Реферат на тему: «Семья как главный провоцирующий фактор проблем в замещающей семье»



Реферат на тему:
«Семья как главный провоцирующий фактор
проблем в замещающей семье»


Балаян Людмила Петровна
Российское общество на современном этапе демонстрирует необычайно высокую активность в оказании помощи и поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Граждане все чаще и увереннее изъявляют желание и готовность принять таких детей в свои семьи. Статистические данные свидетельствуют о том, что 86% лишенных родительской заботы и внимания детей в настоящее время живут и воспитываются в семьях. Программа реформирования системы детских домов направлена на то, чтобы каждый ребенок обрел свою семью. Опека и попечительство занимает самый высокий численный показатель среди других форм приема детей в семьи. Ее главным преимуществом выступает сохранение у ребенка кровнородственных связей и отношений. Воспитание в таких семьях строится на чувствах принадлежности и защищенности, что является базовым основанием успешного развития личностиувеличилось количество приемных семей. Это еще одна из юридически закрепленных в нашей стране форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семье. Ее особенностью выступает то обстоятельство, что один из родителей (или оба) получает заработную плату за оказанные услуги по воспитанию детей, переданных в семью по договору с местными органами самоуправления.
В связи с тем, что в русском языке приемная семья и приемные родители воспринимаются не как субъекты права, а как субъекты некровных отношений, то любую семью с некровным ребенком называют приемной, некровного ребенка – приемным ребенком, некровного родителя – приемным родителем. Это вносит большую путаницу в понимание сущности и особенностей воспитания ребенка в разных формах принятия в семью.
Не снимает этого противоречия и объединение названных форм семейного устройства ребенка в общий вид «замещающая семья». Признавая значительное количество общих закономерностей создания и функционирования семей усыновителей, опекунских семей и приемных семей, нельзя не видеть их особенности. Вместе с тем, в настоящее время научные исследования (и практика организации и сопровождения всех типов семей) обращены к этим общим закономерностям и крайне слабо представлены особенности каждой.
Кроме того, само существование приемной семьи, как специфической формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в нашей стране едва насчитывает два десятилетия. Данный срок крайне незначительный для всестороннего научного анализа и построении теоретических концепций воспитания ребенка именно в приемной семье.
Все это дает основание говорить о приемной семье как формирующемся феномене современной действительности.Социологические работы доказывают, что коллективное общественное сознание и сами замещающие семьи во всех видах и проявлениях воспринимают приемных детей как своих собственных. Следовательно, и отношения с ними строят как с родными детьми. Такое понимание родительско-детских отношений с принимаемыми детьми ведет к различным педагогическим «ловушкам» и противоречиям. Самим принимающим родителям и детям необходим четко сформированный общественный образ разных форм замещения.
На повестку дня научное осознание приемной семьи как феномена ставят психолого-педагогические науки. Анализ научных исследований и публикаций показывает, что даже неточности в формулировках самого понятия приемной семьи влекут за собой непонимание специфики построения процессов семейного воспитания. Слабое понимание особенностей родительско-детских отношений в ситуации «договора об услугах» деформирует воспитательные функции приемной семьи. Неопределенность во взаимоотношениях с кровной семьей ребенка ведет внарушениям идентичности ребенка, формирует искаженную привязанность.
Интенсификация процессов передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемные семьи влечет за собой ряд объективных и субъективных негативных последствий. Не всегда приёмная семья имеет достаточный ресурс для обеспечения развития ребенка, многие семьи сталкиваются с ситуациями, требующими нестандартного решения, остро стоит вопрос взаимодействия родных и неродных детей, психологической и педагогической без-опасности ребёнка в приёмной семье.
Феномен приемной семьи нуждается в его более полном осознании, научном осмыслении и переводе его в разряд явления с четко обозначенными законами и закономерностями существования. Особенно актуален такой перевод в ракурсе педагогической науки, так как ее знания являются приоритетными в выполнении главной задачи создания приемной семьи – воспитания ребенка.
