Календарно-тематическое планирование 5 класс ФГОС


Рабочая программа
По РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс: 5 – 9

Программа разработана на основе

Государственного стандарта основного общего образования, утверждённого 17 декабря 2010 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897;

Авторской программы «Русский язык. Рабочие программы». Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. 5-9-х классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский и др. – 12-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 111 с.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена на основе ФГОС основного общего образования, основной образовательной программы школы, авторской программы «Русский язык. Рабочие программы». Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. 5-9-х классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский и др. – 12-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2012 год.
Русский язык язык русского народа. Он служит ему средством:
- общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями, в научном и художественно-словесном творчестве);
- хранения и передачи информации;
- связи поколений русских людей, живущих в разные эпохи.
Русский язык один из развитых языков мира. Он отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое значение.
Русский язык в современном мире один из официальных языков ООН. В Российской Федерации он является государственным языком.
Свободное владение русским языком обязательное условие успешности русского человека в жизни, труде, творчестве. Для достижения этого необходимо обеспечить преподавание русского языка на уровне, соответствующем потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока.
Целями и задачами изучения русского (родного) языка в основной школе являются:
воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нём. Вместе с тем в неё включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях территориальных, профессиональных.
Программа содержит:
отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т. д.; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;
сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.
Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Изучение каждого раздела, каждой темы должно содействовать развитию логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.
Первое направление в развитии речи учащихся овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью.
Овладение нормами русского литературного языка предполагает систематическую работу по устранению из речи учащихся диалектизмов и жаргонизмов. Успех обеспечен в том случае, если учитель, принимая во внимание особенности местного говора, будет систематически следить за правильностью речи учащихся, приучать школьников к сознательному анализу своей речи и речи товарищей с точки зрения её соответствия литературным нормам.
Второе направление обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Словарь учащихся пополняется при изучении всех учебных предметов, но особая роль в этом принадлежит русскому языку и литературе. Обогащение запаса слов на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой. Одно из важнейших требований к словарной работе развитие у школьников умения видеть незнакомые слова, воспитывать привычку обращаться за их разъяснением к учителю и пользоваться словарям и справочниками.
Обогащение грамматического строя речи детей достигается постоянной работой над синонимией словосочетаний и предложений, наблюдениями над формой, значением и особенностями употребления языковых единиц.
Третье направление в развитии речи учащихся формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке изложений и сочинений. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, уточнять её границы, определять основную мысль, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.
На уроках русского языка уделяется внимание совершенствованию связной устной речи учащихся: учебно-научной и публичной (ораторской) на основе знакомства с основными видами бытового, общественно-политического и академического красноречия.
Как обязательная составная часть в работе по развитию речи учащихся предупреждение и устранение различных языковых ошибок.
Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся (умение различать звуки в слове, отчётливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи, выделять слова, на которые падает логическое ударение). Очень важно добиться, чтобы каждый связный текст не был прочитан монотонно, невыразительно.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; приобретения необходимых знаний о лингвистике как науке; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования представлений о нормативной речи и практических умений нормативного употребления слов, фразеологических выражений, грамматических форм, синтаксических конструкций; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Одно из основных направлений преподавания русского языка организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.
Усиление практической направленности обучения русскому языку в школе требует особого внимания к тем вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков: деление слова по составу, различение частей речи, определение грамматической основы предложения, умение устанавливать связи слов в предложении и т. д.
Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении фонетического, морфологического, синтаксического, орфографического, пунктуационного и других видов разбора, которые следует использовать прежде всего для объяснения условий выбора орфограммы и знаков препинания, а также для выработки навыков самоконтроля.
Важнейшим направлением в работе учителя русского языка является формирование навыков грамотного письма. Изучая с учащимися орфографические и пунктуационные правила, важно добиваться, чтобы школьники понимали и запоминали их, могли иллюстрировать своими примерами, овладевали способами применения правил на практике.
Большое значение в формировании прочных орфографических умений и навыков имеет систематическая работа над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями. Запоминание требует обязательной зрительной опоры и целенаправленной тренировки. В словарно-лексической работе используются особые приёмы: тематическое объединение слов в особые лексические группы, составление с данными словами словосочетаний, предложений, включение их в самостоятельные работы, составление с ними гнёзд однокоренных слов, ведение индивидуальных словариков, обращение к этимологии слов, работа с орфографическими и толковыми словарями, использование словарных диктантов. Эти и другие виды упражнений способствуют прочному усвоению словаря-минимума, необходимого для грамотного человека.
Важно обеспечить закрепление орфографических и пунктуационных навыков при изучении всех без исключения разделов и тем школьного курса русского языка, тем самым создавая непрерывность в совершенствовании навыков правописания. Для работы по формированию умений и навыков отводится большая часть времени, предназначенного для изучения предмета.
Особую важность приобретает контроль учителя за классными и домашними работами учащихся. Тщательный анализ ошибок, допускаемых учащимися при написании обучающих и особенно контрольных работ, используется для определения направления дальнейшей работы учителя по формированию и коррекции умений и навыков школьников.
Большое значение для формирования у школьников самостоятельности в учебном труде имеет приобщение их к работе со справочной литературой. Постепенно переходя от справочного аппарата учебника к специально созданным для школы словарям и справочникам, учитель вырабатывает у учащихся привычку обращаться к этим пособиям в трудных или сомнительных случаях написания слов, их произношения, ударения, образования формы, раскрытия значения.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.
Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. В 5 классе в разделе «Повторение пройденного в 14 классах» определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. Каждая тема завершается повторением пройденного. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.
В программе специально выделены часы на развитие связной речи пятая часть всего учебного времени, указанного для данного класса. Темы по развитию речи речеведческие понятия и виды работы над текстом пропорционально распределяются среди грамматического материала. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.
Программа включает базовые знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся 5 класса.

3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования, в том числе:
5 класс - всего 175 часов в год; в неделю 5 часов
6 класс - всего 210 часов в год; в неделю 6 часов
7 класс - всего 140 часов в год; в неделю 4 часа
8 класс - всего 140 часов в год; в неделю 4 часа
9 класс - всего 102 часа в год; в неделю 3 часа

4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Личностными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт- диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести - самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- владение различными видами монолога и диалога;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
- соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
- способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления;
-умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
-умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.


5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» 5-9 КЛАСС

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Раздел 1. Речь и речевое общение
1). Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
2). Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.

Раздел 2. Речевая деятельность
1). Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
Культура чтения, аудирования, говорения и письма.
2). Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлечённой из различных источников.

