Конспект урока по литературному чтению В.Астафьев «Капалуха».


Тема: В.Астафьев «Капалуха».
Цели: Познакомить с рассказом В.Астафьев «Капалуха»; помочь детям проанализировать этот рассказ.
Развивать навыки чтения: беглое, осознанное, выразительное через разнообразные задания и упражнения.
Развивать речь, умение работать с текстом.
Расширять кругозор и словарный запас детей.
Воспитывать содействовать воспитанию любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3кл, 2 часть. Презентация.

Ход урока.
Организационный момент.
-Показали умные глазки и ровные спинки. Улыбнитесь от души. Прикрыли глазки и мысленно сказали: «Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен и уверен в себе». Давайте подарим друг другу хорошее настроение и начнем урок литературного чтения. Я желаю вам успеха. Урок начнем с речевой разминки. Сели удобно. Приготовились.
II. Речевая разминка. Отгадайте загадку.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем. (Лес)

Прочитайте медленно.
– Прочитайте шепотом.
– Прочитайте громко.
Прочитайте с утвердительной интонацией.
Прочитаем выразительно.
Покажите карточку настроения.
Лес – это самое удивительное и прекрасное творение природы. Мы отправляемся в путешествие в лес. Давайте вспомним.
Правила поведения в лесу.
Молодцы, вы знаете Правила поведения в лесу.

Вместе не трудно, вместе не тесно,
Вместе работать всегда интересно.
Правила работы.

- Соберите пословицы.
- На карточках написаны пословицы. Но только на одной карточке начало одной пословицы, а конец пословицы – на другой. Ваша задача: соединить начало и конец пословиц, чтобы получились верные высказывания.
Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
ВОРОНЕНКУ ГНЕЗДО – РОДИМАЯ ХАТА.
КАБЫ КУСТ БЫЛ НЕ МИЛ, СОЛОВЕЙ ГНЕЗДА Б НЕ ВИЛ.
ВСЯКАЯ ПТИЦА СВОИМ НОСОМ СЫТА.
ГЛУПА ТА ПТИЦА, КОТОРОЙ ГНЕЗДО СВОЕ НЕ МИЛО.
ВСЯКАЯ ПТИЦА ТЕПЛА ИЩЕТ.
ВСЯКАЯ ПТИЦА СВОИМ ПЕРОМ КРАСУЕТСЯ.

Работа у доски. Проверка домашнего задания. Ответы на вопросы.

Герои произведения

Собака
Еще раз про Мальку

Бобры
Мышонок Пик

обезьянка
Про обезьянку

мышь
кораблекрушение


Произведение и автор

Слон
Алекс. Куприн

Растрепанный воробей
К.Паустовский

Воробей
А.Блок

Моя Родина
М.Пришвин

Черемуха
С.Есенин


Имена и отчества писателей с их фамилией

Михаил Михайлович
Пришвин

Борис Степанович
Житков

Василий Иванович
Белов

Иван Сергеевич
Соколов-Митков


На столах приготовлены сигналы для работы. Прошу взять в руки. Приготовились.
ТЕСТ.
1. С кем ребята сыграли злую шутку?
А) Малькой
Б) Мышонком Пиком
В) Яшкой
2. Какого героя не было в произведении А.И. Куприна «Слон»
А) доктора
Б) Лизы
В) бабушки
3. К какой разновидности обезьян относилась героиня из рассказа Б.Житкова
А) макака
Б) мартышка
В) шимпанзе
4.Кто автор рассказа «Про обезьянку».
А) В.Дуров
Б) В.Драгунский
В) Б.Житков (Молодцы.)


-Многие поэты и писатели так же как и вы, дети, любят природу и всегда подмечают в ней что-нибудь необычное, интересное. Сегодня мы познакомимся с удивительным человеком, страстно любящим природу.
III. Введение в тему.
Сделайте предположение, о ком пойдет речь на уроке?
Соедини стрелочкой.
Распределите произведения по жанрам. (Литературные сказки, рассказ, стихотворение)
Соедините автора и его произведение.

Слон
Саша Черный

Ворона
А.А.Блок

Черемуха
С. Есенин

Случай с Евсейкой
М.Горький

Растрепанный воробей
К.Г.Паустовский

Моя Родина
М.М. Пришвин


В. Астафьев.


Вводная беседа.
Что заметили? (Мы не знакомы с Виктором Петровичем Астафьевым и его произведением)
-Хотите узнать?
-Где мы об этом можем узнать? ( в учебнике, в книгах)
Откройте учебник на 98странице. Рассмотрите рисунок. Сделайте предположение о чем будем читать?

