Программа гражданско-патриотического воспитания Я — гражданин России

Программа гражданско-патриотического воспитания «Я – гражданин России»
Фокина И.И. старший методист, ГБОУ «Городской методический центр», г. Москва
Становление гражданского общества и правового государства во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. В формирование гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

Программа разработана в ГБОУ «Центр образования № 1429 имени Героя Советского Союза Н. А. Боброва», г. Москва.


Особенно остро стоит вопрос об организации и систематической поддержке общественной работы, направленной:
на воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма, любви к Родине;
формирование у детей бережного отношения к истории своей страны, памяти о подвигах и достижениях старших поколений, стремления подражать им в беззаветном служении отечеству;
готовность каждого гражданина к защите России, даже с оружием в руках;
развитие чувства личной ответственности за судьбу страны.
Благодаря воспитательному потенциалу школа определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Детство  лучший возраст для системы военно-патриотического воспитания, т. к. это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Свойства, характеризующие гражданина  патриота своей страны:
умение любить Родину; неприятие агрессии, жестокости, насилия над личностью; готовность к объединению для решения лично и общественно значимых проблем, к сотрудничеству и согласию; умение устанавливать контакты с другими людьми; способность интегрироваться в сложившуюся систему общественных отношений; умение жить в условиях рынка, обеспечивая себе экономическую самостоятельность.


Социально-педагогические реалии требуют нового содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания. Его реализация только с помощью знаниевого подхода невозможна, необходимо внедрение деятельностного компонента. Для достижения успеха требуется активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, изменение климата образовательной организации (далее  ОО), развитие самоуправления.
Цель, задачи программы
Цель программы «Я  гражданин России»: создание условий для формирования личности гражданина  патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.
Задачи:
проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного гражданско-патриотического воспитания школьников;
создание эффективной системы гражданско-патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у обучающихся основных гражданских качеств;
утверждение патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
привлечение обучающихся к работе по возрождению и сохранению культурных и  духовно-нравственных ценностей родного края через музейную деятельность;
создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостной системы гражданско-патриотического воспитания обучающихся.
Принципы военно-патриотического воспитания
Основополагающие принципы военно-патриотического воспитания, представляющие собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере:
научность, гуманизм, демократизм;
приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;
системность, преемственность и непрерывность в развитии обучающихся, с учетом особенностей различных категорий;
многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;
направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода;
тесная и непрерывная связь с другими видами воспитания.
Ресурсное обеспечение программы
Группа
Функции
Состав

Административно-координационная
Осуществление общего контроля и руководства. Руководство деятельностью коллектива. Анализ ситуации и внесение корректив
Руководитель ОО

Консультативная
Координация реализации программы. Проведение семинаров, консультаций. Подготовка и издание методических рекомендаций
Заместитель руководителя по ВР, руководитель музея

Педагоги ОО дополнительного образования
Реализация программы в системе воспитательной работы. Использование современных воспитательных технологий
Педагоги дополнительного образования, социальный педагог

Специалисты, сотрудничающие с ОО (социум)
Организация профессиональной помощи педагогам. Проведение тренингов, круглых столов, встреч. Диагностика. Участие в мероприятиях ОО
Методисты, педагоги дополнительного образования, специалисты


Ожидаемые результаты
Программа ориентирована на все возрастные группы обучающихся, коллектив педагогов и родителей ОО и рассчитана на 5 лет.
Ожидаемые результаты:
1. В организации, как образовательной системе:
организация работы по  военно-патриотическому воспитанию;
обогащение содержания военно-патриотического воспитания;
вовлечение в работу представителей всех субъектов образовательной деятельности.
2. В образе выпускника:
качественный рост воспитанности детей;
достижение сформированности у подростка гуманистического отношения к окружающим, культуры речи и поведения, внутренней потребности в саморазвитии;
активная жизненная и сформированная гражданско-патриотическая позиция;
способность делать правильный нравственный, социальный и политический выбор.
Количественные параметры:
включенность каждого ученика в воспитательные ситуации;
отсутствие детей с девиантным поведением;
участие в конкурсах по  гражданско-патриотической тематике;
самостоятельная организация и проведение мероприятий.
Этапы реализации программы
Программа реализуется в 3 этапа:
Изучение и анализ состояния военно-патриотического воспитания в ОО, уровня гражданско-патриотического сознания. Отбор критериев оценки уровня гражданско-патриотического сознания у школьников, разработка нормативно-правовой базы, связанной с реализацией программы гражданско-патриотического воспитания.
Разработка комплексной стратегии, направленной на формирование гражданской позиции и воспитание патриотических чувств. Отбор методов, методик по программе, внедрение современных технологий.
Оценка эффективности мероприятий, направленных на  военно-патриотическое воспитание.
Направления программы
Программа «Я  гражданин России» реализуется по следующим направлениям:
1. «Связь поколений» (работа школьного музея).
Цель: осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
воспитывать гордость за свою Родину, народных героев;
сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения;
способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
2. «Растим патриота и гражданина России» (урочная, внеурочная деятельность).
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи:
воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека;
формировать культуру проявления гражданской позиции;
формировать у обучающихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.
3. «Клуб юных моряков».
Цель: создание резервного фонда для пополнения рядов специалистов, связавших свою карьеру с флотом, судовождением, кораблестроением.
Задачи:
практическое применение полученных навыков и знаний на плавательной практике на маломерных судах на реке Волге и других водоемах;
формирование у членов клуба теоретических знаний в морском деле и применение их на практике;
развитие в молодых людях лидерских качеств и организаторских способностей;
приобретение навыков использования современных технологий в морском деле;
обучение самостоятельной работе и работе в команде;
развитие познавательной активности, способности концентрировать внимание.
4. «Я и семья».
Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.
Задачи:
воспитывать культуру семейных отношений, семейных ценностей;
повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей;
создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.
Все направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:
знаниевый компонент, основанный на предметном начале для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста;
региональный компонент с рассмотрением гражданской тематики;
систему тематических бесед, творческих встреч и внеклассных воспитательных мероприятий;
участие в тематических конкурсах, выставках;
активное сотрудничество с социумом и общественными организациями.
Мероприятия по реализации программы гражданско-патриотического воспитания «Я  гражданин России»
№ 
Название мероприятия
Сроки реализации
Ответственные