Раздел 3. Текст
1). Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста.
Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста.
2). Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.

Раздел 4. Функциональные разновидности языка
1). Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.
Основные жанры научного (отзыв, выступление, Доклад), публицистического (выступление, интервью), официально-делового (расписка, доверенность, заявление) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа).
2). Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление; повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ) КОМПЕТЕНЦИЙ
Раздел 5. Общие сведения о языке
1. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.
Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.
Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон.
Русский язык – язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка.
Лингвистика как наука о языке.
Основные разделы лингвистики.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире.
Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргона.
Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.

Раздел 6. Фонетика и орфоэпия
1. Фонетика как раздел лингвистики.
Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.
Орфоэпический словарь.
2.Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов.
Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.
Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике.
Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.

Раздел 7. Графика
1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [ j ].
2.Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.

Раздел 8. Морфемика и словообразование
1.Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема.
Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.
Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.
Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема.
Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов.
Словообразовательный и морфемный словари.
2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессе формо- и словообразования.
Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов.
Применение знаний и умений по морфемике в практике правописания.
Использование морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.

Раздел 9. Лексикология и фразеология
1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.
Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.
Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.
Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов.
Лексика русского языка с точки зрения ее активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов.
Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.
Стилистические пласты лексики.
Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.
Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
2. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения ее активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности.
Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Проведение лексического разбора слов.
Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование её в различных видах деятельности.

Раздел 10. Морфология
1. Морфология как раздел грамматики.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.
Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи.
Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению.
Междометия и звукоподражательные слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Словари грамматических трудностей.
2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи.
Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.

Раздел 11. Синтаксис
1.Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого.
Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложненной и неосложнённой структуры, полные и неполные.
Виды односоставных предложений.
Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции.
Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочиненные, сложноподчиненные) и бессоюзные. Сложные предложения с разными видами связи.
2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций.
Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.

Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация
1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.
Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.
Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов.
Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания.
Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.
Знаки препинания в конце предложения.
Знаки препинания в простом неосложнённом предложении.
Знаки препинания в простом осложнённом предложении.
Знаки препинания в сложном предложении: сложносочиненном, сложноподчиненном, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.
Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге.
Сочетание знаков препинания.
2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно - словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.
Использование орфографических словарей и справочников по правописанию.

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Раздел 13. Язык и культура
1. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
2. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.




Поурочное планирование 5 класс



Дата
Тема урока
Форма контроля
Характеристика основных видов учебной деятельности

Язык и общение 3 часа (2 ч+1ч р.р)

1

Язык и человек. Язык и речь.
Опрос
Осознают роль речевой культуры, общения, коммуникативных умений в жизни человека. Читают и анализируют текст. Озаглавливают текст упражнения.

2

Язык и его единицы. Общение устное и письменное.
Опрос
Знакомство с материалом учебника, с памятками, выполнение упражнений, словарная работа, просмотр презентации

3

Р.р. Стили речи
Опрос
Работа с текстами, словарная работа, творческая работа, работа по материалу презентации

Вспоминаем, повторяем, изучаем 27 часов (18ч+ 2 ч к.р.+ 7 ч р.р.)

4

Звуки и буквы. Произношение и правописание.
Опрос
Читают текст, определяют его тему, анализируют содержание, высказывают и обосновывают своё мнение о тексте.
Осознают соотношение произношения и правописания. Знакомятся с понятием транскрипции, отрабатывают его в упражнениях. Вспоминают понятие орфографического правила. Работают в группе. Читают и списывают текст, выделяя безударные гласные; определяют основную мысль текста.

5

Орфограмма.
Опрос
Знакомятся с понятием орфограммы, её признаками; письменно выполняют упражнения, опознавая различные виды орфограмм. Знакомятся с понятием морфемы, графически выделяют морфемы в слове.

6

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.
Перфокарты
Читают текст, определяя ударные и безударные гласные. Усваивают правило написания безударных гласных в корне слова. Выполняют упражнения, отрабатывающие данное правило: вставляют пропущенные буквы, проставляя ударение и подбирая проверочные слова. Учатся различать одинаково произносимые слова с разным написанием.

7

Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова
Опрос
Выделяют корень слова, ставят ударение, подбирают однокоренные слова, развивают навык работы с безударной гласной корня, различают безударные гласные проверяемые и непроверяемые.

8

Правописание проверяемых согласных в корне слова
Опрос
Анализируют слова и распределяют их в группы по способу проверки написания согласных в корне. Усваивают правило написания проверяемых согласных в корне слова. Выполняют упражнения, отрабатывающие данное правило. Учатся различать одинаково произносимые слова с разным написанием. Участвуют в лингвистической игре, направленной на запоминание правописания словарных слов.

9

Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Словарный диктант
Словарный диктант
Усваивают правило написания непроизносимых согласных в корне слова. Выполняют упражнение, отрабатывающее данное правило. Пишут диктант; выбирают заголовок, отражающий содержание.

10

Буквы И, У, А после шипящих
Тест, опрос
Активизируют правило написания букв и, у, а после шипящих. Выполняют упражнения, отрабатывающие данное правило: вставляют пропущенные буквы, составляют предложения со словами-исключениями из правила, работают с орфографическим словарём, составляют предложения.

11

Разделительные Ъ и Ь
Самостоятельная работа
Активизируют и анализируют правило написания разделительных ъ и ь. Выполняют упражнения, отрабатывающие данное правило: составляют предложения со словами, иллюстрирующими правило, изменяют форму слов так, чтобы появилась орфограмма, пишут диктант и выделяют те случаи, когда ь не является разделительным знаком.

12

Раздельное написание предлогов с другими словами
Опрос, словарный диктант
Активизируют правило раздельного написания предлогов с другими словами. Выполняют упражнения, закрепляющие данное правило. Списывают текст, выделяя орфограммы-буквы и орфограммы-пробелы. Запоминают предлоги, пишущиеся через дефис и составляют с ними предложения. Работают с иллюстрацией, описывают происходящее на ней.

13

Закрепление изученного материала
Комплексное повторение, объяснительный диктант.
Работают над ошибками и определяют способы действий, помогающих предотвратить их в последующих письменных работах.


14

Контрольное тестирование
Тест
Учатся правильно оформлять бланк с тестом, включающий изученные орфограммы и пунктограммы.

15

Р.р. Что мы знаем о тексте. Подготовка к изложению (По Г. Скребицкому)
Опрос
Определяют признаки текста.
Выполняют упражнения, направленные на анализ текстов с точки зрения смысловой цельности. Готовятся к написанию изложения.

