Конспект урока гражданственности Донбасса по теме Век живи — век учись! «Профессиональное самоопределение, его связь с выбором пути и продолжением образования»


Урок гражданственности в 11 классе
по теме «Век живи – век учись!»
«Профессиональное самоопределение,
его связь с выбором пути и продолжением образования»
Материал Юстик Людмилы Борисовны,
учителя украинского языка и литературы
Шахтерской общеобразовательной
школы I-III ступеней №19
ОПИСАНИЕ РАЗРАБОТКИ: конспект можно использовать при подготовке к урокам гражданственности Донбасса, к классным часам, которые посвящены выбору пути и продолжению образования старшеклассников. Разработка содержит информацию об особенностях профессионального самоопределения на разных стадиях становления личности; о возможных ошибках при выборе профессионального пути; о значении интересов, склонностей и способностей в этом процессе. Работая в группах, выполняя опережающие задания, выступая с мини-докладами, включаясь в интерактивную беседу, составляя памятку о выборе профессии, ребята приходят к выводу: не способных ни к чему людей нет и если создавать необходимые условия и мобилизовать на определенную деятельность саму личность, то результат, безусловно, скажется.
Цель урока: дать понятие о профессиональном самоопределении, об основах профессионального самоопределения, особенностях профессионального самоопределения на разных стадиях становления личности, познакомить с уровнями профессиональной подготовки, а также учебными заведениями республики, осуществляющими профессиональную подготовку по различным направлениям, рассказывать о роли и месте интересов, склонностей и возможностей в профессиональном определении; развивать умение работать в интерактивных группах, выполнять поисковые задания, выступать перед аудиторией, обобщать и систематизировать полученную информацию; воспитывать ответственное отношение к выбору жизненного пути, самостоятельность, активную гражданскую позицию.
Ход урока
І. ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ МАТЕРИАЛА.
1. Слово учителя.
Каждый день миллионы людей спешат на работу. Стали бы они работать, если бы имели достаточно средств для обеспечения беззаботной жизни? Вряд ли кто-то задумывается, отвечая на этот вопрос. Конечно, нет! Зачем создавать себе проблемы, тратить силы, если и так есть все, что пожелаешь? Ведь слово «работать» прежде всего, означает трудиться, прикладывать усилия, испытывать трудности, а не только получать удовольствие.
Однако если хорошенько подумать, то это утверждение станет не таким уже и бесспорным. Жизнь отдельного человека, как и общества в целом, невозможна без всего того, что создается трудом…
Избыток свободного времени – не менее сложное испытание, чем его недостаток, особенно если нет серьезных увлечений или деятельности, которой человек мог бы себя посвятить…
Мы нередко слышим, что человек получил интересную работу. Что же дает работа человеку? Какой личностный смысл работы?
Финансовая необходимость работы безусловна, но большинство людей ждут от нее не только денег. Работа задает образ и стиль жизни, формирует круг общения, дает человеку возможность определить свое место в обществе и в мире, реализовать творческий потенциал. Интересная работа способствует личностному росту, пониманию смысла жизни, что является основой счастья.
Люди являются выразителями того, чем они занимаются. При встрече обычно представляются как профессионалы: «Я строитель», «Я юрист» - и интересуются, чем занимаются их знакомые. Любимая работа, необходимость в человеке как специалисте дают возможность личности подтвердить свою значимость для других людей и общества в целом, формируют ощущение полезности, нужности того, что человек делает.
Согласно мнению австрийского психолога Альфреда Адлера, человек не может стать полноценной личностью, если он не принимает участия в жизни общества и не проявляет интереса к людям.
Так можно ли быть счастливым, не работая? Если работа – это и материальное положение, и социальный статус, и радость служения людям, и переживание чувства сопричастности к жизни общества, и личностный рост, то можно ли отказаться от нее?
2. Выступления 11-классников с ответами на проблемный вопрос.ІІ. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА.
ІІІ. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА.
Слово учителя.
