Программа патриотического воспитания Патриот: от настоящего к будущему


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
п.г.т. Алексеевка г.о. Кинель Самарской области
ПРОГРАММА
гражданского образования и патриотического воспитания
«ПАТРИОТ:
от настоящего к будущему»
Разработала:
Хасанмурадова Зульфия Джабаровна.
руководитель школьного музея Боевой славы
Кинель 2015
Пояснительная записка
Современное общество сегодня ставит серьёзные задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.
В 2015 году вся страна отмечала юбилейную дату – 70 лет Победы в Великой Отечественной войне.
Проблема памяти поколений и сохранения традиций становится сегодня особенно актуальной. Для решения данной проблемы государством поставлена следующая цель: воспитать патриота, неравнодушного к прошлому и настоящему своей Родины.
В настоящее время проблема гражданско-патриотического воспитания детей - одна из социально значимых проблем в образовании и воспитании подрастающего поколения. В связи с этим, в Российской Федерации, на протяжении многих лет осуществлялись значительные плановые меры по патриотическому воспитанию детей и подростков.
В 2015 г. принята очередная Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы". Основными её задачами являются: «совершенствование и развитие успешно зарекомендовавших себя форм и методов работы по патриотическому воспитанию; выявление и использование наиболее эффективной практики патриотического воспитания; апробация и внедрение современных программ, методик и технологий в деятельность по патриотическому воспитанию».
Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения - одно из приоритетных направлений воспитательной работы ГБОУ СОШ № 4 п.г.т. Алексеевка.
В школе реализуется проект «Память». Одним из путей реализации данного проекта является музейная деятельность. Школьный музей Боевой славы был открыт 9 мая 1985 года. В 2015 году хранителю истории боевого величия нашей Родины исполнится 30 лет. За это время музей посетило 65 тысяч человек.
Школьный музей известен далеко за пределы нашего города: сюда приезжают экскурсии школьников из Самарской области и других городов России. Его посещали во время визита в Алексеевку иностранные туристы из Германии, Англии, Норвегии, США, о чём свидетельствуют записи в Книге отзывов.
За время своего существования музей участвовал во многих смотрах - конкурсах музеев образовательных учреждений на уровне округа и области. Неоднократно становился победителем и призёром этих конкурсов.
В музее постоянно проводятся тематические экскурсии, в ходе которых учащиеся знакомятся с разными этапами истории родного края. Экскурсии и другие мероприятия проходят в ходе урочной и внеурочной деятельности. Встречи с ветеранами ВОВ, воинами – интернационалистами, тружениками тыла. На базе музея проводятся уроки истории, семинары, круглые столы.
С целью поддержки инициатив молодёжи в решении актуальных проблем городского округа Кинель в 2014году администрацией был утверждён конкурс социально значимых проектов на предоставление субсидий в виде муниципальных грантов. Одним из победителей конкурса стал проект нашей школы «Возрождение», руководителем которого была Зульфия Джабаровна Хасанмурадова.
Основная цель проекта – реставрация школьного музея. На полученный грант в 160 000 рублей в музее проведена реконструкция выставочной экспозиции, приобретены стеллажи, помещение получило «новую жизнь». Важной задачей, которую инициативная группа проекта обозначила в своей работе, стало создание выставочной экспозиции о легендарной семье Володичкиных. Совместная деятельность объединила неравнодушных к истории родного края и своей страны учителей и учеников.
Однако новое время требует новые формы, требует объединения усилий всех, кто занят патриотическим воспитанием, озабочен будущим наших детей и внуков. Кроме того, повальное увлечение школьников соцсетями, общение через интернет диктует и взрослым использовать эту увлеченность, направить ее в «полезное русло».
Содержание патриотического воспитания
Актуальность проблемы патриотического воспитания детей
Актуальность проблемы патриотического воспитания детей и молодежи на сегодняшний день очевидна. Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом.
В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость.
Содержание деятельности по патриотическому воспитанию в школе осуществляется в 3х аспектах:
1.Патриотическое воспитание учащихся осуществляется, прежде всего, в учебном процессе. Учебные предметы позволяют детям осмыслить такие понятия как «патриотизм», «Отечество», «Родина», «историческая память», «семья», «мир», «смелость», «героизм», «отвага», «гражданин», «Конституция» и др. Эта работа продолжается с обучающимися среднего звена. На уроках литературы формируются нравственные идеалы обучающихся на примерах положительных героев, художественных произведений, устанавливается живая связь далекого прошлого с современностью, воспитывается чувство гордости за Родину. На уроках «Краеведения» обучающиеся знакомятся с историей своей малой Родины. На уроках ОБЖ изучаются такие темы как: гражданская оборона, символы воинской чести, основы военной службы. В настоящее время особое внимание обращается на занятия физической культурой. Они позволяют укреплять такие качества как сила, быстрота, гибкость, ловкость, выносливость, координация и точность движения, что очень важно будущему защитнику Родины