16

Р.р. Обучающее изложение
Изложение
Определяют признаки текста.
Выполняют упражнения, направленные на анализ текстов с точки зрения смысловой цельности. Пишут изложение по тексту при помощи плана.

17

Части речи.
Опрос
С помощью вопросов и заданий распознают самостоятельные части речи.
Характеризуют слова с точки зрения их принадлежности к той или иной части речи.

18

Глагол.
Опрос
Учатся определять глагол по морфологическим признакам, определять его грамматическую форму, применять правило написания ь в форме 2 лица единственного числа.

19

-Тся и -ться в глаголах.
Опрос , объяснительный диктант
Определяют морфологические признаки глагола. Составляют предложения по рисунку. Определяют лицо и время глаголов, приведённых в упражнениях. Ставят глаголы в неопределённую форму. Активизируют правило написания -тся и -ться в глаголах. Выполняют упражнения, руководствуясь правилом.

20

Личные окончания глаголов.
Опрос, объяснительный диктант
Активизируют знания о личных окончаниях глаголов при помощи таблицы. Выделяют окончания глаголов в текстах упражнений. Составляют предложения с глаголами.

21

Р.р. Обучающее изложение
Опрос
Учатся составлять связный монологический пересказ текста, составлять тематическую цепочку.

22

Р.р. Обучающее изложение
Изложение
Учатся составлять связный монологический пересказ текста, составлять тематическую цепочку. Пишут изложение.

23

Р.р. Тема текста
Опрос
Анализируют темы сочинений. Подбирают заголовок к приведённому в упражнении сочинению ученика, анализируют само сочинение. Перерабатывают сочинение и записывают исправленный вариант.

24

Имя существительное как часть речи
Опрос, словарный диктант
Определяют морфологические признаки имени существительного. Определяют род, число, склонение, падеж имён существительных. Активизируют правило написания ь на конце имён существительных. Анализируют таблицы. Выделяют окончания в именах существительных.

25

Падежные окончания существительных
Опрос, объяснительный диктант
Учатся определять склонение существительного, определять падеж, применять правило написания Ь на конце существительных.


26

Имя прилагательное как часть речи
Опрос
Определяют морфологические признаки имени прилагательного. Составляют предложения с именами прилагательными. Согласуют имена прилагательные с именами существительными. Выделяют окончания в именах прилагательных, определяют их род, число, падеж. Устно или письменно описывают картину.

27

Местоимение как часть речи
Орфографический диктант
Определяют морфологические признаки местоимения. Указывают лицо, падеж и число местоимений, приведённых в упражнениях. Читают и пересказывают текст, выписывают из него местоимения.

28

Контрольный диктант по теме «Морфология»
Диктант
Грамотно и каллиграфически правильно пишут под диктовку текст, включающий изученные орфограммы и пунктограммы.

29


Р.р. Сочинение по картине. Описание картины
А.А. Пластова «Летом»
Сочинение
Построение рассказа в соответствии с требованиями повествования.


30

Р.р. Основная мысль текста.
Опрос , монологические ответы
Определяют способы выражения основной мысли текста. Анализируют заметку и замечания к ней, редактируют заметку. Пишут сочинение на заданную тему и по возможности делают к нему иллюстрации. Отвечают на контрольные вопросы и задания.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи 30 часов (24 ч + 2 ч к.р+ 4 ч р.р.)

31

Синтаксис и пунктуация.

Самостоятельная работа
Овладевают основными понятиями синтаксиса. Анализируют тексты с точки зрения их смысла и связи слов в предложении и предложений в тексте. Овладевают знаниями о пунктуации как разделе науки о языке. Осознают значение знаков препинания для понимания текста.
Анализируют тексты с точки зрения роли в них знаков препинания.

32

Словосочетание
Опрос
Распознают словосочетания в составе предложения, определяют главное и зависимое слова в словосочетании. Обозначают смысловые связи между главными и зависимыми словами в словосочетании. Работают с иллюстрацией составляют словосочетания, соответствующие теме рисунка.

33

Способы выражения грамматической связи в словосочетании
Опрос
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в группах, проектирование выполнения домашнего задания.

34

Разбор словосочетания
Объяснительный диктант
Характеризуют словосочетания по морфологическим признакам главного слова и средствам грамматической связи (выделяют окончание и/или предлог). Выполняют разборы словосочетаний.

35

Р.р. Сжатое изложение (В. Катаев)
Изложение
Учатся разбивать текст на части и озаглавливать каждую, составлять письменно выборочный пересказ текста.

36

Предложение. Виды предложений по цели высказывания.

Фронтальный опрос, орфографический диктант
Распознают виды предложений по цели высказывания. Характеризуют смысловые и интонационные особенности повествовательных, вопросительных, побудительных предложений. Моделируют интонационную окраску различных по цели высказывания предложений.

37

Виды предложений по интонации
Фронтальный опрос, орфографический диктант
Распознают виды предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные). Соотносят эмоциональную окраску предложения и цель высказывания. Работают в парах.

38

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее
Опрос
Опознают главные и второстепенные члены предложения. Выделяют основы в предложениях.
Определяют признаки, способы выражения подлежащего, его связь со сказуемым.

39

Сказуемое
Самостоятельная работа.
Определяют виды сказуемого и способы его выражения. Пишут мини-сочинение, используя глаголы-сказуемые. Описывают действия человека при помощи глаголов-сказуемых.

40

Тире между подлежащим и сказуемым.
Опрос, графический диктант
Распознают опознавательный признак употребления тире как знака разделения между главными членами: выражение подлежащего и сказуемого существительными в именительном падеже. Отрабатывают в упражнениях навыки определения главных членов предложения.

41

Второстепенные члены предложения. Дополнение

Опрос
Распознают дополнение в предложении, выделяют дополнение графически. Распространяют предложения дополнениями. Составляют схемы распространённых предложений.

42

Определение

Опрос
Распознают определение в предложении, выделяют определение графически. Распространяют предложения определениями.

43

Обстоятельство
Предупредительный диктант
Распознают обстоятельство в предложении, выделяют обстоятельство графически. Распространяют предложения обстоятельствами. Составляют устный рассказ и отдельные предложения, используя подлежащие, дополнения и обстоятельства.

44

Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Словарный диктант
Словарный диктант
Определяют интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Выявляют обобщающие слова перед однородными членами предложения и знак препинания (двоеточие) после обобщающих слов. Используют в речи предложения с разными однородными членами.
Обозначают опознавательные признаки постановки запятой в предложениях с однородными членами; составляют предложения с однородными членами, подбирают обобщающие слова. Пишут диктант.

