Презентация по русскому языку на тему ЕГЭ-2015. Написание сочинения-рассуждения с использованием речевых клише по рассказу А.Чехова Баран и барышня.


Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Написание сочинения-рассуждения с использованием речевых клише по рассказу А.Чехова «Баран и барышня»EГЭ -Дейнеко Н.Н., учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ №4 ст.Зеленчукской» Использованы материалы пособия Егораевой Г.Т.ЕГЭ. Русский язык. Задания части 2. Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами.- М.: Издательство «Экзамен», 2015. Алгоритм написания сочинения1. Вступление.2. Постановка проблемы.3. Комментарий к поставленной проблеме.4. Позиция автора (тезис).5. Собственная позиция.6. Аргумент.7. Литературный аргумент.8. Заключение. Как правильно понять исходный текст Текст1. О чём? (Ты увидишь тему.) 2. Какие вопросы рассматривает автор? (Ты найдешь проблемы.) 3. Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? (Ты найдешь основную проблему текста.) 4. Зачем автор написал текст? (Ты определишь цель.) 5. Как автору удалось помочь тебе определить цель? (Увидишь роль языковых средств.) 6. Как сам автор отвечает на поставленные вопросы (проблемы)? (Это поможет понять авторскую позицию) Текст содержит информацию1. О каком-либо факте, событии, человеке и т.д.2. О цели его создания (кому предназначен, на какие вопросы хотел ответить автор?)3. О способах авторского воздействия на читательское восприятие4. Об авторе (отношение к поднятым проблемам). Милостивый государь - …Морфей - …Дискант - …Надворный советник -…«амурчик» - …Прочитайте рассказ А.Чехова «Баран и барышня». Объясните значения слов: А.П.Чехов "Баран и Барышня«(1)Ha сытой, лоснящейся физиономии милостивого государя была написана смертельнейшая скука. (2)Он только что вышел из объятий послеобеденного Морфея и не знал, что ему делать. (3)Не хотелось ни думать, ни зевать ... (4)Читать надоело еще в незапамятные времена, в театр еще рано, кататься лень ехать ... (5)Что делать? (6)Чем бы развлечься? - (7)Барышня какая-то пришла! - доложил Егор. ­(8)Вас спрашивает! - (9)Барышня? Гм ... (10)Кто же это? (11)B кабинет тихо вошла хорошенькая брюнетка, одетая просто ... даже очень просто. (12)Она вошла и по­клонилась. - (13)Извините, - начала она дрожащим дискантом. - (14)Я, знаете ли ... (15)Мне сказали, что вас …вас можно застать только в шесть часов ... (16)Я ... я дочь надворного советника Пальцева .... - (17)Очень приятно! (18)Чем могу быть полезен? (19)Садитесь, не стесняйтесь! - (20)Я пришла к вам с просьбой ... - продолжала барышня, неловко садясь и теребя дрожащими руками свои пуговки. - (21)Я пришла ... попросить у вас билет для бесплатного проезда на родину. (22)Вы, я слышала, даете ... (23)Я хочу ехать, а у меня ... я небогата ... (24)Мне от Петербурга до Курска ... - Гм ... (25)Так-с ... (26)А для чего вам в Курск ехать? (27)3десь нешто не нравится? - (28)Нет, здесь нравится. (29)Я к родителям. (30)Давно уж у них не была ... (31)Мама, пишут, больна ... - Гм ... (32)Вы здесь служите или учитесь? (33)И барышня рассказала, где и у кого она слу­жила, сколько получала жалованья, много ли было ра­боты ... - (34)Служили ... (35)Да-с, нельзя сказать, чтоб ваше жалованье было велико ... (36)Негуманно было бы не давать вам бесплатного билета ... Гм ... (37)Ну, а небось в Курске и амурчик есть, а? (38)Амурашка ... (39)Женишок? (40)Покраснели? (41)Ну, что ж! (42)Дело хорошее. (43)Езжайте себе. (44)Вам уж пора замуж ... (45)А кто он? - (46)В чиновниках. (47)Дело хорошее. (48)Езжайте в Курск ... (49)Говорят, что уже в ста верстах от Курска пахнет щами и ползают тараканы ... (50)Небось скука в этом Курске? (51)Да вы скидайте шляпу! (52)Егор, дай нам чаю! (53)Барышня, не ожидавшая такого ласкового приема, просияла и описала милостивому государю все курские развлечения ... (54)Она рассказала, что у нее есть брат-чиновник, кузены-гимназисты ... (55.)