Программа гражданско-патриотического воспитания «Патриот»


Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение № 16
УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по УВР
__________Т.Л. Кузенкова
«___»_____________2014 г.
протокол пед. совета №____
Программа
гражданско-патриотического воспитания
«Патриот»
Возраст обучающихся: 15-18 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор программы:
Заплавная Ольга Николаевна
преподаватель обществознания

г. Хабаровск
2014 – 2015 г.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач учебно-воспитательного процесса, ведь юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у обучающихся чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Как научить любить Родину? Как вырастить патриотов? Это не праздные вопросы: от них, сегодняшних обучающихся, зависит будущее нашей страны.
Согласно социологическим опросам именно системе образования принадлежит ведущая роль в гражданско-патриотическом воспитании. 70% родителей относят патриотическое, гражданское, общественно-политическое воспитание на счёт образовательных учреждений, педагогов, общественных организаций, но не семьи.
Каждая образовательная организация должна стать центром гражданско-патриотического воспитания. Программа гражданско-патриотического воспитания должна реализовывать требования стандарта.
Для того, чтобы сформировать правильное представление у наших обучающихся о событиях ВОВ в КГБПОУ16 разработана программа гражданско-патриотического воспитания и создана поисковая группа «Патриот».
Важное значение при реализации программы используются новейшие педагогические технологии: интерактивные методики (дискуссии, беседы, ролевые и деловые игры, метод проектов, обсуждение видеофильмов) и информационные технологии, обеспечивающие деятельностный аспект учебного процесса.
Настоящая программа дает возможность реализовывать в полном объеме образовательную программу по познавательному развитию с приоритетным гражданско-патриотическим направлением.
Патриотическая направленность обеспечивает воспитание у обучающихся патриотических чувств, любовь к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия – великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.
Гражданская направленность нацелена на формирование у обучающихся такого комплекса качеств личности, который позволит ощущать себя политически дееспособным, социально активным с критическим отношением к действительности, стремлением самостоятельно осмысливать происходящее в стране и в мире.
Срок реализации программы охватывает период с сентября 2014 года по май 2015 года. Программа объединяет в составе поискового отряда «Патриот» педагогов и обучающихся КГБПОУ16.
Цель:
Прививать обучающимся любовь к Родине, приобщать их к социальным ценностям – патриотизму, гражданственности, исторической памяти, долгу; формировать основы национального самосознания, гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции, через ознакомление с историческими событиями нашей страны, связь с живыми очевидцами ВОВ – ветеранами войны, тружениками тыла, дети войны, бывшим узником фашистских лагерей
Задачи:
1. Расширять кругозор  обучающихся об историческом периоде  Великой Отечественной войны
2. Создать условия для саморазвития и самосовершенствование личности через активное участие обучающихся в поисковой работе, вовлечение их в поисковую деятельность, развитие интереса к событиям ВОВ на основе исторических примерах жизни и деятельности ветеранов войны и тружеников тыла, литературных источников патриотической тематике;
3. Воспитание чувства любви, гордости за свою Родину, армию и солдат, готовности защищать родное Отечество;
4. Чтить историческую память поколений;
5. Развивать чувства уважения, милосердия и сочувствия к ветеранам войны и труда, семьям погибших защитников Отечества, престарелым людям;
6. Формировать чувство ответственности за будущее страны;
7. Совершенствовать навыки продуктивной творческой деятельности;8. Создать банк мультимедийных материалов на основе подлинных рассказов очевидцев ВОВ
Механизм реализации программы
При планировании работы учитываются Государственная Программа по патриотическому воспитанию на 2011-2015 г.г., стандарты ФГОС и СОО
Связь с общественностью:
Совместная работа с отделом администрации железнодорожного округа по работе с молодёжью
Работа со средствами массовой информации:
Подготовка информации об интересных делах поискового отряда «патриот» и гражданско-патриотических мероприятий КГБПОУ16 для средств массовой Информация для телевиденья, радио, газеты
Ожидаемый результат:
Занятость обучающихся в поисковой деятельности, кружках, мероприятиях, конкурсных работах, посвященных гражданско-патриотической тематике.
Систематизация и обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания обучающихсяРеализация гражданско-патриотических мероприятий в рамках программы.
Развитие гражданско-патриотической направленности у обучающихся.
Развитие познавательных способностей студентов.
Вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной организации.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.
Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.
Методическое обеспечение программы
I этап: проектный
1.Сбор и изучение учебно-методических, исторических источников по тематике программы гражданско-патриотического воспитания «Патриот», систематизация методического материала.
2. Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.
3. Разработка тематического плана за период: сентябрь 2014г по май 2015гг.
4.     Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический
1. Беседа, анкетирование обучающихся, экскурсии по городу, проведение тематических классных часов
2. Подбор обучающихся для работы в поисковой группе.
3. Разработка перечня вопросов для интервью с очевидцами ВОВ.
4. Поиск ветеранов участников ВОВ, тружеников тыла, дети войны, бывших узников фашистских концлагерей.
5. Встречи с ветеранами ВОВ.
6. Сбор информации: выбор участников видеоролика, беседы, интервьюирование, видеозапись встреч, фотографирование с ветеранами ВОВ
7. Работа над созданием информационного мультимедийного банка рассказов ветеранов ВОВ и тематических презентаций к фильмам
8. Создание 2 документальных фильма в программе Киностудия Windows Live,на основе собранного материала о тружениках тыла «Медаль за бой, медаль за труд, из одного металла льют» и о детях войны «Война не ожесточила их сердец».
9. Участие в заочном и очном краевом конкурсе «70 лет под знаменем победы».
10. Издательство статьей в окружную железнодорожную статью «Я молодой», журнал «Образование» патриотической тематике: Будущее за молодыми, Твоя страна – моя судьба, Хабаровск – моя малая Родина, Майский вальс, Лидер ХХI век
11. Распространение опыта, выпуск статьей на сайте КГБПОУ16
12. Проведение общеучилищного мероприятия «Встреча поколений» с участием ветеранов ВОВ, тружениками тыла, дети войны, бывшим узником фашистских концлагерей, ансамбля «Лейся песня» дома ветерана.
13. Показ снятых документальных фильмов о тружениках тыла «Медаль за бой, медаль за труд, из одного металла льют» и о детях войны «Война не ожесточила их сердец».
14. Отчет о проведенной работе КГБПОУ в рамках «Окружной Акция 70 страниц посвященной 70-летию Победы в ВОВ 1941-1945гг».
III этап: аналитический
1. Обобщить результаты работы поисковой группы.
2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
3. Спланировать работу на следующий учебный год
Тематический план программы
гражданско-патриотического воспитания
«Патриот»
№ Тема Сроки проведения Цель
1. Беседа с обучающимися на тему: «ВОВ». Сентябрь Выявить уровень знаний обучающихся о событиях ВОВ через устную беседу с ними и анкетирование на тему ВОВ
2. Экскурсия по городу (улицы, названные именами земляков – героев ВОВ, Героев Советского Союза)
Октябрь Познакомить с расположением улиц, названных именами героев-земляков. Воспитывать чувства гордости и уважения к их подвигу во имя жизни и мира на земле
3. Участие в Фестивале представителей юнкоров отряда «Журналина – 2014» Октябрь Раскрыть творческий̆ потенциал учащихся в сфере журналистики. Учить работать в проектном режиме при создании выпусков газеты, давать самооценку результатам своего труда.
4. Тематические классные часы: «Окончание второй мировой войны на Дальнем востоке», «Молодежь и выборы», «Хабаровск – город воинской славы», «Хабаровскому краю 76 лет», «День народного единства», «Конституция РФ», «26-летие со дня вывода советских войск из Афганистана», «Память пылающих лет», посвященный 70-летию освобождения узников фашистских концлагерей и холокоста, «День защитников Отечества» Октябрь , Ноябрь, Декабрь, Февраль Дать знания о событиях ВОВ, второй мировой войны, о малой Родине – Хабаровске и Хабаровском крае. Воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, гордости, долга перед Отечеством. Вызывать интерес к историческому прошлому нашей страны.