В связи с целевыми установками формулируются и педагогиче-ские функции приемных семей. Постараемся иерархию функций, обозначенных в современных научных исследованиях, выстроить на основании их важности для приемного ребенка. В основу классификации двух групп педагогических функций положим их направленность на ребенка внутри и вне семьи. Заимствуя психологические термины, назовем их интровертивными и экстравертивными педагогическими функциями приемной семьи. Интровертивные функции, которые, с нашей точки зрения, следует признать приоритетными, обеспечивают благоприятные условия для эмоционального благополучия в решении воспитательных задач. Экстравертивные функции – для решения воспитательных задач в процессе деятельности.
Выделим следующие интровертивные педагогические функции приемной семьи.
1.Рекреационная функция. Анализ научных исследований приемной семьи показывает, что данную функцию называют все исследователи, хотя не во всех работах эта функция обозначается словом «рекреация». Однако во всех известных нам работах считается, что приемная семья для ребенка – это, прежде всего, пространство для восстановления израсходованных душевных и физических сил в процессе борьбы с неблагоприятными обстоятельствами своей жизни и личными потерями, принципиально важное условие восстановления здоровья и психического состояния ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей. Основанием реализации данной функции выступают действия приемных родителей, обеспечивающие базовые потребности детства: потребности в любви, привязанности и защищенности (Прихожан А.М., Толстых Н.Н., Ослон В.Н. и др.).
В качестве средств реализации рекреационных функций приемной семьи авторы называют: эффективную замещающую заботу (В.Н. Ослон); персонифицированное пространство приемного ребенка в семье (Ж.А. Захарова); гуманизацию пространства приемной семьи (Ю.С. Любимцева, Е.В. Герасимова); педагогическую поддержку (М.А. Брутова).
Эффективная забота включает в себя: помощь приемному ребенку в переживании стресса новой семейной ситуации; включение приемных детей в идентификационное поле базисной семьи; вовлечение приемного ребенка в формирование новых характеристик базиса семьи; помощь в переживании травматического опыта ребенка; формирование привязанностей.
Персонифицированное жизненное пространство в семье – это индивидуальное место проживания, воспринимаемое ребенком в качестве своеобразной психологической «ниши», позволяющей добиться максимального обособления и индивидуализации. С индивидуальной позиции, жизненное пространство выступает для человека, как поле актуальных возможностей. Это та область бытия, которая поддается сознательному изменению, в которой возможно конструирование мира, в соответствии с теми или иными установками и ориентирами признанными и принятыми человеком ранее. Оно отвечает таким ведущим потребностям детей, как потребности в любви, безопасности, защищенности, впечатлениях, общении, социальных контактах, двигательной активности, комфортности, динамичности, открытости. Гуманизация пространства детства – это развитие взаимоотно-шений, основанных на принципах гуманизма и гуманности, в ко-торых коммуникация, процессы сопереживания, взаимопонимания и взаимодействия в системе «приемные родители - дети - приемные родители» характеризуются знанием и пониманием приемными родителями сути психологических причин, лежащих в основе проблемного поведения ребенка, адекватным восприятием нужд и потребностей ребенка, как приоритетных, позитивным принятием ребенка, самоотдачей и любовью, продуктивными способами взаимодействия на основе сотрудничества, взаимопонимания и согласованности действий, дающими возможность приемным родителями и детям осуществлять оптимальное поведение в многообразных ситуациях. Основными комплексными показателями гуманных взаимоотношений в приемной семье являются: позитивное принятие приемного ребенка (когнитивный компонент), его параметрами являются положительное отношение к внешнему облику, деятельности, родительскому воздействию, поведению ребенка; эмоциональный контакт родителей с приемным ребенком (эмотивный компонент), его параметрами являются – оптимальность эмоционального контакта, эмоциональной дистанции и степени концентрации на ребенке; взаимодействие, со-гласованность действий и поведения по отношению к детям (кона-тивный компонент), его параметрами являются согласованность воспитательных действий семьи и школы, поведения приемных родителей по отношению к ребенку, выражающиеся в благоприятной семейной обстановке (удовлетворенности детско-родительскими отношениями).
Педагогическая поддержка – особая сфера педагогической дея-тельности приемных родителей, превентивная и оперативная помощь в развитии и содействии саморазвитию ребенка, которые направлены на решение его индивидуальных проблем, связанных со здоровьем, продвижением в обучении, коммуникацией и жизненным самоопределением.