Старший школьный возраст – это время определения своего места в жизни, выбор вида будущей деятельности. Кто из вас займет место у станка, у чертежного кульмана, за учительским столом, за рулем комбайна, в научной лаборатории? Никто не рождается мастером, актером, хлеборобом, но изучить свои способности, правильно выбрать профессию вы должны с помощью наставников именно сегодня. Нашему далёкому предку таких задач не решать не приходилось. За него всё решало государство, которому нужны были люди четырёх чинов: освящённый (духовенство), служивый (военная и государственная служба), торговый (купцы) и земледельный (крестьяне). Кто в каком сословии родился, такое занятие и получил, чтобы "божьи люди и государевы... в своём уставе и в царском повелении твёрдо и непоколебимо стояли", – так гласил крепостной устав, ему следовали до конца ХVII века. В течение ХVII –ХХ вв. сословные ограничения были разрушены, на первый план выступили экономические. Они существуют и сейчас, но к ним прибавился целый ряд проблем, связанных с переходом нашего общества к рыночным отношениям. Быстрая смена условий жизни, малая предсказуемость действительности делают задачу выбора профессий особенно сложной. Обостряет проблему (особенно в малых городах) то, что сокращается количество государственных предприятий и человек должен искать работу в частном секторе экономики. Важна подготовка не к труду вообще (как это было раньше), а к работе по конкретной специальности или профессии, выбранной в соответствии с личными склонностями, природными способностями и социальной обстановкой в стране. Выбирая вид будущей деятельности, прислушивайтесь, где сегодня нужны ваши молодые руки, горячие сердца, новые идеи. Но для правильного, бескомпромиссного выбора, а значит, успеха, счастья всей жизни, нужно знать свои способности, а вернее, задатки, которые даны вам природой и которые могут превратиться в ярко выраженные способности прежде всего благодаря вашей личной деятельности, неустанному труду. Самопознание – это начало начал заботы человека о развитии своих способностей: из-за незнания того, на что способен человек, из-за отсутствия необходимых условий, активного труда остаются нераскрытыми многие ценные качества личности, а может быть, таланты.
Выступления учеников с опережающим заданием.
Ученик 1. История знает немало случаев, когда будущие выдающиеся деятели оставались долгое время неразгаданными. Например, Максиму Горькому пророчили карьеру большого певца, а талант Ф.И.Шаляпина сразу «не рассмотрели». А.П.Чехов в аттестате зрелости имел по русскому языку «4», а за сочинения иногда получал «3». Примеров таких много. Жизнь показывает, что нелегко распознать даже выдающиеся данные. А.Эйнштейн поздно научился говорить. Р.Декарт считался в школе неспособным. Т.А. Эдисон как неспособный был взят отцом из школы, где обучался только грамоте. Ю.Либиха, последнего ученика в классе, даже исключили за неуспеваемость. В.О.Освальда признавали плохим учеником.
Ученик 2. Задатки иногда остаются неразгаданными не только в средней школе. Когда будущий диалектик Гегель окончил курс кандидатом богословия и получил аттестат, в нем было указано, что он имеет хорошие способности, но мало знаний, а в философии может быть назван идиотом. Пьер Кюри, оказавшийся глубоким теоретиком, не мог заниматься в школе и даже сам себя считал тяжелодумом.
Ученик 3. Американские ученые провели любопытный эксперимент. Взяв большую группу «спичечников» (безработные, торгующие спичками ради куска хлеба), они стали давать им так называемое массированное физико-математическое образование. Через год один из этой группы стал профессором, другой через полтора года занял пост руководителя научно-исследовательской лаборатории. Такая удивительная метаморфоза – доказательство того, что не способных ни к чему людей нет и что если создавать необходимые условия и мобилизовать на определенную деятельность саму личность, то результат, безусловно, скажется.
Работа в группах «Ручки на середину». Учащиеся объединяются в 7 групп по любому признаку; получают задание обсудить в группе особенности профессионального самоопределения на разных стадиях становления личности.
Во время обсуждения, которое длится 3-4 минуты, тот, кто высказался, кладет ручку на середину стола; тот, кому нечего сказать, говорит: «Пропускаю». Группа также определяет того, кто будет представлять результаты обсуждения перед классом. Учащиеся остальных групп слушают выступление, делают краткие записи.
