Задания творческого характера и речевые игры как средство развития речевого творчества младшего школьника с тяжелыми нарушениями речи.

Задания творческого характера и речевые игры как средство развития речевого творчества младшего школьника с тяжелыми нарушениями речи.

Модернизация образования поставила перед современной школой задачу – воспитание грамотного, творчески мыслящего поколения. Человеческая уникальность тесным образом связана со способностью к творчеству. Творчество предполагает новое видение, новый подход, новое решение, т.е. готовность к отказу от стереотипов восприятия, мышления и поведения.
Если мы хотим, чтобы ребёнок развивался и рос как личность, необходимо не только ориентировать его на наши требования, но и помогать ребёнку следовать его собственным внутренним целям и желаниям. Обычно детям бывает легче осознать свои личные цели в творчестве.
В процессе развития творческих способностей детей особое внимание следует обращать на максимальную стимуляцию самостоятельной деятельности младших школьников, на формирование у них устойчивых творческих интересов, целеустремлённости, настойчивости в решении творческих задач.
Задания творческого характера – это задания, направленные на развитие операционной стороны интеллекта, психических функций, приёмов и операций умственной деятельности.
Характерной чертой творческих заданий является наличие в них не какого–либо познавательного содержания, а скрытых путей решения игровой задачи, что требует от младшего школьника смекалки, сообразительности, т.е. нестандартного творческого мышления.
Воспитательная работа в ГДП даёт прекрасную возможность для проявления творческих способностей учащихся, их индивидуальности. Воображение ребёнка, способность фантазировать активно развиваются в результате исследовательского поиска. Главное – поддержать и направить в созидательное русло фантазию и воображение юных писателей и поэтов, помочь успешно развивать свою речь, своё речевое творчество. Научить маленького школьника ясно и грамотно говорить, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться – сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряжённого труда, а главное – эффективно действующего подхода к развитию речи, к его организации и корректировке.
Как реализовать потенциал речевых возможностей ребёнка, побудить к созданию самых простых рассказов, сказок, стихов? Что посоветовать родителям, чтобы их дети стремились к творческому самовыражению в слове?
Цель приведённых ниже упражнений – дать ответ на эти вопросы и помочь воспитать личность, способную отойти от стандарта и шаблона, что так необходимо сегодня.
Упражнения, развивающие фантазии, письменную и устную речь.
Всё, что нас окружает, создано природой и фантазией человека.
Фантазия – способность к творческому воображению. Без умения фантазировать, нельзя было бы создать ничего нового. В процессе обучения и воспитания младших школьников можно использовать следующие приёмы фантазирования:
1. Оживление
Детям, предлагается придумать сказку о каком – нибудь предмете. Можно придумать рассказ или сказку от лица этого предмета. Например: листочек, снежинка, муравей, линейка и т. д. Например:
Снежинка.
Вот наступила зима. В воздухе кружилось много снежинок. Они были все очень красивые. Они летели и восхищались красотой деревьев, полей. И только одна снежинка твердила: “Ах, какая я воздушная и пушистая. Прекрасней меня нет на всём белом свете”. Она летала, любовалась своим платьем и отстала от своих сестёр.
Вдруг налетел ветер и унёс её в снежную даль. Когда она упала на землю, то поняла, как плохо быть одной. Снежинка с грустью вспоминала, как она играла с сестричками в прятки, пела песни, водила хороводы. Пока она лежала на земле, наступил вечер. Снежинка захотела спать. Она уснула с одной мыслью о том, что придумает, как вернуться домой. (Маша Б.)
2. Приём “Бином-фантазия”
Бином создаётся из двух слов так, чтобы эти слова разделяла известная дистанция, т. е. чтобы одно слово было чуждым другому, чтобы соседство их было необычным. Только тогда воображение активизируется, стремясь установить между указанными словами родство, создать нечто единое.
Если вы встретили такие слова, как “обезьяна-насос”, это бином, потому что между двумя этими словами существует смысловая дистанция. Ведь в обычной жизни обезьянки не пользуются насосом. И поэтому происходит “вспышка” ассоциативного мышления. Теперь нужно помочь ученику сочинить сказку. Можно начать с того, что обезьянка нашла насос.
Обезьянка Тутти нашла на пальме насос. Ни обезьянка, ни другие африканские звери и птицы не знали, что с этим насосом делать. Удав решил отобрать у обезьянки насос и утащить к себе. Он ухватился за шланг, а обезьянка от неожиданности стала поднимать и опускать ручку насоса. Через несколько минут удав превратился в шар. Он не смог удержаться, скатился с пальмы и, как огромный футбольный мяч, понёсся к крокодиловой реке.
3. Сказки “наизнанку”
Детям предлагается придумать сказку, например, про трёх поросят и серого волка. Только поросята в этой сказке злые и хитрые, волк добрый и доверчивый.
Или придумать другой конец сказки “Колобок”, начиная с критической ситуации: Колобок сидит на носу у лисы.
