Проектно-исследовательская работа обучающейся 8А класса Александровой Дарьи . Тема Отражение психологического типа личности Г.В. Баталовой в ее творчестве. Руководитель Адыева В.В.


Дорогами Отечества – 2017
Муниципальное казенное учреждение «Отдел образования муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 с. Мишкино
муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан
Республиканский конкурс исследовательских краеведческих работ
обучающихся «Дорогами Отечества»
Номинация «Культурное наследие»
Отражение психологического типа
личности Г.В. Баталовой в ее творчестве
Подготовила: Александрова Дарья Сергеевна
учащаяся 8 а класса МБОУ СОШ № 2
452340, с. Мишкино, ул. Мира, д.46
тел. 2-14-75
с. Мишкино, ул. Зеленая, д.46
Контактный телефон: 89610416562
Руководитель: Адыева Валерия Викторовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 2 с. Мишкино
452340, с. Мишкино, ул. Мира, д.46
Контактный телефон: 89373418776
e-mail: adyeva1976@mail.ru
Консультант: Небогатикова Ульяна Вячеславовна,
методист МБУДО ЦДЮТ «Путник»
Мишкино – 2017
Оглавление:
Введение……………………………………………………………………….…...3
Глава 1. Определение психотипа личности Г. Баталовой на основе анализа поэтических текстов поэтессы………………… ……………………………….…...4
Глава 2. Определение психотипа личности Г. Баталовой на основе анализа воспоминаний друзей…………………………………………………………………7
Заключение ……………………………………………………….…………..….....9
Список литературы и источников…………………………………………………10
Приложение
Введение
Любое творчество – это отражение внутреннего мира автора, его мыслей, характера, чувств. Детально изучая произведения, мы знакомимся с личностью поэта, даем характеристику, но составление его психологического портрета является сложным и выходящим за рамки занятий. Исследуя творчество поэтессы Г.В. Баталовой, я ознакомилась с особенностями ее поэзии, но как о человеке сведений еще недостаточно. В связи с этим определена цель работы – изучение поэтических текстов Г.В. Баталовой с последующим установлением взаимосвязи психологического типа поэта и языка его произведений.
В связи с поставленной целью были определены задачи:
Сбор, изучение и анализ материала по психологическим типам личности.
Анализ стихов поэтессы с целью определения ее психологического типа.
Опрос, интервьюирование ее близких для подтверждения результата.
Создание видеофильма «Я – летняя птица».
Таким образом, объектом исследования стало творчество Г.В. Баталовой, а предметом – отражение в поэтическом тексте психологических особенностей типа личности поэтессы. Считаем данную работу актуальной, ведь с этой точки зрения ее творчество еще не анализировалось. Мы выдвигаем гипотезу: способы передачи чувств, впечатлений, особенности описания могут зависеть от психологического типа автора.
Библиография и источники. Очень ценными источниками стали для меня воспоминания друзей Глафиры Васильевны, жительниц с. Мишкино Н. И. Батуриной и В. Д. Нагаевой, Г.Т. Саитзяновой, Усковой В.А., и уроженки села Мишкино Н. Агзамовой (Ямурзиной), ныне проживающей в г. Бирске. На основе сборников Г. Баталовой были изучены стихотворения. При исследовании мы опирались на следующие литературные источники:
Матвеева Г.Г. Скрытые грамматические значения и идентификация социального лица («портрета») говорящего: Автореф. дис. доктора филол. наук - СПб, 1993. В данной работе охарактеризованы особенности речевого акта во взаимосвязи с психологическим типом отправителя текста. Также мы обращались к различным энциклопедиям и словарям. Арутюнова Н. Д. Речевой акт // Лингвистический энциклопедический словарь – осуществлялся поиск информации относительно понятия речевого акта и условий его реализации.
Время и место проведения: с 1.08.2016 г. – 30.11.2016 г с. Мишкино
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных данных на уроках литературы, на занятиях краеведческой направленности, ведь творчество многих писателей и поэтов сейчас часто рассматривается через призму психологии.
Методика исследования заключается в изучении языковых особенностей стихотворений с определением психологического типа личности, опираясь на труд Александровой О.В. Единство прагматики и лингвопоэтики в изучении текста художественной литературы. Для выполнения задач мы обратились к разделу языкознания - прагмалингвистике, что определило выбор методов исследования. В подобном исследовании применяются методы лингвистической статистики:
Сбор, изучение, анализ и обобщение литературы позволяет наиболее полно изучить взаимосвязь психологического типа поэта с его стихами.
Метод наблюдения –при делении поэтических текстов на малые группы, что позволило выявить общее во многих произведениях Г. Баталовой – направленность речевого текста во внешний мир, к объектам, явлениям, процессам.
Качественно-количественный метод контент-анализа - стихотворение рассматривается как продукт речевой деятельности человека, сформировавшийся под влиянием разных психологических факторов, позволяет определить ведущий психологический тип в ее личности.
Метод интервьюирования позволил составить более полное представление о Г.В. Баталовой как о человеке.