2. Охранно-защитная функция. Как интровертивная функция она реализуется в процессе удовлетворения семьей потребности ребенка в безопасности и уважении. Безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности от внутренних и внешних угроз; это осознание ребенком того факта, что приемные родители способны отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия. Уважение личности ребенка подразумевает уважение его мнения, желаний, чувств. Взглядов и ошибок. К сожалению, научных исследований, связанных с данной темой, нам обнаружить не удалось. Однако в многочисленных публикациях, практикующих психологов проблеме психологической безопасности уделяется значительное внимание. Чтобы приемный ребенок почувствовал себя защищенным, уверяют психологи, нужно, чтобы он знал свои корни. Следовательно, защищенность начинается с принятия новыми родителями семейной истории ребенка. В приемной семье невозможно изменить имя ребенка. Это тоже условие безопасности. «Сегодня на всех тренингах для будущих приемных родителей, в статьях и книгах им повторяют как мантру: не говорите плохо о кровной семье ребенка, о его матери и отце, даже если они поступали ужасно» , – пишет Л.А. Петрановская. Это еще одно важное условие безопасности и защищенности. Есть и прямые посылы родителей на безопасность: если в опыте ребенка было насилие, ему важно услышать от вас заверения, что вы так обращаться с ним не будете.
Механизмами безопасности являются доверительные отношения приемных родителей с детьми, уважение к точке зрения по спорным вопросам, предоставления права на одиночество, эмоциональное сопереживание в сложных жизненных ситуациях.
Важно, чтобы ребенок видел, как мама или папа защищает его от предвзятых оценок соседей, как интересуется его делами в школе, с какой готовностью выступает с ним на сцене или спортивной площадке.
Если ребенок в приемную семью пришел со сформированным чувством «Мы», одним из механизмов реализации охранно-защитной функции начинает выступать избавление от группового давления. Познакомьтесь с друзьями ребенка, придумайте общее дело, вместе вырабатывайте новые правила, чаще ставьте ребенка в лидерскую позицию, поощряйте инициативу и самостоятельность.
3.Коммуникативная функция. Необходимость данной функции объясняется учеными с точки зрения разрешения противоречия, возникающего у детей-сирот в детских домах, между вынужденным интенсивным общением в группах сверстников и нарушенной коммуникацией. Общение в детских домах не опосредованно объяснением взрослыми людьми социальных кодов коммуникаций. Дефицит социальных смыслов общения и коммуникаций приводит к тому, что у воспитанников детских домов закрепляется агрессивная позиция в коммуницировании с другими людьми, они оказываются неспособными устанавливать конструктивные, эмоционально окрашенные от-ношения в процессе общения.
Коммуникативная функция призвана разрешить данное противоречие, включив в общение «взрослые» коды коммуникаций. С позиций антропологической педагогики инструментами реализации коммуникативной функции выступают процессы «проникновения», «истолкования», «разъяснения» смыслов слов общения и выбора способов коммуникации. Общение с детьми в приемной семье можно рассматривать как особую языковую практику. Она рассматривается как текст, детерминированный социокультурными факторами, как коммуникативное событие, демонстрирующее единство языковой формы и действия, диалог, обеспечивающий процессы рефлексии, самоанализа, самооценки и преобразования себя.
4.Терапевтическая функция. Обоснование необходимости данной функции и определение механизмов ее реализации мы находим в психологических исследованиях приемной семьи (В.Н. Ослон, Е.В. Серова, Л.А. Чернышова, О.Г. Япарова, Е.П. Шумейко и др.). Основываясь на тезисе о наличии деприваций и особенностях станов-ления психических процессов у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ученые рассматривают приемную семью как терапевтическую группу. Приемная семья, как доказывает В.Н. Ослон, «способствует появлению глубинных, малосознаваемых динамических изменений, позволяющих разблокировать вытесненные потребности ребенка, актуализировать ресурсы к изменению и развитию, стимулировать к проявлению большей активности» .Средствами достижения подобных эффектов выступают: работа над восстановлением у ребенка способности к формированию чувства привязанности, компенсация депривационных нарушений, проработка психических защит, разблокировка вытесненных потребностей, развитие совладения со стрессом, научение владения телом, снижение страхов, формирование навыков решения межличностных проблем и т.п.