Дошкольное детство.  В дошкольном возрасте широкое распространение получают сюжетно- ролевые игры, часть из них имеет профессионально ориентированный характер. Дети играют, присваивая себе роли врача, продавцов, воспитателей, водителей транспортных средств, поваров и др. Положительное влияние на дальнейшее профессиональное самоопределение имеют знания о труде взрослых. Для их формирования оправдано наблюдение за работой взрослых, а затем описание содержания труда.
Младший школьный возраст. Психологической особенностью младших школьников является подражание взрослым. Отсюда и ориентации на профессии значимых для них взрослых: учителей, родителей, родственников, близких знакомых семьи. Вторая важная особенность детей этого возраста — мотивация достижений, и, конечно, прежде всего в ведущей деятельности — учебе. Осознание ребенком своих способностей и возможностей на базе уже полученного опыта учебной, игровой и трудовой деятельности приводит к формированию представления о желаемой профессии.
Развитие способностей к концу младшего школьного возраста приводит к значительному возрастанию индивидуальных различий между детьми, что влияет на существенное расширение спектра профессиональных предпочтений.У ребенка появляются профессионально окрашенные фантазии, которые окажут в будущем большое влияние на профессиональное самоопределение личности
Подростковый возраст. В этом возрасте закладываются основы нравственного отношения к разным видам труда, происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют избирательность отношения подростков к различным профессиям.
Подражание внешним формам поведения взрослых приводит к тому, что мальчики-подростки ориентируются на романтические профессии «настоящих мужчин», обладающих сильной волей, выдержкой, смелостью, мужеством (летчик-испытатель, космонавт, автогонщик и др.). Девочки начинают ориентироваться на профессии «настоящих женщин», обаятельных, привлекательных и популярных (топ-модель, эстрадная певица, телеведущая и др.). Ориентация на романтические профессии складывается под влиянием средств массовой информации, тиражирующих образцы «настоящих взрослых». Формированию такой романтической профессиональной ориентации способствует также стремление подростков к самовыражению и самоутверждению. Дифференцированное отношение к разным учебным предметам, занятия в кружках художественного и технического творчества формируют у подростков учебно-профессиональные намерения и профессионально ориентированные мечты. Эти ориентации способствуют появлению новых профессионально ориентированных мотивов учения, инициируют саморазвитие качеств, способностей, присущих представителям желаемых профессий. Образцы желаемого будущего, профессиональные мечты становятся психологическими вехами, штрихами профессионального самоопределения.
Ранняя юность. Важнейшая задача этого возраста — выбор профессии. Профессиональные планы подростка весьма расплывчаты, аморфны, имеют характер мечты. Он чаще всего воображает себя в разных эмоционально привлекательных для него профессиональных ролях, но окончательный психологически обоснованный выбор профессии сделать не может. А ведь в самом начале юношеского возраста эта проблема возникает перед теми девушками и юношами, которые вынуждены оставить основную общеобразовательную школу. Это примерно треть старших подростков: одни из них поступят в учреждения начального и среднего профессионального образования, другие вынуждены будут приступить к самостоятельной трудовой деятельности.
В 14— 15 лет крайне сложно выбрать профессию. Профессиональные намерения диффузны, неопределенны. Профессионально ориентированные мечты и романтические устремления реализовать в настоящем невозможно. Неудовлетворенность реально наступившим будущим стимулирует развитие рефлексии — осознания собственного «Я» (кто я? каковы мои способности? каков мой жизненный идеал? кем я хочу стать?). Самоанализ становится психологической основой отсроченного профессионального самоопределения для многих учащихся профессиональной школы. Хотя, казалось бы, именно они, получающие профессиональное образование в профтехучилищах, профлицеях, техникумах и колледжах, профессионально уже определились. Но статистика свидетельствует о том, что выбор учебно-профессионального учреждения психологически не обоснован.
Психологически более комфортно чувствуют себя те девушки и юноши, которые получают среднее (полное) общее образование. К моменту окончания школы девушки и юноши из многих воображаемых, фантастических профессий должны выбрать наиболее реальные и приемлемые варианты. Психологически устремленные в будущее, они понимают, что благополучие и успех в жизни прежде всего будут зависеть от правильного выбора профессии.
На основе оценки своих способностей и возможностей, престижа профессии и ее содержания, а также социально-экономической ситуации девушки и юноши прежде всего самоопределяются в путях получения профессионального образования и резервных вариантах приобщения к профессиональному труду. Таким образом, для старших подростков и для девушек и юношей актуальным является учебно-профессиональное самоопределение — осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной подготовки.