Постановка целей:
Познакомится: с рассказом : В.Астафьев «Капалуха».
Узнать: биографию В.Астафьева
Что запланируем:
выяснить: какой жанр произведения.
научимся: работать с текстом учебника.
получим знания о
А я ставлю цель помочь вам это узнать.
Кроссворд . ьУЛхарГ
– Мы прочитаем рассказ, а название его определим, разгадав кроссворд. Какое ключевое слово у нас получилось? (Глухарь.)
– Что мы знаем о глухарях? Сообщение школьников. (капалуха – так сибирские охотники называют самочку глухаря)
Глухарь – одна из древнейших птиц на земле. Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах.
Гнездятся на земле и на деревьях. Обычно держатся тех мест, где вывелись. В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют. Удивительное зрелище – вылет птиц из-под снега. Идёшь на лыжах, кругом молочная гладь, снежинки сверкают на солнце. И вдруг из-под ног вырывается стая птиц с громким хлопаньем крыльев, словно рядом рвут на части брезент. И снежная пыль забивается в глаза.
Выводят птенцов глухари в конце мая – начале июня. Яйца откладывают на земле, в ямке, куда приносят мох, мелкие ветки и перья. Высиживают, как куры, три недели. Малыши, едва обсохнув, ходят за родителями и вскоре начинают сами кормиться мухами, муравьями, ягодами. Водит птенцов только мать. Она же учит их добывать корм и хорониться в траве в минуту опасности.
Глухарка светло-коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками. Её даже и не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих листьев.
Весной, когда глухарь-петух поёт свою песню, он часто ничего не слышит. За то и прозван –глухарём.

2. Вводная беседа.
РАССКАЗ О В. П. АСТАФЬЕВЕ
Астафьев Виктор Петрович (1924–2001) – русский писатель. Герой Социалистического Труда, Лауреат Государственных премий СССР и РСФСР, действительный член Академии творчества. Родился 1 мая 1924 в д. Овсянка Красноярского края в семье крестьянина. Во время Великой Отечественной войны ушел на фронт добровольцем, воевал простым солдатом, получил тяжелое ранение. Вернувшись с фронта, Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем в Пермской области.
В творчестве Астафьева в равной мере воплотились две важнейшие темы советской литературы– военная и деревенская. Наступил новый, очень напряженный и сложный период жизни: днем работа в газете, ночью, после того, как уснут дети. Он писал рассказы. Собранные в книгу ”До будущей весны”,
они положили начало его литературному пути.

В 1996 году Астафьев получил Государственную премию России, в 1997 – Пушкинскую премию фонда Альфреда Тепфера (Германия). В 1999г. Награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» 2 стапени.
Умер Астафьев в родном селе 29 ноября 2001. Произведения автора – это, по сути, его жизнь.
IV. Физкультминутка.
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем.
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем.
Крылья сложили назад.

V. Новая тема. Знакомство с новым рассказом В.Астафьев «Капалуха».
Словарная работа. Отработка навыков чтения.

Нам встретятся длинные и трудные слова. Чтобы их безошибочно прочитать, давайте потренируемся.
Читай плавно, по слогам, затем - целыми словами.

При-бли-жа-лись
К аль-пийс-ким
По-ко-роб-лен-ны-е
Ред-ко-ла-пых е-лей
По-ше-ве-ли-ва-ли
Блед-но-лист-ным
До-цве-та-ю-щим
Чер-нич-ни-ком
Рас-пу-щен-ны-ми
За-кос-те-не-ли от не-под-виж-нос-ти
За-рож-да-ю-щий-ся
По-до-шед-ший.

– Объясните значение слов.

ПРОСЕКА – полоса в лесу, лесопарке, очищенная от деревьев; (слайд 8) ВАЛЕЖНИК – сухие сучья, деревья в лесу, упавшие на землю; (слайд 9)
КОСМЫ – взлохмаченные пряди волос. (Слайд 10)
Чтение рассказа В.Астафьев «Капалуха».

1) Чтение рассказа учителем и учащимися.
2) Беседа по содержанию

– Какую птицу охотники называют капалухой? Подумайте, откуда могло произойти такое название?
– Где и как обнаружили гнездо капалухи ребята?
– Что почувствовал рассказчик, когда увидел птицу? Помогают ли представить ситуацию выражения «озираться по сторонам», «ощупать глазами бугор», «сердце моё забилось от испуга»?

9. Выборочное чтение
– Найдите эпизод, где описывается, как мечется капалуха. Как вы понимаете смысл слов автора: «Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце»?
– Какие строки рассказа говорят о самоотверженной любви капалухи к птенцам?
– Как закончилась встреча мальчиков с капалухой?
– Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая или нет?
– Прочитайте последний абзац рассказа. Почему именно им завершает произведение Астафьев?
– Определи основную мысль произведения. Обоснуй своё мнение.