5. Встречи с ветеранами ВОВ Март - Апрель Формировать интерес у обучающихся к людям, прошедшим дорогами войны, учить вести беседу, диалог
6. Подарок ветерану Апрель Вызывать у обучающихся желание изготовить к предстоящему празднику подарок ветеранам ВОВ
7. Проведение конкурсов среди учащихся на лучший реферат, сочинение, рассказ, стихотворение по гражданским и патриотическим тематикам В течение года Развитие творческие способности обучающихся в ходе выполнения самостоятельных письменных работах
8. Издательство статьей и заметок в газету «Я молодой» железнодорожного округа
В течение года Обучать основам корреспонденции, различным жанрам публицистического стиля, культуре речи журналиста
9. Освещение опыта работы школы по военно-патриотическому воспитанию  на сайте училища В течение года Научить публиковать готовые статьи на сайте КГБПОУ16
10. Создание информационного мультимедийного банка рассказов ветеранов ВОВ Март - Апрель Развивать интерес у обучающихся к учебно-исследовательской деятельности: моделирование, проектирование, разработка презентаций, публикаций, при использовании ИКТ
11. Создание 2 документальных фильма на основе собранного материала о тружениках тыла «Медаль за бой, медаль за труд, из одного металла льют» и о детях войны «Война не ожесточила их сердец». Апрель Развивать творческую активность обучающихся при использовании коммуникативных технологий
12. Фотовыставка «Война и моя семья» Май Воспитывать чувство любви и гордости за своих родственников – участников ВОВ, чтить историческую память поколений
13. Участие в заочном и очном краевом конкурсе «70 лет под знаменем победы Май Формировать основы национального самосознания, гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции, через ознакомление с историческими событиями нашей страны, связь с живыми очевидцами ВОВ
14. Показ снятых документальных фильмов о тружениках тыла «Медаль за бой, медаль за труд, из одного металла льют» и о детях войны «Война не ожесточила их сердец». Май Развивать чувства уважения, милосердия и сочувствия к ветеранам войны и труда, семьям погибших защитников Отечества, престарелым людям
15. Проведение общеучилищного мероприятия «Встреча поколений» 6 мая Воспитывать чувство любви, гордости за свою Родину, армию и солдат, освободивших наше Отечество от фашистских захватчиков
16 Отчет о проведенной работе КГБПОУ в рамках «Окружной Акция 70 страниц посвященной 70-летию Победы в ВОВ 1941-1945гг» Май Совершенствовать навыки продуктивной творческой деятельности
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Выпуск статьи обучающихсяМайский вальс
Нет, не состарилась Победа!Ей скоро семьдесят всего
И этот праздник долгожданный,Придет к нам снова майским днем
Те дни ушли, навеки миновали,Но, те, кто живы, не смогут позабыть,
Что их отцы и деды умирали,Чтоб мы могли под мирным небом жить!
11 марта 2015 года в КГБПОУ 16 состоялся Краевой Фестиваль концертной программы «Эта Победа твоя и моя». Наш коллектив подготовил концертную программу под названием «Майский вальс».
В фестивале принимали активное участие, как обучающиеся, так и инженерно-педагогический состав. Подготовка к фестивалю объединила усилия всех, вовлекая каждого и тем самым создавая патриотическую среду. На мероприятие были приглашены и совместно с нами участвовали солдаты воинской части № 45505 и подростковый клуб «Геодезист», под руководством Матющенко Инги Анатольевны.
В программе были представлены произведения военно-патриотической направленности.     Мероприятие объединило всех участников в единую концертную программу, которая языком музыки рассказала историю войны. По форме это было музыкально-документальное представление с использованием документальных кинокадров, стихов, песен, танцев, которые в возможно приближенной форме смогли передать атмосферу того героического времени, показать несгибаемую выносливость наших людей, героизм и самопожертвование советского народа. Кульминацией представления стала песня «Майский вальс» в исполнении инженерно-педагогического состава нашего образовательного учреждения.
Песни в годы войны были настоящим «Оружием победы». Популярные патриотические песни о войне и творческий подход участников оставили глубокое впечатление о тех выстраданных нашим народом событиях, помогло понять тяжесть того времени. Ведь такое забывать нельзя.
Самборская Екатерина, ООПД-27 КГБПОУ 16
ТВОЯ СТРАНА – МОЯ СУДЬБА
Русь видят в зеркале кривом, её ругает каждый.
Но помним мы всегда о том, что сила наша в правде.
Что только в Ней наш дух силен, что только в ней наш символ виден.
И с Ней, как с праведным огнем, мы честь страны поднимем.
Мы правду в символы замкнем, такие, что бы каждый
При виде их узнал о том, что для России важно.
Частицы правды о земле, о людях, о победе,
О силе нашей, чистоте, о разуме и вере.
И пусть весь мир узнает то, что держится в секрете,
И Русской правды полотно сияет на планете.
И знает мир теперь о том, Что сила наша в правде.
Мы – русские, какой восторг, кричит из прошлого Суворов.
О патриотизме в нашей стране, сегодня говорят и пишут много. Русский патриотизм возрождается. Еще Император Петр I, говорил: «Русский тот, кто любит Россию и служит ей». Сейчас можно с удовольствием наблюдать, как всё больше людей с гордостью говорят о себе: «Я – русский».