Глава 1. Определение психотипа личности поэтессы Г. Баталовой
на основе анализа поэтических текстов.
При творчестве человек часто отвлекается от реальности, ему свойственно желание освободиться от груза реальности при помощи присущего ему стремления к творчеству. Каждое стихотворение – это отдельное событие, созданное через призму переживаний. Язык - средство, которым поэтом анализирует и оценивает факты действительности. Каждый человек индивидуален, и мы предположим, что при передаче события в зависимости от типа личности (экстраверт/интроверт), будет происходить специфический отбор языков средств. Значит – в стихотворении отразится индивидуально-авторский способ восприятия и передачи, даже на уровне языка.
При анализе стихов с целью определения психотипа, мы опирались на признаки: ориентация на внутренний мир, обращение к себе, использование описания каких-либо объектов, явлений для описания своих чувств, (интроверт); ориентация на внешний мир, описание реальных фактов, процессов, событий с целью вовлечения читателя в общение (экстраверт). В поэзии Г. Баталовой наиболее высоким оказался уровень экстравертированной направленности. При исследовании 240 стихотворений было выявлено всего 41 стихотворение интровертированной направленности. В процентном соотношении: интровертированность - 17%, экстравертированность – 83%. Доказательством тому могут служить практически все стихи поэтессы.
Для поэта-экстраверта основным является изображаемый объект, по поводу которого выражаются размышления, чувства, и внимание направлено на явления, объекты. В стихотворении «Снеговик» наблюдается описание внешних объектов – домишки, окна, затихшая улица, фонарь, снеговик. В другой строфе мы видим чувства – покинутый всеми, одиноко, грустно, слезинки-лучи. Это описание чувств объекта с целью привлечь сопереживание читателя, но не описание собственных. (Приложение 1. № 1)
В стихотворениях, описывающих чувства, так же есть признаки экстравертности - это риторический вопрос, опять же привлекающий внимание читателя, то есть направленный во внешний мир. (Приложение 1. № 2)
У экстравертов речь развёрнута, направленна во вне, на получателя. Это свидетельствует о том, что в сознании преобладает мир восприятий, ведь они ориентированы на конкретные факты и более импульсивны. В речи экстравертов, помимо риторических вопросов, обращений, в большом количестве присутствуют развернутые предложения. (Приложение 1. № 3)
В стихотворении «Прости, солдат», (Приложение 1. № 3) Г.Баталова ярко проявилась как экстраверт: идет описание события окружающей реальности – стихотворение написано в 90-е годы, ветераны войны тогда находились в очень тяжелом материальном положении, им приходилось продавать свои награды, которые они получили за пролитую на войне кровь, за отвагу и бесстрашие, проявленные в боях. Она описывает чувства, и они вызваны ситуацией, которая имеется во внешнем мире. Обращение Глафиры Васильевны направлено к объекту внешнего мира: «Ты прости нас, отец, за душевную боль. Защитить не смогли, не прикрыли собой». (Приложение 1. № 3). И мы наблюдаем распространенное предложение, так же, как и в стихотворении «Завалили деревню по окна снега».
В экстравертной установке проявляется направленность интереса к внешнему миру: к другим людям, к предметам, то есть внешние факторы являются основной движущей силой. Ярким примером этому может служить стихотворение «О чем сверчит кузнечик…». (Приложение 1. № 4)
У экстраверта поток психической энергии направлен к объектам, которые могут быть глобального уровня, например, Родина. Здесь рассматривается судьба Родины. Автор осознает, что в стране, где ей довелось родиться, слишком много горя из-за того, что нет стабильности: «то б ни правил, истина сокрыта, как ни называлась та страна», неясны пути дальнейшей судьбы страны «сколько тьмою перепутий скрыто», и поэтесса выводит общечеловеческую ценность – «Родина одна». (Приложение 2. № 1)
Экстравертам присуще дружелюбие и позитивность. Яркий пример -быль «Пленные немцы»: бежавших из плена немцев поймали «сельские бабы», «сначала тех немцев побили», «потом их в подвал посадили, районную вызвали власть», но потом «… злость покидала сердца», и как яркая черта экстраверта: «Дала им картофельных хлебцев при всем деревенском народе. И кто-то принес махорки и помидоры в банке… Все люди мы, а не волки. И слышалось горькое: «Данке». Четко прослеживается нравственная мысль – при любых условиях нужно оставаться людьми, и именно у обычных людей, у женщин, чьих сыновей, мужей, братьев убивали немцы, эта человечность осталась. (Приложение 2. № 2)
В стихотворении «Лето» (Приложение 2. № 3) есть характеристика экстравертов: «яркое, цветное, рухнуть, убиться, снова родиться». Это присуще экстравертам: яркость в общении, глубокие, открытые люди; этому психологическому типу присуща смелость, риск, азарт и быстрое восстановление. Г. Баталовой это очень близко, и поэтесса дает определение и себе – «я летняя птица».
