Конспект литературного чтения Е.А.Пермяк Сказка Пастух и скрипка (3 класс)


Использование критического мышления (из опыта работы)
Тема: Е.А. Пермяк. Сказка "Пастух и Скрипка", 3 класс
Приём: "чтение с остановками", "прогноз"Цель урока:1. Познакомить учащихся со сказкой Е.А. Пермяка "Пастух и Скрипка".2. Проанализировать ситуации на основе выбора нравственных категорий.3. С помощью интерпретационных вопросов, прогнозирования содержания произведения, ключевых слов, чтения с остановками стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке.Литература:Е.А. Пермяк "Надежный человек", Москва, "Дет. лит.", 1988г.Оборудование: кроссворд, ребусы, рисунки (пила, дудка, осёл, скрипка), словарь по теме урока, портрет автора, тексты со сказкой.Ход урока:На стадии вызова1. Учащимся предлагаются ребусы и музыкальные фрагменты. Слова, полученные в ходе расшифровки, становятся ключевыми словами кроссворда. кроссворд-2346960800102. Рассказ об авторе, выставка книг.Сказка литературная.Что это значит? (Сказку написал автор).Автор сказки Е.А. Пермяк. Родился он в 1902 году в предверье Урала, на реке Каме, в г. Перми. Там он прожил более 30 лет. Ещё в детстве познакомился с жизнью заводов, рудников, приисков Урала. Будущему писателю посчастливилось: он учился в школе, где было обязательным изучение одного из семи преподававшихся там ремёсел. Е. Пермяк изучил пять: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное, токарное. И большинство произведений писателя посвящено труду или связано с ним. Вот наиболее известные из них: "Надёжный человек" (рассказы и сказки), "Тонкая струна", "Торопливый ножик", "На все цвета радуги", повесть "Детство Маврика", "Дедушкин характер".3. Задание группам: используя слова кроссворда (ключевые слова), сочинить свою сказку, предположив её сюжет.4. Презентация сказок (по группам).А как же всё было на самом деле? Интересно узнать?Смысловая стадия.Чтение первой части и беседа по содержанию с использованием прогноза.I часть текста: Она родилась в мастерской деревенского столяра, большого любителя музыки. Ее красота удивляла даже больших мастеров скрипичных инструментов. Говорят, что столяр вдунул в нее свою душу, и она от этого стала звучать, как живая.Всякий, проходивший мимо дома столяра, останавливался, когда она пела о солнце и небе, о лесе и говорливых ручейках, о золотистых полях и цветении садов родной чешской деревни.Слушая ее, умолкали певчие птицы. Только один из лучших соловьев округи отваживался иногда вторить ей своей песней. А досталась она Ослу, который притворился музыкантом.О ком или о чём Вы узнали из этой части? Почему?Как понимаете выражение: столяр вдунул в неё свою душу?Какой момент этой части может насторожить Вас? Почему?Попробуйте предположить, что может произойти дальше.II часть текста: Это было ужасно. Играя на скрипке собачьи вальсы, конские галопы и ослиные рапсодии, он довел Скрипку до неузнаваемости. Ее тонкие и певучие струны стали походить на разлохмаченные шнурки. Дека оказалась в царапинах и пятнах. Гриф из черного превратился в серый. Ослабли расшатанные колки. Он уже играл на ней, как на балалайке, доламывая последнее.Оправдался ли Ваш прогноз?Кто хочет уточнить значения слов?Кто может объяснить их?Словарь:галоп - 1) бег лошади вскачь;2) очень быстро (разг.; неодобр.);3) скачкообразный, стремительный танец, музыка в таком ритме;рапсодия - музыкальное произведение на тему народных песен;дека - плоская сторона корпуса струнного музыкального инструмента, служащая для усиления звука;гриф - длинная узкая часть струнных музыкальных инструментов, над которой натянуты струны;колок - стержень для натяжения и настройки струн в музыкальных инструментах. При вращении колка струна либо натягивается туже, либо ослабляется, вследствие чего звук становится выше или ниже.Что может произойти дальше?III часть текста: Однажды в бродячем балагане Осел увидел клоуна, игравшего смычком на пиле. То сгибая, то разгибая пилу, клоун добивался подобия мелодии, производившей на некоторых, в том числе и на Осла, неотразимое впечатление.Вскоре Осел приобрел у клоуна пилу, а скрипку забросил на чердак. Теперь ей оставалось только пылиться, слушать в долгие зимние ночи плачущий вой ветра в трубе, а в осенние дни сыреть, расклеиваться и приходить в окончательную негодность.Нельзя без слез и горькой обиды рассказывать о несчастной скрипке. Оскорбленная и униженная, она переживала каждый звук, доносившийся на чердак через слуховое окно. В ней находили отзвук песня жаворонка, тонкий свист синицы и далекая причудливая игра Пастуха на самодельной дудке.Предположение подтвердилось?Словарь:балаган - это временная лёгкая деревянная постройка для ярмарочной торговли, жилья, зрелищ.Что можете сказать сейчас о существовании Скрипки? А посему я не спрашиваю - о жизни?