Юность. В возрасте 16 — 23 лет подавляющее большинство девушек и юношей получают профессиональное образование в учебных заведениях или профессиональную подготовку на предприятиях либо в учреждениях.
Общеобразовательная школа с ее романтическими устремлениями и профессионально ориентированными мечтами осталась в прошлом. Желаемое будущее стало настоящим. Однако многие переживают неудовлетворенность и разочарование в сделанном (вынужденно или по желанию) выборе учебно-профессионального поля. Предпринимаются попытки внести коррективы в профессиональный старт.У большинства же девушек и юношей в ходе профессионального обучения укрепляется уверенность в оправданности сделанного выбора. Идет неосознаваемый процесс кристаллизации профессиональной направленности личности. Постепенное усвоение будущей социально-профессиональной роли способствует конституированию себя как представителя определенного профессионального сообщества.
Молодость (до 27 лет). Это возраст социально-профессиональной активности. Позади остались сомнения в правильности сделанного профессионального выбора. Как правило, уже имеются определенный профессиональный опыт и место работы. Актуальным становится профессиональный рост. Часть сверстников уже добилась определенных профессиональных достижений. Но подавляющее большинство молодых людей, завершивших, казалось бы, строительство своей жизни и профессионально самоопределившихся, начинают испытывать психологический дискомфорт, обусловленный нереализованными возвышенными профессиональными планами и психологическим насыщением профессиональным трудом.
Отсутствие реальных профессиональных достижений, неопределенность перспектив карьеры актуализируют рефлексию своего бытия, порождают самоанализ и самооценку «Я-концепции».
Наступает период душевной смуты. Ревизия профессиональной жизни инициирует определение новых жизненно значимых целей. Перечислим некоторые из них:
■ совершенствование и повышение профессиональной квалификации;
■ инициирование повышения в должности и смена работы;
■ выбор смежной специальности или новой профессии.
Очевидно одно: для многих молодых людей к 30 годам вновь актуальной становится проблема профессионального самоопределения. Возможны два пути: либо оставаться в избранной профессии и утверждать себя в ней, становиться профессионалом, либо профессиональная миграция, означающая смену места работы или профессии.
Зрелость. Это наиболее продуктивный возраст — период реализации себя как личности, использования своего профессионально-психологического потенциала. Именно в этом возрасте реализуются жизненные и профессиональные планы, оправдывается смысл самого существования человека. Профессия предоставляет уникальную возможность применить свои способности на конкретном трудовом посту, выработать индивидуальный стиль деятельности, реализовать свою потребность быть Личностью, Индивидуальностью в профессиональном труде. Высокий профессионализм позволяет личности реализовать и свою склонность к сверхнормативной профессиональной активности, максимально выражающей запредельные возможности человека. Полная погруженность в профессиональную жизнь, удовлетворенность выбранной профессией, осознанная профессиональная позиция, постоянное подтверждение своей профессиональной значимости, нужности и полезности приводят к возникновению особого эмоционального состояния — профессионального оптимизма.
Все эти профессионально обусловленные изменения способствуют профессиональному самоутверждению, конституируют самоопределение личности в профессиональной культуре и означают полную интеграцию в профессиональную среду.
Наряду с этими психологически позитивными изменениями происходят и деструктивные. Часть профессионалов, в большей мере сориентированных на признание своего профессионально-психологического потенциала, не удовлетворенных своим профессиональным и должностным статусом, вновь ревизуют свою профессиональную жизнь. «Аудиторство» собственных профессиональных достижений приводит их к мысли о необходимости кардинальной смены работы, должности и даже профессии. Однако груз огромного положительного профессионального опыта и достижений снижает профессиональную мобильность личности, затрудняет возможности профессиональной миграции. Компенсацией сужающегося профессионального пространства становится инициирование получения, «добывания» разного рода профессиональных наград, социально значимых должностей, премий, званий и т.п.