2. Внеурочная деятельность
празднование Дней воинской славы;
уроки Мужества, военно-спортивная игра «Зарница»;
месячник по военно-патриотическому воспитанию;
встречи с ветеранами войны и труда, воинами-афганцами, участниками чеченских событий, солдатами и офицерами срочной службы;
поисковые операции;
походы и экскурсии по родному краю
интерактивные игры, дебаты, дискуссии по патриотическо-правовой тематике;
празднование Дней воинской славы;
добровольческая работа;
участие в конкурсах разного уровня
реализация подпрограмм через воскресные школы актива
3. Дополнительное образование:
Детские объединения («Музейное объединение», «Кинельчата», «Страна юности», «Планета молодых»)
Спортивные секции («баскетбол», «волейбол», «хоккей», «подвижные спортивные игры»)
Мы перечислили традиционную работу по патриотическому воспитанию. Время показало, что для координации всей работы, привнесения чего-то нового необходим единый центр, который будет координировать внуришкольную самодеятельность по патриотическому воспитанию, позволит выйти на новый уровень, распространиться «вширь», организовать работу по-новому.Так возникли 2 идеи: Общественно-патриотический центр и виртуальные музеи
Общественно-патриотический центр.
Одним из таких новшеств является создание Общественно-патриотического центра (далее – ОПЦ), который объединит усилия всех заинтересованных лиц в единое воспитательное пространство.
Составной частью деятельности ОПЦ станет создание виртуального музея истории школы, поселка Алексеевка, т.к. одной из актуальных форм патриотического воспитания (начинать надо «с корней») является изучение истории семьи, села, города, учреждения, в котором учится, занимается ребёнок, в основе которой лежит музейная и поисковая деятельность.
Создание системы патриотического воспитания детей и подростков на примере виртуального музея подразумевает другой подход в работе, вовлекает в практическую деятельность практически всех обучающихся, их родственников (не только мамы, папы, но и бабушки, дедушки, пра…).
В его основе лежит использование основ музейной педагогики и современных информационных технологий. Данная подпрограмма имеет социально-педагогическую направленность, ее создание обусловлено запросом социума, направлена на сохранение социокультурных ценностей поселения Алексеевка, воспитание чувства патриотизма.
Деятельность ОПЦ направлена на решение проблем качества образования и воспитания патриотизма посредством вовлечения обучающихся образовательного учреждения в общественно полезную деятельность и развитие их социально-значимых инициатив.
В образовательных учреждениях не наблюдается системности вовлечения учащихся в решение социальных проблем общества.
ОПЦ является, на наш взгляд, перспективной и эффективной моделью общественного образования и участия подростков и учащейся молодежи в общественно полезной деятельности.
ОПЦ рассматривается нами как метод обучения гражданственности, теоретическим знаниям, навыкам и человеческим ценностям.
Участие молодежи в общественной жизни повышает качество услуг, помогает решать насущные социальные проблемы, обеспечивает основу будущей гражданской поддержки. Особенно для учащихся школы опыт участия в проектах, связанных с подготовкой и проведением мероприятий, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, является возможностью обогащать и применять на практике теоретические знания, лучше исследовать свои возможности, развивать гражданскую и культурную грамотность, укреплять гражданскую позицию, ускорять личный рост и повышать самооценку, устанавливать деловые связи, воспитывать в себе интерес к социальным проблемам. Воспитательная система любого образовательного учреждения есть сложная, саморазвивающаяся и саморегулирующаяся система, к ней применимо управление извне только в адаптивной форме, что означает управление, учитывающее внутренние тенденции развития патриотизма в отдельно взятом учреждении, управление через создание условий для оптимального развития патриотических социально значимых инициатив учащихся.
Данный Центр является рычагом адаптивного управления процессом развития патриотизма в учреждении общего образования.
Его организационно-функциональная структура позволяет управлять процессом построения и развития патриотического движения с учетом следующих стратегий:
Стратегия «просвещения» - сбор информации и распространение положительного опыта в образовательных учреждениях через создание единого информационного пространства, аккумулируемого ЦЕНТРОМ.
Стратегия поддержки – выявление и организационно-методическая поддержка самостоятельно зародившихся акций, подпрограмм развития патриотизма в ОУ.
Стратегия создания воспитательного пространства на базе школы, способствующего развитию самодеятельности субъектов образовательного процесса и возникновению подпрограмм по развитию патриотических чувств в учреждении образования.
