Доклад Использование здоровье сберегающих технологий в ГПД


Государственное бюджетное образовательное учреждение «Нижнекамская школа №18 для детей с ограниченными возможностями здоровья» Нижнекамского муниципального района РТ
Доклад на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий в группе продлённого дня для детей с ОВЗ».
Подготовила воспитатель группы продлённого дня ГБОУ школы № 18 восьмого вида г. Нижнекамска
Шипицына Зоя Михайловна
2016г.
Тип материала: Обобщение опыта Цель - проанализировать современные здоровьесберегающие технологии, используемые в коррекционно - педагогическом процессе
Описание Работа воспитателя сегодня должна быть направлена на оздоровление ребенка с ОВЗ, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного образования.Сохранение и укрепление здоровья, как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное время особенно важны для детей с ограниченными возможностями здоровья.Эти дети, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, заторможенность, отсутствие длительных волевых усилий и т. д. Поэтому воспитателю и другим педагогам, работающим с такими детьми приходится исправлять не только дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Решению этой задачи помогает использование здоровьесберегающих технологий. Здоровье – это состояние полного физического, духовного и нравственного благополучия. Неслучайно коррекционную педагогику называют ещё и лечебной.
Формы и методы работы в ГПД по здоровьесберегающим технологиям:• влажная уборка учебного кабинета, проветривание помещения;• выполнение учащимися гигиенических процедур; • практические занятия по самообслуживанию;• индивидуальные, групповые, коллективные беседы о здоровом образе жизни;• санитарно-просветительная работа с учащихся медицинским персоналом;• прогулки на свежем воздухе; • подвижные игры на свежем воздухе; • экскурсии на природу;• посещение музеев, выставок;• дни и недели здоровья;• коллективные школьные дела;• оформление наглядности : стенгазеты, стенды и т.п.;• встречи с людьми, ведущими здоровый образ жизни;• инструктажи для учащихся по правилам безопасного поведения;• игры, классные часы, практикумы по отработке навыков безопасного поведения;• чтение художественной литературы, просмотр телепередач, видеороликов по тематике «Здоровый образ жизни».В организации проведения воспитательных часов и самоподготовок учитываю:1) обстановку и гигиенические условия в кабинете: температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;2) число видов учебной деятельности: опрос обучающихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. ;3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной и воспитательной деятельности;4) способы преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.;5) место и длительность применения ТСО, ноутбука (в соответствии с гигиеническими нормами), умение воспитателя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;6) позы обучающихся, чередование поз;7) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на воспитательном часе и самоподготовке – их место, содержание и продолжительность;8) наличие у обучающихся мотивации к учебной деятельности (стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) повышения этой мотивации;9) наличие в содержательной части воспитательного часа вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение обучающимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;10) психологический климат на уроке;11) наличие на воспитательном часе и самоподготовке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.; При работе с детьми необходим индивидуальный подход к каждому ребёнку, понимание его индивидуальных особенностей и поиск соответствующих методов воспитания. Поэтому очень важно работать в тесном взаимодействии со всеми участниками педагогического процесса - родителями, учителями, медработником, кружководами, логопедом, дефектологами.Для сохранения здоровья учу детей соблюдать режим дня. Режим дня – это правильное распределение времени на основные жизненные потребности человека: сон, бодрствование, деятельность (в том числе учебная), прием пищи. Многим требуется проявлять волю и твердый характер, чтобы соблюдать его. Однако режим придает жизни четкий ритм, создает наилучшие условия для работы и отдыха, укрепления здоровья, повышения работоспособности. Если установленный жизненный ритм соблюдается, то он способствует укреплению здоровья, повышению уровня умственной и физической работоспособности, позволяет успешно справляться с учебными нагрузками, воспитывается организованность, воля, сознательная дисциплина. В беседах рассказываю детям о том, как надо соблюдать личную гигиену тела, сна, питания, одежды и обуви, разумно чередовать труд и отдых, отказаться от вредных привычек. Рациональное питание необходимо человеку в связи с непрерывной тратой энергии. Нормальная жизнедеятельность возможна только тогда, когда энергия пополняется веществами, поступающими с пищей. Поэтому добиваюсь чтобы воспитанники мыли руки до и после еды (личные салфетки и мыло), пользовались чистой посудой, необходимо тщательно пережевывать пищу, не отвлекаться и не разговаривать во время еды. Эту воспитательную работу провожу на воспитательских часах. После завершения уроков в школе принимая детей в группу продленного дня, обязательно интересуюсь причинами отсутствия ребенка, самочувствием и настроением детей, знакомлю их с планом дальнейших действий. Во время прогулки дети активно двигаются. Движение как форма физиологической активности играет важную роль в развитии психики и интеллекта ребенка.