Патриотизм, любовь к Родине, в нашей стране особенно ярко проявляется в годы испытаний. Конечно, патриотизм развит у всех народов, но у россиян он, похоже, заложен на генетическом уровне. Особенность национального патриотизма россиян ярко проявлялась в войнах, обрушиваясь на агрессоров, обеспечивая победу.
Наступил новый передел мирового порядка. Некогда «братский народ» сейчас ненавидит Россию, русских и Путина лютой ненавистью. И эта ненависть,— неслучайна. Большой поток информации идет через СМИ. Информационная война против России, трагедии на Юго-Востоке Украины, кровопролитная война на Донбассе, экономическая блокада, объявленная России со стороны Западных стран и США, стали причиной просыпающегося русского самосознания. Это явление безудержно шагает по всей территории нашей страны. Русское самосознание стремится всё громче, ярче заявить о себе.
Однако, не следует забывать, что существует понятие «антипатриотизм» – как негативная установка, искусственно создающаяся для того, чтобы ослаблять наше общество. Эта установка находит отражение в пресловутых мифах и легендах о России и русских людях, в отрицательном “приукрашивании” проблем, искажении страниц нашей истории. По сути это и есть информационная война против нас, набирающая обороты. Несправедливость, ложь, злоупотребления, боль утрат, противоречат развитию духа патриотизма. Молодые слушают мнения людей постарше. Угрозы, имеющиеся у нас, как внутренние, так и внешние сами по себе не пройдут, их нельзя недооценивать, им надо противостоять. «На нашей стороне правда, поэтому мы не можем проиграть» - сказал В.В. Путин.
Что же такое патриотизм?
Понятие «патриотизм» формируется в античности для обозначения чувств, моральных норм, правовых требований, отражающих отношения личности и общества. Слово «патриотизм» восходит к греческому патрис («родина», «отечество»), патриотес («соотечественник») и означает «любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам». Патриотизм – это «любовь к отчизне». И не только к Отечеству, но и к людям, к семье, своим родным и близким, к их чувствам и традициям и в конечном итоге к самому себе. Патриотизм объявляется высшей ценностью.
Что значит быть патриотом? «Патриот - человек, одушевлённый патриотизмом, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий свою землю и что-нибудь для нее делающий».
Патриотизм является тем фактором, который определяет социальную сущность человечества. Патриотизм формирует мировоззрение, в котором люди видят свое Отечество. Патриотизм добровольное и активное служение населения интересам общества и государства, державе, отчизне. На первом месте, обратите внимание, выделяется общество. А общество это мы с вами. Это наши семьи. Природа, родители, родственники. Родина, народ — не случайно однокоренные слова. По определению А. Н. Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укоренённости и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения».
В последнее время в стране активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения на уровне Государственной власти России, которая ставит своей задачей всестороннюю поддержку патриотического воспитания и это закономерно, ведь на идее патриотизма основывается всякая государственность. В рамках этой задачи идет речь об укреплении духовно-нравственных основ российского общества. Угроза дезинтеграции и сепаратизма побудила В.В Путина заняться патриотическим воспитанием молодого поколения. К такому решению российского лидера подтолкнули «рост национального и религиозного самосознания и связанная с этим угроза дезинтеграции и сепаратизма». На специальном совещании по вопросам патриотического и духовного воспитания, В.В. Путин отметил, что «Культурное самосознание, духовные, нравственные ценности, ценностные коды — это сфера жесткой конкуренции, порой открытого информационного противоборства и уже точно хорошо срежиссированной пропагандистской атаки. И это никакие не фобии, ничего здесь не придумываю, так это и есть на самом деле». Президент РФ напомнил, что «искажение национального исторического, нравственного сознания приводило к катастрофе целые государства», а единственным фундаментом, на котором нужно строить будущее страны, является патриотизм. С принятием Правительством Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 гг.» общественные институты, образовательные учреждения получили хорошее подкрепление своей деятельности и активизировали работу по патриотическому воспитанию детей. Программа ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней – от дошкольного до высшего профессионального. Обновлено его содержание и структуры на основе отечественных традиций и современного опыта.
Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современных российских образовательных учреждениях является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности обучающихся. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Гражданско-патриотическое воспитание. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.
