Познакомить учащихся с творчеством А.С.Пушкина – сказочника раскрыть художественный мир литературных сказок, их особенности, совершенствовать навыки работы с художественным текстом развивать речь совершенствовать технику чтения воспитывать любознател


Тема урока: Знакомство с героями сказки. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане….» ч.1-3
Цели :познакомить учащихся с творчеством А.С.Пушкина – сказочника; раскрыть художественный мир литературных сказок, их особенности, совершенствовать навыки работы с художественным текстом; развивать речь; совершенствовать технику чтения; воспитывать любознательность, доброту, справедливость.
Планируемые достижения: осознанно воспринимать содержание сказки, определять главную мысль и героев , отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по прочитанному тексту ,пробудить интерес к чтению художественных произведений, выразительного чтения и поэтического слуха учащихся.
Формирование УУД:
Познавательные: Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Формирование навыков самостоятельной работы с книгой (чтение-рассматривание), читательской компетенции.
Развитие образного и логического мышления, воссоздающего творческое воображение детей.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
Регулятивные: Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; ра оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, остановка и сохранение учебной задачи, умение ориентироваться в текстовом массиве, перечитывать текст, отыскивая информацию, необходимую для ответа на вопрос,
воспитание критического мышления.
Коммуникативные: Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, воспринимать текст на слух, работать с информацией, представленной в разных форматах(текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема), ориентироваться в словарях и справочниках ,готовность слушать собеседника и вести диалог, формулировать собственное мнение и позицию.
воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других; формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.
Личностные: адекваное понимание причин успешности и не успешности в учебной деятельности, способность к самооценке, воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения, формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения поставленных задач.
Оборудование урока: портрет А.С. Пушкина;- выставка книг А.С. Пушкина;- рисунки учащихся к любимым героям сказок А.С. Пушкина., карточки для групповой работы.
Организация работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1 этапОрганизационный момент
2этап Проверка домашнего задания
3этапАктуализация знаний раннее усвоенных знаний и умений (повторение)
4 этап Формирование новых знаний и умений( постановка учебной задачи)

5 этап Открытие нового знания
Работа с текстом.
6 этап
Первичное восприятие текста.
7 этап Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
8 этап Включение нового знания в систему знаний и повторение
Работа с текстом после чтения

Домашнее задание:
дифференцированно
10 этап
Рефлексия деятельности:
11этап

Эпиграфом к нашему уроку будут слова «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок.» Как вы думаете кому принадлежат эти слова? - ( вывешиваю портрет)
Далеко-далеко раскинулось царство,– Страна Сказок, Чудес и Волшебства. Прекрасная страна! В эту удивительную страну привел великий русский писатель А.С.Пушкин. Творчество Пушкина любили многие художники и композиторы. Приглашаю вас в виртуальный музей иллюстраций к сказкам А.С.Пушкина. Посмотрите и назовите к каким сказкам эти иллюстрации?( слайд 1-5)
Вами также приготовлены иллюстрации к сказкам. Сегодня они у нас на выставке.
При изучении произведений Пушкина вами было проведено исследование среди родителей. Результаты исследования нам сообщит Лиза. ( слайд 6)
Прочитайте название сказок А.С.Пушкина найдите в них общее слово.(Сказка)(Слайд 7)
С какой целью Пушкин лишний раз подчёркивает слово сказка? Как вы думаете а откуда Пушкин брал идеи для написания сказок? Можно ли эти сказки назвать народными?
Кто ребята вспомнит когда была написана «Сказка о царе Салтане..»
Посмотрите почему в названии многоточие? В группе составим полное название сказки.
Задание по группам: из отдельных слов сложить полное название сказки(слова написаны на отдельных карточках слайд) Дети складывают. Читают полное название сказки.я высвечиваю на слайде( слайд8)
Что необычного в названии сказки?(Слайд)
Можно не читая сказку назвать кто главных героев?
Обратите внимание на имена героев.Какие они сказочные или реальные?
В интернете Ангелина нашла по словарю личных имён что означает имя Гвидон.
У кого из героев нет имени?
Какими вы представляете героев с такими именами?
Сформулируйте тему нашего урока.
Правильно и тема нашего урока «Знакомство с героями сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане….»
откройте учебники на стр.118.
Сейчас мы отправимся в путешествие по сказочной стране, придуманной поэтом.А помогут нам в этом путешествии по 1 представителю от каждой группы. Лиза. Ангелина. Лиза
При чтении сказки значение каких слов вам были не понятны?
Почему?
Что нам поможет выйти из этого положения? Слайд 9)Давайте поработаем над некоторыми из них 1 групп
Светлица
2 группа
Аршин
3 группа
Сума
Мы с вами объяснили значение не знакомых нам слов, а теперь чтобы выстроить последовательность событий в сказке разделим на смысловые части. Обсудите в группе на сколько частей можно разделить этот отрывок и предложите свой план.
На сколько частей можно разделить прочитанный отрывок сказки? О чём они?( слайд 10)Проверьте свой план с планом на слайде
Сказка «О царе Салтане» настолько интересна. Художники рисовали иллюстрации к сказке, композиторы создавали музыкальные произведения. Кинорежиссеры сняли мультфильм. Ребятам нашего класса представилась возможность побывать в студии звукозаписи и почувствовать себя в роли актера и озвучить мультфильм , снятый по этому произведению. Давайте их послушаем и оценим их работу .Понравилось ли вам как ребята озвучили мультфильм?
Давайте поблагодарим ребят
за успешную попытку побывать в роли актёров. Оцените их работу по критерия на листах которые у вас на столе(Дети оценивают и комментируют
( на столе карточки)
Обратили внимание в какое время года происходят события в мультфильме?
Почему режиссер решил, что это было зимой вы выскажите свои предположения на следующем уроке.
Вот и подходит к концу наш урок.
Знакомство со сказкой Пушкина у вас еще продолжится на следующих уроках, мы разберём её построение, и познакомимся с другими героями
1.Выразительно прочитать 1-3 части сказки.( всем детям)
2.Прочитать полностью сказку.
3 Приготовить презентацию к любому отрывку из сказки.
Ребята встанут в круг высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:(Я им раздам фразы)
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрёл…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…