Как видно из перечислений, это специальные техники, которыми владеют специалисты-психологи. Поэтому значительную часть терапевтической функции выполняют в приемной семье они, осу-ществляя психологическое сопровождение. Вместе с тем, родители могут создавать условия, близкие к терапевтическим, используя, например, такие способы, как приучение детей к телесным контактам посредством прикосновений, поглаживаний, обниманий, тактильных игр. Вполне посильны родителям приемы арт-терапевтической работы: прорисовки отношений, желаний, страхов; проигрывание чувств через кукольные спектакли; осознание способов привязанности через совместный просмотр фильмов; проработку историй жизни посредством совместного заполнения книги жизни и т.п.
5.Компенсационная функция. Компенсация – это восстановление нарушенного равновесия психических и психофизиологических процессов путем создания противоположно направленной реакции или импульса, это возмещение одних процессов и явлений другими. В от-ношении приемной семьи сразу возникает образ компенсации семьи и родительства. Однако, еще в 60-е годы XX века американские ученые доказали, что приемная семья не компенсирует ни семью биоло-гическую, ни тем более маму и папу. Х. Дэвид Кирк оспорил гос-подствовавшую точку зрения, согласно которой приемные родители должны вести себя так, как если бы их и ребенка связывали биологи-ческие узы. Он высказал мнение, что приемным родителям следует осознавать различия, существующие между биологической и прием-ной семьей. Работа Кирка, дополненная позднее исследователями из Германии, Польши, Англии, стала новым исходным пунктом для успешной адаптации людей к будущему статусу приемных родителей, помогла осознать уникальное компенсаторное положение приемной семьи. Это положение стоится на утверждении, что приемная семья является не столько замещающей, сколько дополняющей .Руководством к практическому воплощению этой идеи стало всемирно известное стихотворение приемной мамы: «Жили на свете две женщины, которые друг друга не знали. Одну ты не помнишь, другую называешь мамой. Две разные женщины, создавшие твою жизнь. Одна стала твоей путеводной звездой, другая стала твоим солнцем. Первая женщина дала тебе жизнь, а вторая учила тебя, как ее прожить. Первая дала тебе желание быть любимым, а вторая подарила тебе любовь. Одна дала тебе национальность, другая дала тебе имя. Одна подарила тебе талант, другая дала тебе цель. Одна подарила тебе чувства, другая умиротворила твои страхи. Одна видела твою милую улыбку при рождении, другая осушила твои слезы. Одна не смогла предоставить тебе дом, другая молила о ребенке, и Бог услышал ее. И сейчас ты задаешь мне сквозь слезы вопрос, на который еще никто не нашел ответ: наследственность или окружение, чей ты под? Ничей, дорогой мой, ничей. Просто две разные любви».
6.Функция экстрагирования. Под экстрагированием нами понимается вытягивание на поверхность тех способностей ребенка, о которых он сам не догадывается, которые для него не были никогда актуальны и которые глубоко латентны в традиционных ситуациях поведения и общения . Средствами осуществления данной функции выступает актулизации новаций с специально созданных воспитательных ситуациях. Предложения по осуществлению функции экстрагирования в прием-ных семьях мы находим в работе Ю.С. Любимцевой. Она пишет, что одним из важнейших условий актуализации скрытых возможностей ребенка является поддержка инициативы деятельности ребенка в воспитательных ситуациях разной степени сложности и стимулирование принятия ребенком ответственных решений в организации жизнедеятельности приемной семьи . Следовательно, приемные родители могут специально создавать условия, провоцирующие ребенка на проявление тех способностей, которые раньше не были необходимыми, например, уход за животными или младшими детьми, подготовку сюрпризов в праздничные дни и дни рождения, оказание помощи заболевшему члену семьи. Проявившиеся позитивные способности необходимо заметить, отметить и закрепить в схожих ситуациях.
Функцию экстрагирования можно реализовывать через механизмы социального закаливания (М.И. Рожков), т.е. включение детей в семейные ситуации, которые требуют волевого усилия в преодолении негативных влияний со стороны социума, овладения определенными способами этого преодоления, формирование социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции. В конечном счете, речь идет о формировании мотивации ребенка внести свой вклад в изменение ситуации в семье.