Истинный патриотизм предполагает, как видно из его определения, формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств, которые включают в себя:
- чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
- уважительное отношение к языку своего народа;
- заботу об интересах Родины;
- осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
- проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
- гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
- гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
- уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
- ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
- гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
В КГБ ПОУ-16 работа по воспитанию и формированию патриотизма является традицией, которая включает в себя весь комплекс перечисленных выше позитивных качеств. В мероприятиях, посвященных гражданскому воспитанию, активно принимают участие весь педагогический состав и учащиеся всех курсов.
Для формирования патриотизма в системе воспитательной работы в нашем образовательном учреждении разработана программа гражданско-патриотического воспитания «Я – гражданин России». Разработан план работы месячника патриотического воспитания. Созданные творческие и поисковые группы, состоящие из обучающихся КГБ ПОУ-16. Кружки, посвященные воспитанию патриотизма: «Журналино», При реализации программы используются внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанных качеств. К ним относятся:
1. Потребностно-мотивационный компонент патриотизма. Его формирование осуществляется, прежде всего, в системе учебных занятий, а также путем создания таких ситуаций, в которых бы обучающиеся переживали чувства любви и гордости за свою Родину, восхищались ее героической историей, мужеством и храбростью патриотов, ее выдающейся ролью в развитии мировой цивилизации. Богатый материал по этим вопросам содержит наши учебные программы по истории, литературе, обществознании, право, которые всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма у наших обучающихся. Ежегодно проводятся месячники гуманитарных дисциплин, направленных на формирование патриотизма у молодого поколения. Кроме этого проводятся литературные чтения и конференции, посвященные «200-летию Победы русского народа в Отечественной войне 1812 года».
2. Когнитивно-интеллектуальный компонент патриотизма. Для реализации этого компонента нашим педагогическим коллективом проводятся разнообразные внеклассные мероприятия: тематические классные часы, посвященные памятным датам и знаменательным событиям нашего народа. В рамках программ были проведены классные часы: «Хабаровск – город воинской славы», «День рождения города Хабаровска», «76-летие со дня образования Хабаровского края», «История Хабаровска в музеях города», «День народного единства», «День защитников Отечества», «День матери», «День Конституции РФ», «Блокадный Ленинград», «День Победы», «Сталинградская битва», «День памяти погибшим в локальных войнах», патриотические уроки – «Береги природу», «Окончание 2 мировой войны, капитуляция Японии», «День солидарности в борьбе с терроризмом», «Молодежь и выборы». А также беседы, доклады, сообщения, лекции, политминутки, встречи с интересными людьми, экскурсии, просмотр фильмов на патриотические темы. Это множество напоминаний о том, что именно русский стал первым человеком в космосе, о том, что именно русские избавили мир от угрозы фашизма или о том, что только русские сегодня строят пилотируемые космические корабли, придадут слову «русский» новое звучание.
3. Эмоционально-чувственный компонент патриотизма. Этот компонент состоит из формирования у учащихся патриотических взглядов и убеждений. Большое значение имеет в данном компоненте патриотизма создание педагогических ситуаций, которые включали бы в себя элементы дискуссий, определенную борьбу мнений, отстаивание учащимися своих суждений, в результате чего у них начинает складываться своя внутренняя позиция. Устойчивость и зрелость морального сознания в вопросе патриотизма достигается только при условии, если знания учащихся приобретают характер взглядов и убеждений и выступают в качестве мотивов и установок поведения. Для воспитания таких взглядов и убеждений нашим образовательным учреждением разработаны сценарии по проведению Брейн-ринг: «Великий перелом», посвященный Сталинградской битве; Пресс-конференции «Встреча поколений» важно, чтобы они приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы их деятельности и поведения. Воспитательная работа в этом случае должна не только носить красочный и романтически приподнятый характер, но и отличаться глубиной и убедительностью фактического материала, быть насыщенной яркими примерами проявления патриотизма.