Пожилой возраст. Достижение пенсионного возраста приводит к уходу из профессиональной жизни. К 55 ̶ 60 годам личность не успевает полностью исчерпать свой профессиональный потенциал. Все еще высокий профессионализм, несмотря на имеющуюся профессиональную усталость, порождает сомнение в оправданности выхода на пенсию. Наступает тревожное время, в одночасье разрушаются десятилетиями складывавшиеся стереотипы, образ жизни. Профессионально важные качества, профессиональные знания и умения, опыт и мастерство — все становится невостребованным. Эти негативные моменты ускоряют социальное старение. Профессиональная жизнь после карьеры возможна для тех пожилых людей, которые находят в себе силы продолжать активную профессиональную деятельность в форме менторинга — наставничества, передачи профессионального опыта. Для большинства пенсионеров характерны психологическая растерянность, ощущение «профессиональной беспризорности», дезинтеграция из профессиональной среды, вызывающие тягостные переживания своей ненужности и бесполезности.
Вновь возникает проблема самоопределения, но уже не в профессиональной жизни, а в социальной, общественно-полезной. Одни пенсионеры найдут себя в общественно-политической жизни, другие погрузятся в семейно-бытовые проблемы, а кое-кто продолжит трудовую жизнь в сфере мелкого частного бизнеса. Это период активного социально-трудового самоопределения и продолжения себя как личности.
3а. Вывод учителя (после выступлений и записей в тетради): Профессиональное самоопределение — это не просто выбор профессии или альтернативных сценариев профессиональной жизни, а своеобразный творческий процесс развития личности.
Самоопределение может быть адекватным профессионально важной проблеме — и тогда происходит развитие личности, а может быть и неадекватным — тогда оно порождает внутренний конфликт, активизируя защитные механизмы вместо процессов развития.
По сути, процесс профессионального самоопределения длится на протяжении всей трудовой деятельности человека. Но в начале всех начал – обучение. Это первая ступень. Первый шаг к выбору профессии – это выбор профессионального учебного заведения. И очень важно, чтобы притязания на высоту первой ступени профессионального образования были реалистическими.
   Систему профессиональной подготовки кадров можно представить так
  
   Уровень профессиональной подготовки   
   Где осуществляется подготовка
   Начальная    Общеобразовательные школы, учебно-производственные комбинаты, учебно-курсовые комбинаты, производство
   Средняя    Профессиональные училища, частные профессиональные школы
   Средне-специальная    Техникумы, педучилища, колледжи, специальные средние школы и училища
   Высшая    Государственные и частные вузы
  
Но что же делать школьникам, которые не знают куда поступать? Для облегчения этой задачи наши ребята приведут примеры некоторых учебных заведений республики.
3б. Самостоятельно подготовленный обзор вузов, факультетов, перечня необходимых для сдачи экзаменов.
Интерактивная беседа.
Итак, жизнь состоит не из случайных, разрозненных событий. Это цельный процесс, имеющий направление, преемственность, то есть зависимость будущего от прошлого и настоящего, и результат. Для человека главным в этом процессе является самосознание, самоопределение – осознание своего отношения к миру, утверждение своей позиции в нём. Самое главное – выбрать профессию так, чтобы в будущем работа была успешной и приносила удовлетворение. Всё, что способствует такому выбору – хорошо, всё, что мешает – плохо. Учитель спрашивает о возможных ошибках при выборе профессии ребят. Можно назвать ряд причин, приводящих, по мнению академика профессора Е. А. Климова, к неправильному выбору:
Выбирающий видит лишь конечный результат длинного профессионального пути, но не видит сам путь. Например, человек хочет сразу стать главным инженером на заводе или директором банка. При таком подходе невольно возникает опасение застрять, потерять надежду, почувствовать себя неудачником, если загаданный успех сразу не даётся. Вот почему надо нацеливать себя на начало пути, а не на его конечный результат.
Предрассудки в отношении той или иной профессии: почему-то к некоторым, очень нужным для общества профессиям, существует предвзятое отношение, мол, она непрестижна. Это ложное представление: всё, что требуется обществу, любая профессия, любое дело - достойно человека.
Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей, то есть "за компанию". Это может вас подвести. Чтобы не ошибиться, надо прислушаться больше к самому себе, к тому, что вам самому или самой ближе и интересней.