Воспитательная система ОУ – система открытая, и она не может плодотворно развиваться в изоляции. Следовательно, она обязана обеспечивать своим членам широкие контакты с социумом, расширяющие возможности развития и способствующие самореализации обучающихся и педагогов.
ОПЦ дает возможность образовательному учреждению, имеющему опыт в развитии патриотизма, выйти на уровень межшкольного, межрайонного общения, на «диалог воспитательных систем».
Взаимодействие школы и реализуемой ею программы с представителями других общественных и государственных структур, взрослого населения поселка осуществляется не по директивно-нормативным установкам извне, «сверху», а преимущественно через собственную инициативу обучающихся и педагогов.
ОУ делает социальный заказ – заявку на определенные виды деятельности, или по одной из социальных подпрограмм детских молодежных объединений школы, использующую инновационные технологии, и оно же вместе с ОПЦ являются организаторами совместных действий, носителями идей, замыслов.
Подготовка лидеров-патриотов будет вестись в школе по подпрограммам: «Музейное дело», «Школа деловой активности», «Школа социального творчества», «Школа социального проектирования», «Проект Гражданин» и др. Школа может подключить к обучению по этим подпрограммам представителей Центра социализации молодежи в лице педагогов и волонтеров.
Педагогическая и родительская общественность, задействованная в программе содействия развитию патриотизма в учебном заведении, направляют свои усилия на то, чтобы помочь обучающимся приобрести знания и умения в области организации социально-значимой деятельности, которые помогут им адаптироваться в современном обществе, то есть успешно социализироваться.
Цели и задачи.
Цель: активизация деятельности по патриотическому воспитанию через создание общественно-патриотического центра как центра патриотического воспитания подростков и молодежи
Задачи:
создать ОПЦ и его нормативно-правовую базу
разработать и внедрить в образовательную деятельность новые формы патриотического воспитания обучающихсяорганизовать массовую поисковую и исследовательскую деятельность по истории школы и с. Алексеевка,
развивать навыки самоуправления и самоорганизации, общественной активности и дисциплины
организовать обучение учеников 5-8 классов по подпрограммам «Музейное дело», «Школа деловой активности», «Школа социального творчества», «Школа социального проектирования», «Проект Гражданин»;
обеспечить внедрение современных информационных технологий в работу музея, ОПЦ.
Принципы патриотического воспитания:
принцип гуманизма – предполагающий отношение к личности подростка как к самоценности;
принцип демократизма – означающий воспитание через систему самоуправления поколения, способного не только эффективно осуществлять жизнедеятельность в условиях демократических реформ (т.е. воспитание для демократии), но и поколения, способного осуществлять демократизацию самой системы воспитания, основанной на взаимодействии, на педагогике сотрудничества воспитателя и воспитанника;
принцип добровольности – участия детей и взрослых, их личной увлеченности, заинтересованности;
принцип толерантности – терпимости к чужому мнению, другой культуре, терпения, являющийся одним из основных принципов воспитания подрастающего поколения;
принцип открытости – обмен информацией о проведении патриотических акций, обмен опытом между участниками программ на местном и районном уровнях;
принцип ответственности – я отвечаю за то, что делаю;
принцип актуальности – я делаю то, что важно и значимо.
Нормативно-правовое обеспечение ОПЦ
При разработке Программы были учтены требования по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, изложенные в документах:
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»;
Федеральный закон «Об образовании в РФ»;
Национальная доктрина образования в Российской Федерации (на период до 2025 года);
Декларация прав ребенка
Конвенция прав ребенка
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы;
Концепция модернизации дополнительного образования на период до 2020 года.
Дети и подростки, не являющиеся музейным активом, знакомятся с особенностями создания и направлениями музейной деятельности: фондовая работа в музее (комплектование, учёт, хранение, изучение музейных фондов), экспозиционная деятельность, научно-исследовательская работа в музее, культурно-образовательная деятельность музеев, новые технологии в музейном деле, информационные технологии в музейном деле.
В условиях реализации программы воспитательный процесс осуществляется через коллективно-творческое дело с опорой на классный коллектив. Организующим звеном деятельности является Совет ОПЦ, Совет музея, в состав которого входят обучающиеся, педагоги-кураторы программы и педагоги – ветераны, представители других общественных организаций. Вместе они восстанавливают портретную галерею педагогов и выпускников учреждения, жизнь и деятельность которых является наглядным примером патриотического воспитания, историю поселка Алексеевка.
Схема реализации ОПЦ -
содействие новой ступени развития патриотизма в образовательном учреждении
В школе
- органы самоуправления музея
- инициативные группы
- педагогический коллектив
- родительская общественность
- клубы по интересам
Программы ЦСМ
Активное участие обучающихся в программах ЦСМ по патриотическойдеятельности