Кому сочувствует автор? Что позволяет нам так думать?Что произвело впечатление на Осла? Какое?Как автор называет игру Пастуха? Почему?Как могут развернуться события дальше?IV часть текста: С каждым днем игра Пастуха становилась все лучше и выразительнее, хотя в его дудке было всего лишь два или три лада и ей недоставало высоких и чистых звуков. Их особенно недоставало в утренней песне пробуждения, когда Пастух, проходя по селу, приглашал людей проснуться и выгонять своих коров.Однажды Скрипка помимо своей воли дополнила мелодию песни пробуждения высокими и чистыми звуками. Они вырвались сами собой из ее души, так исстрадавшейся по музыке.Все это произошло до восхода солнца. И никто, кроме Пастуха, не слышал, как пастуший рожок разбудил в Скрипке умертвленное желание звучать,Теперь он каждое утро переговаривался песней с незнакомой Скрипкой, очаровавшей его слух до такой степени, что однажды ночью он прокрался на чердак.Что же произошло со Скрипкой?Почему это случилось? Как?На что решился Пастух?Словарь:лад - сочетание звуков и созвучий.Можете ли Вы предположить, как произойдёт встреча?V часть текста (диалог - по ролям):Это была встреча в темноте. Встреча у дымоходной трубы дома.- Как ты прекрасна! - сказал он Скрипке.- Если бы ты увидел меня днем... - ответила Скрипка, - ты бы ужаснулся.- Нет, нет, - твердил он, касаясь ее грифа своими тонкими и нежными пальцами, на свете нет ран, которые не залечииваются.Скрипка, веря Пастуху, как-то сказала:- как я хочу, чтобы ты меня взял отсюда. Но это невозможно. Тебя накажут за похищение... нужно действовать умнее.Что могла предложить Скрипка?VI часть текста: Женская хитрость была присуща и Скрипке. Она посоветовала Пастуху сыграть на дудке перед окнами Осла душераздирающий вой волка, попавшего в охотничью яму.Он так и сделал. Осел был в неописуемом восторге и тут же предложил Пастуху обменять его дудку на визгливую пилу и пообещал добавить к ней скрипку.Состоялся обмен. Пастух, забыв о пиле, бережно снял с чердака несчастную. Прижимая ее к своей груди, он внес больную Скрипку в дом своей матери.Мать бережно освободила Скрипку от пыли и паутины, а затем, укутав ее в мягкое, велела сыну отправиться в город к лучшему из скрипичных докторов.Скрипичный доктор произвел все необходимые операции и процедуры. Он укрепил колки, подклеил деку, заменил струны, отполировал Скрипку до зеркального блеска. И когда Пастух увидел ее сверкающей и нарядной, когда он, нежно коснувшись ее струн, услышал звуки, от которых сладко кружится голова и замирает сердце, он сквозь слезы сказал ей:-Я не достоин владеть тобой. Ты так прекрана. Ты должна звучать в больших городах, а не в нашей маленькой деревне.- Нет, - возразила Скрипка, - если я буду снова способна звучать, как раньше, то только в твоих руках.Благодаря чему удался план "похищения"?Не обратили ли Вы внимания, как напечатано слово Скрипка? Почему?Нет ли в этой части слов, которые бы подтвердили Ваши мысли?Что можете сказать об отношении к Скрипке и матери, и Пастуха, и доктора? Какого доктора?Прочтите, какие чувства испытал Пастух, когда увидел Скрипку после лечения.Чтение диалога по ролям.Почему все так случилось? Как думаете?А может что-то измениться?Зазвучит ли Скрипка вновь?VII часть текста: Так и случилось. Никто не мог извлечь из нее ни одного звука, всем она отвечала молчанием.Скрипка перестала быть доверчивой и наивной. Зато Пастух, едва прикоснувшись к ее струнам, заставлял умолкать окружающих.Это были песни первой радости скрипача и Скрипки, нашедших друг друга в большом мире. IПастуха и Скрипку вскоре узнали по всей стране. Их слушали, затаив дыхание. И никому не приходило в голову, что Скрипка была некогда брошена Ослом на чердак, где она долго находилась в оскорбительном забвении. Да если бы кто-то узнал об этом, то едва ли бы обратил на это внимание.Мало ли печальных, несправедливых и грубых историй бывает на свете! Нельзя же позволять им зачеркивать всю жизнь. Прошедшее всегда заслоняется Настоящим, если оно большое, яркое и настоящее.- Настоящее. А оно было именно таким у Скрипки, сохранившей в труднейших испытаниях жизни чистоту человеческой души, которую вдохнул в нее благородный деревенский столяр, знаток и ценитель Высокой Музыки.И Вы были правы. Она перестала быть доверчивой и наивной. Почему?Навсегда?Что же произошло?Что вернуло Скрипку к жизни?А какое это Настоящее? Что удалось Скрипке в жизни?А были ли у Вас такие горькие моменты в жизни?Они прошли, а впереди целая жизнь, которая и есть - Настоящее.На стадии размышления учащиеся работают в парах.Под музыку учащиеся пишут Синквейны (пятистишия). Темы даются на выбор и по желанию: "Скрипка", "Родство душ", "Мастерство", "Доброта", "Чистота человеческой души".Чтение Синквейнов.