4. Поведенческий и волевой компоненты патриотизма – это формирование у обучающихся способности к волевым проявлениям в области патриотизма и культуры межнациональных отношений. Основным средством для решения этой важной и сложной задачи является включение учащихся в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения. Сюда входят различные виды трудовой, спортивной и общественно полезной деятельности, туристско-краеведческая работа, историко-этнографические экспедиции, празднование историко-юбилейных дат, связи с воинскими частями, встречи с ветеранами, литературно-художественные гостиные, фольклорно-этнографические вечера, организация поисковой работы следопытов, а также конкурсы, выставки, показательные выступления, праздники, викторины. Для реализации этого компонента нами проводятся следующие мероприятия: Посещение Краеведческого музея имени Гродекова. Работа в краеведческом музее с целью подбора материала для составления мультимедийной презентации к теме «Дальневосточные дивизии, участвовавшие в Сталинградской битве». Работа в краеведческой библиотеке по теме «Репрессии в Хабаровском крае», «Дальневосточные дивизии, участвовавшие в Сталинградской битве». Посещение «Военно-исторического музея», музея «Амурского пароходства». Работа в музее училища, оформление материала «Улицы Хабаровска», пополнение экспонатов и реставрация материала. Проведение игры «Великий перелом». Фестиваль «Инсценировка солдатской песни», «Смотр художественной самодеятельности». Выпуск газет: «Улицы Хабаровска», «День Защитника Отечества», «День Победы», «День матери», «Патриот», «Мы – железнодорожники», составление коллажа «Хабаровскому краю -76 лет», участие в митингах «Поддержим Крым», «9 мая», в шествиях «День весны и труда», «День города». Проведены викторина «Век Муравьева-Амурского», исследовательские работы «Первые дальневосточники форсирующие Днепр», «Создание Российского флота». Разработаны задания для групп обучающихся на темы: «Тыл – фронту», «Железнодорожники – фронту», «Дальневосточные дивизии на фронтах ВОВ», «Герои Советского Союза из системы профтехобразования», «Вклад дальневосточников в разгром милитаристской Японии», «Их именами названы улицы Хабаровска». Посещение воинской части и городского кладбища для возложения цветов участникам локальных войн, проведены спортивные мероприятия «Золотая осень», «нормы ГТО».
В целом, говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея средств. Воспитывая лодырей, невежд и наркоманов, – значит, своими руками погубить наше государство и наше будущее. Воспитывая патриотов, деловых и здоровых людей, — значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества.
В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания молодежи. Патриотическое воспитание детей в учебном процессе выступает ведущей составной частью патриотического воспитания детей в общеобразовательном учреждении как сложного социокультурного и педагогического процесса, ориентированного государством в ряде нормативных документов на решение социально-заказных задач. Так, в ст. 2 Закона РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, и одной из важнейших задач названа задача патриотической воспитательной направленности — «воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». Одновременно в законе отмечается, что содержание образования, ориентированное на воспитание патриотизма и гражданственности, должно обеспечивать: адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
Заплавная Ольга Николаевна
преподаватель обществознания
КГБ ПОУ-16

Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение № 16
Для того, чтобы сформировать правильное представление у наших обучающихся о событиях ВОВ в нашем образовательном учреждении была создана поисковая группа «Патриот», организована встреча обучающихся с участниками сражения, тружениками тыла, дети войны и бывшим узником фашистского концлагеря в ходе мероприятия «Встреча поколений».
В ходе мероприятия проведенного 6 мая 2015 г в КГБПОУ16 огромное впечатление на наших ребят произвели повествования Евгения Кирилловича Кохана.
Когда началась война, рассказывает Евгений Кириллович, отец ушёл на фронт, старшая сестра – в партизаны. Немцы боялись партизан и преследовали всех, кого подозревали в связи с ними. Под подозрение попала и семья Е.К. Кохана, в скором времени мать Евгения, сам Евгений и младшая сестрёнка Валя оказались в тюрьме. Мать жестоко допрашивали, нередко избивали, дети пытались защитить, заслонить её своим телом, а немцы натравливали на них овчарок. На глазах у детей фашисты издевались над матерью. Мама погибла от рук фашистов – она была сожжена в печах крематория. Дети чудом спаслись от страшной смерти.
Вот такие стихи в память о погибшей маме пишет Евгений Кириллович:
***
Теперь о ней никто уже не спросит, но разве я об этом промолчу?Мне не забыть, как гневно на допросе, она в глаза смотрела палачу,В подвале – мрак, на стенах крови капли,- Так значит в партизанах дочь? Ответь! И полоснула маму, словно сабля, с узлами на конце витая плеть.Ещё мгновенье – и в ознобе жарком, я рвусь туда, где маму бьют враги.Метнулась вспышкой рыжая овчарка, и я упал.  В глазах – круги, круги.Как будто в зверской пасти свет кончался, и в памяти потом, как вдалеке,Эсэсовец,  разгневанный с разорванной косынкой в кулаке.
Сегодня Евгений Кириллович известный детский дальневосточный писатель и член Союза писателей России. В 2000 году ему присуждена премия им. Якова Дьяченко Хабаровской администрации.
Заплавная Ольга Николаевна
преподаватель обществознания
КГБ ПОУ-16