Рабочая программа по курсу «Информатика (информатика и ИКТ)» для 10-11 класса


Рабочая программа по курсу «Информатика (информатика и ИКТ)» для 10-11 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Информатика (информатика и ИКТ)» для 10-11 класса составлена на основе региональной программы «Преподавание курса «Информатика (информатика и ИКТ)» в 10-11 классах общеобразовательных учреждений Воронежской области » под редакцией Л.А. Бачуриной. – Воронеж, ВОИПКиПРО, 2013 г.
Предмет «Информатика (информатика и ИКТ)» ведется за счет часов регионального компонента. Введение данного предмета проводится в соответствии с приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27 июля 2012 года № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в редакции приказа № 842). Изучение информатики и информационных технологий базового уровня в 10 -11 классах направлено на достижение следующих целей:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности; 
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Для изучения информатики (информатика и ИКТ) используются сайты http://www.nspontal.ru, http://doc4web.ru/informatik, http://www.alleng.ru/edu/comp1.htm.
В современном мире изучение данного предмета в школе является уже необходимостью, ведь компьютеризация проникла уже практически во все сферы жизнедеятельности человека. Вот почему знание хотя бы основ компьютерной грамотности позволит детям чувствовать себя уверенно в наше время.
Дисциплина строится на принципах и методах обработки, хранения и передачи информации при помощи компьютера и компьютерных сетей. Одним из приоритетных направлений в современном преподавании информатики в школе является направление «Глобальная сеть Интернет». Данный факт обуславливается популяризацией интернет-коммуникаций и общей информатизацией общества.
Уроки информатики в формате видео, помогут ребенку в освоении школьного курса по данному предмету.
На уроках информатики 10-11 класса школьники продолжают изучение вопросов информационной деятельности человека, а еще повторяют и углубляют свои познания, касающиеся особенностей операционных систем и программного обеспечения. Эти и многие другие темы по информатике ждут вас на страницах портала InternetUrok.ru.
В процессе изучения тем в рамках программы по информатике важна не только теоретическая составляющая, но и практический компонент. Потому что информационные технологии и процессы невозможно полностью осмыслить и понять, изучив лишь только теорию – как правило, навык приобретается на практике. Грамотное использование компьютера способно превратить невероятно сложную задачу в простейший алгоритм действий и тем самым упростить имеющуюся задачу.
Роль компьютерных технологий в жизни человека растет с каждым днем. И на данный момент ПК применяется практически во всех сферах нашей повседневности. XXI век – эпоха глобальной информатизации общества, поэтому залогом успешной профессиональной деятельности любого человека является компьютерная грамотность. Следовательно, важно, чтобы школьник, изучая информатику в школе, в полной мере овладел основами компьютерной грамотности.
Изучать материал и повторять знания вы сможете с помощью сайтов, которые используются учителем при организации урока. Здесь содержится большое количество материалов, которые помогут изучить информатику.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом школы на 2015-2016 учебный год для изучения пропедевтического курса Информатика (информатика и ИКТ) в 10-11 классе выделено 1ч/нед., что составляет 34 учебных часов в год, 68 часов за полный курс обучения. Данные часы выделены в соответствии с региональной программой.
Результаты освоения «Информатика (информатика и ИКТ)» 10-11 класс
В результате изучения курса информатики (информатики и ИКТ) в 10 - 11 классах ученик должен:
знать/понимать
Совместимость аппаратного и программного обеспечения. Устранение неполадок, связанных с настройкой компьютера. Поддержка оборудования.
Что такое видеоинформация. Средства воспроизведения и записи видеоинформации.
Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей.Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.
Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности.
Назначение и функции операционных систем.
Уметь
Разработать мультимедийные презентации.
Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.
Распознавать информационные процессы в различных системах.
Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.
Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.
Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.
Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.
Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.
Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)
Использовать основные приемы редактирования видео. Использование визуальных эффектов. Озвучивание видеороликов.
Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективной организации индивидуального информационного пространства;
автоматизации коммуникационной деятельности;
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
Содержание учебного предмета «Информатика (информатика и ИКТ)»
10 класс
Тема 1. Настройка и техническая поддержка персонального компьютера (2 ч.)
Использование вычислительной техники в учебной и профессиональной деятельности. Техника безопасности при работе в компьютерном классе. Организация рабочего места.
Совместимость аппаратного и программного обеспечения. Устранение неполадок, связанных с настройкой компьютера. Поддержка оборудования.