Проведение прогулки требует такой же продуманности и подготовки, как и все другие виды деятельности. Ее нужно сделать содержательной и интересной. Это требует разнообразия в проведении прогулки, учета физической нагрузки, рационального чередования занятий. Во время прогулок на свежем воздухе устраиваем спортивные игры и соревнования. Эти игры развивают силу, ловкость, волевые качества, выносливость, стойкость, дисциплинированность. Учат дружбе и товарищескому отношению, как к своим одноклассникам, так и к другим детям школы. При благоприятной погоде проводим дыхательную гимнастику, несложные физкультурные упражнения, упражнения на внимание.Помимо игр на свежем воздухе организую прогулки-экскурсии. Благодаря смене обстановки, новизне такая прогулка-экскурсия становится интересной детям. Они с удовольствием наблюдают за живой и неживой природой. Осторожно передвигаясь, дети стремятся как можно ближе подойти к наблюдаемому объекту: шмелю, бабочке, скворцу, воробью - рассмотреть его и сфотографировать. Такое занятие на природе мы называем «фотоохотой». Задача воспитанника - увидеть, как можно больше интересных объектов. Распускающиеся листья на деревьях и кустарниках, цветы на яблонях и вишнях - все это вызывает в детях неподдельный восторг и интерес к окружающей природе, побуждает их к бережному отношению к ней.Во время прогулки на свежем воздухе проводим наблюдения за окружающим миром в течение 15-20 минут. При этом расширяется кругозор воспитанников, развивается речь, познавательный интерес. По возможности используем на прогулке спортивный инвентарь (мячи, флажки, скакалки), с ними игра становится интереснее, привлекательнее, способствует укреплению осанки и развитию координации движений, ловкости, силы, выносливости. Игра – это внутренняя потребность детей в активной деятельности, средство познания мира.В игровой форме развиваются познавательные способности, воспитывается доброжелательное отношение к сверстникам, соперникам, сплачивается детский коллектив, формируются навыки коллективных дел. Даю возможность детям и приучаю самостоятельно организовывать собственную деятельность, наблюдая, чтобы воспитанники не несли вред собственному здоровью. Во время самоподготовки провожу оздоровительные минутки, для того, чтобы учащиеся не уставали и могли работать в полную силу. Физкультминутки провожу иногда с музыкальным сопровождением. Время начала физкультминутки выбираю в соответствии с состоянием учащихся, когда у значительной части детей начинает проявляться утомление (часто отвлекаются, разговаривают). Провожу упражнения направленные на снятие напряжения мышц спины, пальцев рук, плечевого пояса, ног и упражнения для глаз. В течение самоподготовки проводится 1-2 физкультминутки. Перед проведением физкультминутки проветриваю класс. В своей работе использую следующие виды физминуток:1. оздоровительно-гигиенические;2. двигательно-речевые;3. подражательные;4. физкультурно-спортивные.Физминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.Виды современных здоровьесберегающих технологий, подходящих для применения в обычных условиях классной комнаты ,применяемых мною в процессе обучения умственно-отсталых детей :
Дыхательная гимнастика
Динамические паузы
Релаксация
Фонематическая ритмика
СказкотерапияСамомассажТочечный массаж
Пальчиковая гимнастика
Гимнастика для глаз
Весёлая шнуровка
Арттерапия Технология сохранения и стимулирования здоровья - гимнастика пальчиковая. Развитие мелкой моторики рук – играет роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у детей особое внимание обращаю на тренировку их пальцев, а это позитивно влияет и на развитие интеллекта. Например, плетение из резинок различных узоров, браслетов, «фенечек» и т.п.А также провожу:
Игры с пальчиками.
Пальчиковые игры с палочками.
Пальчиковые игры со скороговорками.
Пальчиковые игры со стихами.
Пальчиковый алфавит.
Пальчиковый театр.
Для развития движений руки на моих занятиях кроме новых технологий используются и традиционные формы работы: обведение контура фигур, рисование по точкам, зарисовки в заданном пространстве, штриховка контурных рисунков, изображающих различные предметы.
Сочетание пальцевых упражнений с речевым сопровождением в стихотворной форме, я считаю ,позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта. Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки, на занятиях, а так же 2-3 мин. играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушением речи.
Цель этих упражнений :Регулярно опосредовано стимулировать действия речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи.
Совершенствовать внимание и память - психические процессы тесно связанные с речью.
Облегчить детям усвоение навыков письма
Например: УК–УК –УК , по земле ползёт паук.
ОК- ОК- ОК ,на двери весит замок.
Пальчиками убегаем домой от паука , а там висит замок.