45

Обобщающие слова при однородных членах предложения
Тест
Отработка на письме изученного правила через выполнение упражнений.

46

Предложения с обращениями
Опрос, тест
Осознают основные функции обращения. Опознают и правильно интонируют предложения с обращениями. Выбирают уместный тон обращения. Оценивают уместность той или иной формы обращения. Составляют предложения с обращениями.

47

Р.р. Письмо
Самостоятельная работа
Различают письма по цели и назначению. Определяют стиль речи текстов писем, находят в письмах обращения. Пишут письмо товарищу.

48

Р.р. Сочинение по картине Ф.П.Решетникова «Мальчишки»
Сочинение
Работают над составлением плана для описания картины Ф.П.Решетникова «Мальчишки». Создают собственный текст.

49

Контрольный диктант
Контрольный диктант
Пишут под диктовку текст, включающий изученные орфограммы и пунктограммы.

50

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте, сочинении-описании
Опрос
Учатся анализировать допущенные ошибки, выполнять работу над ошибками

51

Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения
Опрос, самостоятельная работа
Характеризуют простое предложение по цели высказывания, по интонации, по главным, второстепенным, однородным членам и обращениям. Выполняют устный и письменный разборы предложений. Определяют знаки завершения, разделительные и выделительные знаки в простом предложении. Выполняют устный и письменный пунктуационный разбор предложений.

52

Простые и сложные предложения
Опрос, самостоятельная работа
Различают простые и сложные предложения. Определяют средства связи в сложных предложениях (союзные/бессоюзные). Находят сложные предложения в текстах, объясняют расстановку знаков препинания. Строят схемы сложных предложений и составляют сложные предложения по схемам.

53

Синтаксический разбор сложного предложения
Самостоятельная работа
Характеризуют сложное предложение по цели высказывания, простым предложениям в его составе, средствам связи простых предложений, знакам препинания. Выполняют устный и письменный разбор предложений.
Пишут диктант. Составляют план сообщения на тему «Простые и сложные предложения».

54

Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Опрос
Выделяют в предложении прямую речь после слов автора и перед ними, объясняют постановку знаков препинания. Характеризуют интонационные особенности прямой речи. Составляют схемы предложений с прямой речью. Структурно изменяют предложения с прямой речью (меняют местами слова автора и прямую речь).

55

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Предупредительный диктант
Выделяют в предложении прямую речь после слов автора и перед ними, объясняют постановку знаков препинания. Характеризуют интонационные особенности прямой речи. Составляют схемы предложений с прямой речью. Структурно изменяют предложения с прямой речью (меняют местами слова автора и прямую речь).

56

Диалог
Опрос, самостоятельная работа
Различают предложения с прямой речью и диалог. Оформляют диалог в письменной речи. Работают в группе: делятся на команды, по очереди читают реплики стихотворения с заданной интонацией и оценивают точность и выразительность произношения. Работают со схемами диалогов. Моделируют диалог, описывая происходящее на картинке.

57

Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи». Словарный диктант
Комплексное повторение, словарный диктант
Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Пишут диктант. Работают со схемами предложений.

58

Контрольный тест по теме «Синтаксис и пунктуация»
Тест
Выполнение теста , включающего изученные орфограммы и пунктограммы.

59

Р.р. Сжатое изложение.
Изложение
Учатся разбивать текст на части и озаглавливать каждую, составлять письменно выборочный пересказ текста

60

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте, сжатом изложении
Опрос , объяснительный диктант
Учатся анализировать допущенные ошибки, выполнять работу над ошибками


4. Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография. Культура речи 18 часов ( 11 ч+ 1 к.р.+ 6 р.р.)

61

Фонетика. Гласные звуки.
Опрос, орфографический диктант
Овладевают основными понятиями фонетики. Анализируют схему, демонстрирующую группы звуков речи в русском языке.
Распознают гласные звуки, различают ударные и безударные гласные. Осознают смыслоразличительную функцию звука.

62

Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи.
Опрос
Распознают согласные звуки, выделяют шипящие согласные. Отрабатывают правильное произношение шипящих звуков. Активизируют знания, полученные при изучении предыдущего раздела: выделяют основную мысль текста, составляют предложения с прямой речью, обозначают орфограммы.
Распознают гласные и согласные в сильных и слабых позициях. Анализируют правило проверки безударной гласной и проверяемых согласных в корне слова с точки зрения позиционного чередования.

63

Р.р. Повествование
Творческий диктант
Выделяют повествование как функционально-смысловой тип речи. Пишут изложение по повествованию. Доказывают принадлежность текста к определённому стилю. Составляют план текста.

64

Р.р. Обучающее изло-жение с элементами описания (К.Г.Паустов-ский «Шкатулка»)
Опрос
Учатся разбивать текст на части и озаглавливать каждую, составлять письменно пересказ текста.


65

Р.р. Написание изло-жения с элементами описания(К.Г.Паустов-ский «Шкатулка»)
Изложение
Учатся разбивать текст на части и озаглавливать каждую, составлять письменно пересказ текста.


66

Согласные твердые и мягкие
Опрос, самостоятельная работа
Распознают твёрдые и мягкие согласные. Анализируют смысловое различие слов, отличающихся только твёрдой/ мягкой согласной.

67

Согласные звонкие и глухие
Опрос
Распознают звонкие, глухие и сонорные согласные и их смыслоразличительную функцию. Характеризуют согласные звуки. Объясняют знаки препинания в предложениях, орфограммы в словах.

68

Графика. Алфавит
Опрос
Осознают значение письма в истории человечества. Анализируют и объясняют важность графики и каллиграфии.
Активизируют знание алфавита. Сопоставляют и анализируют звуковой и буквенный состав слова. Располагают слова в алфавитном порядке, отрабатывают навыки поиска слов в словаре. Пересказывают текст.

69

Обозначение мягкости согласного звука с помощью мягкого знака
Опрос, самостоятельная работа
Опознают смыслоразличительную функцию мягкого знака в слове, анализируют орфографические правила, связанные с употреблением мягкого знака. Распределяют слова на группы согласно виду орфограммы.

70

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я
Самостоятельная работа
Проводят фонетический анализ слов, в которых буквы е, ё, то, я обозначают два звука или мягкость предыдущего согласного.

71

Р.р. Описание предмета. Сочинение-описание
Сочинение
Выделяют описание как функционально-смысловой тип речи. Редактируют текст-описание. Пишут сочинение, описывая предмет.