Подводя итог, при исследовании 240 стихотворений, мы выявили 141, где она проявила себя как интроверт, и 199 – как экстраверт. Таким образом, предположительно, Г.В. Баталова по психотипу личности была экстравертом.
Глава 2. Определение психотипа личности Г. Баталовой на основе анализа воспоминаний близких.
У нас нет возможности пообщаться с Глафирой Васильевной, ведь она ушла из жизни в 2003 году. Но живы те, с кем она дружила, общалась, те, чьим учителем она была. Для объективности мы интервьюировали тех, кто был хорошо знаком с поэтессой, изучили воспоминания о ней, опубликованные в газете «Дружба».
Читаем: «Воспоминаниями … поделились Н. И. Батурина и В. Д. Нагаева, они восхищались ее любовью к людям, терпением и мужеством. … Глафира Васильевна …. была подругой, с которой можно было делиться всем, будучи уверенным в ее понимании и поддержке. (Приложение 3)
По воспоминаниям Н. Агзамовой (Ямурзиной): «Тётя Глафира, … всегда казалась … не такой, как все вокруг, в ней было что-то, чего нет в нас. Помню … кофейный сервиз темно-зеленого цвета с маленькими чашечками (дефицитная вещь, по тем временам) — подарок моим родителям». Экстраверты щедры, именно поэтому поэтесса любила делать подарки. «Мой первый гос.экзамен в 9 классе. …. … зашла Глафира Васильевна и вручила … большой, пылающий красным цветом, пион. Я опешила: «За что?» ... «За то, что сдала экзамен», … и тётя Глафира вручает мне цветок» - щедрость экстравертов проявляется во многом. (Приложение 4)
«… она … заходила к нам пообщаться, поделиться новостью…. любила общаться с моей мамой … зайдёт с исписанным листком …, прочтёт вслух своё новое творение…. … наш дед … бывал у Глафиры Васильевны — поговорить о политике, обсудить …, да и просто поделиться житьем-бытьем…» Сочувственность – одна из основных чувств экстраверта, в любой момент он поделится деньгами, поддержкой, полезным советом, мнением.
«Её стихи как разговор, как мостик между ней и остальным миром» (Приложение 4) - такое ощущение потому, что Баталова пишет о знакомом всем – о природе, об отношениях, о проблемах, о событиях и людях, всём том, что можно назвать «явлениями внешнего мира», внимание ориентировано вовне. Воспоминания В. Нагаевой, подруги Г.В. Баталовой. «Меня … поражали ее мысли, ум, необычный взгляд на жизнь. Талантливый человек во всем талантлив. … все у нее получалось … в день рождения сынишки, … пришлось выехать … в Уфу. Глафира поздравила моего сына, принесла торт. … сейчас он часто вспоминает про него». Экстраверт – искренен: все делается с сердцем, и сочувственность – у мальчика день рождения, мама на выезде, и Г. Баталова дала возможность празднику состояться.
«…она пришла ко мне … расстроенная, … катились слезы. Протягивает мне стихи: - "Как поэт поэту…", подписанные А. Федоровым. … То, что я написала, я все сожгу, я никудышный поэт, никому мои стихи не нужны. Сегодня же все сожгу». Экстраверт ориентирован на дружелюбное общение, но сильно зависит от общественного мнения. «Я ей сказала … не все же люди одинаковы, некоторые не понимают ее стихов, не понимают смысл и красоту слова, некоторые завидуют, хотят ущипнуть побольнее… И в жизни так - скажешь свое мнение, туту же тебя одернут, выскажут свое мнение, как самое правильное и беспрекословное». Глафира смотрит на меня недоверчиво, но потом мало-помалу успокаивается: - Правда, Валя? Спасибо. И …, уверенная в себе, уходит». Некоторая зависимость от мнения других людей, как черта экстраверсии. «А как плакала она после трагедии на подводной лодке "Курск"!» Особенность экстравертов в эмоциональной свободе – будучи на публике, могут легко расчувствоваться. (Приложение 5)
В.А. Ускова: «В 1983 году ушла из школы по болезни. … когда приступы болезни отступали, она рвалась к ученикам, к учителям, … просто предлагала свои услуги в качестве лектора…». Экстраверты характеризуются бурной внешней деятельностью, непрерывным расширением круга общения. Отсутствие его приносит экстравертам боль, возможны стрессы и депрессия. (Приложение 10)
Анализируя воспоминания, мы подтвердили результат, полученный при анализе стихов: по психологическому типу Г.В. Баталова – экстраверт.
Заключение
В речевом поведении каждого человека присутствуют лингвистические единицы, определяющие интровертированное и экстравертированное речевое поведение, нейтральное речевое поведение. При этом в доминанте всегда находятся какое-либо одно. У Г. Баталовой - экстравертированное речевое поведение. В изображении реальности Г.В Баталова опирается на описание конкретных объектов. Ее речь зависит от ситуации, в которой в данный момент протекает общение, где она описывает процессы, направлена на внешний мир, автор фокусируется на конкретных явлениях, реально существующих, часто обращается к получателю, призывает читателя к совместному размышлению. Поэтому мы с большой долей вероятности можем утверждать, что поэтесса Г.В.Баталова по своему психологическому типу была экстравертом, что и отразилось в ее стихах.
