Конспект урока по литературному чтению В.Астафьев Весенний остров (3 класс)


Тема: В.Астафьев «Весенний остров».
Класс: 3
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: учить наблюдать и обнаруживать красоту природы и искусства через произведения В.Астафьева
Задачи: развивать способности творческого «видения» смысла художественного произведения. Формировать умение вести диалог с автором. Учить наблюдать и обнаруживать красоту природы и искусства.  Расширить словарный запас. Анализировать главную мысль произведения.
УУД:
Метапредметные:
  А) познавательныеУУД:
-развитие  умения извлекать информацию из прослушанного текста.
-развития умения находить ответы на вопросы используя текст произведения
-развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы.
Б) коммуникативные УУД:
-формирование умения работать в группах,
-умение слушать и слышать, договариваться, распределять роли , представлять работу своей группы.
В) регулятивныеУУД:
-учиться самостоятельно оценивать свои мысли и высказывания.
Личностные:
- формировать умение видеть внутреннюю жизнь другого человека,
его заботы и переживания.
Оборудование: тексты рассказа, жетоны, конверты с заданиями, словарь Ожегова, грамоты, эмблемы команд, презентация, сигнальные карточки, заготовки для проекта, ноутбук.
1. Орг.момент
Здравствуйте ребята, меня зовут Татьяна Владимировна. Урок литературного чтения у вас проведу я.
- Сегодня у нас необычный урок, так как присутствуют три команды: "Мореплаватели","Открыватели", "Исследователи".
Ваша задача внимательно слушать задания и выполнять их, за это вы будите получать жетоны.
- А помогут нам в общении сигнальные карточки.
Зелёный цвет - вы согласны с ответом.
Красный цвет - не согласны.
- Ну что, готовы? (дети ответ показывают с помощью карточек)
- Тогда начнем! Внимание на экран.
2. Введение в тему урока
На экране появляется портрет Астафьева.
- Ребята, кто это?
- Это Виктор Петрович Астафьев.
- Что вы знаете о нем?
- Перед вами лежат тексты на листах №1, прочитайте, ответьте на вопросы.
Родился 1 мая 1924 г. в селе Овсянка Красноярского края.  Детство писателя было тяжёлым, сиротским.  В 1942 г. ушёл на войну; там получил два тяжёлых ранения. Вернувшись с войны, очень много работал. Но однажды он попал на заседание литературного кружка. После этого он стал работником газеты и много путешествовал. За четыре года работы пишет очень много произведений, рассказов для детей : "Дядя Кузя. лиса и кот", "Васюткино озеро", "До будущей весны" и многие другие.
- Ребята, так кто же такой Астафьев? (каждая команда рассказывает, что они запомнили об авторе)
Вопросы для команд:
Вопрос: Где и когда родился Астафьев?
Как проходило его детство?
Вопрос: Что происходило в жизни писателя в 1942 году?
Чем он занимался, вернувшись с войны?
Вопрос: Как изменилась жизнь Астафьева, после того, как он попал на заседание литературного кружка.
Какие произведения для детей этого автора вы знаете?
- Сегодня, мы совершим с вами путешествие, а поможет нам в этом произведение Виктора Петровича "Весенний остров".
- Как вы думаете, о чём будет этот рассказ? (каждая команда готовит ответ на вопрос)
- Запомните свои ответы, а потом посмотрим, какая из команд отгадала замысел автора.
- Так куда мы совершим путешествие?
- Конечно же на весенний остров. Тогда в путь! (звучит музыка)
3. Первичное чтение рассказа
- И вот, мы начали свое путешествие. Перед вами лежит текст. Ваша задача внимательно слушать рассказ, следить по тексту и быть готовыми отвечать на вопросы.
(аудиозапись)
4. Фронтальный опрос
- Понравился ли вам рассказ? (дети отвечают с помощью сигнальных карточек)
- От чьего имени ведётся повествование? (от лица автора)
- О чём этот рассказ?
(даю жетоны за правильные ответы)
- В начале занятия вы предполагали о чем будет рассказ. Совпали или нет ваши догадки? Покажите с помощью сигнальных карточек.
5. Словарная работа
- В тексте нам встретились такие слова как: по логам, по распадкам, окурил.
- Где можно найти значение этих слов? ( в словарях, в интернете, спросить у взрослых)
- Правильно, вот сейчас мы с вами и будем искать значение слов, которые высветятся на экране.
1 команда ищет значение слов в интернете, 2 команда - в толковом словаре, а 3 команда - из нескольких вариантов будет выбирать правильный.
- Найдите в словарях значение этих слов. (Дети ищут ответы. Работа сигнальными карточками)
7. Работа с текстом
- Молодцы, ребята. А теперь давайте начнем работать как "Исследователи", "Открыватели", "Мореплаватели".
- "Мореплаватели", встаньте. Ваша задача определить направление и цель путешествия.
- "Открыватели", встаньте. Ваша задача выяснить, как автор открыл остров.
- "Исследователи" встаньте. Я предлагаю вам изучить растительный мир на острове. Вот ваше задание.
- Внимательно читаем вопросы, ищем ответы в тексте, отмечаем карандашом. Время пошло.
Вопросы мореплаватели:
1) Зачитайте, по какому маршруту шёл пароход? (Пароход миновал осиновский порог)
2) По какой реке? (плыл по реке Енисей)
3) С кем путешествовал автор? (один)
Вопросы открывателей:
1) Когда, в какое время суток автор увидел остров?
2) Зачитайте, как выглядел остров?
Вопросы исследователей:
1) Зачитайте, какие растения были на острове?
2) Были ли на острове птицы?
За работу команд даю жетоны.
- Почему автор удивился, увидев весенний остров?
- Какая главная мысль рассказа, что хотел сказать нам автор? ( последний абзац)
- Какое сейчас у нас время года? (весна)
- Что происходит весной? (природа просыпается, оживает)
- И этот остров олицетворяет душу человека. Он является символом всего прекрасного. Весна - это пора пробуждения, пора любви, радости и надежды.
8. Создание проекта
- И сейчас мы с вами создадим свой весенний остров. Откройте конверты. Каждый возьмите картинку. И сейчас мы начнем создавать свой остров. Подходит команда 1)Мореплавотели 2) Открыватели 3) Исследователи
(наклеивают на доску элементы весеннего острова)
- Посмотрите, какой замечательный весенний остров у нас получился. Дома вы создадите творческую работу. Кто-то нарисует свой весенний остров, кто опишет его, а может кто-то составит стихотворение.
9. Итог урока
- Вы сегодня очень активно работали, за ответы получали жетоны. Подсчитайте их.
Подсчитываем жетоны, награждаем команды грамотами.
10. Рефлексия
- Наше путешествие подошло к концу. Улыбнитесь, если вам понравилось наше путешествие.... Вот с таким настроением я хочу закончить наше занятия. Спасибо за работу.