НОД Огонь друг или враг средний дошкольный возраст


«Огонь друг или враг»
Пояснительная записка
Конспект составлен с учетом содержания образовательной программы ДОУ, учебной рабочей программы, требований Сан Пин и в соответствии с ФГОС ДО. Особое внимание уделяется игровым приёмам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения дошкольников и являются существенным компонентом обучения. В непрерывной образовательной деятельности используется интеграция образовательных  областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Ежегодно в нашей стране происходят миллионы несчастных случаев. Причин много, но основные- это небрежное отношение к своим обязанностям и незнание простейших правил безопасности. Воспитание у дошкольников привычки осторожного обращения с огнем – это не только средство предупреждения пожаров, это борьба за жизнь и здоровье наших детей. Осторожное обращение с огнем должно стать привычкой и сохраниться на всю жизнь. Обучение детей мерам пожарной безопасности с детского сада – это воспитание у них определенных знаний и навыков в области предупреждения пожаров, четкого представления об опасности, которую таит в себе пожар, умение правильно сориентироваться в сложной обстановке.
Цель: формирование знаний воспитанников о причинах возникновения пожаров и правил пожарной безопасности.
Формы и методы работы позволят не только формировать предметные знания, умения, навыки, но и создадут условия  для освоения дошкольниками универсальных учебных действий  в коммуникативной, познавательной и регулятивной сферах.
Методы и приемы:
Объяснения в сочетании с показом, инструкция, пояснения, вопросы разного характера, художественное слово;
Наглядно-слуховые, наглядно-зрительные: рассматривание иллюстраций, картинки, художественное слово, зрительная гимнастика; просмотр презентации.
Самостоятельная работа детей.
Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей.
Виды деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, познавательно - исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная.
Программные задачи:
Образовательные
• Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.
• Учить детей видеть, когда огонь- друг, а когда - враг.
Развивающие
• Развивать умение реально оценивать возможную опасность;
• Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности;
• Развивать творческие способности дошкольников.
Воспитательные
• Воспитывать чувство осторожности и самосохранения;
• Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.
Коррекционно-развивающие задачи:
• Развивать любознательность, пространственное внимание, воображение, активность;
• Развивать речь детей;
• Развитие глазомера, координации движений.
Оборудование и средства:
Демонстрационный материал: интерактивная доска, ноутбук, презентация слайдовая, мольберт, иллюстрации, указка; знаки-символы для эмоциональной оценки выполненной работы.
Раздаточный материал: карточки.
Предварительная работа: чтение литературных произведений, беседы, рассматривание иллюстраций по противопожарной безопасности, заучивание стихов, пословиц, отгадывание загадок, экскурсия в пожарную часть.
Способ организации детей: подгруппа.
Место проведения: групповое помещение.
Возраст детей: 4-5лет (средняя группа).
Ожидаемый результат
Сформировать знания детей о правилах пожарной безопасности;
Умение правильно вести себя в критической ситуации – набрать номер телефона службы спасения, уверенно разговаривать со взрослым, правильно назвать домашний адрес;
Сформировано умение правильно вести себя в случае возникновения пожара;
Знания о профессии пожарного;
Ход непрерывной образовательной деятельности
I. Организационная часть
Дети приветствуют друг друга.
ПсихогимнастикаЦель: Установление доброжелательного контакта между детьми.
Чтобы было веселей,
Чтобы было всем светлей,
Вместе за руки возьмемся
И друг другу мы улыбнемся.
Воспитатель:
- Сегодня мы с вами поиграем в игру, но не простую, а очень серьезную, которая посвящена основам безопасности человека.
- Отгадайте загадки и вы узнаете тему нашей игры:
- Отец горяч и красен, бывает не опасен.
Накормишь – живет, напоишь – не умрет,
Шипит и злится, воды боится.
- С языком, а не лает, без зубов, а кусает.
Что это?    (Огонь)
- Красный язык из окошка бежит, кто его коснется, тот обожжется.  (Огонь)
Воспитатель:
- Что бывает, если птички зажигают дома спички?  (Пожар)
- Верно, огонь, пожар. И сегодня мы с вами будем говорить о огне и пожаре.
Нам будет помогать волшебный экран. Присаживайтесь на стульчики. Внимание на экран.
Дети садятся на стульчики перед демонстрационным экраном (интерактивной доской). Показывается слайд, в одной части которого изображен костер, в другой части - пожар.
II. Основная часть
Беседа
Цель: Выявить уровень имеющихся знаний у детей.
Воспитатель:
- Что изображено слева? (Костер).  А справа? (Пожар).
Воспитатель:
- Что общего у костра и пожара?
Дети:
- Костер и пожар возникает из-за огня.
Воспитатель:
- В чем разница между костром и пожаром?
Дети:
- Костер разжигают люди, для того, чтобы согреться или приготовить пищу, а пожар возникает из-за неосторожного поведения с огнем и причиняет вред имуществу, жизни и здоровью.
Воспитатель:
- Очень давно люди научились добывать огонь. Огонь верно служит человеку и нам без него не обойтись. Да, огонь и красив и страшен. Он бывает и другом и врагом.
- Волшебный экран  вам предлагает задание: выбрать картинки, где огонь- друг, и где - враг.
Игра «Найди правильно»
Цель: Учить определять нужную правильную ситуацию.
Воспитатель вызывает к экрану ребёнка для индивидуальной работы.  Дети на местах выполняют самостоятельно задание.
- Саша, ты какие картинки будешь выбирать?
- Молодец, Саша, назвал все картинки, где огонь- друг.
Воспитатель предлагает еще 1-2 детям поиграть. Кто еще хочет попробовать?
Воспитатель:
- Дети, а кто назовет картинки, где огонь – враг?
