Внутришкольный контроль деятельности групп продленного дня (методические рекомендации)

Внутришкольный контроль
деятельности групп продленного дня
(методические рекомендации)
В методических рекомендациях представлен алгоритм осуществления контроля за работой групп продленного дня, программа наблюдений занятий в группе продленного дня.
Адресуется для администрации учреждений образования, воспитателей групп продленного дня.

Внутришкольный контроль в группе продленного дня – это система мер, направленных на определение реального состояния деятельности групп продленного дня и его соотнесение с планируемыми результатами педагогической деятельности.
Цели проведения внутришкольного контроля в ГПД:
совершенствование деятельности групп продленного дня на основе развития аналитических умений и навыков воспитателей ГПД;
компетентная пролверка выполнения нормативных правовых документов, регулирующих деятельность ГПД;
оперативное, умелое и тактичное исправление недостатков в деятельности ГПД;
повышение педагогического мастерства воспитателя ГПД;
выявление, обобщение и распространение эффективного педагогического опыта.
При осуществлении контроля необходимо соблюдать определенную последовательность действий, алгоритм осуществления контроля. Это:
обоснование проверки;
определение цели контроля;
разработка программы контроля;
сбор информации;
первичный анализ собранного материала;
оформление основных выводов по результатам проверки, в которых:
раскрываются основные причины недостатков (успехов);
определяются рекомендации (методические; по исполнению должностных обязанностей);
принимаются управленческие решения (перестановка кадров, обобщение опыта и т.п.);
определяются сроки последующего контроля (при необходимости);
обсуждение итогов проверки на необходимом уровне (педагогическим совете, методическом объединении, малом педагогическом совете, совещании при заместителе директора по учебной (учебно-воспитательной) работе.
Внутришкольный контроль работы
групп продленного дня
Месяц
Вид контроля
Содержание
Формы и методы контроля
Объекты контроля
Ответственные
Где заслушивается

Сентябрь
Тематический
Комплектование
ГПД
Просмотр
списков
Списки учащихся
Зам.директора по УР (УВР), воспитатели
Совещание при директоре


Тематический
Утверждение режима дня и расписания факультативных занятий, кружковой работы
Просмотр графиков, расписания
График режима ГПД. Расписание факультативных занятий, кружков
Зам.директора, директор школы
Совещание при директоре школы


Предупредительный
Проверка правильности и своевременности заполнения журналов ГПД
Просмотр журналов
Журналы ГПД
Зам.директора по УР (УВР)
Совещание при зам.директора по УР (УВР)


Тематический
Анализ плана работы МО воспитателей ГПД
Собеседование
Руководитель МО, воспитатели
Зам.директора по УР (УВР)
Совещание при зам.директора по УР (УВР)

Октябрь
Фронтальный
Посещение режимных моментов. Организация самоподготовки:
- время и качество выполнения домашних заданий;
- дозировка домашних заданий;
Посещение самоподготовки
Воспитатели ГПД
Зам.директора по УР (УВР)
Совещание при директоре школы



- организация учебного труда.





Ноябрь
Тематический
Система работы с учащимися с низким уровнем обученности
Посещение самоподготовки
Воспитатели ГПД, педагог-психолог, учитель-дефектолог
Зам.директора по УР (УВР)
Совещание при директоре школы

Декабрь
Тематический
Проверка посещаемости ГПД в соответствии с заявлением, приказом о зачислении
Книга приказов, заявления, журналы ГПД
Просмотр заявлений и книги приказов, журналов ГПД
Зам.директора по УР (УВР)
Совещание при директоре школы

Январь
Тематический
1.Организация досуга в ГПД
2. Взаимодействие работы школьной библиотеки и ГПД
Посещение занятий по интересам, кружков
Воспитатели, библиотекарь
Зам.директора по УР (УВР)
Совещание при директоре школы

Февраль
Тематический
Проверка санитарного состояния кабинетов во время работы ГПД.
Организация прогулок.
Организация спортивных часов.
Организация динамических перемен.
Посещение прогулок, спортивных часов
Воспитатели
Зам.директора по УР (УВР)
Совещание при директоре школы