- Координация
- Обмен информацией
- Обмен опытом
- Обеспечение методической продукцией
- Методическая, организационная, консалтинговая помощь
- Проведение мероприятий родвижению идей патриотизма

ОПЦ


Деятельность
Учащиеся Педагоги Родители Сообщество
- творческие сборы - круглые столы
- деловые и
ролевые игры - консультации - пресс-конференции,
-областные конкурсы
- педагогические конференции
- школа волонтеров - семинары




методический центр ЦСМ, СИПКРО

ОПЦ создается для объединения усилий всех общественных и государственных организаций в поселении, занимающихся патриотическим воспитанием подростков и учащейся молодежи.
Схема внешнего взаимодействия ОПЦ в социуме
Общественный совет п.Алексеевка

Кинельское отделение ВООВ "Боевое братство"
Молодёжный совет Алексеевского территориального управления г.КинельОПЦ



Совет ветеранов
г.о. Кинель
ДДТ Кинельского района

Дом молодёжных организаций
"Альянс молодых" 

Схема внутреннего взаимодействия ОПЦ
в рамках реализации программы
Методобъединениеклассных руководителей
Совет старшеклассников
Администрация
школы



ПДО, детские объединения
Совет музея
ОПЦ


Школьная библиотека


«Кинельчата»