72

Орфоэпия
Опрос, диктант
Осознают важность нормативного произношения для культурного человека. Формулируют важнейшие произносительные нормы. Анализируют и оценивают речь с орфоэпической точки зрения, исправляют произносительные ошибки.

73

Фонетический разбор слова.
Опрос
Обозначают слоги, ударение в слове, характеризуют гласные и согласные звуки в составе слова. Выполняют устные и письменные фонетические разборы слов.

74

Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи»
Комплексное повторение, объяснительный диктант
Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Моделируют диалог. Готовятся к тестированию, объясняя орфограммы. Работают со схемами предложений. Составляют устное описание картины.

75

Контрольный тест по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика»
Контрольный тест
Учатся грамотно применять правила написания гласных и согласных в разных морфемах, правильно ставить знаки препинания в простом и сложном предложении, различать звуковой состав слова при его произношении и написании

76

Р.р. Подготовка к сочинению-описанию предметов, изображенных на картине Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты, птица»
Опрос
Знакомятся с понятием натюрморт, работают над описанием как типом речи; отвечают на вопросы что такое композиция произведения живописи, что такое замысел художника и с помощью чего он воплощается в картине.

77

Р.р. Сочинение-описание предметов, изображенных на картине Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты, птица»
Сочинение
Работают над вопросами что такое текст и какова структура текста-описания

78

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте, сочинении-описании
Опрос, объяснительный диктант
Учатся анализировать допущенные ошибки, выполнять работу над ошибками


5. Лексика. Культура речи 16 часов (11 ч+ 1 к.р.+4 р.р.)

79

Слово и его лексическое значение
Опрос, самостоятельная работа
Овладевают базовыми понятиями лексикологии. Понимают роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций. Объясняют различие лексического и грамматического значений слова.
Пользуются толковыми словарями. Объясняют лексическое значение слов. Работают с текстом озаглавливают его, составляют план текста, анализируют содержание и структуру текста.

80

Однозначные слова
Опрос
Работают с юмористическими рисунками. Определяют функциональный стиль и функционально-смысловой тип текста. Выражают своё отношение к тексту, списывают часть текста.

81

Многозначные слова
Опрос, самостоятельная работа
Различают однозначные и многозначные слова.
Составляют словосочетания с многозначными словами, используя разные значения. Работают с юмористическими рисунками, ирония в которых основана на многозначности слова. Определяют функциональный стиль и функционально-смысловой тип текста. Выражают своё отношение к тексту, списывают часть текста.

82

Прямое значение слова
Опрос
Работа с толковым словарем. Составление словосочетаний. Работа с иллюстрациями.

83

Переносное значение слова
Опрос, творческая работа
Различают прямое и переносное значение слова.
Выбирают в толковом словаре слова, имеющие прямое и переносное значение. Составляют словосочетания, используя слово в его прямом и переносном значении. Работают с иллюстрациями. Составляют сложные предложения со словами в переносном значении.

84

Омонимы
Опрос, тест
Опознают омонимы. Находят в толковом словаре примеры омонимов. Составляют и анализируют предложения и словосочетания с омонимами. Анализируют стихотворение, содержащее омонимы.

85

Синонимы
Опрос, творческий диктант
Опознают синонимы. Устанавливают смысловые и стилистические различия синонимов. Составляют словосочетания с синонимами; анализируют предложения, содержащие синонимы. Подбирают синонимы к данным в упражнениях словам.

86

Синонимы, их роль в речи
Самостоятельная работа
Опознают синонимы. Устанавливают смысловые и стилистические различия синонимов. Составляют словосочетания с синонимами; анализируют предложения, содержащие синонимы. Подбирают синонимы к данным в упражнениях словам.

87

Р.р. Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»
Опрос
Учатся составлять письменный рассказ на определённую тему. Изучают сведения о художнике.

88

Р.р. Контрольное сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»
Сочинение
Учатся составлять письменный рассказ на определённую тему. Пишут сочинение-описание, используя отобранный материал.

89

Антонимы
Опрос
Опознают антонимы. Описывают с помощью антонимов происходящее на рисунке. Характеризуют названных в упражнении животных с помощью антонимов. Пишут диктант и подбирают антонимы к словам диктанта, пользуясь словарём антонимов.

90

Р.р. Подготовка к подробному изложению (К.Г.Паустовский «Первый снег»)
Опрос
Учатся разбивать текст на части и озаглавливать каждую, составлять письменно пересказ текста


91

Р.р. Написание подробного изложения (К.Г.Паустовский «Первый снег»)
Изложение
Учатся разбивать текст на части и озаглавливать каждую, составлять письменно пересказ текста. Пишут подробное изложение


92

Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Лексика. Культура речи».
Комплексное повторение, тест
Учатся выполнять лексический разбор слова. Выполнять задания тестового характера


93

Проверочная работа по теме «Лексика. Культура речи».
Проверочная работа
Учатся объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы над словом как лексической единицей.


94

Работа над ошибками, допущенными в проверочной работе, домашнем сочинении
Опрос, объяснительный диктант
Учатся анализировать допущенные ошибки, выполнять работу над ошибками


6. Морфемика. Орфография. Культура речи 22 часа (16 ч+ 2 ч к.р.+4 ч р.р.)

95

Р.р. Выборочное изложение с изменением лица
Изложение
Учатся составлять связный монологический пересказ текста близко к исходному с изменением лица в письменной форме, составлять тематическую цепочку.


96

Морфема . Изменение и образование слов
Опрос
Овладевают основными понятиями морфемики. Осознают морфему как значимую единицу языка. Делят слова на морфемы и обозначают их соответствующими знаками. Осознают роль морфем в процессах формо- и словообразования. Определяют форму слов, подбирают однокоренные слова. Пересказывают текст. Делят слова на группы (однокоренные слова/разные формы одного слова).

97

Окончание
Основа слова
Опрос, проверочная работа
Опознают окончание как формообразующую морфему. Выделяют в словах окончание и его грамматические значения. Анализируют таблицу.
Выделяют основу в слове. Работают с текстами: определяют стиль, выделяют основы у существительных, прилагательных и глаголов в тексте, списывают текст, расставляют знаки препинания.

98

Корень слова
Опрос
Опознают корень как главную значимую часть слова. Выделяют корни в словах. Формируют группы однокоренных слов. Исправляют ошибки в подборе однокоренных слов.

99

Корень слова
Орфографическая разминка
Опознают корень как главную значимую часть слова. Выделяют корни в словах. Формируют группы однокоренных слов. Исправляют ошибки в подборе однокоренных слов.