Март
Тематический
Анализ работы воспитателей по обобщению пед.опыта
Посещение ГПД
Воспитатели
Зам.директора по УР (УВР)
Педагогический совет, МО


Тематический
Открытые мероприятия в ГПД (по выбору воспитателя)
Посещение ГПД
Воспитатели
Зам.директора по УР (УВР), руководитель МО, аттестационная комиссия
Заседание МО воспитателей ГПД

Апрель
Предупредительный
Деятельность воспитателя по улучшению успеваемости учащихся
Собеседование
Воспитатели
Зам.директора по УР (УВР)
Совещание при зам.директора

Май
Тематический
Динамика успеваемости учащихся, посещающих ГПД
Классные журналы, собеседование
Воспитатели, учителя начальных классов, учителя – предметники, педагог-психолог, учитель-дефектолог
Зам.директора по УР (УВР), руководитель МО,
Заседание МО воспитателей ГПД и учителей начальных классов


Итоговый
Анализ воспитательной работы в ГПД. Выявление затруднений в работе ГПД
Собеседование, просмотр документации
Воспитатели
Зам.директора по УР (УВР)
Совещание при зам.директора


Тематический
Контроль за оформлением документации на будущий год
Анализ документации
Журналы ГПД, планы работы
Зам.директора по УР (УВР)
Совещание при зам.директора



Примерные программы наблюдения занятий
в группе продленного дня

Цель: определить качество работы воспитателя на этапе организационной подготовки учащихся к выполнению домашнего задания.
Программа
Раскрывает ли воспитатель цель выполнения домашнего задания?
Как учитывается характер домашнего задания при организации самоподготовки?
Осуществляется ли связь урока и самоподготовки?
Насколько правильно и доступно проводит воспитатель инструктаж по самостоятельной работе учащихся при выполнении домашнего задания?
Насколько удалось сформировать внутреннюю готовность к выполнению домашних заданий? Каков общий уровень мотивации учеников и можно ли приступать к выполнению домашних заданий?
Готовы ли все ученики включиться в работу?


Цель: проверить, как воспитатель организует самостоятельную работу учащихся во время самоподготовки.
Программа
Какие наиболее эффективные формы работы в организации самоподготовки школьников выбирает воспитатель, учитывая особенности учащихся и уровень их обученности?
Насколько рационально используются фронтальная, индивидуальная, групповая, парная формы работы?
Как включаются в работу учащиеся?
Насколько эффективная помощь воспитателя во время индивидуальной работы учащихся?
Насколько качественно выполнена работа? Каков характер затруднений учащихся, типичных недостатков в их работе?

Цель: проверить осуществление в ходе самоподготовки индивидуального подхода к учащимся с низким уровнем обучаемости.
Подготовительная работа: в ходе предварительного собеседования с воспитателем выяснить, как изучаются и учитываются индивидуально-психологические особенности учащихся с низким уровнем обучаемости и устанавливаются причины их неуспеваемости.
Программа
Какая работа во время самоподготовки проводится с учащимися, имеющими низкий уровень обучаемости?
Удается ли воспитателю вызвать интерес к выполнению домашнего задания у учащихся с низким уровнем обучаемости?
Знает ли воспитатель, как учащиеся с низким уровнем обучаемости усвоили материал урока? Как он определяет это?
Каким образом воспитатель выясняет факт выполнения или невыполнения домашнего задания учащимися с низким уровнем обучаемости, качество их домашней работы?
Владеют ли учащиеся с низким уровнем обучаемости общеучебными и специальными умениями и навыками?
Педагогический такт воспитателя по отношению к учащимся с низким уровнем обучаемости.

Цель: провести наблюдения за работоспособностью и поведением учащихся на самоподготовке.
Программа
Соблюдение гигиенических требований к организации самостоятельной учебной работы детей.
Мотивация учащихся и их отношение к подготовке домашних заданий.
Сформированность произвольного внимания учащихся, их прилежание во время самоподготовки.
Выполнение учащимися правил поведения, уровень сознательной дисциплины.
Организация взаимопроверки, самоконтроля и самооценки выполненной работы.
Трудолюбие учащихся, коллективизм, взаимная требовательность.
Культура общения воспитателя с учащимися, соблюдение воспитателем норм педагогической этики и такта.