В процессе исследования гипотеза подтвердилась: выбор языковых средств при создании поэтического смысла зависит от психологических особенностей типа личности автора. Задачи, поставленные при исследовании – решены, нами также снят творчеству видеофильм «Я – летняя птица», посвященный Г.В. Баталовой.
Изучение личности и творчества Г.В. Баталовой необходимо продолжать, так как мы, подрастающее поколение, должны знать своих земляков, внесших вклад в развитие нашего района не только с материальной точки зрения, но в первую очередь – с духовной. Хочется поблагодарить людей так бережно несущих память о человеке: Батурину Н.И., В. Д. Нагаеву, Г.Т. Саитзянову, Ускову В.А., Н. Агзамову. Актуальность работы неоспорима – важно изучать произведения во взаимосвязи с более точной характеристикой автора, как с биографической точки зрения, так и психологической, ведь результат творческой работы творцов зависит от многого.
Список литературы и источников:
1. Арутюнова Н. Д. Речевой акт // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. М.: "Сов. энцикл.", Ин-т языкознания АН СССР, 1990; С. 412
2. Александрова О.В. Единство прагматики и лингвопоэтики в изучении текста художественной литературы / О.В. Александрова // Проблемы семантики и прагматики: Сб. науч. тр. - Калининград, 1996. - C. 3-7) – 4133. Богомолова 1992 - Богомолова Н.Н. Контент-анализ // Н. Н. Богомолова, Т. Г. Стефаненко; МГУ им. М. В. Ломоносова, Фак. психологии.- М.: Изд-во МГУ, 1992  4. Матвеева Г.Г. Скрытые грамматические значения и идентификация социального лица («портрета») говорящего: Автореф. дис. ... доктора филол. наук - СПб, 19935. Сборник стихотворений Глафиры Васильевны Баталовой.Составители: В.И. Усков, В.А.Ускова, ГУП РБ РИК «Дружба», 2012 г.Интернет-источники:
http://mishred.ru/society/743-milaya-intelligentnaya-sosedka.htmlhttp://mishred.ru/society/42-ya-zhivu-na-zemle.htmlhttp://mishred.ru/society/3136-vremena-goda-v-poezii-glafiry-batalovoy.htmlhttp://mishred.ru/society/2820-pomnyu-lyublyu.htmlhttp://uchitel.edu54.ru/node/273344http://revolution.allbest.ru/psychology/00202624_0.htmlИнформаторы:
В.А. Ускова - жительница с. Мишкино, ученица Г.В. Баталовой. Контактный телефон:89173853191, с. Мишкино, ул. Мира, д.20, кв.7
Р.Ф. Кичук – учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 2 с. Мишкино. Контактный телефон: 89373362828, с. Мишкино, ул. Ленина, д.125
В. Нагаева – жительница с. Мишкино, близкая подруга Г.В. Баталовой.
Контактный телефон: 89373428743, с. Мишкино, ул. Гагарина, д.42 Приложение 1
№ 1.Отрывок из стихотворения «Снеговик»
Смотрели домишки темными глазницами окон,
И затихла кругом суета очень шумного дня,
Ушли все мальчишки. Лишь светит фонарь одиноко,
Да стоит снеговик, своей шапкой-кастрюлей звеня…
(…) Остался стоять он, покинутый всеми, ненужный,
Одиноко и грустно ему в этой темной ночи.
Медленно-медленно опускаются палочки-руки,
И из глаз угольков выбегают слезинки-лучи.
№ 2. Отрывок из стихотворения «Не выучусь я жить … »
Не выучусь я жить на странном этом свете:
Где лучше – не спросить,
Где лучше не ответить?
Предать – чтобы спасти,
Солгать – чтоб оправдаться.
Все путаю, прости,
Хотя и силюсь разобраться.
Ты жить учись у лопуха:
Свою ладонь он к людям тянет,
Смеяться над тобой не станет
За зелень твоего стиха…
И о чем нам печалиться?
Разве только о том, что рябина качается
Под высоким окном
И пожаром оранжевым каждый взгляд бередит,
Словно солнышко, радужно, к нам в окошко глядит.
№ 3. Отрывок из стихотворения «Прости, солдат»
На базаре старик ордена продавал.
Он дрожащей рукой их устало держал,
И сквозь сжатые зубы упрямо твердил,
Что в базарном ряду - не единственный был…
Я сквозь слезы смотрю на его ордена.
Худоба, жалкий взгляд, в голове седина.
Коль пришла нищета, на кого же пенять…
Руки сжал ветеран, дрожь не в силах унять.
№ 4. Отрывок из стихотворения «О чем сверчит кузнечик у леса за ручьем?»
О чем сверчит кузнечик у леса за ручьем?
И пеночка под вечер расщелкалась о чем?
К кому ее стенанья, о чем ее тоска?
Беззвучны трепыханья лесного мотылька.
