Технологическая карта урока по литературному чтению Виктор Гюго. Козетта (4 класс)


Тема урока: В. Гюго «Козетта» (отдельные главы).
Цель: создание условий для идейного осмысления рассказа.
Задачи:
- продолжить формирование у учащихся собственной позиции, собственного отношения к прочитанному произведению В.Гюго;
- совершенствовать умения учащихся находить и выражать сопряжения своего и авторского «я»;
- познакомить учащихся с французским писателем В. Гюго;
- понимать и объяснять поступки героев;
- воспитывать в учащихся чувства сопереживания, сочувствия, участия.
Предметные:
пользуется поисковым и просмотровым чтением для работы с текстом и образами героев. Понимает и объясняет поступки героев, высказывает свое мнение о них, соотносит поступки с нравственными нормами., показать связь разных видов творчества: изобразительного искусства, музыки, литературы, межпредметные связи: музыки, литературного чтения, изо, основы светской этики.
Метапредметные:
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах;Коммуникативные:
уметь строить работу с партнёрами; воспитание стремления к более точному выражению собственного мнения; уметь правильно формулировать свои мысли;
отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно; пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
Личностные:
способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения, воспитание стремления к более точному выражению собственного мнения и позиции.
Тип урока: изучение нового материала
Формы работы учащихся: коллективная, в паре, в группе, индивидуальная, дифференцированная.
Необходимое техническое оборудование: оформление доски: портрет, выставка детских иллюстраций, учебник, рабочая тетрадь на печатной основе; компьютер, проектор, экран.
Формирование УУД
До чтения Во время чтения После чтения
Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
Слушать и понимать речь других.
Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Ориентироваться в учебнике;
Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
Выразительно читать и пересказывать текст;
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Этапы урока
Деятельность учителя № слайда Деятельность учащихся
1.Орг. момент
Эмоц. настрой. Дыхательная гимнастика.
- На уроках чтения мы учимся правильно читать и говорить. А чтобы правильно читать и говорить, надо правильно дышать. Вообразим воздушные шары, надуем их. Вдыхаем носом, выдыхаем через рот, пока наш воображаемый шар не надулся.
Стих-е со слайда.
Литературы добрые страницы
Пускай тихонечко обнимут нас,
И мы увидим новые вновь лица
Героев судьбы новые для нас. 1 Дети выполняют.
2. Актуализация знаний.
3. Определение темы урока и постановка задач к уроку. - Знакомы вам имена? Из каких произведений? Назовите автора и название произведения.
- А можно их объединить? Почему? Что общего у героев? Когда они жили? Правильно, все эти герои жили до революции. У них у всех тяжёлая судьба, им с раннего детства приходилось работать, чтобы заработать кусок хлеба.
-Все ли имена вам знакомы?
-Ванька, Прошка, Варька – это всё имена. Значит и Козетта тоже имя.
-Произнесите и послушайте, какое необычное имя Козетта.
-А как вы думаете, кто это может быть? Кого могут называть Козеттой?
-Подумайте и скажите, почему я поставила это имя в один ряд с этими героями?
-Рассмотрите иллюстрацию. На ней изображена Козетта.
-Расскажите, что вы видите? Какая она? Опишите её?
-А может произведение так называться? 2
3
Уч-ся отвечают на поставленные вопросы.
Рассматривают иллюстрацию.
Описание изображения.
-И эта иллюстрация к произведению великого французского писателя Виктора Гюго «Козетта». (показ книги).
-Назовите тему урока.
-Какие поставим к уроку задачи? Имя автора знакомо? Значит, что нужно сделать? А знаете кто герои произведения?
-Вы можете предположить, о чём это произведение? Как могут разворачиваться события? А иллюстрация подтверждает это?
-Чтобы проверить ваши предположения об этом произведении, мы должны провести диалог с автором через текст.
-Почему мама Козетты оставила её?
-Кому она её оставила?
-Почему именно им? Какими по характеру могут быть люди, которым можно доверить своего ребёнка?
-Какой предстаёт перед вами Козетта?-Сравните то, что прочитали с изображением.
-Почему художник изобразил именно такой.
-Предположите, что могло с ней произойти? 4
5
6 Определяют тему урока.
Ставят задачи.
(Парная работа).
У уч-ся на столах тексты с началом произведения, читают.
Отвечают по тексту.
4.Знакомство с произведением. -Итак, мама Козетты оставляет её в трактире Тенардье. Ребята, а что такое трактир? (гостиница низшего разряда). Тенардье – это французская фамилия, которую носят владельцы трактира.
-Пришло время поближе с ними познакомиться.
-Встретятся незнакомые слова, поднимите глаза на доску.
Чтение 1 главы с комментированием. (комментированное чтение и применение приёма «формулировка максимально свёрнутого сжатого вопроса «Догадались, почему?»). Слушание главы.
ФизминуткаЧтение описания жизни Козетты под музыку и применение приёма «включение» представление героя. Первичное восприятие
Знакомство с писателем.
-Откройте глаза.
-Какой представили Козетту?
-Какие чувства были у вас когда слушали произведение?
-Что вы чувствовали?
-Кто из героев не понравился? Почему?
-Кого было жалко? Почему?
-Почему Козетта из крепкой, здоровой, милой малышки превратилась в такую?
-Подтвердились наши предположения?
-Так правильно художник изобразил её?
-Определите жанр произведения.
-Вообще, ребята это отдельная глава из большого романа «Отверженные» великого французского писателя Виктора Гюго.
-Жил и творил В.Гюго в те годы, когда во Франции шла революция. Очень тяжёлая жизнь была у простого народа, не было работы, люди бедствовали, было очень много нищих и обездоленных, люди погибали, дети оставались сиротами, голодными и несчастными. В.Гюго защищал малых и обездоленных, безработных, заботился о бедняках и голодных детях.
-Рассмотрите портрет, что вы можете сказать об этом писателе? Как вы думаете, каким он был человеком?
-Прочитайте биографию В.Гюго. Расскажите, что вам запомнилось. 7 Рассказывают о своих эмоциях, которые испытали при прослушивании главы.
Составление модели описания героев рассказа. Вернёмся к первой главе и составим модель описания героев рассказа. 8-11 Составляют кластер
Взаимопроверка, дополнение ответов и сверка со слайдом.
-Так правильно, что имя Козетта стоит в одном ряду с этими героями? Посмотрите, ребята, не только в России трудно жилось детям, но и за рубежом.
-Подтвердились наши предположения?
-Вернёмся к задачам урока.
-Выполнили задачи поставленные к уроку? 12 (имена со 2 слайда)
13 Рефлексия Выберите одно начало предложения и продолжите его.
-Ребята, зачем Гюго написал рассказ об этой маленькой несчастной девочке?
-Вам хочется узнать о дальнейшей судьбе девочки? Предположите, о чём пойдёт дальше речь? Что может произойти?
-Проверьте свои предположения, прочитайте дома оставшиеся главы. 14 Дом.задание и оценивание Прочитать оставшиеся главы.
4 уч-ка получают задание – сделать рисунок.
6 уч-ся – выполнить задание №1 в рабочей тетради.