Итак, интроверсивные педагогические функции обеспечивают формирование у приемного ребенка чувств принадлежности, защищенности и привязанности, которые становятся базой его изменений в поведении, деятельности и отношениях, в том числе и за пределами своей семьи.
В этом случае на повестку дня поднимаются экстравертивные педагогические функции приемной семьи. В состав этих функций мы включаем следующие функции.
1.Адаптационная функция. Под адаптацией нами понимается овладение ребенком оптимальных и социально приемлемых способов действий в изменившихся социальных обстоятельств, нестандартных или незнакомых ситуациях. Подчеркнем специально – не приспособление к новым ситуациям, а овладение новыми способами поведения, деятельности и отношений в поменявшихся обстоятельствах. Способами реализации данной функции объективно становятся накопление и обогащение социального опыта. Средство реализации адаптационной функции – предъявление ребенку социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения и включение его в разнообразные виды социальных отношений.
К технологиям реализации адаптационной функции можно от-нести технологии наращивания социальных коммуникаций и соци-альных отношений, технологии развития социального опыта, научения действий в ситуации неопределенности, формирования опыта личного участия в решении собственных проблем . Все это можно сделать, если сама приемная семья социально активна, готова и открыта новшествам, готова к сотрудничеству и взаимодействию с широким педагогическим сообществом.
2. Образовательно-социализирующая функция, предполагающая помощь ребенку в осознании и формировании своего социального образа и его реализации в социуме. Мы солидарны с Н.Г. Рожковой, что результатом реализации этой функции может стать уровень сформированности жизненных перспектив приемного ребенка. Сравнивая содержание сформулированных детьми жизненных перспектив в опекунских и приемных семьях, автор приходит к выводу, что «перспективы жизни детей из опекунских семей менее дифференцированы, пессимистичны и пассивны, дети во многом перенимают транслируемые опекунами «представления-требования» достижения социально желательных целей (общего благополучия) и соблюдения традиций принявшей ребенка семьи. Центральными моментами перспектив жизни этих детей являются понятия общего благополучия, социального успеха и заботы в семейных отношениях. Опекаемые продолжают оставаться в рамках своей семьи, с ее негласными представлениями и стереотипами семейного функционирования. Жизненные перспективы нечетки и носят более «овнешненный» характер социальных долженствований. Дети «скованы» с родителями опытом общей травмы и существующими в семье стереотипами семейного функционирования. Зоной ближайшего развития выступают такие качества как гибкость в общении и контактность, аутосимпатия. Преобладание внутренних аспектов осмысления событий, ориентация на воспроизведение семейного опыта, материальное благополучие, престижностью работы и обеспечение жизни других. Отмечается размытость границ представлений о внутреннем и внешнем контекстах событий их жизни, стремление к построению отношений понимания, доверия, заботы и бережного отношения в семье, совершенствование знаний о мире, стремление к материальному благополучию, переживание опыта семейных потерь и этапов семейного функционирования. Жизненные перспективы детей из приемных семей более дифференцированы, в качестве организующих моментов в них выступают стремление к реализации собственного потенциала, познание мира и построение с ним отношений любви и заботы: дети перенимают транслируемые родителями «представления-перспективы» о жизни семьи и человека как постижение нового и построение любящих отношений с миром. Жизненные перспективы детей из приемных семей более разнообразны и в целом более внутренне оформлены, и освоены. Зоной ближайшего развития выступают такие качества как потребности в познании мира, самопонимании и вера в возможности человека. Дети вынуждены или имеют возможность «творить свою судьбу», исходя из самих себя и той поддержки, которую оказывает семья, ориентированная на любовь, развитие и приобретение нового опыта. Надеемся, что столь значительный отрывок позволит читателям увидеть и пути, и средства, и технологии реализации приемной семьей образовательно-социализирующей функции.