Но я его секреты ловлю, ловлю, ловлю…
Я трепетно все это люблю, люблю, люблю.
И прежде чем расстаться с ручьем и мотыльком –
Так хочется дознаться, о чем они? О чем?
Приложение 2
№ 1. Отрывок из стихотворения «Лунным светом пыль к земле прибита»
Лунным светом пыль к земле прибита,
И дорога белая видна.
Сколько тьмою перепутий скрыто,
Столько бед, а Родина одна.
(…) Кто б ни правил, истина сокрыта,
Как ни называлась та страна.
Сколько тьмою перепутий скрыто,
Столько гора – Родина одна…
№ 2. Отрывок из стихотворения «Пленные немцы»
…Сначала тех немцев побили,
Побили по-бабьи их – всласть,
Потом их в подвал посадили,
Районную вызвали власть….
….Все ж люди мы, а не волки.
И слышалось горькое: «Данке».
№ 3. Стихотворение «Летние птицы»
Летние люди,
Как летние птицы,
Яркая метка, цветное тавро.
Сбиться, от стаи отбиться,
Забыться, воли напиться,
Теряя перо.
Рухнуть, убиться,
И снова родиться…
Где ваши гнезда и что впереди?
Летние люди,
Азартные птицы,
Тешьтесь, пока не застигли дожди.
Срок приземлиться,
Смириться, проститься.
Что не умрет?
Что развеется в прах?
Я еще птица.
Я летняя птица
На отшлифованных
Солнцем
Ногах.
Приложение 3
15 марта прошла презентация сборника стихов Глафиры Баталовой
http://mishred.ru/tags 22-03-2012 № 1287
Глафира Васильевна Баталова родилась в 1950 году. Отец Василий Григорьевич – уроженец деревни Мокрушино Мишкинского района. Окончила школу в Салаватском районе. Первые стихи вышли в печати в 1963 году. После окончания Бирского педагогического института в 1974 году была назначена учительницей химии и биологии Мишкинской средней школы № 1, где работала до 1983 года и ушла по болезни. В течение 28 лет, до самой кончины, сотрудничала с районной газетой «Дружба», где печатались ее стихи.
Удивительный талант и искренняя душа Глафиры Васильевны собрали в этот день в фойе центральной библиотеки ее друзей и близких, родных и знакомых, учеников и коллег.
С первых же минут возникло ощущение, что гости оказались в уютном доме: вот фотографии ее и близких, любимые книги, а вот предметы и вещи, которые она любила. И добродушные хозяева – стихи, раскрывающие ее светлую душу. В оформление выставки свою душу вложила Д. С. Аликаева. Именно с них, проникновенных и искренних строчек, началось мероприятие. Обучающиеся 10 «а» класса лицея № 1 под руководством преподавателя В. В. Адыевой ознакомили со своими исследовательскими работами, в которых осветили тематическое разнообразие творчества поэта, раскрыли образ лирической героини. Слушая стихи, зрители мысленно уходили в мир родной природы, увидели жизнь, полную радостей и печалей, счастья и бед глазами женщины, сильной духом, умеющей любить все свое окружение. В зале возник незримый образ героини – глубоко человечной, умеющей видеть прекрасное в обыденном.
Своими воспоминаниями о близкой подруге поделились Н. И. Батурина и В. Д. Нагаева, и каждая восхищалась ее любовью к людям, терпением и мужеством. Вспомнили и том, что Глафира Васильевна была опытным биологом и гостеприимной хозяйкой, искусным кулинаром и надежной подругой, с которой можно было делиться всем, будучи уверенным в ее понимании и поддержке.
Героиня нескольких ее очерков, отличник образования, учительница русского языка и литературы лицея № 1 села Мишкино Г.Т. Саитзянова говорила, что никогда эта удивительная женщина не мирилась с хамством и подлостью, и всегда оставалась выше таких проявлений человеческого характера, отвечая добром и милосердием…
Самыми теплыми словами вспоминал Г. В. Баталову на презентации книги редактор районной газеты «Дружба» В. И. Усков, для которого она была автором пронзительных стихов, коллегой и другом, с которым можно было говорить о жизни и обсуждать события в рабочем кабинете и домашней обстановке. Валерий Иванович признался, что издание сборника для него стало долгом перед памятью Глафиры Васильевны и ее талантом.
(…..) Огромное всем спасибо за память, за то, что односельчане и друзья помнят и любят творчество Г. В. Баталовой, за великолепную презентацию сборника стихотворений нашей любимой дочери, сестры, тети, за труд, который был вложен, чтобы память о Глафире Васильевне Баталовой – Человеке и Поэте – осталась в сердцах людей навсегда, а ее поэтическое творчество было увековечено.
Автор: Ф. КАДИКОВА
Приложение 4
Милая интеллигентная соседка Глафира Баталова
http://mishred.ru/society/743-milaya-intelligentnaya-sosedka.html
19-02-2013 № 1135
Село Мишкино, конец 70-х, строители сдали 16-квартирный дом. «Двухэтажки на Мира», так назывался этот район. Удобства — на улице, сараи — во дворе, одни качели на весь двор, печка на крохотной кухне, трехкомнатные квартиры — почти все с подселением, но радости не описать — всё-таки, это отдельный, свой угол. Молодые люди — с первенцами на руках. Все — с верой в светлое будущее, в построение своей счастливой семьи.