Цель: проанализировать выполнение воспитателем основных задач деятельности ГПД.
Программа
Предусматривает ли воспитатель ГПД в ежедневных планах индивидуальную и дифференцированную работу с учащимися на этапах подготовки и проведения мероприятий?
Рационально ли распределяет по дням недели основное содержание работы, например:
понедельник – нравственное, гражданско-патриотическое воспитание, развитие детского коллектива;
вторник – художественно-эстетическое, экологическое воспитание;
среда – работа с книгой, общеобразовательная подготовка;
четверг – физкультурно-оздоровительное воспитание, формирование здорового образа жизни;
пятница – трудовое воспитание.
Какая работа проводится воспитателем по созданию условий:
для личностного развития учащихся;
реализации основных форм деятельности учащихся в ГПД: бытовой, учебной, досуговой, физкультурно-оздоровительной;
развитие творческих способностей учащихся;
формирование навыков здорового образа жизни;
формирования системы отношений к самому себе, другим людям, окружающему миру?


Цель: определить уровень оснащённости игровой комнаты.
Программа
Каким игровым оборудованием оснащена игровая комната? Какие развивающие игры имеются в наличии?
Организованы ли уголки «Библиотечка», «Видео-уголок», «Наша Родина - Беларусь», по правилам дорожного движения, творчества и фантазии, спортивный, отдыха? Чем они оборудованы?
Все ли игровое, спортивное и другое оборудование соответствует гигиеническим требованиям?
Состояние оборудования игровой комнаты по степени износа.


Цель: проанализировать, как воспитатель на прогулке решает основные оздоровительные, воспитательные, образовательные и развивающие задачи.
Программа
Какое место занимает прогулка в режиме дня ГПД?
Является ли прогулка важным режимным моментом, предупреждающим переутомление детей, восстанавливающим их работоспособность?
Насколько правильно продумана тематика, организация, форма прогулок?
Используются ли возможности прогулки для проведения воспитательной работы с коллективом и отдельными учащимися (не путем бесед и нравоучений, путем организации практики общения детей друг с другом и старшими)?
Приучает ли воспитатель во время прогулок учащихся заниматься общественно полезными делами: уборкой пришкольного участка, двора, посадкой деревьев, цветов и т.д.
Каково общее эмоциональное настроение группы на прогулке (спокойное, доброжелательное, дружелюбное)? Как дети общаются друг с другом?


Цель: проверить, как воспитатель организует прогулку с учащимися.
Программа
Каков характер организации прогулки?
одевание детей (воспитатель должен проследить, чтобы учащиеся оделись по сезону и в соответствии с деятельностью на прогулке);
инструктаж о времени и цели прогулки, о правилах поведения;
распределение конкретных поручений.
Насколько правильно воспитатель выбрал вид прогулки?
Прогулка-наблюдение. Основное содержание связано с целенаправленными наблюдениями учащихся за сезонными изменениями в природе, особенностями растительного и животного мира. Место её проведения – ближайший парк, зелёная зона недалеко от школы.
Прогулка – практикум. Используется для отработки, закрепления жизненно необходимых навыков, например выполнение правил дорожного движения.
Прогулка с заданием (целевая прогулка). Содержание определяется задачами общественной жизни ГПД.
Творческая прогулка. Определяющая задача этого вида прогулок – вызвать у детей эмоциональный подъем и организовать их творческую деятельность.
Экскурсия. Ее назначение – познакомить учащихся с историей своего района, города и т.д.
Развлечения на воздухе. Ее назначение – провести массовые подвижные игры для детей, веселые состязания.
Как организовано движение по намеченному маршруту и выполнение предусмотренных заданий, наблюдений?
Каким образом воспитателю удалось провести беседу по теме прогулки, организовать самостоятельную деятельность учащихся?
Насколько воспитателю удалось кратко подвести итоги прогулки?
Как организовано возвращение учащихся в школу?
Обучает ли воспитатель учащихся умению переодеваться, проводит ли работу по закреплению у учащихся санитарно-гигиенических навыков?