3. Воспитательная функция. Условия осуществления приемной семьей данной функции наиболее полно представлены в работах Ж.А. Захаровой. В самом общем виде они могут быть обозначены следующим образом: «Замещающая семья, как субъект воспитания приемного ребенка, выступает носителем предметно-практической деятельности, направленной на самоизменение себя как целостного сообщества, каждого своего члена, включая ребенка, лишенного ро-дительского попечения. В качестве средств такого воспитания будет выступать: общение, бытовой семейный труд, семейные традиции, социальное обучение, игра, совместная деятельность. К закономерностям такого воспитания следует отнести: зависимость целей и характера воспитания приемного ребенка в замещающей семье от его жизненного опыта, уровня развития, подготовленности к проживанию в новой семье, зависимость от изменения соотношения абилитационных, реабилитационных, социализирующих и ресоциализирующих компонентов содержания его воспитания по мере его возрастного развития и в зависимости от продолжительности проживания в такой семье .4. Коррекционная функция. Корректировать поведение, стиль общения и выбор способов взаимодействия ребенка за пределами семьи приемным родителям бывает не так просто. Сам же ребенок может не замечать различий в своем поведении в кругу семьи и за ее пределами. Кстати, исследований о совпадении/несовпадении поведения в семье и вне ее нами тоже не было обнаружено. Вместе с тем, ученые отмечают частое проявление у приемных детей такого отклоняющегося поведения, как обман, воровство, агрессию, зависть, насилие, аддикции. Советы современных ученых заключаются в том, чтобы снять первопричины такого поведения, а не прибегать к мерам наказания ребенка за поведение, причина которого ему не ясна. «Лучше использовать поощрения, чем наказания, – пишут авторы Книги для приемного родителя, – Необходимо с пониманием относиться ко всему, что происходит с ребенком, не делать ему критических замечаний. Нелепо критиковать то, что возможно было нормой поведения в «прошлой» жизни ребенка» .Позволим себе большую цитату, чтобы точнее раскрыть смысл предложенных теоретических посылов. «Первое, что может прийти в голову понимающего приемного родителя при столкновении с воровством ребенка: «Воровство – это, возможно, необходимая для моего ребенка вещь в его прошлой жизни. Это то, что помогало ему выживать до встречи со мною». Сначала надо спокойно поговорить вдвоем о случившемся. Не уличать, не обвинять, а именно уважительно поговорить, в том числе и о чувствах, которые ребенок испытал в момент воровства и после. Если взрослый при этом расскажет подобную историю из своего детства, это покажет ребенку, что его понимают и сочувствуют. Следующая важная задача воспитателя – элементарно научить, – так, как мы учим маленького ребенка – правильному поведению. Можно просто сказать: «Знаешь, я хочу, чтобы в следующий раз ты поступил иначе. Надо… Это необходимо для того, чтобы ты…» (далее надо показать ребенку выгодные стороны жизни без воровства). После такой договоренности ребенок успокоится: теперь он знает, как искать выход из ситуации, которая поставила его в тупик и заставила пойти на воровство. Ну и не забудьте выполнять еще несколько простых правил:
• во-первых, вы сами должны быть твердо уверены в том, что нельзя брать чужого;
• во-вторых, вы должны понимать, что ребенку необходимо вла-деть своей собственностью (конечно, речь идет не об автомобиле, а о простых вещах: своих личных игрушках, одежде и пр.) и иметь деньги на карманные расходы;
• в-третьих, учить ребенка нормам поведения нужно исходя из интересов других людей, а не из угрозы наказания;
• в-четвертых, вы не имеете права требовать от ребенка доверия, если будете отказывать ему во всем!» .5. Реабилитационная функция. Реабилитация – это восстановление утраченного. О восстановление психологических утрат мы говорили при характеристике терапевтической функции. В экстравертных педагогических функциях речь пойдет о социальной реабилитации приемного ребенка. Это восстановление его статуса, как человека, имеющего семью, дом, адрес; восстановление его права на образовательную деятельность (в том числе и посещение дошкольных учреждений); восстановление права на самостоятельное перемещение по городу; обнаружения права на распределение доходов семьи, на право распоряжаться карманными деньгами и т.п. Новому статусу, новым ролям, новым правам ребенка необходимо целенаправленной учить. Пока это приемные родители делают по образу и подобию своих собственных детей или опираясь на свой социальный опыт. Наука не готова помочь, потому что исследований по этому поводу тоже нет. На практике же приемные семьи объединяются в клубы, службы самопомощи, обращаются к психологам и социальным педагогам, чтобы эмпирическим путем «нащупать», например, объяснение классному руководителю, почему у мамы и ребенка разные фамилии или как объяснить ребенку, что в 18 лет их юридические отношения завершаются.