… Наши квартиры располагались на одной лестничной площадке. Тётя Глафира, так мы её называли, всегда казалась мне не такой, как все вокруг, в ней было что-то, чего нет в нас. Помню небольшого деревянного Деда Мороза с двигающимися ручками-ножками, поворачивающейся головой, подаренного мне на Новый год, кофейный сервиз темно-зеленого цвета с маленькими чашечками (дефицитная вещь, по тем временам) — подарок моим родителям. Позже, вспоминаю, любила заходить к ней по поводу и без. Казалось, у неё всё так интересно обставлено, и пахнет по-другому. Иногда мы заходили к ней позвонить — телефон тогда был не у всех. В начальных классах любила слушать её рассказы обо всём на свете: про «капюшон» у кобры, про то, как образуется янтарь и почему его много на дне Балтийского моря, и о многом другом. Когда я училась в старшем звене, она проводила у нас интереснейшие классные часы, как вести здоровый образ жизни, строить отношения взрослеющим юношам и девушкам, как правильно одеваться, вести себя в обществе и т. д.
Родилась Глафира Васильевна в деревне Старобазаново Бирского района. Выросла в селе Малояз Салаватского района республики. После школы поступила в Бирский государственный педагогический институт, где получила специальность учителя биологии и химии. По распределению её направили в Мишкинскую среднюю школу № 1 (отец Глафиры Васильевны — уроженец деревни Старомокрушино). С энтузиазмом молодой учитель взялась за работу.
Здесь, в Мишкино, Глафира Васильевна знакомится с Виталием Биксандаевым — молодым специалистом, приехавшим в родное село после окончания автодорожного факультета Красноярского политехнического института. Молодые полюбили друг друга, создали семью, получили квартиру. Всё хорошо, всё прекрасно — ходят в кино, радуются жизни. Но почему-то так бывает в жизни: не может быть всё гладко… Глафира Васильевна начинает болеть, и болезнь, увы, переходит в хроническую форму… Она уходит из школы по состоянию здоровья, ей дают группу инвалидности. Умнейший человек, прекрасный учитель, обаятельная женщина в расцвете сил. И как приговор — сидеть в четырёх стенах... Это было трудно пережить. Но Глафира — не из слабых. Сильные гены, доставшиеся от родителей, живой ум не дали ей опустить руки и расслабиться. Она с головой ушла в литературу: начала читать и перечитывать классику, писать стихи. Первая проба пера была в юношеские годы, потом поэзия студенческих лет, но самый расцвет её поэтического таланта пришёлся на зрелые годы.
Я не могу сказать, почему, но ко мне она всегда относилась как-то по-особенному, хотя и много было вокруг соседских девчонок и мальчишек. То ли оттого, что наши двери были напротив, то ли потому, что не было у неё своих детей, она часто заходила к нам пообщаться, поделиться новостью. И не просто заходила, а с куском кекса (до сих пор помню его вкус), пирога или даже торта. Мы часто ходили друг другу, занимали друг у друга полбуханки хлеба (сейчас это кажется удивительным) или ещё по какой-то мелочи. Глафира Васильевна любила общаться с моей мамой, бывало, зайдёт с исписанным листком в руке, прочтёт вслух своё новое творение. Может быть, наше сближение происходило ещё и потому, что к нам приходил наш дед — мамин отец — учитель биологии и химии из соседней деревни. Он непременно бывал у Глафиры Васильевны — поговорить о политике, обсудить вышедшее в газетном формате произведение А. Солженицына, да и просто поделиться житьем-бытьем…
Нельзя сказать, что все вокруг понимали Глафиру Васильевну. Она общалась с определённым кругом людей, любила бывать в районной библиотеке, часто посещала редакцию газеты «Дружба», где печатали её стихи, заметки. Она была человеком очень тонкого, ментального уровня, своеобразной в общении, и не каждого впускала в свой мир. Не всегда и я её понимала, бывало, даже обижалась. Только позже осознала, что идеальных людей не бывает, нельзя быть хорошей для всех; порою в жизни надо уметь сказать «нет».
… Мой первый государственный экзамен в 9 классе. Обеденное время. Все дома. Я пришла радостная и счастливая. Вскоре зашла Глафира Васильевна и вручила ею выращенный, большой, пылающий красным цветом, пион. Я опешила: «За что?» Мне ещё никогда в жизни никто не дарил такого красивого цветка. «За то, что сдала экзамен», — сказала она. До сих пор это ощущение счастья: я в своей комнате, ярко светит солнце, и тётя Глафира вручает мне цветок, говоря при этом ещё какие-то прекрасные слова. Тогда я поняла и почувствовала, что госэкзамен — это серьёзно и торжественно, это важный шаг в жизни каждого. Я считала, что всё, что есть во мне — это само собой разумеющееся. А она — нет. Она, возможно, учила меня любить и уважать саму себя, поднимала мою самооценку.
