Деятельностный подход в работе с одаренными детьми в системе дополнительного образования на занятиях изобразительного искусства

Деятельностный подход в работе с одаренными детьми в системе дополнительного образования на занятиях изобразительного искусства

Одним из приоритетных направлений программы развития МБОУ ДОД «Копьевский районный Дом детского творчества» является работа с одаренными детьми. Изобразительное искусство - одно из самых важных направлений художественного развития детей, которое способствует развитию творческих способностей ребенка и создает условия для раскрытия одаренности воспитанников их самореализации, самопознания, самоопределения.

Мы живем в мире прекрасного. Иногда, даже не замечая этот удивительный мир. Закаты и восходы, луна в облаках, парки в разные времена года Красота везде: и в вазе с фруктами, и в раскрытой небрежно на столе книге. И всё это можно увидеть, почувствовать, запечатлеть в рисунке. Авторская программа «Родной край» – реализация этих возможностей. Интегрированные занятия по программе учат по-новому смотреть на мир, замечать то, что прежде ускользало от взора. Ведь обучение рисованию воспитанников предполагает освоение навыков рисования и обостренное восприятие мира прекрасного. На занятиях осуществляется индивидуальный подход к художественно одаренным воспитанникам, с целью расширения и углубления знаний, по изобразительному искусству, развитие умений и навыков самостоятельно воплощать свои замыслы в разных жанрах изобразительной деятельности: живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном творчестве.
Педагогический опыт работы с одаренными детьми показал, что наиболее важными показателями эффективности являются:
- умение помочь ребенку раскрыть его способности, нацелить на личностное саморазвитие;
- умение перевести педагогическую цель в личную цель ребенка, заинтересовать его, мотивировать на успех;
- умение подобрать соответствующие средства и способы, адекватные конкретному моменту, конкретному ребенку;
- умение оказать педагогическую поддержку каждому ребенку на общечеловеческом и профессиональном уровне;
- умение разбить на этапы и продиагностировать каждый из них: «вход», «промежуток» и «выход» совместной деятельности педагога и ребенка;
для воспитанников:
- освоение навыков мотивации и целеполагания для достижения успеха;
- состояние благоприятного психологического климата в студии получение удовольствия от общения и совместной деятельности с единомышленниками;
- познавательная и продуктивная деятельность, направленная на достижение успеха, адекватную самооценку;
- обогащение личностного и социального опыта (степень адаптации ребенка, коллективность, освоение ролей, автономность и активность).
В образовательном процессе использую контрольно - измерительные материалы такие как: входящий контроль, воспитанники отвечают на вопросы предлагаемой мной анкеты и выполняют задания - рисуночные тесты. На основе полученных результатов планирую работу с каждым одаренным ребенком и группой в целом. В процессе обучения отслеживаю динамику, развития ребёнка путём промежуточного контроля: собеседование, тестирование, зачётные работ, итоговый контроль в форме защиты творческих проектов в старшей группе, участие в выставках, конкурсах разного уровня, предлагаю написание рефератов, участие в исследовательской деятельности, создание портфолио воспитанников.
Способные и одаренные воспитанники занимаются по разработанным индивидуальным маршрутам, где предусмотрено участие в конкурсах и выставках разного уровня, углубленные занятия по темам программы, участие в проектной деятельности. Примерные темы творческих проектов: «Причулымье», «Цвети, моя Хакасия!», «Чулымские просторы»; «Хакасия - славься в веках!», «Природа Хакасии», «Хакасия из космоса» и др.
В своей педагогической практике стараюсь создать условия для индивидуального подхода к художественно-одаренным детям:
Обогащаю окружающую среду ребенка самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности, создаю условия для проявления творческой активности и развития изобразительных действий.
Обеспечиваю  благоприятную доброжелательную атмосферу, предоставляю детям возможность активно задавать вопросы, поощряю высказывание оригинальных идей. Использую личный пример творческого подхода к решению проблем.
Поддерживаю инициативу ребенка, даю четкую установку на успех, помогаю действовать самостоятельно.
Обучение и воспитание художественно одаренных детей строю на основании общих принципов обучения одаренных. Художественная деятельность отличается некоторой специфичностью. В искусстве не может быть оценки «правильно – неправильно» - иначе не было бы огромного разнообразия художников, а был бы один-единственный, принятый за образец эталон. Более того, гениальными названы художники «далеко» уходящие от шаблонов, от реального видения мира: Пабло Пикассо, Сальвадор Дали, Иероним Босх. А как же быть с величайшим полотном Казимира Малевича «Черный квадрат», если оценивать его лишь с позиции натуралистического иллюзионизма – адекватного изображения чисто объективных отношений? Гениальность сокрыта не в форме, а в глубоком содержании рисунка, не «как» написано, а «ради чего». Именно поэтому первоочередная задача воспитания и развития художественно одаренных детей не овладение графическими навыками, а развитие творческой активности, нестандартного видения мира. Ведь именно креативность есть основа любого таланта.
В работе с одаренными детьми выделяю следующие направления работы:
Развитие любознательности как основы познавательной активности. Развитие познавательных процессов.
Как показывают современные исследования, детское рисование на всех его этапах связано с чувственным познанием действительности, прежде всего со зрительными образами. Создавая изображение, ребенок опирается на имеющиеся у него представления о предметах, а не на непосредственное их восприятие.