Перенос отношения к определённому человеку, представляющему ту или иную профессию, а не саму профессию. Например, девочки часто хотят стать учительницами только потому, что у них была любимая учительница. Они не учитывают все сложности труда учителя, особые способности, такие, как великое терпение, любовь к детям, умение ровно относиться к ним при всех шалостях или дурных чертах характера и поведения. К тому же надо учитывать, что учителю очень много приходиться говорить, что не переносят слабые голосовые связки. Все эти особенности труда учителя нужно примерять к себе, своему характеру, своим способностям и особенностям собственного организма, а не просто лелеять в воображении любимый образ собственной учительницы.
Увлечение только внешней стороной профессии или какой-то одной её стороной. Например, артиста, манекенщика, лётчика. Привлекает популярность, слава, а о том, какая это тяжёлая, напряжённая работа, какой труд, – не задумываются, просто не знают. А сколько сил душевных и физических требуется людям этих профессий! Итак, важно проникнуть за видимые простым глазом черты той или иной профессии, видеть существенные стороны каждодневного труда в блистательных и лёгких на первый взгляд работах. Только такой подход даст веские "за" и "против" выбора именно этой профессии.
Отождествление школьного учебного предмета и любимого учителя с профессией. Говоря о предмете, следует учитывать, что за каждым предметом можно усмотреть несколько профессий. Мир профессий значительно шире перечня школьных учебных предметов. Например, тот, кто любит математику, может работать учителем, инженером, экономистом, программистом и т.д.Отсутствие представлений о характере труда в сфере материального производства. Механизация, автоматизация, внедрение робототехники и т. п. существенно меняют содержание и характер труда многих традиционных профессий. Вот почему всегда нужно стремиться узнать и увидеть современный облик интересующей вас профессии, так как за старым, ещё дедовским, названием скрывается совершенно новый тип и характер труда.
Неумение разобраться в своих личных качествах (склонностях, способностях, подготовленности). Правда, разобраться в себе – дело не простое. В этом помогут родители, учителя, книги.
Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, играющих определённую роль при выборе профессии. Имеются профессии, которые противопоказаны различным группам людей, имеющим отклонения в состоянии здоровья. Поэтому, выбирая профессию, важно проконсультироваться с врачом или психологом.
Неумение сориентироваться в огромном количестве существующих профессий и незнание, с чего начать выбор.
Выступление учащихся с мини-докладами.
Интересы и склонности в профессиональном выборе
   Часто применяются выражения "интересы" и "склонности". Интерес – это индивидуально-психологическая особенность человека, проявляющаяся в положительном эмоциональном отношении к различным объектам и явлениям окружающей действительности, а также в интеллектуальной, познавательной активности. Потребностное отношение человека к миру обеспечивает направленность развития личности, осознанность цели выбора деятельности. Проведя социологический опрос, мы выяснили, что самыми популярными профессиями являются юрист и экономист.
   Интересы различаются по содержанию, цели, широте, устойчивости. В динамике своего развития они могут перерастать в склонность, т.е. в устойчивое стремление к определённой деятельности, когда привлекательными становятся не только досягаемые результаты труда, но и его содержание, в том числе и предмет.
   Между интересами и склонностями много общего, но есть и свои различия. Как правило, интересы означают "Хочу знать", а склонности - "Хочу делать". Вам, видимо, знакомы люди, которые проявляют склонности к живописи или музыке. Они с удовольствием покупают альбомы по искусству, ходят на выставки и концерты, эмоционально обсуждают особенности стиля того или иного мастера, им известны многие детали и биографические данные выдающихся деятелей искусства. Однако сами они совершенно не стремятся к деятельности в области живописи или музыки, не посещают занятий в художественных студиях, музыкальных школах. Такое поведение иллюстрирует наличие избирательного интереса, но отсутствие склонностей, так как интерес в первую очередь – свойство личности, а не вещи (книги, кино) или явления (спорт, искусство). Одно дело – интересоваться произведениями искусства, другое – их создавать. Можно проявлять повышенное любопытство к техническим новинкам автомобилестроения, ноне уметь управлять автомобилем, ремонтировать его.
Возможности личности в профессиональной деятельности
Интересы и склонности являются сильным побудительным фактором, обусловливающим выбор профессии.
   Успешность деятельности зависит от многих факторов, и, прежде всего – от способностей человека.