Помню, мне лет 16-17. День рождения. Глафира Васильевна заносит торт, говоря, что вот не всем так удачно и пышно у неё получается. Она частенько одаривала нас с сестрой комплиментами, но иногда могла и подсказать, что что-то делаем не совсем верно или красиво, что лучше избавиться от такой-то привычки. А какие запахи доносились из её квартиры перед обедом или ужином! Это и запах болгарского перца, и отменного гуляша и какой-нибудь выпечки. А как хрустели огурчики, законсервированные ею на зиму, какой аромат и вкус имели помидоры, ассорти, салаты, компоты, варенья! Всего не перечислить. В этом ей не было равных в нашем шестнадцатиквартирном доме. Своеобразную отдушину она находила на своём приусадебном участке, выращивая в теплице ранние огурцы и помидоры. Конечно, всё это не без помощи супруга Виталия Исанбахтиновича.
Можно долго вспоминать и пересказывать истории из детства, связанные с Глафирой Васильевной, и всё-таки, я благодарна судьбе за то, что со мной общалась, по соседству жила и творила эта женщина.
18 февраля 2003 года Глафиры Васильевны не стало.
Как же верно подметил народ: что имеем — не жалеем, потерявши — плачем. Я начала всё чаще вспоминать наши с ней беседы. Знала я и о том, что остались её стихи. Но всё «руки не доходили»… За это время мы успели пожить на Севере и вернуться обратно в родные края.
Почему я тоже решила выпустить сборник её стихов? Мысль издать книгу с её стихами появилась у меня давно, но осуществить её никак не удавалось. Приближаясь к зрелому возрасту, поняла, что просто должна это сделать, хотя бы для того, чтобы большее количество людей прикоснулось к миру, созданному Глафирой Баталовой. Её стихи как разговор, как мостик между ней и остальным миром. Ведь всё, о чём болит душа, не скажешь при встрече и не выразишь обычными словами, а ей это удавалось посредством рифмованных строчек, а где-то даже и между них. На мой взгляд, её стихи отличаются от других современных своей глубиной, философией, особым взглядом и мироощущением. Познакомившись с её творчеством, человек начинает по-другому смотреть на те или иные жизненные перипетии. Её поэтическое наследие уже нашло понимание у современников. Об этом говорят те факты, что в школе, в библиотеке села Мишкино проходят научно-практические, читательские конференции, посвящённые творчеству Г. Баталовой. Мне искренне верится, что имя Глафиры Васильевны ещё займёт достойное место среди поэтов-современников.
Н.Агзамова (Ямурзина)

Приложение 5
Помню. Люблю.
http://mishred.ru/society/2820-pomnyu-lyublyu.html 12-02-2011 № 345
Как трудно мне пройти мимо этих квадратиков-огней ее окон без застывшей боли. Кажется, вот сейчас только дотронусь до звонка, распахнется дверь и встретят меня лучистые глаза и добрая улыбка. Когда бывали в жизни тяжелые моменты, да и просто хотелось распахнуть душу, я бежала к Глафире Васильевне. Отогревалась душой у нее. Мы пили чай, долго-долго обо всем говорили, не замечая, как бежит время. Потихоньку мои горести таяли как дым, я заряжалась энергией, идущей от нее, и уходила с легким сердцем. "Перемелется - мука будет" - говорила она. Когда она что-нибудь писала, тут же звала меня, и я была одной из первых ее читательниц.
- Приходи, - говорила она - мне нужно с тобой посоветоваться. Меня всегда поражали ее мысли, ум, необычный взгляд на жизнь. Талантливый человек во всем талантлив. За что бы она ни бралась, все у нее получалось - изобретала, фантазировала, колдовала над тортами - они получались очень вкусными и красивыми. Пекла пироги - таяли во рту. Готовила с душой, поэтому получалось все вкусно. Несмотря на тяжелую болезнь, заготавливала все впрок - от компотов до самых разнообразных солений и закусок. Однажды, в день рождения сынишки, мне пришлось выехать с годовым отчетом по исполнению бюджета района в Уфу. Глафира Васильевна поздравила моего сына, принесла торт. Он был вне себя от радости: "Мама, я весь день ел тети Глафирин торт!". И сейчас он часто вспоминает про этот торт.
Когда я что-нибудь рассказывала о самом сокровенном, она мне говорила: «После твоих рассказов у меня здесь (показывая на сердце, - авт.) что-то защиплет, защиплет и хочется написать что-то необычное». А болезнь ее не щадила, все стягивала и стягивала железное кольцо вокруг нее. Ей было тяжело, но она никогда не жаловалась, что ей плохо. Только один раз, всего один раз за несколько дней до смерти, она мне сказала: «Я так плохо себя чувствую, очень плохо мне… Никогда мне так плохо не было…». Это были ее последние слова, услышанные мной...