Егор подал чай. (56)Барышня робко потянулась за стаканом и, боясь чамкать, начала бесшумно глотать …(57)Милостивый государь глядел на нее и ухмылялся (58) Он уже не чувствовал скуки ... - (59)Ваш жених хорош собой? - спросил он. ­(60)А как вы с ним сошлись? (61)Барышня конфузливо ответила на оба вопроса. (62)Она доверчиво подвинулась к милостивому государю и, улыбаясь, рассказала, как здесь, в Питере, сватались к ней женихи и как она им отказала ... (63)Кончила тем, что вынула из кармана письмо от родителей и прочла его милостивому государю. (64)Пробило восемь часов. - (65)А у вашего отца неплохой почерк... (66)С какими он закорючками пишет! (67)Хе-хе…(68)Но, однако, мне пора ... (69)В театре уж началось (70)Прощай, Марья Ефимовна! - Могу надеяться? - спросила барышня поднимаясь. - (72)На что-с? - (73)На то, что вы мне дадите бесплатный билет... - (74)Билет? .. (75)Гм ... (76)У меня нет билетов. (77)Вы, должно быть, ошиблись, сударыня…(78)Хе-хе-хе ... (79)Вы не туда попали, не на тот подъезд… рядом со мной, подлинно, живет какой-то железнодорожник, а я в банке служу-с! (80)Егор, вели заложить! (81)Прощайте, Марья Семеновна. (82)Очень рад ... рад очень… (83)Барышня оделась и вышла ... (84)У другого подъезда ей сказали, что он уехал в половине восьмого ­Москву.    (По А. П. Чехову) О чем говорится в рассказе?В рассказе говорится о том, что девушке нужен был бесплатный билет на проезд. Она обратилась за помощью к чиновнику, но ошиблась дверью. ЭТО ТЕМА. НО чтобы понять какова идея данного рассказа, нам придется рассказ понять, проанализировать. В чем состоит коллизия данного рассказа? О чем хотел сказать нам автор? Кто такой чиновник? Какова его функция?Чиновник представляет государственную власть. Он обязан выслушать посетителя и по возможности помочь ему.Мог ли этот чиновник помочь девушке?Нет, не мог. Потому что он был из другого ведомства, а не из железнодорожного.Можно ли понять, чем занимается данный чиновник??Нет, нельзя.На работе он почему-то спит («Он только что вышел из объятий послеобеденного Морфея и не знал, что ему делать»… А «нa сытой, лоснящейся физиономии милостивого государя была написана смертельнейшая скука»).

Если мы не можем понять область деятельности чиновника, то, может быть, узнаем, какой чиновник человек? Итак, какой он человек?«Не хотелось ни думать, ни зевать... Читать надоело еще в незапамятные времена, в театр еще рано, кататься лень ехать ...»До конца работы есть время. Чем надо бы заниматься чиновнику?Ответьте на вопрос А. Чехова: «Что делать?»На работе надо заниматься работой. А герой думает: «Чем бы развлечься?»В сюжет входит новая героиня – девушка. С какой просьбой?Решить положительно ее просьбу о бесплатном билете на поезд.Как будет воспринимать барышню чиновник?Как предмет для развлечения.Барышня вошла в кабинет. Мы смотрим на ее глазами чиновника. Охарактеризуйте этот взгляд.Это взгляд молодого мужчины, явно ищущего развлечений. Доказательство: «B кабинет тихо вошла хорошенькая брюнетка, одетая просто ... даже очень просто. Зачем чиновнику надо было отметить, что барышня была одета «просто… даже очень просто»? Дважды через многоточие повторяется слово «просто»?


Фактуальная информация К чиновнику пришла бедная девушка просить бесплатный билет на поезд, чтобы навестить больную мать, но оказалось, что она ошиблась подъездом и попала не в железнодорожное ведомство. Когда же она пришла туда, где ей могли помочь, оказалось, что она опоздала, потому что чиновник, к которому она попала по ошибке, устроил ей ласковый прием: напоил чаем и долго расспрашивал обо всем. Контекстуальная информация Подтекстовая информация в отдельных словах, фрагментах, предложениях: Графический шаблонРазделите свой черновик на восемь частей — примерно так: И что это даст? Во-первых, это поможет вам убедиться, что вы ничего не упустили и логика вашего рассуждения соответствует требованиям к эссе. Во-вторых, в процессе полета фантазии мысли часто рождаются сумбурно, хаотично. Сначала вам может прийти в голову идея для аргумента, затем — удачная формулировка комментария и только потом — проблемы.Каждую часть озаглавьте в соответствии с планом (можно туда же вписать свои опорные фразы), а потом заполняйте эти поля текстом эссе. А что, и абзацев должно быть именно 8?Информация из первых уст: нет, это не обязательно. По словам Ирины Петровны Цыбулько, Председателя Предметной комиссии ФИПИ по русскому языку, «абзацное членение должно соответствовать логике рассуждения экзаменуемого». Это означает, что , в принципе, можно слить в один абзац вступление и формулировку проблемы, комментарий и авторскую позицию, авторскую позицию и собственный тезис, тезис и два аргумента.Однако лучше, когда количество абзацев соответствует количеству пунктов плана. Так для экспертов наша логика более понятна и структура нашего эссе более прозрачна — в общем, такой текст проще читать и проще в нем ориентироваться. Вступление1. Вопросно-ответное единство.2. Цепочка вопросительных предложений.3. Риторический вопрос.4. Цитата. Почитание чинов, денег и презрение к бесправным является сутью наших российских чиновников. 12 Проблема(Автор) Вовлекает читателя в круг проблем, связанных с темой… Устарело ли это понятие?(Писатель) заставляет нас задуматься о следующих проблемах: ( что такое…Автор исследует, поднимает, рассматривает, анализирует проблему…Даётся – истолкование, описание, критическая оценка…Исследуется – комплекс вопросов, процесс, влияния, зависимость… Показывается – характер, важная роль, огромное значение, сущность…Подвергается – критике, рассмотрению, анализу…Рассматривается – вопрос, пример… В данном тексте А.П.Чеховым затрагивается проблема бюрократического чиновничества. 11
