План конспект урока по литературному чтению на тему: В.П.Астафьев Капалуха 3 кл.


Тема урока: «В.П. Астафьев «Капалуха»  3 класс
Предмет: Литературное чтение.
Класс: 3.
УМК: «Школа России».
Тема: В.П. Астафьев «Капалуха».
Цели:
Продолжить работу над произведениями о природе, животных.
Познакомить учащихся с рассказами В.П. Астафьева, помочь найти главную мысль и осознать ее, выразить свое отношение к прочитанному.
Развивать навыки смыслового чтения.
Развивать навыки осмысленного беглого чтения, умение свободного ориентироваться в тексте, отвечать на поставленные вопросы.
Пополнять словарный запас.
Прививать интерес к природе, ее секретам и тайнам.
Обобщить знания о поведении в лесу.
Учить всматриваться в природу.
Развивать наблюдательность, мышление, расширять кругозор.
Учить учащихся беречь и понимать то, что нас окружает.
Прививать любовь к животным, природе родного края.
Оборудование:
- правила поведения в лесу;
- иллюстрации к картинному плану;
- кружки для этапа рефлексии;
- опорные слова;
- проектор;
- презентация к уроку;
- выставка книг и портрет В.П. Астафьева.
Ход урока
I.Организационный момент
II. Введение в тему
1. Отгадайте загадку
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем. (Лес)
не мешай лесным жителям
2. Беседа о правилах поведения в лесу
Лес – это самое удивительное и прекрасное творение природы.  Мы отправляемся в путешествие в лес.
-Давайте вспомним Правила поведения в лесу.
- не шуми в лесу;
- не разоряй птичьих гнёзд;
- не разводи костров;
- не оставляй мусор;
- не нарушай тишины.
Молодцы, вы знаете Правила поведения в лесу.
Обращение к заголовку
- Прочитайте заголовок. Можно ли по названию рассказа определить о ком или о чём пойдёт речь в рассказе?
- Соберите пословицы
Работа парами
- На карточках написаны   пословицы.  Но  только  на одной карточке  начало  одной пословицы, а конец  пословицы – на другой.  Ваша  задача: соединить  начало  и конец  пословиц, чтобы получились  верные  высказывания.
ГЛУПА ТА ПТИЦА, КОТОРОЙ ГНЕЗДО СВОЕ НЕ МИЛО.
ВСЯКАЯ ПТИЦА ТЕПЛА ИЩЕТ.
ВСЯКАЯ ПТИЦА СВОИМ ПЕРОМ КРАСУЕТСЯ.
 ВСЯКАЯ ПТИЦА СВОИМ НОСОМ СЫТА.
- Что объединяет эти пословицы?
-Послушайте описание, и попробуйте догадаться о какой птице идет речь:
   «Весной, как только сойдет снег – в лесу, эти птицы начинают токовать, - т.е. петь свои весенние песни. Эта птица ходит по земле, как индюк, распустив веером хвост, и щелкает клювом, будто две палочки одна о другую стукаются. А песню кончает – будто нож на бруске затачивают. В конце песни  эта птица ничего не слышит, глохнет – и поэтому ее называют …(глухарь)
Оказывается, капалуха  – так сибирские охотники называют самочку  глухаря.
Определите тему нашего урока
III. Работа по теме урока.
1.Рассказ учителя об авторе.
Сегодня мы будем читать рассказ Виктора Петровича Астафьева «Капалуха».
Виктор Петрович  Астафьев родом из Сибири, из Красноярского края. Родился в 1924 году. Очень рано мальчик остался без матери. Воспитанием мальчика занималась бабушка, которая все делала для того, чтобы жизнь мальчика не была такой тяжелой.  В  19 лет Виктор Астафьев попадает на фронт. После войны он сменил много профессий, но в итоге стал писателем.
На доске:
Виктор Петрович Астафьев
    1924-2001
    КапалухаВалежник
КосмыЧерничник
Пока мы будем знакомиться с рассказом, значение новых слов в Словаре нам найдёт эксперт.
2 .Работа со словарём Ожегова
Объясните значение слов: просека, валежник, космы, черничник.
