Технологическая карта урока математики на тему « Деление с остатком. Запись деления с остатком».


Технологическая карта урока
Предмет: математика, ОС «Гармония», 4 класс
Учитель: Микановскис Е.А., учитель МОУ СОШ № 6
Тема: « Деление с остатком. Запись деления с остатком».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель: ознакомление учащихся с предметным смыслом деления с остатком.
Задачи:
познавательные:
- формировать представление о приёме деления с остатком путём исследовательской работы;
- познакомить с правилом деления с остатком;
-выработать алгоритм деления с остатком;
развивающие:
- развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, мышление, речь, внимание;
воспитывающие:
- создать условие для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать в коллективе, парах, в группах.
Формируемые результаты обучения.
Личностные: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению математики через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем, учащимися.
Метапредметные:
регулятивные УУД: формирование способности формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблемного вопроса, умение контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнёра;
познавательные УУД: развитие умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы;
коммуникативные УУД: развитие умения работать в парах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли.
Учебно-методический комплекс
для учителя:
- Н.Б. Истомина учебник «Математика» для 4 класса .Часть1. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2014.
- Н.Б.Лободина. Поурочные планы по учебнику Н.Б.Истоминой – Волгоград: Учитель, 2010.
для обучающихся:
- Н.Б. Истомина учебник «Математика» для 4 класса .Часть1. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2014.
- карточки для работы в группах с алгоритмом;
- наглядный материал для исследовательской работы в парах.
Этап урока Содержание учебного процесса Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1.Организационный момент
- Проверьте, всё ли готово к уроку. Улыбнитесь. Начинаем работать.
- Эпиграфом к нашему уроку я выбрала такие строки:
Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому.
Я желаю вам удачи в открытии нового. - Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой. - Настраиваются на работу. Личностные УУД: выражение положительного отношения к процессу познания, желание узнать новое.
Регулятивные УУД:
нацеливание на успешную деятельность.
2.Актуализация знаний
- Прежде, чем открывать новое, мы с вами повторим.
- Давайте вспомним, над чем мы работали на предыдущих уроках.
1. Какие числа делятся на 5? На 9?
30, 27, 25, 36, 35, 40, 48, 72, 45
2.Придумайте числа, которые делятся на 2, 7, 3.
3.Я задумала число, умножила его на 6 и получила 36. 12, 42, 54. Какое число я задумала?
4. Я задумала число, разделила его на 4 и получила 3, 1, 8, 5. Какое число я задумала? Организует диалог с учащимися, создаёт условия для повторения действия деления. Работают с информацией, решают примеры, проговаривая правила Регулятивные УУД: оценивание результатов своей деятельности.
Познавательные УУД:
развитие операции мышления(сходство и различие объектов)
Коммуникативные УУД:
формирование умения
слушать и слышать собеседника, вести диалог.
3.Постановка учебной задачи
Сегодня мы продолжим работать со случаями деления и узнаем что – то новое по этой теме. Я вам предлагаю поработать в парах.
На парте у вас лежит раздаточный материал – карандаши и 2 коробки. Посчитайте количество карандашей.(9)
- Разделите поровну 9 карандашей и положите в 2 коробки.
- какое действие вы выполняли? (деление). Что заметили? (поровну разделить не удалось)
- как вы думаете. Что такое 1 карандаш? (остаток).
-Какую тему будем изучать на уроке?
- Предположите цельурока? (научиться делить числа с остатком) Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися, его цели. Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Сравнивают, высказывают предположения. Формулируют тему, цель урока. Познавательные УУД: умение проводить сравнения по заданным критериям.
Коммуникативные УУД:
умение оформлять мысли в устной форме. Регулятивные УУД:
умение формулировать тему и цель урока.
4. Построение проекта выхода из затруднения. Проблемная ситуация
- Вы выполняли сейчас практическую работу. Как записать ваши действия математическим выражением?
Работа в парах. Поднимите листочки.
(2 – 3 парты) Как рассуждали?
Рассмотрите, как правильно записывать примеры с остатком:
9 : 2= 4 (ост.1) проговорить, вспомнить компоненты.
Работа в тетради.
ФИЗМИНУТКА
Коллективная работа
Соотнесите записи и рисунки на доске. Что вы заметили? Прочитайте рассуждения Миши и Маши на стрю28-29 учебника.