Завершая анализ научных исследований, посвященных педагогическим функциям приемных семей, подчеркнем, что за последнее время накоплен значительный массив теоретических знаний, позволяющий вычленить педагогические сферы жизнедеятельности при-емных семей. Приемная семья как семья, выполняющая социальный заказ по воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прежде всего, действует с педагогических позиций; кроме того, она педагогически действует одновременно в сфере собственно семейной и в сфере социально-общественной.
Осуществляется эта педагогическая деятельность посредством функций, выполняемых внутри семьи (интровертивные педагогические функции) и вне ее (экстравертивные педагогические функции). Чем шире и объемнее выполняются функции, тем успешнее происходит воспитание ребенка.
Библиография
1 Котова, Т.Е. Социально-психологические и личностные харак-теристики готовности к замещающемуродительству: автореф. дис. … канд. психол. наук / Т.Е. Котова. – Ярославль, 2011. – 24 с.
2 «Культурный шок» и социально-педагогическое сопровождение подростков за границей. Теория и практика: монография / под ред. С.А. Расчетиной, В.Э. Зюсса. – СПб.: Росток, 2010. – 256 с.
3 Курасова, Т.И. Технология педагогического сопровождения приемных родителей в научно-методическом центре поддержки за-мещающей семьи: автореф. дис…канд. пед. наук / Т.И. Котова. – Ро-стов-на-Дону, 2010. – 23 с.
4 Курбацкий, И.Н. Педагогическое и правовое толкование понятия «приемная семья» / И.Н. Курбацкий // Педагогика. – 2002. – № 5. – С. 39–41.
5 Лаврентьева, З.И. Антроподинамическая концепция реабилита-ции: монография / З.И. Лаврентьева. – Новосибирск: Светлица. – 396 с.
6 Палиева, Н.А. Мотивация принятия приемного ребенка в заме-щающую семью / Н.А. Палиева, В.В. Савченко, Г.Н. Соломатина. [Электронный ресурс]. URL: http://psibook.com/articles/motivatsiya-prinyatiya-priemnogo-rebenka-v-zameschayuschuyu-semyu.html (дата обращения 01.10.2014)
7 Палиева, Н.А. Психологические факторы эффективности заме-щающих семей / Н.А. Палиева, Г.Н. Соломатина // Вопросы психоло-гии. – 2010. - № 5. – С. 146–153.
8 Палиева, Н.А. Воспитание и личностное развитие детей-сирот в условиях альтернативных форм жизнеустройства: дис. … д-ра пед. наук / Н.А. Палиева. – Ставрополь, 2008. – 454 с.
9 Панкратова, Н.В. Социальноеродительство в современном рос-сийском обществе: институциональные основы и перспективы разви-тия: автореф. дис. … канд. социол. наук / Н.В. Панкратова. – М., 2008. – 24 с.
10 Петрановская, Л.В. Дитя двух семей: книга для приемных роди-телей / Л.В. Петрановская. – М.: Студио- Диалог, 2012. – 56 с.
11 Петрановская, Л.В. В класс пришел приемный ребенок / Л.В. Петрановская. – М.: Студио-Диалог, 2010. – 144 с.
12 Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей-сирот к жизни в замещающей семье: научно-методическое пособие / сост. Д.С. Занин, О.Н. Хахлова. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2011. – 206 с.
13 Пиюкова, С.С. Формирование педагогической компетентности родителей приемных детей: автореф. дис. … канд. пед. наук / С.С. Пиюкова. – Самара, 2002. – 24 с.
14 Плучевский, С.П. Опыт воспитания в приемной семье / С.П. Плучевский, Л.Н. Плучевская // Теория и методика социальной педагогики: Сборник научных статей / отв. ред. З.И. Лаврентьева. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2000. – С. 139–144.
15 Попыловских, А.Н. Психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи / А.Н. Попыловских, Е.В. Шифельбейн // Психо-лого-педагогическое сопровождение семьи в реалиях современного социокультурного пространства: Материалы Международной научно- практической конференции / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2012. – С. 198–200.
Прихожан, А.М. Психология сиротства / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. – СПб.: Питер, 2005. – 340 с.