Дыхательная гимнастика
Серия следующих двигательных упражнений направлена в первую очередь на развитие правильного дыхания. От дыхания зависит нормальное снабжение крови кислородом, а также ритм работы сердца, и циркуляции крови в организме. Даже не значительный недостаток кислорода снижает работоспособность. В целях сохранения и укрепления здоровья необходимо настойчиво вырабатывать привычку к правильному дыханию – дышать через нос, глубоко, ровно, ритмично. Дыхание через рот является поверхностным, поэтому организм получает меньше кислорода. Значит, я должна научить детей правильно дышать. Дышать надо равномерно, правильно чередовать вдох и выдох.
Пример данных упражнений:
Вдох через нос – выдох через рот;
Краткий глубокий вдох – замедленный выдох;
Медленный глубокий вдох – краткий резкий выдох;
Медленный выдох, чтобы воздух выходил резкой струёй;
Выдох толчками;
Сделайте глубокий вдох через нос, задержите дыхание, сосчитайте до 10 на выдохе, чтобы воздуха хватило до конца счёта;
Выдохните воздух и не дышите в течении нескольких секунд;
На одном выдохе усиливайте или ослабляйте звук: жужжание пчелы: ж-ж-ж-ж, писк комара: з-з-з-з и т.д.;
«свеча» - ровный, медленный выдох, чтобы пламя «легло», но не потухло;
«погаси свечу» - интенсивный прерывистый выдох.
Особой популярностью пользуется сказкотерапия – это воспитание и лечение сказкой, имеет психологический терапевтический и развивающий эффект. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту.На занятиях по сказкотерапии мы с ребятами учимся составлять словесные образы. Вспоминаем старые и придумывая новые образы, дети увеличивают свой образный репертуар, и внутренний мир ребенка становится интереснее, богаче. Это истинный шанс понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении.
Коррекцию поведения реализуется через сюжетно-ролевые игры. Именно практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребенка как со взрослым, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества, взамен отношений принуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтическому эффекту.
Релаксация
В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп
Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
_______Гимнастика для глаз
Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста
Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога
Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)
В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом
Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности
Коммуникативные игры
1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста начальной школы
Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
СамомассажВ зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами, либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы
Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму
Точечный самомассажПроводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время начиная с 2 класса
Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал
Необходимы соблюдение правил работы за компьютером. Рекомендуется специальная методика для 1-2 класса
АрттерапияСеансами по 10-12 занятий по 30-35 мин. С начальной школы
Занятия проводят по подгруппам 10-13 человек, программа имеет диагностический инструментарий и предполагает протоколы занятий
Технологии музыкального воздействия
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей
Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
Технологии воздействия цветом
Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач
Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров классных комнат. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка
Следующий этап в проведении оздоровительных двигательных минуток упражнение с полиэтиленовым мешком. Данные упражнения вызывает у детей большое удовольствие. Ребёнку предоставляется возможность мять мешок, превращать его в маленький комочек, в палочку, в подушку.
Цель: снятие эмоционального и духовного напряжения.
Для выполнения двигательных упражнений с бумажным мячом я предоставляю ученикам проявить свою фантазию и творчество.
Цель: развивать двигательную активность,
воспитать умение жить в согласии с окружающими людьми,
формировать культуру двигательной активности.
Текст для релаксации
Наступила ночь. Все ложатся спать. Потянули сначала ручки, а потом ножки. Закрыли глазки, устроились удобно. А теперь пытаемся представить, как изменилась наша полянка с наступлением ночи (пауза). Вокруг тишина (пауза). Но вот вылетела сова на ночную охоту. Где-то в траве зашуршал ёжик (пауза). Яркая луна осветила поляну, стала видна вся ночная жизнь (пауза). Но вот появился первый лучик солнца, и поляна постепенно наполняется светом. Всё вокруг проснулось (пауза). Мы с вами проснулись. Открыли медленно глазки, потянулись (пауза). Наступило утро.
Во время этого упражнения звучит спокойная тихая музыка. Я произношу текст медленно, спокойно, чтобы ребёнок мог расслабиться и отдохнуть. После последнего предложения начинает звучать весёлая музыка.
Важным условием результативности использования приёмов здоровьесберегающих технологий является соблюдение последовательности от лёгких к более сложным. Необходимо учитывать следующие принципы : повторяемость, доступность, постепенность выполнения задания.Вот десять «золотых» правил здоровьесбережения: 1. Соблюдайте режим дня!2. Обращайте больше внимания на питание!3. Больше двигайтесь!4. Спите в прохладной комнате!5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!7. Гоните прочь уныние и хандру!8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!10. Желайте себе и окружающим только добра!Список литературы:1. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. 2. Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика//Образование в современной школе.-2005.3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии (1-4 классы). Москва: «Вано», 2004.