Вывод: При делении с остатком результат записывают двумя числами: первое называют неполным частным. Второе – остатком.
На доске примеры на карточках.
32: 5; 48 : 7; 31 : 9.
Перед вами примеры. Посмотрите внимательно, как будем рассуждать?
-что нужно сделать?
(нужно составить алгоритм)
Работа в группах:
Перед вами карточки – помощники, нужно подумать, посовещаться и расположить их в нужном порядке.
(на доску каждая группа)
Составление алгоритма
Алгоритм деления с остатком.
Находим наибольшее число до делимого, которое можно разделить на делитель без остатка.
Данное число делим на делитель. Это значение частного.
Вычитаем из делимого наибольшее число – это остаток.
Проверяем, остаток должен быть < делителя.
Сравнить алгоритм .Что заметили? (4пункт)
Завтра мы дополним шаг алгоритма.
Для этого вы дома понаблюдаете за делителем и остатком
Домашнее задание: № 105. При выполнении обратите внимание на делитель и остаток
Давайте решим пример 32 : 5 по алгоритму с проговариванием. Организует практическую поисковую работу, осуществляет контроль над выполнением задания. Организует коллективную проверку задания. Помогает сформулировать правило.
- Контролирует процесс составления алгоритма. Направляет учащихся на верный путь решения.
Выполняют работу
в группах, доказывают свой ответ. Пытаются сформулировать правило.
Составляют алгоритм под руководством учителя, в дальнейшем опираясь на него. Личностные УУД:
выражение положительного отношения к процессу познания, проявление желания узнать новое.
Регулятивные:
оценивание результатов своей деятельности, сравнивание с эталоном.
Коммуникативные УУД:
проявление активности, грамотное речевое высказывание, соблюдение правила общения, осуществление взаимоконтроля
Познавательные УУД: классификация объектов.
Коммуникативные УУД: проявление активности в коллективной деятельности.
Регулятивные УУД: планирование решения учебной задачи.
5.Первичное закрепление
Пользуясь алгоритмом, решаем с проговариванием. 1 ряд – 10: 6;
2 ряд – 11 : 4; 3 ряд – 17 : 4 Проверяет понимание способа действия. Проговаривают алгоритм работы при решении примеров. Регулятивные УУД: планирование решения учебной задачи, встраивание алгоритма действий
Познавательные УУД: воспроизведение информации, необходимой для решения учебной задачи, обоснование своего выбора.
Личностные УУД: применение правила делового сотрудничества.
Коммуникативные УУД:
проявление активности во взаимодействии.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
-Я вам по новой теме приготовила задания. Сейчас вы будете работать самостоятельно. Выбираете уровень сложности.
Карточки
1 уровень: выпишите и решите только те выражения, в которых деление выполняется с остатком.
15 : 6 23 : 3
12 : 6 40 : 5
10 : 3 8 : 4
2 уровень: соедините выражение с результатами действий.
8 : 3 3(ост.3)
11 : 4 2 (ост.1)
9 : 4 2 (ост.2)
15 : 4 2 (ост. 3)
- Проверьте по эталону. Как вы выполнили задание. Оцените свою работу. Формулирует задание, позволяет выбрать уровень сложности самим учащимся Выполняют самостоятельную работу, опираясь на ранее полученные знания.
Личностные УУД: Самооценка.
Регулятивные УУД: выбор действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД: развитие операции мышления.
Коммуникативные УУД: осуществление самоконтроля.
7. Рефлексия деятельности
Какую цель мы ставили ?Какое открытие вы сегодня сделали на уроке?
Помогло вам открытие достичь цели?
(проговаривание алгоритма)
- А сейчас я вам предлагаю заполнить табличку. «+» - да; «-» - нет.
Поставьте знаки «+» - да, «-» - нет.
Новая тема мне понятна
Я хорошо понял(а) алгоритм
Я знаю, как пользоваться алгоритмом
Я сумею найти частное и остаток
В самостоятельной работе у меня всё получилось
Я понял (а) алгоритм деление с остатком, но в самостоятельной работе допустил ошибки
Я доволен(а) своей работой на уроке
На уроке я учился(ась)учиться: Организует беседу, связывая результаты с учебной задачей. Подводят итог под руководством учителя Регулятивные УУД:
оценка результатов деятельности, формирование адекватной самооценки.
Коммуникативные УУД: проявление активности в деятельности