Разработка мероприятий, направленных на патриотическое воспитание в урочное время

1
Проведение элективного курса по  военно-патриотической тематике
В течение года
Заместитель руководителя по ВР

2
Организация и проведение предметных недель, олимпиад, конкурсов, смотров знаний, интеллектуальных марафонов, игр на военную тематику
В течение года
Заместитель руководителя по МР

3
Организация работы по проектной деятельности обучающихся на военно- патриотическую тематику
В течение года
Учителя-предметники

4
Участие в конференции «Российская армия. Вчера. Сегодня. Завтра», окружных, городских конкурсах: «Нить времен», «Знатоки военной истории России», «Знатоки истории Великой Отечественной войны», московской открытой интернет-викторине по истории Второй мировой войны и Великой Отечественной войны (далее  ВОВ)
В течение года
Учителя-предметники

5
Проведение диспутов на  военно-патриотические темы
В течение года
Учителя истории

6
Подготовка презентаций обучающимися и использование их в процессе урока на  военно-патриотические темы
В течение года
Учителя истории

7
Интеграция уроков истории и литературы в изучении отдельных тем, посвященных великим битвам
В течение года
Учителя истории

Проведение массовых мероприятий

1
Мероприятия, посвященные Дню Победы в ВОВ: музыкально-литературные композиции; смотр строя и песни; интеллектуальные игры; рыцарские турниры и др.
Май
Заместитель руководителя по ВР

2
Проведение месячника военно-патриотической и  оборонно-массовой работы, посвященного Дню защитника Отечества
Февраль
Заместитель руководителя по ВР, классные руководители, руководитель музея

3
Создание выставочных экспозиций: «Они сражались за Родину», «Ничто не забыто, никто не забыт», «Битва под Москвой»
В течение года
Заместитель руководителя по ВР, библиотекарь, руководитель музея

4
Привлечение родительской общественности к проведению массовых мероприятий
В течение года
Заместитель руководителя по ВР

5
Проведение операции «Забота»: поздравление ветеранов ВОВ и труда; «Неделя добра» (оказание помощи людям с ограниченными возможностями здоровья); концерты для ветеранов
Февраль, май
Заместитель руководителя по ВР, совет ветеранов, педагоги дополнительного образования

6
Встречи с участниками ВОВ, афганской, чеченской войн и героями тыла
В течение года
Заместитель руководителя по ВР, руководитель музея

7
Работа клуба «Лучшие друзья»
В течение года
Старший вожатый

8
Проведение мероприятий, посвященных памятным и знаменательным датам российского и городского значения: «Битва за Москву», «День героя», «Снятие блокады Ленинграда», «День народного единства» и др.
Ноябрь, декабрь, январь
Заместитель руководителя по ВР, классные руководители, руководитель музея

9
Организация и проведение встреч обучающихся с героями Советского Союза и России («Спасибо за жизнь»)
В течение года
Заместитель руководителя по ВР, руководитель музея

10
Выпуск боевых листов: «Битва за Москву», «Великие полководцы» и др.
Январь, декабрь, февраль
Информационный комитет, классные руководители

11
Проведение акции «Подвиг моего прадеда»
Апрель, май
Классные руководители

12
Организация работы кружков в системе дополнительного образования
В течение года
Руководитель структурного подразделения дополнительного образования

13
Экскурсии в Центральный музей Вооруженных Сил, музей Великой Отечественной войны на Поклонной горе, музей Бородинской панорамы, заповедник «Бородино», музей истории города Москвы, музей обороны Москвы
В течение года
Педагоги дополнительного образования

14
Проведение музейных уроков, классных часов, уроков мужества на  военно-патриотические темы
В течение года
Руководитель музея, классные руководители

15
Возложение цветов к Могиле Неизвестного Солдата, памятнику Г. К. Жукову, обелиску «Москва  город-герой»
Май
Заместитель руководителя по ВР

16
Проведение акций на улицах города Москвы
В течение года
Актив, старший вожатый