4. Озвучивание картинки
Ученикам предлагается иллюстрации. Дети произносят звуки, слова, предложения, которые они могли бы услышать, оказавшись в центре иллюстрации.
5. Фантастические гипотезы
Составление рассказа по начатой фразе:
Я открыл дверь, а там Я выглянул в окно и
Что бы произошло, и что бы ты сделал, если бы:
– из крана полилась газировка;  – из тучи вместо дождя стал падать изюм; – люди придумали таблетку от сна.
6. Письма сказочным героям, инопланетянам
Как вид сочинения. Этот вид работы учит правильно и образно говорить, развивает наблюдательность.
7. Продолжи текст
Это задание предполагает развитие фантазии, воображения и умения выразить свои фантазии при помощи слов.
Жила – была Звёздочка. Однажды утром, когда надо было вставать и зажечь солнышко к новому дню, Звёздочка в полёте уронила искорку. Сразу стало темно и грустно. Что делать?
8. Сочинение сказок с заданными персонажами
В зоопарке жили лев, попугай и собачка. Однажды
На опушке леса жил маленький гномик. Он жил в своём маленьком домике. Однажды
Предлагаю подборку речевых игр на уроках русского языка и литературного чтения, а также как элемент внеклассного мероприятия для начальных классов. Данный материал будет полезен учителям начальной школы, а также воспитателям ДОУ. Это материал игрового характера, направленный на развитие связной устной речи, коммуникативных УУД.
Речевые игры для развития связной устной речи младших школьников. Цель. Формирование связной устной речи младших школьников. Задачи. Образовательные. Совершенствовать умение связно, логически правильно, точно строить речевое высказывание. Развивающие. Развитие внимания, памяти, наблюдательности, логического мышления, коммуникативных УУД. Активизация речевого словаря. Воспитательные. Умение работать в группе, слышать друг друга, вести диалог. Речевые игры. 1. "Бывает - не бывает".  Дети называют любое предложение. (Идет дождь. Солнце спряталось. Собака залезла на дерево). Класс хором отвечает - бывает это или не бывает. 2."Загадалки". Водящий выходит к доске. Дети по очереди задают ему вопросы о нем самом. (Сколько тебе лет? Когда у тебя день рождения? Какого цвета у тебя глаза? Кто твой любимый "мультяшный" герой?) Если водящий ошибся или ответил одним словом, он уступает место другому. 3. "Перевертыши". Попробуйте сказать любую фразу по-другому, используя другие слова, но сохраняя смысл. (Например. Береза распустила первые листочки. Белоствольная красавица обрадовала нас появлением первой зелени на её ветках.) 4. "Узнай меня" Ученикам даются предметные картинки. Дети должны указать признаки предмета и дать его описание: цвет, материал, форма, для чего нужен, где живет, что ест и другие. Остальные ученики угадывают, о чем или о ком шла речь, поправляют, дополняют сказанное. 5. "Сочиняйка". Придумать несколько применений пустой коробке, лопнувшему шарику, сломанной ручке, конверту от письма и другое. 6. "Хорошо и плохо". Класс делится на две группы. Учитель показывает детям предмет. Одна группа ищет у него достоинства (что хорошо), а другая - недостатки (что плохо). Кто больше придумает. Например, об иголке. 1 группа - иголкой шьют, она не ломается, ею можно сделать дырочку, вытащить занозу; 2 группа - она острая - можно уколоться, она маленькая - может потеряться, предмет опасный. 7. "Волшебная кисточка". Один из учеников делает несколько взмахов "волшебной кисточкой". Дети останавливают её словами "Раз, два, три, кисточка, замри!" После этого все разгадывают, что нарисовала кисточка. Дети рисуют словесные картинки на различные темы. 8. "Аукцион". Учитель предлагает детям предложение из 2 слов. Желающие дополняют его. После каждого высказывания учитель стучит деревянным молоточком по столу, произносит "Дополнение Вовы - раз! Дополнение Вовы - два! Дополнение Вовы - три! Предложение закончено . Если до третьего удара молоточка предложение распространяется, игра продолжается. 9. "Эстафета". Учитель называет какое - либо время года и передаёт палочку-эстафету одному ученику. Тот должен назвать один из признаков этого времени года и передать палочку следующему ученику. Правильное название оценивается фишкой. Победитель тот, у когонаберется больше фишек. 10. "Магазин игрушек". На столе стоит полочка с игрушками. Учитель говорит "У нас открылся магазин. Сколько здесь игрушек! Вы их сможете купить. Но чтобы её купить, нужно выполнить правило: не называть её, а описать признак. По описанию продавец узнает игрушку и продаст её вам". 11. "Венок сравнений". Играющие выбирают какое-либо слово. Затем все по кругу начинают сравнивать его с чем - либо, называя при этом основания для сравнения. Задача следующего игрока - привести убедительное сравнение; повторяться запрещается. Например: дождь, как водопад, как барабанщик, как колыбельная песня и другие. Все эти игры помогут совершенствовать связную устную речь детей с тяжелыми нарушениями речи.