Воспитатель обобщает:
- Молодцы, отлично справились с заданием. Помните о том, что огонь приносит людям пользу, но может принести и беду; огонь – наш друг, но может быть и врагом.
Воспитатель:
- Дети, волшебный экран предлагает нам следующее задание. Я начинаю предложение, а вы его заканчиваете, экра  в этом поможет.
Игра «Причины пожара»
Цель: Развивать свободную творческую личность ребёнка.
Раз, два, три, четыре
У кого пожар в...  (квартире).
Дыма столб поднялся вдруг,
Кто не выключил...    (утюг).
Красный отблеск побежал,
Кто со спичками...     (играл).
Стол и шкаф сгорели разом
Кто сушил белье над...  (газом).
Побежал огонь во двор
Это кто там жег костер?
Пламя прыгнуло в траву
Кто у дома жег листву?
Кто бросал в траву при этом
Незнакомые...   (предметы) .
Дым увидел – не зевай
И пожарных...  (вызывай).
Помнит каждый гражданин,
Это номер... (01) .Воспитатель:
- Я вижу, вы знаете, что может быть причиной пожара. Молодцы!
- Ребята, экран напоминает нам о том, что когда мы работаем с волшебным   экраном, необходимо сделать гимнастику для наших глаз, чтобы глаза наши   не болели и смотрели зорче.
Зрительная гимнастика
Цель: Развивать остроту зрения.
(Движения глаз дети сопровождают словами).
Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Сейчас мы в жмурки поиграем:
Веки сильно мы сжимаем,
Держим, держим, напрягаем…
И спокойно расслабляем.
Открою глаза – сосед мой на месте.
Зарядку для глаз выполняем все вместе.
Воспитатель:
- Давайте повторим несложные правила пожарной безопасности, которые необходимо строго соблюдать в жилище?
Игра «Волшебная палочка»
Цель: Обучать детей адекватным    действиям в опасной ситуации.
Карточки висят на мольберте другой стороной, ребёнок должен перевернуть карточку палочкой и увидеть, что на ней изображено (выполнять можно с определённого расстояния, из разных положений).
Воспитатель:
- Переверните картинки и расскажите, как правильно вести себя в опасной ситуации.
Дети по очереди переворачивают и рассказывают, а воспитатель уточняет.
1 картинка.
- не включать утюг и другие электроприборы без взрослых;
2 картинка. - не оставлять включенным электроприборы (утюг, прибор для выжигания) после работы с ними;
3 картинка. - нельзя закрывать электролампы и другие электросветильники бумагой;
4 картинка. - нельзя играть со спичками;
5 картинка. - не играть бенгальскими огнями, зажигалками, хлопушками, даже в новогодние праздники;
6 картинка. - не подходить к газовой плите;
7 картинка. - при пожаре звонить -01.
Воспитатель:
- Ребята, вы знаете, правила поведения при пожаре. А как вы думаете, что необходимо для тушения пожара? Для этого волшебный экран предлагает поиграть нам в игру «Выбери нужное».
Игра «Выбери нужное»
Цель: Продолжать знакомить детей с предметами для тушения пожара, учить обосновывать свой выбор.
Из всех предложенных предметов дети должны  выбрать необходимые для тушения пожара: лопатку, огнетушитель, ведро с песком, ведро с водой, шланг, одеяло.
Воспитатель:
- Ребята, вы славно потрудились, пора и отдохнуть.
Динамическая пауза «Огонь-Вода»
Дружно мы насос включаем,
Воду из реки качаем.
Влево – раз, вправо – два,
Потекла ручьем вода.
Раз, два, три, четыре
Весь пожар потушили,
Хорошо мы потрудились.
Дети садятся за столы.
Воспитатель:
- Молодцы хорошо потушили костер, а как называется профессия людей, которые борются с пожарами? (Пожарный). Каким должен быть пожарный? (Ответы детей). Показ слайда.
III. Заключительная часть
Рефлексия
Давайте вспомним, какую задачу мы ставили перед собой?
-Можно ответить однозначно на вопрос огонь это друг или враг?
-Кто узнал что-то новое для себя?
-Кто доволен своей работой?
Итак, мы с вами доказали, что огонь может быть, как и другом человека, так и его врагом. Это зависит от того, как человек умеет им пользоваться.
- Наша игра подошла к концу.
- Вы сегодня все показали свои знания и умения и за это я хочу вам вручить медали юного пожарного. Ребята, надеюсь, что вы расскажете о правилах пожарной безопасности дома своим близким и друзьям , и будете сами их всегда  выполнять.
Воспитатель благодарит детей за работу и предлагает детям нарисовать вместе с родителями рисунки к выставке по противопожарной безопасности.
Приложение
Список источников
1. Авдеева Н.Н. Князева О.Л. Стеркина Р.Б.  Безопасность: Учебное пособие по основам безопасной жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб: Детство – пресс 2003.
2. Белая К.Ю., Зимонина В.Н.  Как обеспечить безопасность дошкольников: Книга для воспитателей детского сада и родителей – М. 1998.
3. Зацепина М.Б. Интегрированные развлечения в детском саду, Москва 2011г.4. Ковалько В.И. Азбука физминуток для дошкольников, Москва 2011г.5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержденный приказом МОиН РФ от17. 10. 2013г. № 1155.6. Фисенко М.А. ОБЖ. Средняя и старшая группы. Разработка занятий. Изд. 2-е переработанное. / Сост. М.А.Фисенко. – Волгоград: ИТД «Корифей». 96с
http://www.maam.ru/detskijsad/-ogon-nash-drug-ogon-nash-vrag-proekt-po-obzh-v-srednei-grupe-v-ramkah-realizaci-mesjachnika-pozharnoi-bezopasnosti.html