100

Приставка
Самостоятельная работа
Опознают приставку как словообразующую морфему. Обозначают приставки в словах; подбирают ряды однокоренных слов, образованных приставочным способом; характеризуют морфемный состав слов.

101

Р.р. Рассуждение

Опрос

Работа над типами речи, композиционными признаками текста типа рассуждения

102

Р.р. Сочинение-рассуждение «Секрет названия»
Сочинение
Выделяют рассуждение как функционально-смысловой тип речи и как часть других функционально-смысловых типов речи.
Анализируют текст, высказывают своё мнение о тексте и доказывают его. Рассуждая по плану, объясняют происхождение слов. Пишут сочинение, в котором объясняют происхождение названий дней недели.

103

Суффикс
Орфографическая разминка
Опознают суффикс как словообразующую морфему.
Обозначают суффиксы в словах, подбирают ряды однокоренных слов, образованных суффиксальным способом.

104

Чередование звуков.
Опрос
Получают представление о чередовании звуков как смене звуков в одной морфеме при образовании и изменении слов. Подбирают слова с чередующимися согласными и гласными; определяют, при каких условиях происходит чередование (при образовании слов/при изменении слов).

105

Беглые гласные
Опрос
Определяют случаи появления беглых гласных при чередовании. Выделяют части слов, в которых могут появиться беглые гласные при чередовании; записывают слова с таким чередованием.

106

Варианты морфем
Проверочная работа
Определяют части слова, являющиеся вариантами морфем. Выделяют однокоренные слова с вариантами корней, приставок, суффиксов.

107

Морфемный разбор слова
Самостоятельная работа
Выделяют основу в слове. Определяют окончание и его значение; приставку, суффикс и их значение; корень. Подбирают два-три однокоренных слова. Выполняют устный и письменный морфемный разбор слов.

108

Правописание гласных и согласных в приставках
Работа с перфокартами
Усваивают правило написания гласных и согласных в приставках. Обозначают приставки в словах, анализируют разницу между произношением и написанием приставок. Подбирают слова с беглым гласным в приставках. Выбирают из орфографического словаря слова с изучаемой в параграфе орфограммой.

109

Буква З-С на конце приставок
Опрос, распределительный диктант
Усваивают правило написания букв з и сна конце приставок. Выбирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфограмма. Подбирают к данным словам однокоренные с приставками с орфограммой.

110

Буквы О-А в корне
-лаг- / -лож-
Опрос, распределительный диктант
Усваивают правило написания букв а о в корне -лаг- -лож-. Выбирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфограмма. Выписывают из орфографического словаря ряд слов с изучаемой орфограммой.

111

Буквы О-А в корне
-раст- / -рос-
Опрос, распределительный диктант
Усваивают правило написания букв а о в корне -раст- -рос-. Выбирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфограмма. Подбирают к данным в упражнениях словам однокоренные с чередованием согласных. Пишут диктант, обозначая корни с чередующимися гласными.

112

Буквы О-Ё после шипящих в корне слова
Опрос, распределительный диктант
Усваивают правило написания букв ё о после шипящих в корне. Выбирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфограмма. Составляют диктант, в котором потребуется применить правила, изученные в разделе «Словообразование».

113

Буквы Ы-И после Ц
Опрос, работа по перфокартам
Усваивают правило написания букв и ы после ц. Выбирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфограмма.

114

Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Морфемика. Орфография. Культура речи». Словарный диктант.
Комплексное повторение, словарный диктант
Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Заполняют и анализируют таблицы. Готовят сообщение, описывающее словарь. Определяют стиль текста, содержащего орфограммы, изученные в разделе, озаглавливают и списывают его.

115

Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи»
Контрольный диктант
Учатся писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы и пунктограммы.


116

Р.р. Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»
Сочинение
Учатся составлять письменный рассказ на определённую тему. Изучают сведения о художнике. Пишут сочинение-описание, используя отобранный материал.



7. Морфология. Орфография. Культура речи


Имя существительное 19 часов (13ч+2ч к.р.+ 4ч р.р.)

117


Имя существительное как часть речи
Опрос
Определяют имя существительное как самостоятельную часть речи, характеризуют морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль. Устанавливают, какой частью речи являются приведённые в текстах слова. Определяют род, склонение и падеж имён существительных. Составляют распространённые предложения по картине.

118

Доказательство в рассуждении
Творческая работа
Определяют доказательство как структурную часть рассуждения. Анализируют текст, выделяя тезис, доказательство и вывод. Приводят доказательства для раскрытия темы «Почему нужно беречь книгу?». Пишут сочинение-рассуждение.

119

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
Творческий диктант
Распознают имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Пишут диктант, выделяя одушевлённые имена существительные как члены предложения. Составляют словосочетания и предложения с одушевлёнными и неодушевлёнными именами существительными.

120

Имена существительные собственные и нарицательные
Опрос, самостоятельная работа
Распознают имена существительные собственные и нарицательные. Подбирают примеры имён существительных собственных. Записывают текст в форме диалога, выделяя собственные имена существительные. Рассказывают об имени существительном по плану.

121

Р.р. Элементы рассуждения. Сжатое изложение.
Изложение
Определяют признаки текста.
Выполняют упражнения, направленные на анализ текстов с точки зрения смысловой цельности. Пишут изложение с элементами рассуждения по тексту при помощи плана.

122

Род имён существительных
Опрос
Определяют род имён существительных. Дополняют данную в учебнике таблицу примерами имён существительных, определение рода которых вызывает затруднения. Составляют словосочетания или предложения, в которых отчётливо выявляется род имён существительных.

123

Имена существительные, имеющие форму только множественного числа
Опрос
Распознают имена существительные, имеющие форму только множественного числа.
Выделяют такие имена существительные в текстах, составляют с ними предложения или диалог. Озаглавливают и пересказывают текст, отмечают количество имён существительных в тексте.

124

Имена существительные, имеющие форму только единственного числа
Опрос , проверочная работа
Распознают имена существительные, имеющие форму только единственного числа.
Выделяют такие имена существительные в текстах, составляют с ними предложения. Составляют таблицу для слов, данных в упражнении, распределяя их по группам в соответствии с тем, на какой слог падает ударение.

125

Три склонения имён существительных.
Опрос
Определяют тип склонения имён существительных. Склоняют имена существительные. С учётом полученных знаний составляют новую таблицу на основе данной в учебнике.

126

Падеж имён существительных
Опрос
Определяют падеж имён существительных. Выделяют падежные окончания имён существительных и относящиеся к именам существительным предлоги. Составляют словосочетания с именами существительными в родительном падеже. Анализируют место имён существительных в том или ином падеже в предложении.

