Разработка урока по русскому языку :Наречие.Способы образования наречий.


Тема урока: Наречие. Способы образования наречий.
Борантаева Балганым Кызметовна, учитель русского языка и литературы № 50.
Цель урока: Дать понятие о наречии как части речи и показать способы образования.
Задачи:
1.Повторить правила о деепричастии и деепричастном обороте; формирование умения находить и использовать наречие в тексте;
2.Развивать творческие способности, орфографическую зоркость, память учащихся; расширять словарный запас учащихся за счет употребления в речи наречий;
3.Воспитывать интерес к изучению предмета и уважительное отношение к труду.
Ход урока
І.Организационный момент.
Эпиграф к уроку: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной».
М. Горький
ІІ.Проверка знаний по пройденной теме.
Первый ряд - Тест №1
1. Какой глагольный признак имеет деепричастие?
А) время В) число С) лицо
2. В каком примере деепричастие входит в состав фразеологического оборота?
А) положив документы на стол
В) положив руку на пульт
С) положив руку на сердце
3. От какого глагола нельзя образовать деепричастие НСВ?
А) спешат В) читают С) ждут
4. Найди словосочетание с деепричастием
А) потерянное время
В) посматривая по сторонам
С) стучащие в окно
Второй ряд ряд - Тест №2
1.Укажи деепричастный оборот.
А) говорил громко В) признак предмета
С) подняв руки
2. Найди предложение с деепричастным оборотом.
А) Не плюй в колодец: пригодится воды напиться
В) Не узнав горя, не узнаешь и радости
С) Скажешь – не воротишь, напишешь – не сотрешь
3. Найди предложение, в котором есть глагольная форма, обозначающая добавочное действие к основному действию.
А) Получив книгу в библиотеке, внимательно ознакомься с ней
В) Потерянного времени не воротишь
С) Не позволяй душе лениться
4. Найди деепричастие СВ.
А) читая книгу В) увидев мать С) постепенно замирая
Третий ряд - Тест №3
1. Деепричастие обозначает:
А) основное действие
В) признак предмета по действию
С) добавочное действие
2. Деепричастие с зависимыми словами:
А) деепричастный оборот
В) причастный оборот
С) фразеологизм
3. Деепричастие имеет:
А) 3 признака В) 2 признака С) 1 признак
4. Найди деепричастный оборот:
А) звонко журча
В) поступил правильно
С) чистый кабинет
Слово учителя. Самопроверка и оценивание работ.
ІІІ.Подготовка к восприятию новой темы.
Наречие. Үстеу.
Числительное.
Местоимение.
Глагол.
ІV.Работа по ЭУ.
1.Прослушивание сведения о наречий. Слайд № 1.
2.Правописание наречий через дефис. Слайд №2.
3.Правописание отрицательных наречий. Слайд №3.
Задание №1.Образуйте наречия и запишите их в два столбика с суффиксом –о и –а.
из, косой
на, белый
до, белый
на, первый
с, правый
в, правый
до, красный
на, глухой
до, сытый
до,чистый
из, редкий
с, левый
на, сухой
до, сухой
Задание №2. Вставьте пропущенные буквы а или о.
1.Слев... были горы, справ... – море.
2.Направ... – глубокий простор, налев... густо громоздятся лесистыегоры.
3.Ворота были заперты наглух... .
4.В лесу изредк... раздавались одиночные охотничьи выстрелы.
5.Одинокий крик кукушки донесся откуда-то издалек... .
6.Мне захотелось засветл... попасть домой.
7.Сладостями досыт... не наешься.
8.Мы снов... двинулись в путь.
9.Серое дымное небо предвещало дождь надолг... .
10.Он ветер стол начист... .
Задание №3. «Положи пирог в печку». Выберите правильное написание наречий с суффиксами – о, - а и перенесите наречие в нужную группу.
О А
направ...
сначал...
искос...
влев...
издавн...
заочн...
занов...
справ...
надолг...
досух...
снов...
засветл...
вправ...
допоздн...
добел...
замертв...
издалек...
налев...
досыт...
накрепк...
изредк...
начист...
задолг...
Задание №4. Вместе пропусков вставьте неопределенные наречия.
_______________ я читал яту книгу.
Вы были ______________ в России?
Вы _________ ездили отдыхать летом?
Семья планировала отдохнуть летом __________ у моря.
Миши нет дома, он ________ ушел.
Я _____________ свой блокнот.
Задание №5. Выберите нужную приставку не- или ни-.
1.Мы сегодня вечером ...куда не пойдем.
2.Когда пошел дождь, я был на площади, и мне ...куда было спрятаться.
3.Я ...когда не видел такого интересного футбольного матча.
4.Я не пойду с тобой мне ...зачем туда идти.
5.Он ...как не мог понять, чего они хотели.
6.Они искали ее везде, но ...где не могли найти.
7.Ученик ...сколько не расстроился, когда узнал результаты экзамена.
8.Ему ...куда сесть, потому что все места заняты.
Задание №6. Образовать наречия от данных прилагательных.
Глубокий –глубоко-глубже; справедливый, устный, современный.
Задание №7. Заменить фразеологизмы наречиями.
Идти плечом к плечу, решить в два счета, держать в ежовых рукавицах, сделать в мгновение ока, смотреть во все глаза, расти день за днем, жить душа в душу, вставать ни свет ни заря.
Слова для справок: рядом, строго, быстро, внимательно, мгновенно, дружно, рано, постепенно.
Работа с текстом.
Чему призывает автор?
Найти в тексте фразеологизмы и подобрать к ним синонимы.

V. Обобщение урока.
VІ. Домашнее задание.
Выписать из любого источника 5 наречий, объяснить их правописание и составить с ними предложения.
VІІ. Итог урока. Комментирование оценок «Зажги свою звезду!».