Взаимодействие между оборудованием и программным обеспечением. Наиболее распространенные неполадки операционной системы. Восстановление работоспособности операционной системы.
Защита компьютеров и сетей. Совместный доступ к ресурсам и данным. Внутренние и внешние угрозы безопасности компьютеров и данных.
Тема 2. Работа в сети Интернет (12 ч.)
Интернет и компьютерные сети. Защита компьютеров и сетей. Совместный доступ к ресурсам и данным. Внутренние и внешние угрозы безопасности компьютеров и данных.
Поиск информации в сети Интернет. Формирование запросов для осуществления поиска информации в сети Интернет. Электронные переводчики текстов.
Использование сервиса электронной почты. Что такое спам. Электронная безопасность.
Социальные сети для школьников. Правила сетевого этикета.
Правовые основы работы с информацией. Электронные средства массовой информации. Социальная ответственность в размещении информации.
Изучение закона об авторском праве. Правила защиты личной информации.
Использование сети Интернет для подготовки рефератов. Онлайн-сервисы в жизни. Интернет и будущая профессия.
Тема 3. Обработка текстовой информации (2 ч.)
Использование шаблонов для создания документов. Колонтитулы и номера страниц. Параметры страницы. Понятие раздела. Создание колонок. Использование тем для оформления документа. Орфографический контроль документа. Использование справки.
Отработка навыков сканирования и последующего распознавания текстовой информации.
Стиль. Набор стилей. Создание новых стилей. Автоматизированная подготовка оглавлений в текстовых документах. Сноски и гиперссылки.
Создание сложных таблиц. Вставка, размещение и изменение размеров графических объектов. Вставка, размещение и изменение размеров автофигур.
Виды деловых документов. Требования к их оформлению.
Тема 4. Обработка графической информации (3 ч.)
Основные понятия компьютерной графики. Сканирование графических изображений. Получение фотографий с помощью электронных устройств.
Работа с рисунками и схемами в офисных приложениях.
Рабочее окно и инструменты графического редактора. Создание и обработка графических изображений. Создание и редактирование текстовых надписей. Создание коллажей. Разработка делового стиля средствами графического редактора.
Тема 5. Обработка табличной информации (8 ч.)
Редактор электронных таблиц. Типы данных. Набор и редактирование данных, поиск, замена. Сортировка и фильтрация.
Создание, сохранение, копирование, перемещение рабочих книг. Работа с листами. Размещение информации сразу на нескольких листах. Размер строк и столбцов. Выравнивание содержимого ячеек. Предварительный просмотр. Слияние ячеек. Подготовка документа к печати.
Вставка графических объектов.
Ввод и редактирование формул в ячейках. Решение задач с использованием основных функций.
Создание диаграмм с использованием мастера диаграмм.
Построение информационных моделей в среде табличного редактора.
Тема 6. Обработка звуковой информации (1 ч.)
Что такое звук. Средства воспроизведения, записи и обработки звуковой информации.
Программы для обработки звуковой информации.
Тема 7. Обработка видеоинформации (1 ч.)
Что такое видеоинформация. Средства воспроизведения и записи видеоинформации.
Что такое видеомонтаж. Основные характеристики цифрового видео.
Разработка сценария и подбор графических и видеоматериалов.
Знакомство с интерфейсом программ редактирования видео (на примере одной из программ). Добавление файлов в видеоклип. Приемы редактирования видео. Использование визуальных эффектов. Озвучивание видеороликов.
Тема 8. Создание мультимедийных презентаций (4 ч.)
Разработка мультимедийных презентаций. Разработка дизайна презентации. Правила структурирования информации для размещения на слайдах презентации. Оформление презентации.
Вставка мультимедийных объектов. Работа со звуком и видео. Навигационная структура презентации. Использование триггеров. Подготовка и защита творческого исследовательского проекта.
Резерв (1 ч.)
11 класс
Тема 1. Настройка и техническая поддержка персонального компьютера (2 ч.)
Использование вычислительной техники в учебной и профессиональной деятельности. Устранение неполадок, связанных с настройкой компьютера.
Тема 2. Обработка графической информации (10 ч.)
Основные понятия компьютерной графики.
Работа с графическими изображениями. Практическая работа №1 "Графические изображения различных типов"
Работа с рисунками и схемами в офисных приложениях.