Спасибо за урок. А.С.Пушкину
( дети называют сказку )Выступление Лизы. Нами было проведено исследование среди родителей по произведениям А.С.Пушкина. Родителям были заданы 2 вопроса .На 1 вопрос
Какие сказки А.С.Пушкина вы помните? -80%родителей вспомнили все 5 сказок Пушкина. Больший %родителей захотели перечитать «Сказку о царе Салтане….»Чуть меньше«Сказку о рыбаке и рыбке».Еще меньше
«Сказку о попе и о работнике его Балде; «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях,«Сказку о золотом петушке»Из этого мы сделали вывод Сказки А.С.Пушкина любят все их можно читать в любом возрасте. Просто для каждого возраста есть свой уровень понимания, своя глубина.
(от няни Арины Родионовны)Он использовал народные сюжеты.
Нет у них есть автор.
Сказка была написана во время летних поэтических состязаний летом 1831 года.
у сказки не полное название
»Сказка о царе Салтане о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной  царевне Лебеди».
Герои не просто называются, но и даётся их характеристика, фиксируется отношение к ним автора.
«О царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
Гвидон- реальное имя, но мало употребляется.
У царевны лебедь.
Царь - добрый ,любопытный, мудрый ,доверчивый
Гвидон- славный, могучий.
Царевна лебедь- прекрасная ,красивая
сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане….»
3 учащихся
Они не употребляются в речи?
Со значениями этих слов нам помогут разобраться словари.(Толковый словарь Ожегова, этимологический словарь и словарь устаревших слов)
Есть слова не понятные для нас
Наша группа считаем на 3 части.
Дети устанавливают последовательность и сравнивают его на слайде.
выбор невесты
обман царя
чудесное спасение
хлопают.
зимой
Весной, летом и осенью много работы в полях и огородах. А зимой темнеет рано и работы на дворе меньше. поэтому женщины садились прясть, вязать долгими зимними вечерами.
.
Личностные: Самоопределение
(мотивация учения)
«Что за прелесть эти сказки!»
«Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок».
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрёл…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…

Нами было проведено исследование среди родителей по сказкам А.С.Пушкина. Родителям были заданы 2 вопроса. На вопрос
Какие сказки А.С.Пушкина вы помните? Вспомнили все 5 сказок -80% родителей. На вопрос
Какие бы вам хотелось перечитать ещё раз?
«Сказка о царе Салтане ,о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь»



«Сказка о царе Салтане ,о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь»
Выбор невесты
Обман царя.
Чудесное спасение.
Чудесное спасение.
Выбор невесты.
Обман царя. Выбор невесты
Чудесное спасение.
Обман царя.
1.Выразительность чтения
2.Правильность чтения
3.Эмоциональность
1.Выразительность чтения
2.Правильность чтения
3.Эмоциональность
1.Выразительность чтения
2.Правильность чтения
3.Эмоциональность