  Обучение способам  изобразительной деятельности.
«Главным условием совершенствования изобразительных умений, пробуждения интереса к изобразительной деятельности, развития творческой активности стало использование в работе широкого спектра нетрадиционных материалов. Мой опыт работы свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет ощутить незабываемые положительные эмоции раскрывает возможность использования хорошо знакомых детям предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью, способствует развитию творческой активности, преодолению страха перед рисованием, перед тем, что ничего не получится – ведь никто не знает, что должно получится – «Это все я сам сделал!»
Развитие творческого воображения воспитанников находится в прямой зависимости от богатства и развития прежнего опыта ребенка. Чем богаче опыт, тем больше материал, которым располагает воображение. Для развития воображения использую развивающие игры с использованием приемов ТРИЗ:
Игра «Аукцион»
Да- нетки
Неоконченный рисунок
«И все-таки у них много общего»
«Безумный генетик».
«Сумасшедший архитектор».
«Десять плюс десять».
«И это называется»
Агглютинация или совмещение не совместимого.
технология ТРИЗ формирует у детей такие мыслительные способности, как:
анализировать, рассуждать, обосновывать;
обобщать, делать выводы;
оригинально и гибко мыслить;
активно использовать воображение.
Использование игр на занятиях ИЗО способствует более успешному обучению и развитию творческих способностей детей. Игры позволяют решить коммуникативные задачи (научиться завязывать контакты, произвольно вести беседу, пополнять словарный запас, развивать навыки речевого общения). В результате дети становятся более раскрепощенными, уверенными. У детей формируется интерес к самому процессу общения, а не только к его результату.
Выделяю следующие особенности изобразительной деятельности художественно одаренных детей, учитываю возраст:
·  Расположение предметов в соответствии с задуманной композицией
·  Предварительное замысливание сюжета, предварительные наброски
·  Переход от схематического к реалистическому изображению
·  Функционализм. Ребенок рисует не только то, что видит, но и то, что уже знает об этом предмете.
·  Смешанные проекции в рисунке
·  Богатая тематика рисунков
·  Использование в работе большого количества материалов, техник
·  Практическая направленность продуктивной деятельности.
·  Стремление к экспериментированию с различными материалами
·  Специфичность цветовых решений
Использую новые методы фиксации и оценивания учебных достижений воспитанников:
Мониторинг участия в творческих мероприятиях разного уровня по итогам каждого полугодия. Аттестация: по итогам каждого полугодия, заполняю протоколы аттестации воспитанников. Рисуночные тесты, анкеты, вопросники: (по итогам 1 полугодия и года) оформление портфолио по окончанию образовательных программ, творческие отчёты по основным разделам образовательной по программе «Родной край».
Организация авторских выставок выпускников по окончании курса программы.
Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на занятия искусства, открывает новые возможности. В этом случае для меня информационно - коммуникационные технологии – новое средство художественно-творческого развития воспитанников. ИЗО студия укомплектована компьютером с CD-ROM-устройством, аудиосистемой и дополнительно – мультимедиа проектором с настенным экраном или телевизором с большим экраном, подключенным к компьютеру. Компьютер подключен в локальную сеть КРДДТ и имеет выход в Интернет Создан сайт КРДДТ и страничка ИЗО студии «Мир и человек».В учебной деятельности использую сканер и принтер и цифровой фотоаппарат, с 200 4 года ведется фотолетопись студии. Медиотека с электронными материалами (картинки, иллюстрации, схемы, таблицы, тесты) к занятиям более 80 презентаций по темам к программе и разным видам художественным деятельности, около 30 презентаций выполненные воспитанниками. Всю информацию дети добывают сами, при этом обучая друг друга. Предлагаю следующие направления деятельности: «Краеведение», «Искусство народов Сибири», «Особенности декоративно-прикладного искусства Хакасии», «Сохранение природы родного края» и т.д. Используется сеть Интернет.
В работе с одаренными детьми использую авторские материалы, которые повышают производительность труда на занятиях ИЗО:
Электронное пособие к программе «Родной край» (дидактические материалы, презентации, сценарии занятий по разделу «Пейзажи родной земли», хакасские мелодии, тесты, стихи о Хакассии, фото заповедных зон РХ, информация о художниках Хакасии)
Методические рекомендации «Развитие творческих способностей воспитанников с применением ИКТ»- методы исследования способных и одаренных детей.
«10 вариантов организации деятельности с презентациями на занятиях ИЗО»
Рисуночные тесты-задания на развитие творческой активности с использованием ИКТ
Тесты по программе «Родной край» по годам обучения (в программе Mutest) Использование Интернета воспитанниками при подготовке домашнего задания: сообщений, рефератов, творческих проектов, создание электронной продукции (рисунки, слайды, открытки, и т.д.)
Электронное наглядное пособие о искусстве и культуре Республики Хакасия – альбом «Родной край»

Это способствует эмоциональному обогащению занятия, психологически облегчает процесс усвоения, возбуждает живой интерес к предмету познания и расширяет общий кругозор способных и одаренных детей

Руководитель ИЗО студии «Мир и человек»
Комарова Галина Михайловна- педагог
дополнительного образования










Комарова Галина Михайловна

13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215






qђ Заголовок 115