нашей работы такова, что мы сеем зерна разума и доброты, а прорастают они еще не скоро, не вдруг. Иногда к нашей общей печали не прорастают совсем. С незапамятных времен в мире царствует закон: «Что посеешь – то пожнешь». Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной, пусть и не полностью.


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 п.им. Кирова
Труновского района Ставропольского края
























Подготовила: Елькина Н.П.,
учитель русского языку и литературы
МКОУ СОШ №4 п.им. Кирова.



2015 г.


15