127

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе
Объяснительный диктант
Ребята осваивают содержание изучаемой орфограммы и алгоритм её использования.
Учатся применять при письме данное орфографическое правило.


128

Множественное число имён существительных
Опрос
Определяют морфологические признаки множественного числа имён существительных. Склоняют имена существительные во множественном числе по падежам. Работают с рисунками. Обозначают условия выбора орфограммы написания мягкого знака после шипящих на конце слова. Анализируют текст.

129

Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
Объяснительный диктант
Усваивают правило написания о е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Применяют усвоенное правило при выполнении упражнений. Записывают данный текст в форме диалога.

130

Морфологический разбор имени существительного. Словарный диктант
Словарный диктант
Характеризуют имя существительное по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор имён существительных. Пишут диктант.

131

Р.р. Подготовка к написанию сочинения по картине Г.Г.Нисского «Февраль. Подмосковье».
Опрос
Составляют письменный рассказ на определённую тему.

132

Р.р Сочинение по картине Г.Г.Нисского «Февраль. Подмосковье». Творческая работа.
Сочинение
Пишут сочинение-описание, используя отобранный материал.

133

Повторение и обобщение изученного материала об имени существительном
Комплексное повторение, самостоятельная работа
Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела.
Списывают тексты, объясняя знаки препинания, выделяя морфемы, обозначая падежи имён существительных.

134

Контрольная работа по теме «Имя существительное»
Контрольная работа
Пишут диктант из слов с непроверяемым написанием. Пишут сочинение по картине и описывают её устно. Пишут отзыв на устное описание товарища.

135

Анализ контрольной работы, сочинения по картине
Опрос, объяснительный диктант
Учатся осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.


Имя прилагательное 12 часов (8 ч+1 ч к.р.+ 3 ч р.р.)

136

Имя прилагательное как часть речи
Опрос
Определяют морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль. Анализируют словосочетания, предложения и тексты с именами прилагательными. Составляют предложения с именами прилагательными. Готовят устный рассказ об имени прилагательном как о части речи.

137-138

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных
Опрос, объяснительный диктант
Усваивают правило написания гласных в падежных окончаниях имён прилагательных.
Применяют усвоенное правило при выполнении упражнений.

139

Р.р. Описание животного.
Опрос
Воспринимают описание животного как вариант описания.


140

Р.р. Подробное изложение ( А.Куприн «Ю-ю»)
Изложение
Определяют признаки текста.
Выполняют упражнения, направленные на анализ текстов с точки зрения смысловой цельности. Пишут изложение по тексту при помощи плана.

141

Анализ ошибок, допущенных в изложении
Опрос, объяснительный диктант
Учатся анализировать допущенные ошибки, выполнять работу над ошибками

142

Прилагательные полные и краткие

Опрос , распределительный диктант
Распознают полные и краткие формы имён прилагательных.
Образуют краткие формы имён прилагательных; в предложениях выделяют сказуемые, выраженные краткими прилагательными; составляют предложения и словосочетания с краткими прилагательными. Готовят устное повествование с элементами описания по картине.

143

Р.р. Описание животного на основе изображенного. Сочинение по картине (А.Комаров. «Наводнение»)
Сочинение
Учатся наблюдать за употреблением прилагательных в художественном тексте. Выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения. Пишут изложение по тексту, в котором есть описание животного.


144

Морфологический разбор прилагательного.
Самостоятельная работа
Характеризуют имя прилагательное по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор имён прилагательных.

145

Повторение и обобщение изученного материала об имени прилагательном
Комплексное повторение, самостоятельная работа
Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Работают со словарём: выписывают прилагательные с непроверяемым написанием. Списывают текст, указывают в тексте падежи имён существительных и прилагательных, обозначают орфограммы.

146

Контрольный тест по теме «Имя прилагательное» или контрольная работа
Контрольный тест
Учатся правильно оформлять бланк с тестом, включающий изученные орфограммы и пунктограммы.

147

Анализ ошибок, допущенных в контрольном тесте, сочинении по картине
Опрос, объяснительный диктант
Учатся анализировать допущенные ошибки, выполнять работу над ошибками


Глагол 20 часов (14 ч + 2 ч к.р.+ 4 ч р.р.)

148

Глагол как часть речи
Опрос
Определяют морфологические признаки глагола, его синтаксическую функцию.
Определяют глаголы-сказуемые в предложениях, характеризуют глаголы по времени, лицу, числу. Указывают, как согласуются глаголы-сказуемые с подлежащими.

149

НЕ с глаголами
Опрос, объяснительный диктант
Усваивают правило написания не с глаголами. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Составляют предложения на тему «Настоящий товарищ (друг)», используя глаголы с не. Готовят рассказ о признаках глагола как части речи.

150

Неопределённая форма глагола
Опрос
Распознают неопределённую и личные формы глагола. Образуют глаголы в неопределённой форме. Составляют памятку, используя глаголы в неопределённой форме. Устно пересказывают текст, озаглавливают его, выписывают из текста глаголы в неопределённой форме. Готовят по плану сообщение о неопределённой форме глагола.

151

Правописание
-тся и -ться
в глаголах
Опрос, объяснительный диктант
Усваивают правило написания -тся и -ться в глаголах.
Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Заменяют данные в упражнении глаголы близкими по смыслу глаголами с суффиксом -ся.

152

Виды глагола
Опрос
Распознают глаголы совершенного и несовершенного вида.
Подбирают в орфографическом словаре глаголы с приставкой раз-
(рас-), составляют с ними словосочетания. Образуют от данных в упражнениях глаголов глаголы другого вида. Рассматривают рисунки и отвечают на вопросы к ним, употребляя глаголы совершенного и несовершенного видов. Составляют предложения с данными в упражнении глаголами.

153

Буквы Е-И в корнях с чередованием
Работа с перфокартами
Усваивают правило написания букв е ив корнях глаголов с чередованием. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.

154

Р.р. Невыдуманный рассказ о себе
Творческая работа
Знакомятся с рассказом от первого лица. Анализируют приведённое в упражнении изложение ученика, указывают недочёты, записывают исправленный вариант текста. Готовят устный рассказ на тему «Как я однажды...».

155

Время глагола
Прошедшее время
Опрос
Определяют время глагола. Описывают происходящее в классе в прошедшем, настоящем и будущем времени. Обозначают вид и время глаголов.
Определяют способ образования глаголов прошедшего времени. Выделяют суффиксы в глаголах в прошедшем времени. Образовывают глаголы в прошедшем времени от неопределённой формы, составляют с ними словосочетания. Записывают примеры глаголов в прошедшем времени, которые часто произносятся неправильно.