Цель: проверить, как воспитатель повышает общую физическую подготовку учащихся, снимает усталость от малоподвижной деятельности на уроках.
Программа
Где организовано проведение спортивного часа?
Подготовлен ли спортивный инвентарь, есть ли спортивная форма у воспитателя и учащихся?
Как организовано проведение спортивного часа (подготовительная часть; основная часть; заключительная часть)? Все ли дети включены в активное движение?

Структура спортивного часа
Начало занятия с медленного бега, чередующегося с ходьбой (3-5 мин.)
Общеразвивающие упражнения из комплекса утренней гимнастики (6-8 упражнений, 4-5 мин.)
Упражнения или комплекс движений, которые рекомендовал учитель физической культуры в качестве домашнего задания.
IV. Упражнениядля развития выносливости: прыжки через скакалку поочередно на правой и левой ногах, на двух ногах вместе (15-20 мин.)
V.Эстафета с элементами полосы препятствий, бег с ускорением.
VI. Подвижные игры: программные, т.е. те, которые изучаются на уроках физической культуры и здоровья.

Структура спортивного часа
(по методике В.К.Шурухина)
Подготовительная часть (5-10 минут):
построение;
организационные указания воспитателя;
ходьба и медленный бег на 300-500м по площадке в колонне по одному;
общеразвивающие упражнения во время ходьбы, или в круге, или в игре.
Основная часть (30-40 минут):
общие для учащихся подвижные игры, эстафеты, спортивные развлечения или самостоятельные игры детей в парах, небольшими группами.
Заключительная часть (5-7 минут):
общее построение учащихся;
спокойная ходьба по площадке или несколько упражнений на внимание, чтобы привести организм детей в относительно спокойное состояние.

Цель: проанализировать полноту и эффективность реализации принципа новизны, необычности при проведении клубного часа.
Программа
Удается ли воспитателю при проведении клубного часа реализовать принцип новизны, необычности; вызвать у учащихся восторженное удивление, активное стремление узнать и разобраться, взяться за дело?
Предполагал ли клубный час свободное общение детей друг с другом, с воспитателем и с теми взрослыми, которые принимают участие в клубном занятии?
Какая работа проводится воспитателем, чтобы клубный час стал своеобразной школой самовоспитания младших школьников?

Цель: определить эффективность воспитательного мероприятия.
Программа
Изучить конспект мероприятия.
Обратить внимание на оформление помещения, своевременную подготовку атрибутов и т.д.
Обратить внимание на время проведения мероприятия (в режиме дня).
Просмотр мероприятия. Насколько воспитателю удалось реализовать познавательную и воспитательную задачу мероприятия?
Обратить внимание на активность учащихся, их занятость в общем деле.
Побеседовать с учащимися о том, что им больше всего понравилось, запомнилось на мероприятии.


Циклограмма контроля и руководства
за работой группы продленного дня

№ п/п
Содержание деятельности зам.директора по учебной (учебно-воспитательной работе)
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май

1.
Проверка выполнения нормативных документов:











- приказ о создании группы продленного дня (комплектование)
ПрК










- приказ о закреплении воспитателей группы продленного дня
ПрК










- наличие заявлений родителей о приеме детей в ГПД (с визой директора учреждения)
ФК



ВК






- приказ о зачислении учащихся в ГПД
ФК



ВК






- характеристика группы, список уч-ся (состав группы по параллелям, класс-группа, группа разновозрастная)
ФК



ПерК






- сведения о родителях, о семье
ФК



ФК






- заявление родителей об уходе уч-ся домой (кого из детей отпускать самостоятельно)
ФК

ФК

ФК


ФК



- сведения о состоянии здоровья учащихся
ФК



ФК






- ведение журнала ГПД
ФК
ТК

ТК


ТК

ИК

2.
Состояние питания учащихся в условиях ГПД:











- назначение ответственного за питание учащихся ГПД
ПрК



ПрК






- проверка организации питания и соблюдения режима питания
ФК

ВК

ФК


ФК



- проверка качества питания учащихся ГПД
ВК
ВК

ВК

ВК
ВК

ВК


- контроль за распределением средств на бесплатное и льготное питание
ПерК

ПерК

ПерК


ПерК



- организация диетического питания
ВК

ВК

ВК


ВК


3.
Проверка ведения школьной документации:











- календарное планирование
ФК



ФК






- ежедневное планирование
ВК
ВК
ВК
ВК
ВК
ВК
ВК
ВК
ВК


- соответствие календарных планов и записей в журнале
ПерК

ПерК

ПерК

ПерК

ПерК


- ведомость успеваемости учащихся

ТК



ТК


ТК

4.
Контроль за посещаемостью групп продленного дня.
ФК

ВК

ВК


ВК


5.
Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических правил и норм:











- месторасположение группы
ФК










- гигиенические условия (чистота помещений, установленный тепловой и воздушный режим, оптимальная освещенность, соответствие мебели росту учащихся)
ФК

ВК

ФК


ВК



- наличие режима ГПД
ФК

ФК

ФК


ФК



- расписание спортивных часов
ФК



ФК






- график проветривания
ФК

ВК

ВК


ВК



- организация дневного сна учащихся 1 класса
ФК



ВК






- рациональная организация внеурочного времени и подготовки домашних заданий (правильное чередование учебного труда и отдыха; характер видов деятельности)

ТК

ТК

ТК
ТК

ТК


- организация свободного времени и его роль в развитии двигательной активности и повышении работоспособности учащихся
ТК
ТК

ТК

ТК
ТК

ТК


- организация и проведение оздоровительных и физкультурно-спортивных мероприятий
ТК

ТК

ТК


ТК



- учет индивидуальных возможностей учащихся, особенно имеющих отклонения в состоянии здоровья
ПерК



ПерК






- соблюдение правил личной гигиены (совместно с медицинской сестрой, врачом)

ВК

ВК

ВК


ВК

6.
Результативность выполнения домашних заданий(самоподготовка):











- организация самоподготовки (наличие памяток для самостоятельной работы учащихся и др.)
ФК


ТК


ТК




- индивидуальная работа с учащимися

ТК


ТК


ТК



- работа с учащимися с низким уровнем обучаемости


ВК


ВК





- работа с учащимися с высоким уровнем учебной мотивации


ВК


ВК





- взаимодействие с классным руководителем, учителями

ПерК


ПерК

ПерК



7.
Организация самообслуживания и общественно полезного труда в группе

ВК





ВК


8.
Контроль за проведением спортивных часов
ВК



ВК



ВК

9.
Контроль за проведением занятий по интересам, работой кружков (работа по развитию творческих способностей учащихся; учет интересов детей; регулярность работы кружков)
ФК

ВК

ВК


ВК
ИК

10.
Контроль за проведением бесед: по технике безопасности; по профилактике заболеваний

ТК



ТК



ТК

11.
Состояние методической работы с воспитателями ГПД:











- планирование работы МО воспитателей ГПД
ПрК







ИК


- планирование аттестации воспитателей ГПД
ПрК
ПерК

ПерК


ПерК

ИК


- самообразование и повышение квалификации воспитателей ГПД (работа над темой по самообразованию, курсовая подготовка на базе АПО, областных ИРО, участие в работе семинаров и т.д.)
ПрК
ПерК



ПерК


ИК


- выявление эффективного педагогического опыта, его обобщение и распространение

ТК



ТК


ИК

12.
Анализ состояния материальной базы (наличие методической литературы, дидактических игр, спортивного инвентаря и т.д.)
ФК



ВК





13.
Индивидуальные собеседования, анкетирование учителей, родителей, учащихся о работе ГПД



ВК




ИК


ПРИМЕЧАНИЕ:
ФК – фронтальный контроль
ВК – выборочный контроль
ТК - тематический контроль
ПрК – предупредительный контроль
ПерК – персональный контроль
ИК – итоговый контроль
P.S. Представленный материал носит рекомендательный характер. Заместителю директора по учебной (учебно-воспитательной) работе необходимо проявить творческий подход к планированию внутришкольного контроля в ГПД.
Литература

Довнар Л.А.. Внутришкольный контроль деятельности групп продленного дня //Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа-2009-№2.-С.37-44.


Районный учебно-методический кабинет отдела образования Дятловского райисполкома. Баклага Е.Н., методист отдела образования, 21981

















2009г
15