Комментарии к поставленной проблемеТо, о чем пишет автор, очень актуально. Так как …(Автор) заостряет внимание на…(Автор) раскрывает проблему на материале...Автор поднимает (предлагает для обсуждения) еще одну животрепещущую проблему -проблему…Размышляя над актуальной во все времена проблемой (актуальной особенно в наше время), автор…. Устарело ли это понятие? Нет! То, о чем пишет автор, очень актуально и в наши дни. История с бедной девушкой типична, так как «милостивые государи» и по сей день занимают ответственные посты. Трагическая история барышни для такого лицемерного «барана» всего лишь «эпизодик из жизни», мелкий, рядовой случай. 47
Позиция автораСама проблема не нова в (Русской литературе, в российской публицистике). Многие (поэты, писатели, философы, общественные деятели разных времён) попытались ответить на этот непростой вопрос. (Авторы статьи) удалось найти оригинальное решение этой проблемы. Его точка зрения (мысль, идея, позиция) звучит свежо и необычно: «(Цитата)». – (Автор), по-моему (по моему мнению), делает совершенно потрясающие открытие: «(Цитата)».Он хочет донести до сознания людей (читателей) мысль о том, что (косвенная речь с частичным цитированием).Ответ на этот вопрос можно найти в (предложенном тексте; в тексте автора)Убедительно доказывает, что…Обращает внимание на то, что…Выражает тревогу…Верно (тонко) замечает… А.П.Чехов, великий мастер емкой художественной детали, сумел избежать нравоучительно-скучной проповеди, в образной форме дав понять, как отвратительно сытое человеческое равнодушие и бессердечие. Соотношение авторских симпатий в этом этюде о нравах однозначно: девушка и ее история вызывают сочувствие, чиновник - только презрение. 40
Моя позицияЯ полностью соглас ___ с автором текста. Ведь… Потому что…По-моему…Автор абсолютно прав, утверждая, что…Трудно не согласиться с автором в том, что…Не совсем точной, на мой взгляд, является оценка автором…Однако не со всеми высказываниями можно согласиться.На мой взгляд, автор высказывает бесспорное мнение о том, что… Считаю, что автор абсолютно прав, показывая как не соответствует внешнее проявление радушного отношения чиновника к девушке с внутренней низостью и как гадок он в своих детальных расспросах. Перед нами действительно баран без стыда и совести, воспользовавшийся отчаянным положением несчастной как очередным развлечением. Как жаль эту барышню, поверившую в искреннее желание чиновника помочь ей и доверчиво рассказавшую даже о глубоко личном!60
Жизненный опытМне не раз приходилось сталкиваться с…Помню, как-то…Конечно, мой жизненный опыт пока небольшой, но тем не менее с этой проблемой приходилось сталкиваться.Я вспоминаю похожую ситуацию, которая произошла с… 36 Я вспоминаю похожую ситуацию, которая произошла этом году с моей одноклассницей, не попавшей на республиканскую новогоднюю елку только потому, что в поликлинике, после нескольких часов ожидания в очереди, ей дали справку о прививках не того образца.
Литературный аргументВспоминаем героев произведения, рассказа, басни, романа и т.п. (назвать автора)…В произведении, рассказе, басне, романе и т.п. (назвать автора) мы тоже наблюдаем за…Возьмём, например, произведение, рассказ, басню, роман и т.п. (назвать автора)… У Александра Павловича Чехова, брата известного писателя, есть замечательный рассказ «Слезы крокодила». Его герой, ростовщик Поликарп Иудин, любит философствовать о несправедливом устройстве мира, мысленно сочувствовать обездоленным людям и в то же время безжалостно обирает бедняков.35
ЗаключениеИтак,…Подводя итоги, еще раз подчеркнём, что…В заключение хочется заметить, что…-…Эти вопросы вечны, как вечны…, как вечна сама жизнь. –Таким образом, нельзя однозначно ответить…, но в то же время можно утверждать, что… Подводя итог, хочется еще раз подчеркнуть, что глупость и бездушность страшны. Но во сто крат они страшнее, если их обладателем является тот, кто по долгу службы должен помогать людям!29