Создание графических изображений.
Обработка графических изображений. Практическая работа №2 "Коррекция яркости и контрастности изображений, изменение размеров, обрезка изображений"
Обработка графических изображений. Практическая работа №3 "Работа со слоями графических изображений. Установление прозрачного цвета. Упорядочивание и объединение объектов"
Работа с текстом.
Разработка сложных графических объектов. Практическая работа №4 "Создание эмблем, логотипов"
Разработка сложных графических объектов. Практическая работа №5 "Создание коллажа из графических изображений"
Контрольная работа №1 по теме "Обработка графической информации"
Тема 3. Обработка звуковой информации (3 ч.)
Обработка звуковой информации.
Обработка звуковой информации. Практическая работа №6 "Работа по использованию фильтров и эффектов в аудиоредакторе"
Обработка звуковой информации. Контрольная работа №2 по теме "Обработка звуковой информации"
Тема 4. Обработка видеоинформации (8 ч.)
Обработка видеоинформации.
Компьютерный видеомонтаж.
Сценарий и съемка.
Видеомонтаж. Практическая работа №7 "Знакомство с интерфейсом редактора"
Видеомонтаж. Практическая работа №8 "Работа с областью раскадровки"
Видеомонтаж. Практическая работа №9 "Работа со звуком в видеофайлах"
Создание видеофильмов. Практическая работа №10 "Создание видеоролика на заданную тему"
Контрольная работа №3 по теме "Обработка видеоизображений"
Тема 5. Обработка табличной информации (8 ч.)
Работа с ячейками электронной таблицы.
Работа с электронными листами и рабочими книгами электронной таблицы.
Подготовка документа к печати. Практическая работа №11 "Вставка и удаление строк, столбцов, ячеек. Форматирование ячеек. Изменение высоты строк и ширины столбцов. Выравнивание ячеек"
Работа с формулами и функциями. Практическая работа №12 "Вычисление среднего, минимального, максимального и общего количества значений"
Использование диаграмм и объектов. Практическая работа №13 "Создание диаграмм, изменение их параметров"
Совместная работа приложений.
Информационное моделирование. Построение информационной модели на примере спортивных соревнований.
Контрольная работа №4 по теме "Обработка табличной информации"
Тема 6. Подготовка и защита творческого проекта (3ч.)
Разработка творческого исследовательского проекта.
Защита творческого исследовательского проекта.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
10 класс
№ Тема Виды деятельности
 1 Настройка и техническая поддержка персонального компьютера  Слушание объяснений учителя. Написание рефератов и докладов. Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
 2 Работа в сети Интернет  Слушание объяснений учителя. Выполнение фронтальной лабораторной работы. Написание рефератов и докладов. Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
 3 Обработка текстовой информации Слушание объяснений учителя. Выполнение фронтальной лабораторной работы.
 4 Обработка графической информации  Слушание объяснений учителя. Выполнение фронтальной лабораторной работы
5 Обработка табличной информации Слушание объяснений учителя. Выполнение фронтальной лабораторной работы
 6 Обработка звуковой информации  Слушание объяснений учителя.
 7 Обработка видеоинформации  Слушание объяснений учителя.
 8 Создание мультимедийных презентаций  Слушание объяснений учителя. Выполнение фронтальной лабораторной работы.
11 класс
№ Тема Виды деятельности
 1 Настройка и техническая поддержка персонального компьютера  Слушание объяснений учителя.
 2 Обработка графической информации  Слушание объяснений учителя. Выполнение фронтальной лабораторной работы.
 3 Обработка звуковой информации  Написание рефератов и докладов. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Выполнение фронтальной лабораторной работы. Систематизация учебного материала.
 4 Обработка видеоинформации  Слушание объяснений учителя. Написание рефератов и докладов. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Выполнение фронтальной лабораторной работы.
 5 Обработка табличной информации  Слушание объяснений учителя. Выполнение фронтальной лабораторной работы.
6  Подготовка и защита творческого проекта  Выполнение фронтальной лабораторной работы. Систематизация учебного материала.
Материально-технического обеспечения образовательного процесса
1.Компьютерный класс, обеспечивающий индивидуальную работу учащихся за компьютерами.
Наличие выхода в интернет с каждого рабочего места.
Сканер
Принтер.
Микрофон и наушники.
Мультимедийный проектор .Фотоаппарат или другие цифровые устройства для записи звука и видео