ПРОСЕКА - полоса в лесу, лесопарке, очищенная от деревьев; ВАЛЕЖНИК - сухие сучья, деревья, упавшие на землю; КОСМЫ- (прост.) взлохмаченные пряди волос, ЧЕРНИЧНИК – заросли черники.
3. Чтение с «остановками». Составление картинного плана.
1 часть
- Какой лес описывает Астафьев? (рисунок)
- Что еще помог увидеть Астафьев в этом лесу?
2 часть
- Что описывает автор в этой части рассказа? (рисунок)
- Как вы думаете, с какой целью автор включает описание черники в рассказ?
3 часть
- О какой находке рассказывает автор? (рисунок)
- Как описывает автор гнездо гухарки?
- С чем он его сравнивает?
- Почему автор выбрал именно такие слова и выражения?
- Что почувствовал рассказчик, когда увидел гнездо? Почему?
- Что решили сделать мальчики с гнездом?
-  Какое правило они забыли? Давайте его вспомним?
4. Физкультминутка
Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Дружно хлопаем
Раз, два, три
Ногами топаем!
Раз, два, три
Хорошо мы погуляли
И немножко устали!
5. Чтение с остановками
4 часть  (рисунок)
Перечитайте эту часть, подчеркните в тексте слова, которые помогут описать поведение глухарки в тот момент, когда к гнезду приблизились люди.
-Зачитайте эти слова.
Металась в стороны
Крылья разброшены, мела ими
Закостенели от неподвижности
Пыжилась и не могла взлететь
-Почему автор выбрал именно эти выражения и слова? (Чтобы показать состояние капалухи.)
-Какие слова еще использует писатель, чтобы показать внутреннее состояние птицы? (Испуг, гнев, бесстрашие.)
-Что необычного увидели дети? Найдите и прочитайте этот отрывок.
5 часть (рисунок)
Перечитайте эту часть, подчеркните слова, которые указывают на то, как изменилось поведение капалухи после ухода людей?
Вытянув шею
Глаза не следили
Целилась на гнездо
Плавно слетела
Заползла в гнездо
Распустила крылья
Замерла
-Давайте сравним поведение капалухи до встречи с людьми и после?
6. Анализ героев сказки
- Назовите героев рассказа В. П. Астафьева (капалуха, мальчишки, автор)
Работа в группах.
Каждая группа анализирует героев рассказа.
- Выберите  качества, которые подходят к героям рассказа, и объясните свой выбор. Можно придумать и записать другие качества, которые подходят к героям рассказа.
Испуганный
Гневный
Бесстрашный
Тревожный
Опасный
Самоотверженность
Безграничная, преданная любовь
Восхищение
Гордость
Безответственность
IV. Подведение итога урока
- Как закончилась встреча мальчиков с капалухой?
- Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая?
V. Рефлексия
Нашим уроком мы уже в какой-то мере попытались прикоснуться к красоте природы сердцем. Кто считает, что у него это получилось, поднимет желтый кружок, кто остался равнодушным поднимает красный. Поднимите руки.
Желтый цвет – это свечи, которые мы сегодня зажгли за братьев наших меньших. Мысленно пожелайте всем птицам, зверям, населяющим Зеленую страну благополучно перенести зиму. А нам необходимо как можно чаще прикасаться к красоте природы сердцем, чтобы оно у нас не зачерствело.
Написание синквейна.
Мы начали наш урок загадкой  о лесе, поэтому попробуем написать синквейн, посвящённый лесу.
Работа в паре. Написание синквейна.
Чтение синквейнов

Синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из пяти строк, имеющее определенное строение.
Правила написания синквейна.
Первая строка  -  тема синквейна (одно имя существительное в начальной форме).
Вторая строка – характерные признаки предмета (два  имени прилагательных).
Третья строка – характерные действия или состояния предмета (три глагола).
Четвертая строка - что автор думает? (фраза из четырех слов).
Пятая строка - новое звучание темы (синоним) (имя существительное в начальной форме).
__________________________________________________________________
Лес
___________________________,  _______________________________
___________________, ______________________, __________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
__________________________________________________________________
Домашнее задание
Дифференцированный, творческий подход для развития индивидуальных способностей учащихся.
- Подготовить рассказ о капалухе, как о заботливой матери.
- Поискать дополнительную литературу о птицах нашего края.
- Прочитать рассказ В. Астафьева «Пищуженец».