156

Настоящее время
Опрос
Определяют форму настоящего времени глагола. Составляют связный текст на тему «Сегодня на улице...» или «Новости дня». Составляют словосочетания с глаголами в настоящем времени. Отрабатывают правильное произношение глаголов в настоящем времени.

157

Будущее время
Опрос, распределительный диктант
Определяют форму будущего времени глагола и способ её образования. Готовят устный рассказ на тему «Кто рано встал, тот не потерял». Пишут сочинение о том, как изменится окружающий мир через десять двадцать лет. Подбирают слова на тему «Спорт». Определяют тип спряжения глаголов. Спрягают глаголы с ударным окончанием, составляют с ними словосочетания или предложения.

158


Правописание безударных личных окончаний глагола
Опрос, выборочный диктант
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективный анализ текста по образцу, работа в парах сильный слабый с орфограммами по алгоритму выполнения задания, коллективное проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставления оценок

159

Морфологический разбор глагола. Словарный диктант.
Словарный диктант
Характеризуют глагол по его морфологическим признакам и синтаксической роли.
Выполняют устный и письменный разбор глаголов. Пишут сжатое изложение по тексту упражнения, содержащее не более ста слов. Составляют и разыгрывают диалог.

160

Р.р. Сжатое изложение с изменением лица
Изложение
Определяют признаки текста.
Выполняют упражнения, направленные на анализ текстов с точки зрения смысловой цельности. Пишут изложение с изменением лица.

161

Мягкий знак после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа
Опрос, объяснительный диктант
Усваивают правило написания мягкого знака после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом

162

Употребление времён
Опрос
Используют в рассказе глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени.
Устно продолжают рассказ, употребляя глаголы в настоящем и будущем времени. Пишут по рисункам продолжение спортивного репортажа.

163

Р.р. Употребление «живописного настоящего» в речи
Творческая работа
Учатся правильно использовать в речи формы настоящего времени.

164

Повторение и обобщение изученного материала по теме «Глагол»
Комплексное повторение, проверочная работа
Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела.
Готовят рассказ по стихотворению. Составляют словосочетания, схемы предложений. Заполняют и анализируют таблицу. Рассматривают рисунок и составляют устный или письменный рассказ на его основе. Обозначают орфограммы. Пишут диктант. Составляют диктант из слов с непроверяемыми написаниями, данных в разделе.

165

Контрольная работа по теме «Глагол»
Контрольная работа
Учатся воспроизводить приобретённые знания, навыки в конкретной деятельности

166

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе
Опрос, объяснительный диктант
Учатся анализировать допущенные ошибки, выполнять работу над ошибками

167

Р.р. Сочинение-рассказ по рисунку
Творческая работа
Учатся работать с текстом повествованием


8. Повторение и систематизация изученного 8 часов ( 6 ч+2ч к.р.)

168

Разделы науки о языке

Опрос
Систематизируют знания, полученные при изучении разных разделов науки о языке. Заполняют, анализируют, составляют таблицы. Готовят сообщение на тему «Изучайте русский язык». Указывают лексическое и грамматическое значение слов. Обозначают морфемы в словах. Составляют план сообщения об одной из частей речи. Анализируют тексты.

169

Орфограммы в приставках и в корнях слов
Орфографический диктант
Систематизируют орфограммы в приставках и в корнях слов и устанавливают связь между выбором орфограммы и разделами науки о языке.
Графически обозначают орфограммы. Заполняют, анализируют, составляют таблицы. Анализируют, списывают текст. Пишут диктант.

170

Орфограммы в окончаниях существительных, прилагательных, глаголов

Комплексное повторение, распределительный диктант
Систематизируют орфограммы в окончаниях слов и устанавливают связь между выбором орфограммы и разделами науки о языке. Подбирают примеры на изученные орфограммы, составляют таблицу, выписывают слова с орфограммами. Пишут диктант.
Выбирают имена собственные из текста упражнения.

171

Употребление букв Ъ и Ь знак
Орфографический диктант
Повторяют и систематизируют знания об употреблении букв ъ и ь. Заполняют таблицы. Обозначают орфограммы.

172

Знаки препинания в простом и сложном предложениях и в предложениях с прямой речью
Проверочная работа
Повторяют знания о системе правил употребления знаков препинания в предложении. Списывают тексты, расставляя знаки препинания. Графически выделяют части текста. Учат стихотворение наизусть и записывают его по памяти.


173

Итоговое тестирование (диктант) за курс 5 класса
Итоговое тестирование
Учатся воспроизводить приобретённые знания, навыки в конкретной деятельности.

174

Итоговое тестирование (диктант) за курс 5 класса
Итоговое тестирование
Учатся воспроизводить приобретённые знания, навыки в конкретной деятельности.

175

Работа над ошибками, допущенными в итоговой контрольной работе. Итоги года
Опрос
Учатся анализировать допущенные ошибки, выполнять работу над ошибками




















7. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Печатные пособия.
Учебники:
Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. Ред. Н.М. Шанский. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2014
Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. Ред. Н.М. Шанский. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2015

Пособия:
Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений» / Е.А. Влодавская. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2014
Русский язык 6 класс. Тематические тесты по программе Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др. / Л.И. Мальцева. – Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д.А., М.: Народное образование, 2015
Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 7 класс / Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2010
Тесты по русскому: 8 класс: к учебнику С.Г. Бархударова и др. «Русский язык: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений» / Е.М. Сергеева. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2014
ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П. Цыбулько – М.: Издательство «Национальное образование», 2015

2. Цифровые и электронные образовательные ресурсы.
1. Виртуальная школа. «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 5 класс».
2. Интерактивные проверочные работы. «Русский язык. 5-6 классы».
3. Мультимедийные уроки, тестеры, тренажеры по русскому языку. Армавирский филиал ККИДППО.
4. «Электронные словари и энциклопедии». [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5. Образовательные сайты: «Социальная сеть работников образования», «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», «Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества», «Завуч.инфо», «Педсовет», «Российский общеобразовательный портал», «По уши в ГИА», «Учительская газета», «Виртуальный кабинет русского языка и литературы», «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования».
6. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Справочно-информационный интернет- портал «Русский язык».
7. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».

Материальная база кабинета:
ноутбук;
проектор;
экран;
колонки
принтер.










Заголовок 1 Заголовок 215Заголовок 3,Обычный 2 Заголовок 4 Заголовок 715