"Страна юности"и др.
"Планета молодых"
Родительский комитет

Этапы реализации программы
Этап Сроки Новообразования
I этап
Подготовительный сентябрь 2015- май 2016 Формирование рабочей группы из числа Совета музея и Совета старшеклассников и педагогов для осуществления организационной работы
Организация и проведение занятий для обучающихся и педагогов по основам музейной работы, по социальному творчеству, проектной деятельности, компьютерной грамотности (иные программы вне школьного курса)
Организация участия обучающихся в экскурсиях по музеям Самарской области с целью практического изучения музейного дела. Подготовка помещения для обработки новых материалов, видео и фото документации, видеомонтажа.
Заключение договоров о совместной деятельности с организациями и учреждениями по реализации Программы
Подготовка проекта Положения об ОПЦ
Информирование населения о запуске программы
II этап
Основной
(реализация) январь 2016
- май 2017
Создание ОПЦ из представителей обучающихся, педагогов, родителей, общественности.
Создание системы обучения на основе подпрограмм, но уже на основе интересов субъектов деятельности.
Создание творческих групп по обработке поступающих материалов, перевода их в электронный вид.
Создание виртуальных музеев (история школы, история поселка в предметах быта и т.д.), электронной медиатеки.
Организация и участие детей и взрослых в общественно значимых акциях поселкового, районного, областного уровней.
III этап
Итоговый
январь 2017-
май 2017 Анализ результатов реализации программы, обобщение опыта работы.
Распространение опыта на муниципальном, региональном уровнях.
Оценка эффективности реализации программы.
Оценка эффективности реализации программы осуществляется на основе следующих критериев:
Создание ОПЦ, его функционирование;
Процент вовлеченности в деятельность ОПЦ детей, родителей, представителей общественных организаций в сравнении с результатами 2015 года;
Создание общественного детского движения на основе существующих объединений и новообразованных;
Улучшение результативности учебного процесса по предметам гуманитарного цикла;
Улучшение взаимоотношений во внутриклассном коллективе;
Формирование у обучающихся активной жизненной позиции.
Критерии эффективности реализации деятельности ОПЦ для обучающихся:
Уровень сформированности личностных качеств гражданина-патриота
- Результат анкетирования. Наблюдения классных руководителей.
Активность участия обучающихся в мероприятиях патриотической направленности - Статистический анализ.
- Результаты участия.

Уровень осознания обучающимися ценности здоровья
- Анализ здоровья обучающихся по результатам медицинских
осмотров
- Анализ участия обучающихся в мероприятиях, сохраняющих и укрепляющих здоровье
Степень влияния на личность обучающегося культуры семейных отношений (Нет родителей, равнодушных к судьбе своих детей. Родители хотят, чтобы их ребенок был признан не только в кругу семьи, но и в обществе, а это невозможно без таких качеств, как ответственность, гражданственность, патриотизм, любовь, уважение к своему Отечеству, его традициям. Продуктивность, взаимодействия педагогов и родителей в определенной степени обусловлено оптимальным выбором приемов, методов и форм работы) - Результаты анкетирования. - Анализ включения родительской общественности в реализацию
программы
Охват обучающихся занятиями в детских объединениях, спортивных секциях учреждений дополнительного образования
- Статистический анализ участия обучающихся в работе детских
объединений и секций
Список литературы:
Агапова, И. А. Патриотическое воспитание в школе: научно-популярная литература / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. - Москва: Айрис-пресс, 2002. - 224 с. : цв. ил. - (Внимание: дети!).
Андреев В.И. Педагогика.-Казань: Центр инновационных технологий, 2000
Ахматов А.Ф. Основы теории воспитания: Учебно-методическое пособие. - Коломна, 1997
Байбородова Л.В., Паладьее С.Л., Степанов Е.Н. Изучение эффективности воспитательной системы школы. Псков, 1994
Бочкарев В.И. Социально-педагогические основы школьного самоуправления. - М., 1997
Ванслова, Е. Музейная педагогика Воспитание школьников // Е. Ванслова. - 2000. №4 С.11-14.
Воронова, Е. А. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры / Е. А. Воронова. - Ростов на Дону: Феникс, 2008.
Воронова Е.А. Патриотическое воспитание в современной школе.-Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006
Воспитывать, анализируя. / Сост. С.А. Зазыкина, Л.М. Громова.- Смоленск, 1994
Газман О.С., Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя): Метод, рекомендации. М., 1992
Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. Кипарис. Коллективно-творческие дела, игры, праздники, аттракционы, развлечения, индивидуальная работа. М.: Педагогическое общество России, 2001
Лысикова, О.В. Музеи России/ О.В. Лысикова. Учебное пособие.- М.: Флинта, Наука, 2002
Морозов А.В. Деловая психология.- С-Петербург, изд. «Союз», 2000
Шалахова Н.В. Музей и школа / Н.В. Шалахова. – М.: 1986