Роль культурно-досуговой деятельности в патриотическом воспитании детей с интеллектуальными нарушенями

ОКУ «Новопоселёновская школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья» Курского района Курской области
Савенкова Елена Николаевна педагог-организатор

Статья: «Роль культурно - досуговой деятельности в патриотическом воспитании детей с интеллектуальными нарушениями»

Проблемами умственной отсталости в отечественной дефектологии всегда уделяли большое внимание. Но начиная с 60-х годов прошлого века интерес к ним все более возрастает. Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер, О.Е. Фрейеров, М.Г. Блюмина, Л.И. Аксенова, Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горский, С.Г. Семенака и ряд других ученых внесли неоценимый вклад в теорию и практику специальной технологии. Они достаточно подробно описали в своих трудах коррекцию, развитие, особенности обучения детей-олигофренов, проблемы их социальной адаптации, оставив без внимания сферу досуга и заложенный в ней огромный социализирующий потенциал.
Актуальность этой проблемы обусловлена тем, что ее дальнейшая разработка служит основой совершенствования процесса воспитания учащихся в коррекционных школах. Большинство детей с нарушениями интеллекта в силу своих особенностей лишены многого, доступного обычным ребятам: возможности полноценного участия в общественной жизни, выбора деятельности в соответствии со своими склонностями, а иногда даже и нормального общения со сверстниками. По истине могучим стимулом для их творческого развития, расцвета их способностей, расширения диапазона интересов, гуманизации мыслей, чувств и поступков, созидательной активности и, главное, полноценной социализации в обществе является культурно-досуговая деятельность.
Выделяют три формы социализации подрастающего поколения: направленная (целенаправленно создаваемая), ненаправленная (стихийная) и самоизменение человека.
Направленная форма социализации – это специально разработанная определенным обществом система средств воздействия на человека с тем, чтобы сформировать его в соответствии с целями и интересами этого общества. К ней относятся относительно направляемая и относительно социально контролируемая социализация.
Ненаправленная, или стихийная форма социализации – это автоматическое формирование определенных социальных навыков в связи с постоянным пребыванием индивида в непосредственном социальном окружении.
Более или менее сознательное самоизменение человека, в соответствии с его индивидуальными ресурсами и в соответствии или вопреки объективным условиям жизни.
Важно отметить, что любой социальный институт, будь то школа, семья или досуговое объединение могут воздействовать на ребенка как целенаправленно, так и спонтанно, все зависит от программы деятельности того или иного социального института.
Сложность воспитания и социализации школьников с интеллектуальными нарушениями обусловлена тем, что аномальное развитие психики ребенка проявляется в разнообразных нарушениях познавательной деятельности, в грубых отклонениях в плане эмоций и воли, уровень их этического, морального развития находится в прямой зависимости от того, когда с ними начали проводить коррекционно-воспитательную работу. Необходимо с раннего возраста воспитывать у этих детей культурные потребности и познавательные интересы. Умственно отсталые дети должны не только обладать элементарными культурно-гигиеничесими навыками, но и иметь достаточно четкие представления о таких нравственных категориях, как добро, справедливость, взаимопомощь, честное отношении к порученному делу. Патологические черты характера у ребенка-олигофрена – следствие расхождения, возникающего между его биологическим и социальным развитием. В тех случаях, когда удается максимально преодолеть это расхождение, возможно значительное социальное развитие умственно отсталого ребенка.
Нравственное воспитание представляет собой одно из важнейших направлений коррекционно-воспитательной работы по формированию личности аномального ребенка.
Еще одной проблемой социализации детей с нарушениями интеллекта является недостаточная их включенность в культурно-досуговую деятельность. В силу своих особенностей учащиеся коррекционных школ не способны к полноценному участию в общественных мероприятиях, занятиям в кружках, клубах, спортивных секциях. Это обусловлено недоразвитием внимания, наблюдательности, восприятия, представлений, проблемами с моторикой и всей двигательной сферой в целом, а главное, с активностью самих учащихся, вернее с ее отсутствием.
Досуг – это зона активного общения, удовлетворяющая потребности подростков в контактах. Такие формы досуга как самостоятельные объединения по интересам, игровые программы, массовые праздники – благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми. Детская самооценка ориентируется на социально принятые критерии и эталоны. Именно в условиях досуга формируются общности, дающие детям, подросткам и юношеству возможность выступать в самых разнообразных социальных амплуа. В процессе культурно-досуговой деятельности ребенок усваивает социальные нормы и культурные  ценности общества, образцы поведения, присущие данному обществу, приобретает социальные качества, и реализует собственную сущность посредством выполнения определенной роли в практической деятельности.
Все выше сказанное, включая положительные и отрицательные моменты процесса социализации в культурно-досуговой деятельности, в равной степени относится как к учащимся обычных коррекционных школ, так и к воспитанникам школ-интернатов. «Основной контингент учащихся специальной школы 8-го типа составляют дети с наиболее легкой степенью умственной отсталости – дебильностью. Как правило, это дети с клиническим диагнозом «олигофрения». Большинство воспитанников поступают в школу, не имея даже элементарных навыков личной гигиены, не говоря уже о каких-либо нормах и ценностях, что обусловлено пьянством и асоциальным образом жизни их родителей. Вся тяжесть включения этих ребят в процесс социализации ложится на плечи педагогического персонала школы.
Поскольку эти дети лишены семьи, как первичного института социализации, основными агентами их социальной адаптации выступают учителя, воспитатели и сверстники. Основной контингент их общения составляют учащиеся этой школы, социализирующее влияние которых крайне неоднозначно, поскольку на их социализацию влияли те же факторы. Отсюда следует, что основным фактором социализации воспитанников интерната становится культурно-досуговая деятельность. На первый взгляд, кажется, что здесь не может быть ничего сложного: устроить детей в кружки, записать в спортивные секции, привлекать к массовым мероприятиям, и проблема с общением и социализацией будет решена. Но на этом пути перед персоналом школы встает масса камней и подводных течений.









13PAGE 15


13PAGE 14115