   Способности – это индивидуальные особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности. От уровня способностей зависит скорость, глубина, лёгкость и прочность процесса приобретения знаний, умений навыков. Но, в тоже время, способности не сводятся к тем знаниям, навыкам или умениям, которые выработаны у человека. Следует отметить, что способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь те, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности (или нескольких деятельностей). Например, если человек хорошо различает и запоминает запахи, то это - способность, чрезвычайно важная в деятельности парфюмера, повара, химика, фармацевта, дегустатора. Способность прочно удерживать в памяти много цифр, букв, символов и комбинировать их, нужна математику, программисту и др. Особыми способностями должны обладать люди творческих профессий: художники, музыканты, артисты.
Виды способностей
Общие Специальные
   Интеллект, работоспособность, целеустремленность и др.    Педагогические, спортивные, технические, математические, художественные, организаторские, литературно-лингвистические и др.
  
   Способности, как и другие свойства личности, не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней. Систематические занятия и упорные тренировки помогут в формировании недостаточно развитых способностей.  Высшими уровнями развития способностей является талант и гениальность.   Талант – выдающиеся способности личности в определённой деятельности. Гениальность – наивысшая степень творческих проявлений личности. Задатки проявляются и перерастают в способности различного уровня при взаимодействии с окружающим миром, при обучении и воспитании, а также активной творческой деятельности.
   Академик Е. А. Климов таким образом группирует эти специальные способности:
  
Литературные    Особенности творческого воображения и мышления, хорошо развитая речь, яркие и наглядные образы памяти, развитие эстетических чувств, чувство языков.
Технические    Интерес к технике, техническому творчеству, стремлению работать на машинах и станках, с инструментом, успешное усвоение физики, химии, математики, черчения и т. п.
Организаторские    Умение легко входить в контакт с людьми, понимание психологии человека, умение распределить работу между людьми, умение заставить людей работать, довести начатое дело до конца.
Математические    Умение обобщать, гибкость мыслительных процессов, лёгкость переходов от прямого к обратному ходу мыслей, логическое мышление.Педагогические    Педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, потребность в передаче знаний.
Художественные    Особенности творческого воображения и мышления, свойства зрительной памяти, способствующие созданию и сохранению ярких образов, развитие эстетических чувств, проявляющихся в эмоциональном отношении к воспринимаемому, волевые качества, обеспечивающие претворение замыслов в действительность.
  
   Любая специальность имеет свой специфический набор профессионально важных качеств. Чтобы объективно решить вопрос о своей профессиональной пригодности и ответить на вопрос "Что я могу?", необходимо научиться реально оценивать своё "Я", свои способности, достоинства и недостатки, хорошо ориентироваться в мире профессий и, что самое главное, практически испытать себя в различных видах деятельности, пройти профессиональные пробы. Если присмотреться внимательнее, то даже в обычной школе присутствуют множество разных профессий помимо учителей. И всегда можно подобрать занятие по душе.  
IV. ИТОГИ УРОКА.
 Получение профессионального образования стало делом нелегким, прежде всего потому, что обучение профессии, на которую есть социальный заказ, как правило, стало платным. А многих ограничивает в возможностях состояние здоровья. К окончанию школы более 41 процентов выпускников не могут посвятить себя любимому делу из-за здоровья. Так что выпускникам следует думать и думать, и всё очень тщательно взвешивать.
Устная памятка «Выбирая профессию, необходимо»:
Узнать, какие профессии и специальности нужны там, где вы проживаете.
Хорошенько подумать, чем бы вы хотели заниматься, что вас особенно привлекает.
Подробно изучить эту профессию; оценить возможность, её приобретения.
Сравнить полученные знания о профессии со своими данными, посоветоваться с родителями, учителями, врачами, если есть возможность, получить квалифицированную консультацию.
Выбрав для себя будущую профессию, быть настойчивым в стремлении овладеть ею в совершенстве.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.Обязательное для всех: подготовить презентацию выбранной профессии, рассказав, среди прочего, как и где ее можно получить.
Индивидуальное (4-5 человек): подготовить информацию о новых профессиях.
Индивидуальное (2-3 человека): подготовить информацию о необычных профессиях.