Однажды она пришла ко мне такая расстроенная, из глаз катились слезы. Протягивает мне стихи: «"Как поэт поэту…", подписанные А. Федоровым, - Вот, - смотри! То, что я написала, я все сожгу, я никудышный поэт, никому мои стихи не нужны. Сегодня же все сожгу».
Я ей сказала, что не все же люди одинаковы, некоторые совсем не понимают ее стихов, не понимают смысл и красоту слова, некоторые завидуют, хотят ущипнуть побольнее. Не все же люди, к счастью, такие. А твои стихи большой след оставляют у многих, они как журчащий хрустальный ручеек текут, берешь осторожно в ладошки и пьешь, наслаждаясь. Твои стихи доходят до сердца, до души, заставляют по-другому смотреть на жизнь. Я всегда радуюсь твоим удачным стихам. Ты еще будешь знаменитой. Они не умрут никогда. Твои стихи будут всегда жить в близких тебе людях и в тех, кто понимает красоту слова, в тех, чьи души созвучны твоим стихам. …. И в жизни так - скажешь свое мнение, туту же тебя одернут, выскажут свое мнение, как самое правильное и беспрекословное. Просто надо иметь свой стержень в жизни, идти по своему пути. Противоречивые взгляды всегда есть и будут. Если молекула "минус" повиснет в воздухе, тут же и "плюс" подоспеет.
Глафира смотрит на меня недоверчиво, но потом мало-помалу успокаивается: «Правда, Валя? Спасибо». И уже с просветленным взглядом, уверенная в себе, уходит.
А как плакала она после трагедии на подводной лодке "Курск"! Ведь погибли не кто-нибудь, а настоящие мужчины. И через свою боль родились новые слова, полные отчаяния, про мужественных моряков. Стихи, которые невозможно без слез читать.
Глафира Васильевна оставила большой след во мне, многому научила. Пусть земля тебе, Глафира, будет пухом. Спасибо тебе, Глафира, что ты была в моей жизни.
В. Нагаева
.
Приложение 6
Воспоминание В. Усковой, выпускницы 1977 года.
Газета «Дружба» от 20 августа 2003 г.
«Моей рассеянной весны
неосторожные уроки.
Ее утерянные сны
И неуверенные строки».
Г. В. Баталова.
Уже в природе этих имени и фамилии была заложена необычность судьбы того, кому они принадлежали. Для российской глубинки, кой является мой родной Мишкинский район, появление в нем такого человека как Глафира Васильевна, было, на мой взгляд, даром небесным, приобщением через нее к музыке поэтического слова, к большой русской литературе.
А начиналось-то все прозаично. Хотя, пожалуй, нет. Разве это проза, когда на первом уроке биологии перед 7 «а» классом в 1974 году, «дыша туманами и духами», появляется Блоковская прекрасная Дама. Конечно, «Стихи о Прекрасной Даме» мы прочитали позже, но предвестница ее уже стояла пред нами и была представлена учителем биологии Глафирой Васильевной Баталовой. Если сказать, что мы были очарованы ею, значит, не сказать ничего. Высокая, стройная, в белом костюме; кокетливая мальчишечья стрижка и холеные руки с длинными пальцами и маникюром.
И веснушки. Веснушки везде: на щеках, на носу, на пальцах. Какой-то веснушчатый звездопад. Уже тогда в ее поэтическом багаже были строки:
Девчонку солнце одарило золотом,
Но ей оно, как видно, ни к чему.
стучит в окошко ветер «не грусти».
Зимой, мол, это золото отмоется,
А солнце улыбается «прости».
А шоковое состояние мы уже испытали, когда на наших глазах эти ухоженные «золотые» руки препарировали животных, которое несчетное количество несли молодому биологу местные охотники, чтобы вскоре бросовый материал превращался в чучела енотовидной собаки, кролика, хорька. Все это становилось экспонатами биологического кабинета, а сам кабинет постепенно становился экспонатом в Мишкинской средней школе, а затем и самым лучшим кабинетом биологии в районе. Вскоре к чучелам присоединились вуалехвостки и золотые рыбки в аквариумах, волнистые попугайчики в клетках и семейство белых мышей, которое прекращает шуршать только тогда, когда урок вела сама хозяйка — Глафира Васильевна.
Мы были в плену ее чар. В 10-м классе отношения перешли наши на новый качественный уровень — Глафира Васильевна становится нашим классным руководителем. А мы уже пытаемся вырваться из ее плена, мы хотим быть самостоятельными — ведь для юности нет ничего более постоянного, чем непостоянство. Обретая свою свободу, мы наносим сердечные раны человеку, который к тому времени стал для нас кумиром. И, на мой взгляд, эта рана кровоточила у Глафиры Васильевны все 25 лет, что прошли у нас и у нее после школы. Ведь по воле судьбы и Глафира почти одновременно покидает школу:
Отвыкать от сентября
Не стремительно, не сразу.
На листах календаря
Выверяя эту фразу.
Отвыкать, еще любя
Целиком и все отдельно,
Притворяясь про себя,
Что и это не смертельно.