17
Организация работы малого кинотеатра
В течение года
Учителя литературы

18
Участие в параде 7 ноября, 9 мая на Красной площади
Ноябрь, май
Заместитель руководителя по ВР

Музейная работа

1
Создание летописи Центра образования № 1429, обновление экспозиции об его истории
В течение года
Руководитель музея

2
Создание экспозиции о ветеранах, проживающих на территории микрорайона
В течение года
Руководитель музея

3
Содействие классным руководителям при проведении тематических классных часов в рамках месячников, посвященных Дням воинской славы России
В течение года
Руководитель музея

4
Участие в методических семинарах
По плану ОМЦ
Руководитель музея

5
Разработка и проведение тематических экскурсий по экспозиции музея
В течение года
Руководитель музея

6
Участие в окружных смотрах-конкурсах исследовательских работ среди музеев ОО
По плану ОМЦ
Руководитель музея

7
Участие в  военно-патриотической акции «Рубежи обороны Москвы», конкурсе экскурсоводов
По плану ОМЦ
Руководитель музея

8
Организация поздравлений ветеранов ВОВ к праздникам
В течение года
Руководитель музея

9
Организация мероприятий по празднованию Дня Победы в ВОВ
Май
Руководитель музея

Физкультурно-оздоровительная и  военно-спортивная деятельность

1
Проведение спортивной эстафеты «А  ну-ка, парни!» для обучающихся 1-4-х классов
Февраль
Учитель физкультуры

2
Проведение соревнований по  мини-футболу среди обучающихся 6-11-х классов
Январь
Учитель физкультуры

3
Проведение военно-спортивной игры «Зарница»
Февраль
Старший вожатый

4
Соревнования по пулевой стрельбе среди обучающихся 7-11-х классов
Март
Учитель физкультуры

5
Организация работы стрелкового тира с обучающимися 7-11-х классов
Согласно расписанию
Учитель физкультуры

6
Участие допризывной молодежи в  смотре-конкурсе на Кубок Главы Управы Басманного района в честь Дня защитника Отечества
Январь, февраль
Учитель физкультуры

7
Участие в окружных соревнованиях по плаванию, посвященных Дню защитника Отечества
Февраль
Учитель физкультуры

8
Организация работы спортивных секций: баскетбол, волейбол, футбол, самбо, силовой фитнес
В течение года
Педагоги дополнительного образования

Деятельность «Клуба юных моряков»

1
Изучение нормативных документов Правительства РФ о концепции допризывной подготовки молодежи
Октябрь
Руководитель клуба

2
Изучение общевоинских уставов
Октябрь
Руководитель клуба

3
Строевая подготовка
Ноябрь
Руководитель клуба

4
Участие в окружных и городских мероприятиях
В течение года
Руководитель клуба

5
Физическая подготовка
Сентябрьмарт
Руководитель клуба

6
Военно-медицинская подготовка
Ноябрь  декабрь
Руководитель клуба

7
Огневая подготовка
Октябрьянварь
Руководитель клуба

8
Выезд к мемориалу 7-й дивизии народного ополчения
Декабрь
Руководитель клуба

9
Участие в праздниках Центра образования № 1429, посвященных памятным датам
В течение года
Руководитель клуба

10
Участие в городском слете, посвященном годовщине со дня контрнаступления под Москвой
Декабрь
Руководитель клуба

11
Тактическая подготовка
Апрель
Руководитель клуба

Общественно полезный труд

1
Проведение конкурса на самый чистый и уютный кабинет
1 раз в четверть
Заместитель руководителя по ВР, заместитель руководителя по АХЧ

2
Благоустройство территории ОО
Апрель, май
Заместитель руководителя по УВР, заместитель руководителя по АХЧ, классные руководители

Методическое обеспечение

1
Создание кино- и видеофонда для проведения тематических мероприятий посвященных: Дню города; Дню защитника Отечества; Дню Победы и др.
В течение года
Заместитель руководителя по ВР, руководитель музея

2
Создание СD- и аудифона
В течение года
Заместитель руководителя по ВР, руководитель музея

3
Организация подписки на периодические издания
В течение года
Библиотекарь

4
Разработка положений о различных спортивных и  военно-спортивных соревнованиях
В течение года
Заместитель руководителя по ВР

6
Разработка инструкций по охране труда при проведении экскурсий, походов, экспедиций
Сентябрь
Заместитель руководителя по обеспечению безопасности

7
Освещение опыта работы организации в средствах массовой информации
В течение года
Заместитель руководителя по ВР

Мероприятия в направлении «Я и моя семья»

1
Уроки профориентации с обучающимися 9-х классов
I полугодие
Психологи центра

2
Родительские собрания, конференции
В течение года
Заместитель руководителя по ВР, психологи, классные руководители

3
Проведение дней открытых дверей
2 раза в год
Заместитель руководителя по ВР

4
Проведение праздников, спортивных эстафет с обучающимися и их родителями
В течение года
Учитель физкультуры, классные руководители

5
Проведение акций «В театр всей семьей»
В течение года
Заместитель руководителя по ВР, классные руководители

 
Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 615