4. Чтение текста с остановками и его анализ.
Пришло время познакомиться с самим произведением. Найдите на партах конверты с вопросами. Сейчас мы будем читать текст по частям и отвечать на вопросы, которые соответствуют прочитанной нами части.
Работа по 1-й части рассказа.
Вопросы:
1. Где происходило действие?
2. Что делали дети в тайге?
3. Где поднялся шум?
Работа со словарём.
Просека – полоса в лесу, очищенная от деревьев
Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю
Черничник – заросли черники
Добавьте свои вопросы.
Б) Работа по 2-й части рассказа.
Чтение.
Вопросы:
1. Что обнаружили дети на бугорке?
2. Почему сердце автора забилось от испуга?
3. Как выглядело гнездо?
4. Почему дети не взяли яйца?
Добавьте свои вопросы.
Работа со словарём.
Космы – взлохмаченные пряди волос
В) Работа по 3-й части рассказа.
Чтение вслух.
Вопросы:
1.Прочитайте, как вела себя глухарка, почуяв опасность для своих детей.
2.При помощи каких слов автор помогает нам понять состояние птицы? (работа с текстом).
3. Какой матерью была капалуха?
4.Как вы думаете, почему она «пыталась и не могла взлететь?»
5.Почему крылья птицы «закостенели»?
6.Что увидели ребята, когда капалуха «наконец взлетела на ветку»?
7.Почему же брюшко у птицы было голое?
Добавьте свои вопросы.
Г) Работа по 4-й части рассказа.
Чтение про себя.
1. Как изменилось поведение капалухи после ухода людей?
2.Давайте сравним поведение капалухи до встречи с людьми и после?
3. Как чувствовали себя дети, когда убежали от гнезда капалухи?
4. О чем самом главном хотел сказать нам автор?
Добавьте свои вопросы.
6.Написание синквейна.

Вспомните главных героев этого произведения. (капалуха, мальчишки, автор)
Сейчас я предлагаю вам попробовать написать синквейн, посвящённый тому герою, которого выберет ваша группа.
Работа в группах. Написание синквейна. Самооценка и взаимооценка.
- Проверка групповых работ.
Птица.
Лес.
Ребята.

Заботливая, бесстрашная.
Зеленый, пышный.
Пытливые, наблюдательные.

Грела, пыжилась, металась.
Растет, охраняет, питает.
Не брать, смотрим, отпустим.

Распустила крылья в гнезде.
Люби природу!
Не разоряйте птичьи гнезда!

Капалуха.
Тайга.
Мальчишки.


8.Итог урока.
- Как закончилась встреча мальчиков с капалухой?
- Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая?
- В начале урока мы определяли литературные жанры. К какому жанру вы отнесёте это произведение?
А сейчас соберитесь в «карусель» и задайте свой вопрос одноклассникам по данному тексту.

VIII. Оценивание.
Я работала хорошо, но многое не получалось.
Мне понравилось, как работали на уроке
На прошлом уроке у тебя не получалось. Сегодня ты справился с заданием.

IХ. Домашнее задание.
Дифференцированный, творческий подход для развития индивидуальных способностей учащихся.
- Подготовить рассказ о капалухе, как о заботливой матери.
- Поискать дополнительную литературу о птицах нашего края.
- Прочитать рассказ В. Астафьева «Пищуженец».


Самооценка своей работы.
На индивидуальных листочках оцените свою сегодняшнюю работу на уроке.
Критерий (за каждый критерий – от 0 до 5 баллов)


Лист индивидуальной самооценки



Оценка ученика
Оценка группы
Комментарий для учителя


Я пытался внести максимальный вклад в работу группы.





Я умею выслушивать чужие аргументы. Принимать другую точку зрения





Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждения.





Я отстаиваю своё мнение корректно





Я готов(а) принимать новые и неожиданные идеи, отличающиеся от моего первоначального мнения.




Я пытаюсь выяснить все взгляды на проблему, чтобы решить её комплексно.




Я умею формулировать проблему и разбивать её на отдельные задачи.




Я умею работать в команде: иногда брать на себя ответственность, иногда подчиняться







Лист для оценки групповой работы


Утверждение
Ваш комментарий

Наша группа работала как единая команда.
Мы сотрудничали и решали наши проблемы вместе.
Мы обсуждали решения и принимали решения вместе
Мы поддерживали друг друга и помогали друг другу







В нашей группе уважается мнение каждого
В наше группе ценятся таланты и способности каждого.











– Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.
Если урок для вас прошел плодотворно и вы остались довольны – прикрепите к дереву плоды – яблоки.
Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы.
Если урок не отличается от прежних уроков и ничего нового не принес – зеленые листочки.
А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то желтый чахлый лист.
15