Урок литературы по теме Таежные уроки Васютки (по творчеству В.Астафьева, 5 класс)


Урок литературы в 5 классе по учебнику В.Я. Коровиной Корзунова Жанна Владимировна, учитель русского языка и литературы БОУ г. Омска «Гимназия № 85» Память моя, память, что ты делаешь со мной?! Все прямее уже твои дороги, и каждая дальняя вершина чудится часовенкой, сулящей успокоение. И реже путники встречь, которым хотелось бы поклониться, а воспоминания, необходимые живой душе, осыпаются осенним листом. Стою на житейском ветру голым деревом, завывают во мне ветры, выдувая звуки и краски той жизни, которую я так любил и в которой умел находить радости даже в тяжелые свои дни и годы… ...Все во мне встрепенулось, отозвалось на едва ощутимый проблеск памяти. Там, в неторопливо приближающемся прошлом, по паутине, вот-вот готовой оборваться, под куполом небес, притушив дыхание, идет ко мне озаренный солнцем деревенский мальчик.Сквозь все это, сквозь! Туда, где на истинной земле жили воистину родные люди, умевшие любить тебя просто так, за то, что ты есть, и знающие одну-единственную плату -- ответную любовь. ...Беру в свою большую ладонь руку мальчика и мучительно долго всматриваюсь в него, стриженого, конопатого, -- неужто он был мною, а я им?!(В.Астафьев. «Ода русскому огороду») Я твёрдо знаю одно – заставили писать меня книги и жизнь…В.Астафьев Тема: «Васюткино озеро». Таежные уроки Васютки ЦЕЛИ УРОКА:1. Осмысленно читая и изучая текст, понять, какие знания, умения и навыки помогли герою рассказа В. Астафьева «Васюткино озеро» преодолеть трудности и выйти из тайги к людям.2. Изучить эмоции, переживаемые героем рассказа, научиться преодолевать чувство страха и отчаяния и воспитывать в себе твердость духа.3. Найти поучительные аспекты рассказа: с помощью рассказа «Васюткино озеро» научиться бережному, осмысленному отношению к природе; научиться вести себя в трудной ситуации; научиться извлекать из текста информацию, которая может пригодиться в жизни. АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ Автобиография«авто» – сам,«био» – жизнь, «графос» – пишуЖИЗНЕОПИСАНИЕ, НАПИСАННОЕ САМИМ АВТОРОМ РАССКАЗ Малая литературная форма, НЕБОЛЬШОЕ произведение с РЕАЛИСТИЧЕСКОЙ окраской, содержащее повествование о каком-либо СОБЫТИИ, ЭПИЗОДЕ из жизни героя Композиция рассказа ЭКСПОЗИЦИЯ ЗАВЯЗКА РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ КУЛЬМИНАЦИЯ РАЗВЯЗКА КОНЦОВКА Тут уж с матерью не поспоришь. Таков старинный порядок: идёшь в лес — бери еду, бери спички. Васютка покорно сунул краюшку в мешок и поспешил исчезнуть с глаз матери.  Когда Васютка с ружьём на плече и с патронташем па поясе, похожий па коренастого, маленького мужичка, вышел из избы, мать привычно строго напоминала:— Ты от затесей далеко не отходи — сгинешь.   Вдруг впереди Васютки что-то сильно захлопало. Он… увидел поднимающуюся с земли большую чёрную птицу. «Глухарь!» — догадался Васютка, и сердце его замерло… Глухаря подстрелить ему ещё не доводилось. Глухарь перелетел через мшистую поляну… и сел на сухостоину. Попробуй подкрадись! Тайга… Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным тёмным морем. Небо не обрывалось сразу, как это бывает в горах, а тянулось далеко-далеко, всё ближе прижимаясь к вершинам леса. Надо было запастись на ночь дровами. Васютка, не щадя рук, наломал сучьев, приволок сухую валежину, выворотил старый пень. Вытащив из мешка краюшку хлеба, вздохнул и с тоской подумал: «Плачет, поди, мамка». Ему тоже захотелось плакать, но он переборол себя… Нет, это не Енисей. Перед глазами Васютки небольшое унылое озеро, подёрнутое у берега ряской. …Он вдруг навзрыд расплакался… ... Может, видели вы на физической карте в низовьях Енисея пятнышки, будто небрежный ученик брызнул с пера голубыми чернилами? Вот где-то среди этих кляксочек и есть та, которую именуют Васюткиным озером. — Неужели дождался? — Васютка вскочил, протёр глаза и закричал: — Стучит!  …Тут же опомнился, …побежал по берегу навстречу боту, …отчаянно закричал:— На боте! Э-эй, на боте! Остановитесь! Заблудился я! Э-эй! Дяденьки! Он вспомнил про ружьё, схватил его и начал палить вверх: бах! бах! Бах! План СОЧИНЕНИЯ-ОТЗЫВА по рассказу «Васюткино озеро»Тема: «Васюткино озеро»: «Тайга хлипких не любит»1. Васютка – герой автобиографического рассказа В.Астафьева2. Что помогло Васютке выжить в тайге? «таежные законы» Советы и слова старших Умел рассуждать и наблюдать, запоминать Преодолел отчаяние и усталость Не терял самообладания3. Что понравилось в рассказе?4. Чему вы научились у героя рассказа? Какие качества Васютки поразили, восхитили вас? В чем хотелось бы быть на него похожим? 5. Хотели бы вы продолжить знакомство с творчеством Виктора Астафьева?Спасибо за хорошую работу! Удачи!